Власть человека - смертельная угроза человечеству

ВЛАСТЬ ЧЕЛОВЕКА НАД ЧЕЛОВЕКОМ И ОБЩЕСТВОМ –
СМЕРТЕЛЬНАЯ УГРОЗА ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ.

   "Особенностью живого ума является то, что ему нужно лишь немного увидеть и    услышать для того, чтобы он мог потом долго размышлять и многое понять".
   Джордано Бруно.

Эволюция на Земле жизни, как высшей формы организации материи, обусловлена эволюцией разума материи –  ее способности к взаимодействию с информацией: восприятию, извлечению, накоплению, преобразованию, анализу и обработке, использованию, воспроизводству и созиданию,  передаче ин¬формации и воли к осуществлению этой способности. В философском обобщении разум представляется как единство духовности, интеллекта и воли. Оба эти определения взаимосвязаны, детерминированы и дополняют одно другое, если признать, что разум, особенно в философском определении, –  это объективное, реальное явление природы, присущее не только человеку, но и природе вообще.  Сделать такой вывод об эволюции разума заставляет как непосредственный анализ эволюции жизни (дарвиновской, ламарковской, берговской –  эволюции через мутации и естественный отбор Ч. Дарвина, градации Ж. Ламарка, номогенез Л.С. Берга), рассмотрение связанной с ней цефализации, общей эволюции вселенной А.И. Вейника, так и современные представления об информации. Разум это вечный двигатель развития и источник его энергии. Любое разумное материальное образование, в том числе человек, имеет два начала, два стремления –  созидательное негэнтропийное (разумное, духовное начало) и разрушительное энтропийное (материальное начало). Торможение негэнтропийного стремления (развития) материальной системы (будь то биологической или технической, природной или искусственной) ведет к преобладанию энтропийных процессов над не¬гэнтропийными и, в конечном итоге, к ее гибели, в том числе и челове¬ка. Необходимо осмыслить, что мы (люди) разумны, понять существующие в природе законы, связанные с разумом, взаимодействием с информацией. И через это остановить процессы гибели человечества, на признаки которых пока безуспешно указывают исследования многих ученых и богословов, начиная от создателей библии до современных, в том числе работы Берга, Вернадского, Павлова, Бердяева, Вейника, Мартынова, Лазарева и других, которых становится все больше, но на исследования и знания которых не обращают внимания властвующие над людьми во всех сферах человеческой жизни, и особенно политики, управляющие народами и миром, возможно, попросту незнакомые с этими материалами в силу "своей сверх занятости". И этот вывод открывает новый взгляд на отношения между людьми в обществе, между человеком и обществом, на его права и обязанности, на отношение общества к человеку; позволяет по новому осмыслить значение и корни религии, искусства и других институтов, формирующих человека: его свободу и достоинство, воспитание, поведение и так далее; позволяет предвидеть хотя бы в общих чертах будущее человечества и объяснить его прошлое. Власть человека над человеком и обществом (или просто власть) подавляет волю, интеллект и духовность человека и общества, т. е. подавляет разум, тормозит его развитие. Это подавление общего частным – явление в природе абсурдное, мешающее появлению и развитию общего. Активизация общественных движений свидетельствует о неудовлетворенности общества государственной машиной, которая тормозит развитие общества. Необходима принципиально иная основа организации как государства, так и общественных коллективов, построенная на совершенно ином мировоззрении, утверждающим разум общества, освобожденным от антропоцентризма и рассматривающим разум как природное явление с его объективными законами, которые возможно познавать и использовать, следовать им.

