Хронология пророков и пророчеств ч. 6

                ч.6
                ПРОРОК  ГЕСИОД

     Пророк Гесиод,  стал  «пророком»  во-первых, не по своей  так сказать воле, и во вторых не при своей  жизни.  А скорее  уже в силу  реализации своего поэтического дара в сознании последующих поколения  людей тех, кого мы относим  к древним грекам и римлянам и чьи культурные и   литературные достижения  были позже  положены в основу  современной нам  европейской науки и культуры.   Благодаря  чему (в смысле всей той совокупности знаний)  хотя долгим и косвенным путем к нам дошла и вся та «важная информация», которую  первоначально «заложили» в голову Гесиода олимпийские небожители.
      И раз так, то и  давайте объективно посмотрим на фигуру Гесиода  с позиций достижения исторической науки  дня  сегодняшнего.
    Гесио;д (др.-греч. ;;;;;;;; VIII—VII века до н. э.) — первый исторически достоверный древнегреческий поэт, рапсод, представитель направления дидактического и генеалогического эпоса.
 обедневший торговец, переселился в Беотию, где крестьянствовал в деревне Аскра, — «тягостной летом, зимою плохой, никогда не приятной», — близ горы Геликон.
  Справка: Геликон(греч. ;;;;;;;;, др.-греч. ;;;;;;, Эликон) — гора в Беотии (Греция), неподалеку от Коринфского залива. Высота — 1749 метров.
  На западном склоне горы расположен православный монастырь Осиос Лукас, включённый в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
   Согласно греческой мифологии, на горе Геликон находились священные для муз родники. По легенде, источник под названием Гиппокрена возник от удара копыта Пегаса по камню.
   Также на Геликоне находится родник, в который смотрелся Нарцисс. Геликон был обителью муз;
    В своём произведении «Причины» («Aitia») поэт Каллимах из Кирены рассказывает о сне, в котором он снова стал молодым и беседовал с музами на Геликоне.
    В честь муз на Геликоне был построен храм, в котором находятся статуи всех муз, а родник Гиппокрена служил источником вдохновения для поэтов. И именно с тех пор Геликон стал символом поэтического вдохновения.
    А вот, что заставило мальчика  Гесиода из бедной крестьянской семьи и вообще как ему  это удалось! – стать известным эпическим  поэтом, нам, увы,  неизвестно.
     Но сам Гесиод под старость, сидя  с друзьями на пирах, любил  им рассказывает, что в юности, когда он пас скот, к нему явились «Геликонские нимфы», которые призвали его к сочинительству и вещанию истины о прошлом и будущем, вдохнули в него поэтический дар и вручили  (как в свое время и библейскому пророку Моисею правда у того он был более многоцелевого применения!) жезл из пышного лавра — знак отличия рапсода.
     Так Гесиод стал профессиональным рапсодом — исполнителем эпических песен. (Рапсод — м. Древнегреческий странствующий певец, исполнявший под аккомпанемент лиры эпические песни, рапсодии (рапсодия)).
    Но песни  это как говорится  средство,  для  заработка   на жизнь. Сам же  Гесиод писал книги, причем писал их в стихотворной  форме.
    Первое сочинение Гесиода из  вдохновленных ему «Геликонскими нимфами» из числе тех,  что дошли до на это поэма «Теогония» («Родословная богов») которая представляла собой первую попытку систематизировать представления древних греков о картине мира, многочисленные разрозненные предания о богах, создать их своеобразное генеалогическое древо. 

 (Подробно о олимпийских богах хорошо рассказано вот в этой статье: https://ru.wikipedia.org/wiki/Олимпийские_боги)
     И Гесиод с честью выполнил это задание!!! Ибо его данные о олимпийских богах и вошли во всем  современные нам  энциклопедии и учебники по древней истории.