В этой статье я пытаюсь по своим способностям довести до сознания людей то очевидное, которое нетрудно понять и которое, по большому счету, лишь освобождает от догматов и заблуждений и не противоречит ни религии, ни науке. Не противоречит ни вере в Бога, ни знаниям о природных процессах и явлениях, в том числе знаниям об информации, материальности мысли и так далее. Очевидное в том, что народ, общество обладает разумом, который обеспечивается системой взаимодействия людей. В эту систему разума следует поверить, признать его объективность, изучать разум и совершенствовать его, или хотя бы не мешать его природному совершенствованию властью человека над человеком и обществом. Властвующие не желают отдавать свою власть народу, обществу, они порождают и развивают паразитирование одних людей на других. Но эта власть не просто тормозит развитие разума общества, но и поворачивает это развитие вспять, заставляет деградировать разум народа и, в целом, человечества. Только тогда, когда люди поймут и поверят в разум общества, они в условиях даже нынешней демократии (промежуточной ступени развития общества) станут способны потребовать от властвующих, навязывающих обществу свои законы, конкретных действий по развитию системы разума народа. Потребовать свободы информации, утвердиться во взаимодействии с ней. Разум общества и разум человека в нем взаимосвязаны, дополняют друг друга и способствуют развитию одного и другого. Выдающиеся геологи и философы  В.И. Вернадский и П. Тейяр де Шарден  от учения о биосфере пришли к ноосфере – сфере разума. Ноосфера по Шардену – это коллективное сознание, которое станет контролировать направление будущей эволюции планеты. Коллектив, общество рассматривается как единое целое. Еще Лейбниц (на рубеже 17 и 18 веков) сказал, что ”по степени целостности жизнь сообщества может вполне приближаться к уровню, характерному для поведения отдельной особи”. И это ”единое целое”, то есть общество, обладает разумом и способностями, превосходящими разум отдельного человека.

 Но каковы условия, необходимые и достаточные, для осуществления этих способностей? Если это идеал, то насколько близко наше общество подошло к этому идеалу? Некоторые ученые рассматривают это ”коллективное сознание” как сциентистскую (научную) утопию. Так Н. Винер совершенно по-иному характеризует современное общество: ”государство подобно волчьей стае, которая глупее отдельной особи”. Примером, подтверждающим это утверждение, могут служить телевизионные игры, типа ”один против всех”, ”кто хочет стать миллионером”, в которых общество (аудитория, зал, респонденты) ошибается даже чаще, чем игрок, причем не впечатляющий своим выдающимся интеллектом, хотя в обществе имеются люди, четко знающие ответы на поставленные вопросы. Но это беда именно современного общества, ограниченного рамками власти человека над ним, беда, обусловленная ограниченностью, тупостью системы, не способной извлекать из общества правильные ответы, знания и утверждать их.
 
Перевороты, революции в обществе осуществляются кучкой людей, стремящихся к власти над обществом при полном бессилии общества противодействовать этому. Именно власть человека над человеком и обществом обуславливает успешность информационных войн, позволяет разваливать страны и разобщать народы, что противоречит объективному природному закону объединения. В нашей действительности происходит отчуждение человека от общества. Множество людей в обществе чувствуют себя несчастными, одинокими, отчужденными, хотя общество создано природой для того, чтобы человек как творец, созидатель, как существо разумное – частица Бога, был счастлив в нем. Происходит деградация общества и людей в нем, выраженная в пьянстве, наркомании, разврате и других способах уединения, отчуждения человека. Это отчуждение человека от общества сопровождается потерей интеллекта, приводит к бездуховности, то есть к потере разума. В нынешнем обществе, организованном на основе власти человека над человеком и обществом, попираются законы разума, даже те очевидные, которые следуют из определения разума, содержатся в нем самом.

Необходим выход из создавшегося тупика, и было бы уместно привести призыв Вернадского: ”Этот выход может быть найден только тогда, когда в творческой государственной работе станут участвовать все живые силы страны, когда каждый русский человек осознает в себе гражданский долг, который лежит на нем в этот ответственный момент”. Разве не актуальны эти слова сегодня, особенно для нашего общества, в котором образованных людей гораздо больше, чем во времена Вернадского? Но как отличить живые силы от «неживых», деструктивных в условиях нынешнего всеобщего ”демократического” голосования или снивелированного ”волеизъявления”, как обеспечить  участие живым силам? Зачем образование? В данный момент власть, возможно, и нужна, но она обязана служить осуществлению единственной национальной идеи, предначертанной самой Природой, – построению разумного, справедливого общества. И поскольку справедливо только то, что соответствует законам Природы, потому и современная мысль должна быть направлена на изучение законов разума, его организации. Такова первейшая задача нынешней гибнущей цивилизации. Я надеюсь (я знаю это), что найдутся люди, которые, прочитав эту статью, сумеют донести до сознания людей сведения о разуме общества и его доказательства более талантливо, и общество, народ станет широко пользоваться собственным  разумом, а не ограниченным разумом властвующих над ним.

Эволюция организмов путем естественного отбора, открытая Ч. Дарвиным полтора века тому назад, была дополнена в начале нынешнего века гипотезой А.И. Опарина о путях возникновения жизни на Земле. (Хотя эта гипотеза возникновения жизни на Земле некоторыми учеными подвергается сомнению, но ничего лучшего до сих пор не придумано. Они выносят очаг начала жизни в Космос, но В.И. Вернадский обращает внимание на уникальность природных условий существования сферы жизни именно на Земле, то есть биосферы, поддерживаемых некими космическими процессами). Согласно этой гипотезе химическая эволюция привела к образованию сложных органических веществ, ставших в дальнейшем компонентами сначала фазовообособленных систем органических веществ,  –  так называемых протобионтов, а затем и простейших клеток – протоклеток, обладавших свойствами живого. Возникновение последних положило начало биологической эволюции. (Абиогенные синтезы, то есть возникновение живого из неживого, были подтверждены экспериментально.) "Современные представления полностью исключают гипотезу о случайном происхождении жизни." (Здесь, и далее, приводятся, в основном, цитаты из энциклопедии, БСЭ, с тем, чтобы пока¬зать, что дальнейшие выводы основаны не на тех или иных высказываниях авторитетов, порою спорных и даже ошибочных, а на общепринятых, общеп¬ризнанных, апробированных научных представлениях). Значит, эволюция происходила через "возникновение многомолекулярных фазовообособленных открытых систем (протобионтов), способных взаимодействовать с внешней средой, то есть расти и РАЗВИВАТЬСЯ, используя ее вещества, энергию и тем самым ПРЕОДОЛЕВАЯ НАРАСТАНИЕ ЭНТРОПИИ" (здесь и далее выделено автором). Это "возникновение" вначале происходило в результате коацервации (собирания в кучу, накопления) - возникновения в растворе высокомолекулярного соединения капель, обогащенных растворенным веществом. По А.И. Опарину коацервации принадлежит важная роль в сосредоточении белковых веществ в обособленных участках объема окружающей среды. "Объединение макромолекул в молекулярные "рои" и последующее их скапливание в коацерватных каплях привели к появлению предбиологических систем в водах первичного океана, покрывающего в отдаленные геологические эпохи Землю".

Коацерватные капли-системы "обладают способностью поглощать из ок¬ружающего их раствора разнообразные богатые энергией вещества и за их счет расти, увеличиваясь в размере и массе. При этом скорость указан¬ного процесса определяется свойственной каждой индивидуальной капле химической и пространственной ОРГАНИЗАЦИЕЙ, так что две разновидности капель, находящиеся в одинаковом растворе, ведут себя различно. Одни растут быстро, другие замедленно и даже может происходить их распад. Так, уже на этом этапе появляется возможность отбора". Отсюда делается вывод и его дальнейшее продолжение: "Возникновение и совершенствование приспособленности внутри-молекулярного строения белков и нуклеиновых кислот к выполняемым ими в организмах функциям могло происходить толь¬ко на основе ЕСТЕСТВЕННОГО отбора, которому подверглись целостные эволюционирующие системы - протобионты - и возникавшие из них живые су¬щества." И далее: "В результате длительной эволюции и естественного отбора протобионты превратились в системы более высокого порядка, какими являются живые организмы. ПОЯВЛЕНИЕ нуклеиновых кислот как НОСИТЕЛЕЙ генетической ИНФОРМАЦИИ и ферментов как биохимических катализа¬торов НЕ МОГЛО ПРИВЕСТИ К ВОЗНИКНОВЕНИЮ ЖИЗНИ БЕЗ СИСТЕМЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ ПЕРЕДАЧУ ИНФОРМАЦИИ первых и постоянный синтез вторых... Возникшая в дальнейшем на основе формирования генетического кода способность к передаче наследственной информации от предков к потомкам стала одним из основных свойств организмов". (БСЭ, т.21, С58).