«Блажен человек, если музы любят его:
Как приятен из уст его льющийся голос!
Если нежданное горе внезапно душой овладеет,
Если кто сохнет, печалью терзаясь, то стоит ему лишь
Песнь услышать служителя муз, песнопевца о славных
Подвигах древних людей, о блаженных богах олимпийских,
И забывает он тотчас о горе своем и заботах
Больше не помнит: совсем он от дара богинь изменился.»
    Гесиод. «Теогония»

     Теперь давайте подробнее вникнем в вопрос кто такие эти «Геликонские нимфы» и можем ли мы исходя  из научных познаний  дня сегодняшнего считать, что у Геосида,  в юности был  и контакты  с представителями  высокоразвитой внеземной  цивилизации?
    Которые не только наделили его поэтическим даром,  но и сообщили  некий массив  информации о древней истории планеты Земля, и в частности о олимпийских богах, сотворения ими людей и конечной  их участи.
    А мы уже знаем, что под «Геликонскими нимфами» нам следует понимать жриц  служивших в древнегреческом  храме МУЗ, расположенного в «Долине Муз» у горы Гелиокон, на развалинах которого, впоследствии возник действующий и ныне  православный монастырь Осиос Лукас!
   Справка: «Му;зы (др.-греч. ;;;;;, мн.ч. ;;;;;; «мыслящие») — в древнегреческой мифологии[1] дочери бога Зевса ититаниды Мнемосины, либо дочери Гармонии, живущие на Парнасе богини — покровительницы искусстви наук. От муз происходит слово «музыка» (греч. прилагательное ;;;;;;;, подразумевается ;;;;; или;;;;;;;;), первоначально обозначавшее не только музыку в нынешнем смысле, но любое искусство или науку, связанные с деятельностью муз. Музам посвящались храмы, которые назывались мусейонами  (отэтого слова и произошел «музей»).
    Считается, что муз было девять. Хотя  некоторые  древние  авторы  говорят что между мухами не было равенства и было три старших и шесть младших но для нашего повествования  это не столь важно и поэтому  я далее просто перечислю  всех муз: Каллиопа, Эвтерпа, Мельпомена,  Талия, Эрато, Полигимния, Терпсихора, Клио,Урания»
     А поскольку Гесиоод  у нас был  эпическим поетом то  и передать ему  свой дар  могла только одна из вышеперечисленных муз Каллио;па (др.-греч. ;;;;;;;;  «красноречивая») в древнегреческой мифологии — муза эпическойпоэзии, науки и философии.      По этимологии Диодора, получила имя от возглашения прекрасного слова(;;;; и ;;;;;;;).
     Старшая дочь Зевса и Мнемосины. Мать Орфея и Лина от Аполлона (или от Эагра). По одной из версий,мать Реса. По версии, родила от Аполлона Гомера. Иногда упоминается как мать корибантов. Она по Гесиоду, выдаётся меж музами, шествует за царями.
     По  мнению древних греков Музы, были с человеком во все судьбоносные моменты жизни – рождение и смерть, любовь и брак, выбор пути и предназначения, в минуты творческого озарения. Считалось также, что они имеют дар предвидения будущего!!!
   В то же время, олицетворяя собой все науки и искусства, музы символизировали скрытые в человеке силы, которые должны проявиться в течение его жизни.
   Музы,  по мнению древних греков, открывали в душах  способность прикоснуться к Вечности, к Божественному, а воспоминания об этом воплотить в  созданных людьми стихах, музыке, гимнах и танце.
    Таким образом, музы считались связующим звеном между божественным и человеком.

      Что касается предков Гесиода, то  историки установили, что древнейшие обитатели Беотии принадлежали к племени пеласгов и лелегов. 
    К ним пришел, вероятно, с востока, семитский род кадмейцев, которые основали фивский замок — Кадмею, с севера пиерийские фракийцы, которые поселились главным образом у Геликона и там учредили культ муз. Через 60 лет после разрушения Трои (по обыкновенному летосчислению) пришли из Фессалии эолийские беотийцы, покорили всецело страну и дали ей свое имя; только одно государство минийцев, происходящих также из Фессалии, центром которого был город Орхомен,
      