Таким образом, совершенно четко выделяются два этапа эволюционного развития жизни на Земле, не случайно открытые в разное время, разными исследователями, так как эти этапы различны. Первый этап - абиогенный и раннебиогенный или протобиогенный, то есть существующий на клеточном уровне. Второй - биологический, с эволюционным развитием самих организмов. На втором этапе клетки продолжают развиваться, но это развитие уже преимущественно организационное, структурированное. На первом эта¬пе протобионты и протоклетки в процессе отбора конкурируют, "пожирают" друг друга, на втором – они защищают друг друга и защищаются организмом, который они составляют, а уничтожают клетки чужеродные, внедрившиеся в организм. На обоих этапах характерно взаимодействие с информацией, противодействие энтропии и накопление негэнтропии. Причем, чем выше организация жизни, тем больше взаимодействие с информацией. Так, на втором этапе происходит целенаправленное накопление информации так называемыми информационными молекулами нуклеиновых кислот и передача ее по наследству. Эволюция на первом этапе происходила в строгом направлении - к созданию организмов тогда, когда этих организмов не существовало, то есть образование организмов через объединение клеток – это требование, закон природы. Это возможно лишь под воздействием информации, ими потребляемой, и это воздействие и сама информация обязана подчиняться закону Природы, негэнтропийному закону ОБЪЕДИНЕНИЯ. Чтобы стал понятнее этот вывод, обратимся к существующей информации об информации.

По существующим представлениям информация рассматривается как "сообщения, сведения и обмен сведениями между человеком и человеком, машиной, растительным и животным миром, космосом". "Возникают понятия количества и качества (ценности) информации, количества семантической (смысловой) информации... Количественная мера информации привела к информационной теории". Такое определение информации является ограниченным, недостаточным, так как связывается только с человеком как приемником и носителем информации. А ведь с информацией взаимодействует, пользуется ею не только человек, но и весь животный и растительный мир. Выше указывалось, что с информацией связана эволюция жизни на первом и втором этапах.

Сравните: "В начале был логос...", то есть смысл, сведения, информация, и значит, мысль, разум. ”Логос” – это не просто ”слово”, как форма, то есть звук или обозначение на бумаге или где-либо, а содержание, заключенное в этой форме или передаваемое ею. ”Логос” существовал до появления ”слов”, которыми пользуется человек. Это выражение из евангелия от Матфея следует понимать только так, что у Бога вначале возникла мысль, осознанное желание создать Землю и жизнь на ней, человека и Вселенную. Информация и разум есть первопричина всего сущего. (Между прочим, слово, сказанное или написанное без смысла, без пользы, является БЕСполезным, то есть является только Бесу полезным). Принято считать, что причина обуславливает следствие. Но если следствие является желаемым, оформлено мыслью, то именно желание и мысль обуславливают причину, обеспечивающую следствие,то есть как бы следствие становится причиной. Например, человеку тепло в доме с отоплением. В представлении обычного потребителя-обывателя ему тепло по причине отапливаемости дома. Но именно желание человека жить в тепле заставило его напрячь свой интеллект и создать отопление в доме. Здесь отопление уже не причина, а следствие, а причиной тепла в доме является то обстоятельство, что так  захотел человек. У маленьких детей, еще не изучавших философию и причинно-следственные связи, иногда появляется утверждение, что солнце светит, чтобы расцвел подсолнух (сонечник). ”Устами младенца глаголет истина”.  Значит, и Земля, и Солнце, и вся Вселенная созданы Богом для того, чтобы была жизнь. Над этим следует задуматься, чтобы в дальнейшем понять кому и для чего нужна наша человеческая жизнь.

 В.И. Вернадский указывает на уникальность природных условий для существования жизни на Земле. По существующим представлениям именно эти условия явились причиной возникновения жизни. Но ведь можно рассмотреть и по-другому: Космическому Разуму ”захотелось” создать жизнь на Земле, и поэтому были созданы благоприятные для нее условия. (Живем плохо в нашем государстве, т.к. в нем нет разума).

Более правильно в определении информации называть не человека вообще, а его разум, а точнее, утверждать о разуме вообще. Именно своим разумом человек способен "ощущать" информацию. То есть информация – это, прежде всего, питательная среда для разума, это сведения и обмен сведениями между разумом человека или разумом вообще и с любыми другими носителями информации. Без информации разума не существует, что следует и из определения разума, приведенного в начале статьи. "В некоторых философских работах выдвинут тезис, что информация является одним из универсальных свойств материи". В таком случае и разум "является одним из универсальных свойств материи", так как в Природе бесцельно ничего не существует, все несет ту или иную смысловую нагрузку, будь то положительную или отрицательную для самого человека. Информация и разум связаны между собой взаимодействием, подобным взаимодействию электрического и магнитного полей –  изменение одного рождает в материальной среде другое поле. И хотя в официальной литературе (в частности, в энциклопедии) информационное поле не рассматривается, тем не менее, в настоящее время появились и теории информационного по¬ля.

У.Р. Эшби и Л. Бриллюэн придали информации общенаучное значение и исследовали понятие энтропии в теории информации и термодинамике, трактуя информацию как отрицательную энтропию (негэнтропию). Они и их последователи стали изучать информационные процессы под углом зрения второго начала термодинамики, рассматривая ПЕРЕДАЧУ ИНФОРМАЦИИ НЕКОТОРОЙ СИСТЕМЕ КАК УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ этой системы, ведущее к уменьшению ее энтропии. Так разве из этого не следует, что уже на первом этапе эволюции жизни происходили типично негэнтропийные процессы?

Человек своим разумом научился, или пытается, извлекать информацию от материального мира, практически, всей Вселенной, от самых тонких до грубых миров, от изучения строения атомного ядра, лептонов и преонов (вплоть до физического вакуума) до метагалактик. Появляются теории и гипотезы физического вакуума, парена (протоматерии), в которых доказывается существование в одном его кванте хотя бы одного бита информации. И если это так (а это именно так, потому что в противном случае, то есть без информации, было бы невозможно само изучение) и поскольку образование материальных частиц происходит определенным образом, по определенным законам, а не бесконечным набором случаев, то следует признать, что уже на самом низком уровне образования материи, то есть на уровне самых тонких миров, существует такое образование, такая организация, которая определенным образом управляет информацией, или зависит от нее, то есть взаимодействует с ней. Значит, уже на уровне тонких миров существует разум, и эволюция жизни уже на первом этапе есть ничто иное, как эволюция разума в материальном мире, в результате которой на втором ее этапе и появился человек с его "венценосным" разумом. Это по современному представлению об эволюции жизни, а было бы правильнее сказать, что эволюция разума существует от протоматерии и самых первых ее проявлений в виде тонких миров, а разум человека образовался уже на последующих этапах эволюции материи. То есть поскольку информация существует объективно, то объективно существует и обрабатывающая ее система, то есть ею обусловленный и взаимодействующий с ней разум.