   Так же  поздние историки, изучившие творческое наследие Гесиода  пришли к выводам, что он в поэтической  и очень  доступной для понимания  своих современников форме в своих произведениях выступает, как ПРОРОК я бы сказал от себя «широкого профиля», «призванный» Музами «вещать истину»!!!, и, в отличие от безымянных певцов гомеридов.
    Существует  и предание называемое («Состязание Гомера и Гесиода») повествующее о том, что когда царь Халкиды Амфидамант погиб в Лелантской войне, то Гесиод участвовал в играх, устроенных в его память, и что он состязался при этом с Гомером и был назван победителем.
    Стоит отметить, что царь Панед, председатель состязания, отдал предпочтение Гесиоду лишь потому, что тот повествовал о «земледелии и мире», а не «войнах и побоищах».
   Состязание датируется рубежом VIII—VII вв. до н. э., что даёт хронологическую опору для времени жизни самого Гесиода.

    Однако наибольшую известность получила дидактическая поэма  Гесода  «Труды и дни».
       Произведение было, как бы  написано в виде обращения к родному брату Персу, который после смерти их отца был недоволен разделением наследства и активно претендовал на имущество, оставленное Гесиоду.
    Поэт призывает брата честно и упорно трудиться, а не уповать на подкуп сильных мира сего!

   Ухудшение положения крестьянства формирует у Гесиода пессимистическое отношение к современности (изложение мифа о непрерывном ухудшении условий человеческой жизни от золотого века до железного).
   В поэму введён разнообразный материал нравственных правил и хозяйственных наставлений, она обильно оснащена фольклором: пословицами, поговорками, притчами, баснями, мифами.
    Изречения: «Кто верит женщине, тот верит вору», «Всякий дающему даст, не дающему всякий откажет» и др.
     Во второй части поэмы систематически описываются работы земледельца и мореплавателя, а также приметы, связанные с различными днями месяца, но мы  их не будем затрагивать, а остановимся все же на отдельных  «пророчествах Гесиода».

           Гесиод о современных ему народах:

Землю теперь населяют железные люди. Не будет
Им передышки ни ночью, ни днем от труда и от горя,
И от несчастий. Заботы тяжелые боги дадут им.
[Все же ко всем этим бедам примешаны будут и блага.

Зевс поколенье людей говорящих погубит и это
После того, как на свет они станут рождаться седыми.
Дети - с отцами, с детьми -их отцы сговориться не смогут.
Чуждыми станут товарищ товарищу, гостю - хозяин.

Больше не будет меж братьев любви, как бывало когда-то.
Старых родителей скоро совсем почитать перестанут;
Будут их яро и зло поносить нечестивые дети
Тяжкою бранью, не зная возмездья богов; не захочет
Больше никто доставлять пропитанья родителям старым.

Правду заменит кулак. Города подпадут разграбленью.
И не возбудит ни в ком уваженья ни клятвохранитель,
Ни справедливый, ни добрый. Скорей наглецу и элодею
Станет почет воздаваться. Где сила, там будет и право.
Стыд пропадет. Человеку хорошему люди худые
Лживыми станут вредить показаньями, ложно кляняся.

Следом за каждым из смертных бессчастных пойдет неотвязно
Зависть злорадная и злоязычная, с ликом ужасным.
Скорбно с широкодорожной земли на Олимп многоглавый,
Крепко плащом белоснежным закутав прекрасное тело,
К вечным богам вознесутся тогда, отлетевши от смертных,

Совесть и Стыд. Лишь одни жесточайшие, тяжкие беды
Людям останутся в жизни. От зла избавленья не будет.

Гесиод о конце света
…………..
Беды великие сводит им с неба владыка Кронион,-
Голод совместно с чумой. Исчезают со света народы.
Женщины больше детей не рожают, и гибнут дома их
Предначертаньем владыки богов, олимпийского Зевса.
Или же губит у них он обильное войско, иль рушит
Стены у города, либо им в море суда потопляет.
Сами, цари, поразмыслите вы о возмездии этом.