 Эволюция организмов, их эволюционный ряд, содержит неопровержимые доказательства эволюции разума живой материи. Из приведенного определения разума следует, что более совершенным разумом должно обладать существо с более высокой организацией приема, обработки, передачи и других взаимодействий с информацией. То есть эволюция жизни, подчиненная эволюции разума, обязана была бы развиваться по пути совершенствования чувствительности к информации, увеличения скорости ее передачи, сокращения расстояний при передаче и обработке информации. Так, высшие животные и человек обладают нервной системой и наиболее совершенными органами чувств. Скорость прохождения сигнала в обычной клетке составляет лишь несколько сантиметров в минуту, а у человека, в его нервной системе, около сотни метров в секунду, то есть в сотни тысяч раз быстрее. Человек имеет самую совершенную организацию нервной системы. Основные органы чувств – глаза, уши, рот, нос – расположены на голове, то есть в непосредственной близости от головного мозга –  центра обработки информации. (Если сравнить реакцию человека на сигнал от этих органов чувств и скорость его прохождения в мозгу, то можно представить сколько циклов ”опроса” нейронов происходит при обработке информации, прежде чем мозг выдаст свое решение). Цефализация указывает на постоянное совершенствование центра обработки – мозга. Высшие животные и человек пользуются создаваемыми ими звуковыми и световыми сигналами при передаче информации, т.е. общении, а человек к тому же имеет вторую сигнальную систему, которая постоянно и бурно развивается. Но оказывается, и этого мало – по данным все большего числа исследователей увеличивается число сенситивных людей, которые способны воспринимать информацию якобы напрямую от Космоса, быть участниками паранормальных явлений. Итак, значит, разум – это объективное явление природы и присущ не только человеку, а эволюция жизни подчинена эволюции ее разума.

Но было бы неверно, невежественно полагать, что эволюция жизни и разума завершена на данном этапе – этапе создания Природой человека и его разума. Остановка развития означает смерть, победу энтропии. Любые образования материального мира основываются на физико-механическом объединении меньших, то есть более тонких,  материальных частиц в большие, более грубые. В результате, по определенным законам Природы выстраивается цепочка: кванты –  частицы –  атомы –  молекулы –  вещества и по¬роды –  небесные тела –  галактики –  и так далее (приводится образно, на самом деле это происходит сложнее. Классификация эволюционных образований природы приводится в работах А. Вейника). Совсем другое дело –  эволюция через объединение разумных образований, непременным условием которой является эволюция разума. Здесь имеют место не только физико-механические законы объединения, но и законы разума, обеспечивающие получение более совершенного разума. Эти законы просматриваются уже на первом и втором этапе эволюции жизни в виде "химической и пространственной организации" при участии информации на первом этапе, а на втором этапе – в  виде организации системы более высокого порядка, обеспечивающей прием, накопление и передачу информации. А с появлением человека и ее обработку и не только использование, но и воспроизводство ее. Экстраполируя эволюцию первого и второго этапов, естественно предположить наличие ТРЕТЬЕГО ЭТАПА эволюции:  негэнтропийного этапа ОБЪЕДИНЕНИЯ уже самих организмов, опять таки основанного на законах взаимодействия с информацией, то есть на законах разума. Ведь разум живой природы не может развиваться путем бесконечного увеличения мозга живого разумного существа, то есть только через цефализацию – это противоречит эволюции всей природы. Более того, цефализация человека однозначно указывает, что природа завершила развитие разума через увеличение мозга человека. А. Вейник приводит в своих работах число перехода количества в новое качество. Оно составляет десять в десятой степени, то есть десять миллиардов. Количество людей на Земле близко к этой цифре и достигло бы ее, если бы люди в борьбе за власть одних над другими не уничтожали бы самих себя. Значит, настало время оформления разума человечества как явления природы. То есть индивидуальное развитие человека как отдельной особи завершено, и человек может развиваться только в обществе, в разуме общества, никоим образом не препятствуя развитию этого разума. Итак, разум развит не только в человеке, но и вне человека, в эволюционном ряду до него и после него, в разуме человечества, то есть общества. Природа заставляет человека подчиняться процессам развития разума общества, его законам, определенным правилам поведения в обществе, многие из которых обозначены в основных мировых религиях и которые доведены и доводятся до сведения человечества сенситивными людьми, способными воспринимать непосредственно космическую информацию. Настало время превратить эти знания из слепой веры в научно обоснованные положения, то есть перевести из слепого доверия в осмысленную веру, в знания.
   
Разум –  явление сугубо негэнтропийное, то есть созидательное. Это следует уже из того, что Эшби и его последователи рассматривали "передачу информации некоторой системе как усовершенствование этой системы, ведущее к уменьшению ее энтропии". Передача и накопление информации и любое иное взаимодействие с ней –  это признак, функция, прежде всего, разума.

Из всего вышеупомянутого следует, что создание человеческого общества есть ничто иное как естественный, природный процесс (какая тривиальная истина!), как третий этап эволюции жизни и разума и что ОБЩЕСТВО как единое целое, как природное существо ДОЛЖНО ОБЛАДАТЬ собственным РАЗУМОМ, более высоким, чем разум человека. Эта "тривиальная истина" в свете эволюции разума приобретает совершенно особый, доселе малоисследованный смысл и особенности. Общество –  это система и разум общества обеспечивается совершенством организации этой системы, совершенством взаимодействия ее элементов –  людей. Общество в своих действиях должно руководствоваться только разумом общества, а не разумом человека или любой группы людей –  царя, вождя, парламента, партии и так далее, также как и человек в своем поведении руководствуется, прежде всего, своим разумом, а не разумом одной клетки или ограниченной группы их. Создание общества через информацию контролируется внешним разумом или Природой, ее законами, также как и создание клеток и организмов. Общество, как и любое живое существо, подвержено естественному отбору. (Апокалипсис –  это не религиозное измышление, а объективная реальность, обусловленная эволюционным развитием природных образований, отклонившихся от закономерного пути, избежать которую возможно лишь познавая и строго соблюдая законы эволюции разума, увеличивая негэнтропию. Преодолеть его можно лишь с помощью более совершенной, разумной организации общества).
 Высокая организация общества, обеспечивающая ему высокий разум, возможна только при высоком эволюционном развитии его членов, то есть людей,  ограниченных в своем поведении единой целью –  организацией высокого разума общества. Принцип "возлюби ближнего", как и многие другие христианские заповеди, – это необходимое условие, принцип высокоорганизованного общества, как любого единого организма, в котором исключается конкурентное "взаимопожирание" элементов, например, клеток в организме человека или любого живого существа. Только раковые клетки "пожирают" здоровые, которые составляют организм. Защита элемента –  забота организма, в целом. Естественный отбор не является основой эволюции, а лишь ее инструментом, с помощью которого Природа отбраковывает образования, отклонившиеся в своем развитии от намеченного ею пути. Движущая сила эволюции – информация. Первых людей, возможно, и родили обезьяны, но это не значит, что человек произошел от обезьяны. Он – результат изменения, а вернее образования человеческого генетического кода под воздействием информации. Такое рождение подобно рождению кукушки в гнезде другой птицы. Гипотеза направленной (то есть предопределенной) эволюции рассматривалась Ж. Ламарком, Л.С. Бергом и другими исследователями.

Обществу не могут быть навязаны невежественные притязания любого человека (в том числе нынешних демократов-идеологов), ведущие к его энтропийному "развитию", равновесному состоянию, по типу рынка, животного биоценоза и им подобных, а также любых других моделей прошлых этапов эволюционного развития как животного и растительного мира в целом, так и высокоорганизованных организмов (например, животных и человека) без анализа закономерностей, ведущих к организации высокого разума. Организация разумного общества не может быть пущена на самотек, как это происходит при нынешних условиях власти человека над обществом и человеком, на фоне равнодушия, безразличия и безволия людей, полагаясь на так называемые естественные процессы, которые, как правило, приводят к равновесию, являются энтропийными. ("Естественный отбор" –  явление негэнтропийное.) Для борьбы с энтропией необходима воля, то есть воля –  непременное условие разума, его неотъемлемое свойство.

В высокоорганизованном, разумном обществе не должно быть власти человека над человеком и обществом ни через политику, ни через науку, религию, литературу и искусство, ни через так называемую пришлую культуру и другие "достижения" современной цивилизации, ни через иные способы подавления человека, то есть властью над ним, например, через деньги и средства массовой информации и другие формы подачи к людям ложной или выборочной информации. (Власть, с одной стороны, является преградой развитию человека, с другой стороны, рождает у него надежду на защиту, как правило, неосуществленную, что и является причиной его равнодушия, безразличия и безволия). Информация жизненно необходима высокоорганизованному разумному обществу и человеку в нем (то есть любому разумному существу) так же, как вода, воздух, Солнце, небо и сама планета Земля, и даже больше, так как информация воздействует не только на тело и его здоровье, но и на душу, на разум.