О «божественном контроле» над людьми

Близко, повсюду меж нас, пребывают бессмертные боги
И наблюдают за теми людьми, кто своим кривосудьем,
Кару презревши богов, разоренье друг другу приносит.
Посланы Зевсом на землю-кормилицу три мириады
Стражей бессмертных. Людей земнородных они охраняют,
Правых и злых человеческих дел соглядатаи, бродят
По миру всюду они, облеченные мглою туманной.
……………..

О «заповедях» от ГЕСОДА

Есть еще дева великая Дике, рожденная Зевсом,
Славная, чтимая всеми богами, жильцами Олимпа.
Если неправым деяньем ее оскорбят и обидят,
Подле родителя-Зевса немедля садится богиня
И о неправде людской сообщает ему.
И страдает. Целый народ за нечестье царей,
 злоумышленно правду

Неправосудьем своим от прямого пути отклонивших.
И берегитесь, цари-дароядцы, чтоб так не случилось!
Правду блюдите в решеньях и думать забудьте о кривде.
Зло на себя замышляет, кто зло на другого замыслил.

Злее всего от дурного совета советчик страдает.
Зевсово око все видит и всякую вещь примечает;
Хочет владыка, глядит,- и от взоров не скроется зорких,
Как правосудье блюдется внутри государства любого.
Нынче ж и сам справедливым я быть меж людей не желал бы,

Да заказал бы и сыну; ну, как же тут быть справедливым,
Если чем кто неправее, тем легче управу находит?

Верю, однако, что Зевс не всегда же терпеть это будет.
Перс! Хорошенько запомни душою внимательной вот что:
Слушайся голоса правды и думать забудь о насилье.

Ибо такой для людей установлен закон Громовержцем:
Звери, крылатые птицы и рыбы, пощады не зная,
Пусть поедают друг друга: сердца их не ведают правды.
Людям же правду Кронид даровал - высочайшее благо.

Если кто, истину зная, правдиво дает показанья -
Счастье тому посылает Кронион широкоглядящий.
Кто ж в показаньях с намереньем лжет и неправо клянется,
Тот, справедливость разя, самого себя ранит жестоко.
Жалким, ничтожным у мужа такого бывает потомство;

А доброклятвенный муж и потомков оставит хороших.
С доброю целью тебе говорю я, о Перс безрассудный!
Зла натворить сколько хочешь - весьма немудреное дело.
Путь не тяжелый ко злу, обитает оно недалеко.
Но добродетель от нас отделили бессмертные боги

Тягостным потом: крута, высока и длинна к ней дорога,
И трудновата вначале. Но если достигнешь вершины,
Легкой и ровною станет дорога, тяжелая прежде.
Тот - наилучший меж всеми, кто всякое дело способен

Сам обсудить и заранее предвидит, что выйдет из дела.
Чести достоин и тот, кто хорошим советам внимает.
Кто же не смыслит и сам ничего и чужого совета

К сердцу не хочет принять- совсем человек бесполезный.
Помни всегда о завете моем и усердно работай,

Перс, о потомок богов,- чтобы голод тебя ненавидел,
Чтобы Деметра в прекрасном венке неизменно любила
И наполняла амбары тебе всевозможным припасом.
Голод, тебе говорю я, всегдашний товарищ ленивца.

Боги и люди по праву на тех негодуют, кто праздно
Жизнь проживает, подобно безжальному трутню, который,
Сам не трудяся, работой питается пчел хлопотливых.
Так полюби же дела свои вовремя делать и с рвеньем.
Будут ломиться тогда у тебя от запасов амбары.

Труд человеку стада добывает и всякий достаток,

Если трудиться ты любишь, то будешь гораздо милее
Вечным богам, как и людям: бездельники всякому мерзки.
Нет никакого позора в работе: позорно безделье,
Если ты трудишься - скоро богатым, на зависть ленивцам,

Станешь. А вслед за богатством идут добродетель с почетом.
Хочешь бывалое счастье вернуть, так уж лучше работай,
Сердцем к чужому добру перестань безрассудно тянуться
И, как советую я, о своем пропитанье подумай.

Стыд нехороший повсюду сопутствует бедному мужу,-
Стыд, от которого людям так много вреда, но и пользы.
Стыд - удел бедняка, а взоры богатого смелы.

Лучше добром богоданным владеть, чем захваченным силой.
Если богатство великое кто иль насильем добудет,
Пли разбойным своим языком,- как бывает нередко
С теми людьми, у которых стремлением жадным к корысти

Ум отуманен и вытеснен стыд из сердца бесстыдством,-
Боги легко человека такого унизят, разрушат
Дом,- и лишь краткое время он тешиться будет богатством.
То же случится и с тем, кто обидит просящих защиты

Иль чужестранцев, кто к брату на ложе взойдет, чтобы тайно
Совокупиться с женою его,- что весьма непристойно! -
Кто легкомысленно против сирот погрешит малолетних,
Кто нехорошею бранью отца своего обругает,-

Старца, на грустном пороге стоящего старости тяжкой.
Истинно, вызовет гнев самого он Кронида, и кара
Тяжкая рано иль поздно постигнет его за нечестье!
Этого ты избегай безрассудной своею душою.

Жертвы бессмертным богам приноси, сообразно достатку,
Свято и чисто, сжигай перед ними блестящие бедра.
Кроме того, возлиянья богам совершай и куренья,
Спать ли идешь, появленье ль священного света встречаешь,

Чтобы к тебе относились они с благосклонной душою,
Чтоб покупал ты участки других, а не твой бы - другие.
Друга зови на пирушку, врага обходи приглашеньем.
Тех, кто с тобою живет по соседству, зови непременно:

Если несчастье случится,- когда еще пояс подвяжет
Свойственник твой! А сосед и без пояса явится тотчас.
Истая язва - сосед нехороший; хороший - находка.
В жизни хороший сосед приятнее почестей всяких.

Если бы не был сосед твой дурен, то и бык не погиб бы.
Точно отмерив, бери у соседа взаймы: отдавая,
Меряй такою же мерой, а можешь,- так даже и больше,
Чтобы наверно и впредь получить, коль нужда приключится.

Выгод нечистых беги: нечистая выгода - гибель.
Тех, кто любит,- люби; если кто нападет,- защищайся.
Только дающим давай; ничего не давай не дающим.

Всякий дающему даст, не дающему всякий откажет.
Дать - хорошо; но насильно берущего смерть ожидает.
Тот, кто охотно дает, если даже дает он и много,-

Чувствует радость, давая, и сердцем своим веселится.
Если же кто своевольно берет, повинуясь бесстыдству,-
Пусть и немного он взял,- но печалит нам милое сердце.
Если и малое даже прикладывать к малому будешь,

Скоро большим оно станет; прикладывай только почаще.
Жгучего голода тот избежит, кто копить приучился.
Брать - хорошо из того, что имеешь. Но гибель для духа
Рваться к тому, чего нет. Хорошенько подумай об этом.

Пей себе вволю, когда начата иль кончается бочка,
Будь на середке умерен; у дна же смешна бережливость.
Другу всегда обеспечена будь договорная плата.

С братом и с тем, как бы в шутку, дела при свидетелях делай.
Как подозрительность, так и доверчивость гибель приносит.

Женщин беги вертихвосток, манящих речей их не слушай.
Ум тебе женщина вскружит и живо амбары очистит.

Верит поистине вору ночному, кто женщине верит!
Единородным да будет твой сын. Тогда сохранится
В целости отческий дом и умножится всяким богатством.
………..
    На этом я прервусь с цитированием Гесиода и отошлю вас любознательный читатель к источнику, где вы можете самостоятельно и не спеша  ознакомится д двумя основными трудами Гесиода - http://lib.ru/POEEAST/GESIOD/

    Другие произведения Гесиода дошли до наших дней только в виде отрывков, запечатленных на папирусах и в рукописях. В издание Меркельбаха-Уэста от 1967 г. вошло 363 фрагмента.
     А сам Гесиод  умер  своей смертью, проживая  в своем родном селе,  в районе древнего города Орхомена и его современники  не считали  его  пороком.
    Для  этих целей  к древних греков  были   «сивиллы» о которых было рассказано в предыдущей  части этой работы.
              конец  ч.6)


Рецензии