Образование и развитие общества весьма напоминает эволюцию жизни на ее первых двух этапах. Первая ее фаза –  коацервация, скучивание, образование стада, стаи. Этот период развития еще подобен животному. И поскольку объединению разумных существ необходимо разумное управление, то в условиях отсутствия системы разума в этом объединении во главе стада становится вожак, вождь, обладающий разумом. Такая организация общества на этапе объединения существ, которому способствует разум вождя, является прогрессивной, негэнтропийной. Таким образом, толпе, как аморфному, бессистемному образованию, вождь или совет, парламент просто необходимы. Вот почему в цепочке государственных превращений Платона неорганизованная, несовершенная демократия обязательно завершается тиранией. Толпа и вождизм неразрывно связаны и обуславливают, детерминируют друг друга. Также как толпе необходим разум вождя для ее первобытной организации, так и вождю необходима толпа, ее принцип усреднения, для более легкого управления ею, в противном случае, при по¬явлении людей более разумных, негэнтропийных (личностей), вождь рискует лишиться своего положения вождя. Демократическая толпа превозносит принцип индивидуализма как принцип свободы человека, но каждый поступает (или обязан поступать, не должен "высовываться") как все - на этом индивидуализм и заканчивается. Вот что об этом писал Евтушенко:
          Подавляющее большинство,
          пахнешь ты как навозная роза
          и всегда подавляешь того,
          кто  высовывается  из навоза.

Такая власть вождя или группы вождей (парламента) и толпы над чело¬веком подавляет эволюцию как самого человека, так и общества. Т.е. вождизм и толпа после определенного этапа развития общества, обеспечившего повышение знаний и образованности его членов, являются явлениями энтропийными, уничтожающими развитие.  При такой "коацерватной" организации общества, его разум ограничен разумом вождя, от самого  мелкого  и  невежественного властвующего чиновника до депутата, президента или царя, а разум общества, значит, как единого организма, не развивается. Это особенно остро ощущается теперь, в постсоветское время, в обществе с высоким уровнем образованности его членов. Коммунистическое развитие потерпело поражение не потому, что "коммунизм – это плохо", как утверждают некоторые ”идеологи” из ныне властвующих, а потому что это "развитие" происходило при власти над человеком и обществом властвующих таких же ”идеологов” (впрочем, тех же) и толпы. К тому же необходимо понимать, что коммунистическое мировоззрение создавалось тогда, когда не было представления о разуме общества как объективном явлении, об его организации и устройстве. Однако мечта о высокоразвитом обществе типа коммунистического не является безосновательной и обусловлена духовной потребностью людей, негэнтропийным воздействием разума.

Все существовавшие в истории человечества "общества" имеют один "изъян" – власть человека над человеком и обществом. И потому, в принципе, они равноценны и недаром имеют непримиримых и вечных сторонников и противников. Разные формы власти сменяют одна другую, а затем появляется рецидив этой другой. Так в нашей стране социализм сменил капитализм, а капитализм сменил социализм. Суть их одна и та же –  власть человека над другими. Этой болезнью болеют в большей или меньшей степени и монархии, и тирании, и нынешняя и ранее существовавшие демократии. Стремление к демократии как организованному обществу естественно, но нынешнее образование государств, названных демократическими, является искусственным, надуманным и потому уродливым и во многом абсурдным. К власти приходят демократы, которые лживо утверждают, что при демократии верховная власть якобы принадлежит народу. Отдельный человек, обладающий знаниями, волей, разумом, способный к передаче и обработке информации, не является народом. Народ же –  это нечто эфемерное, бессловесное, безвольное, неразумное как бревно, мумия или кукла, не обладающая этими способностями. В этих условиях выразителями воли народа якобы являются "избранники народа" в виде президента, пар¬ламента и прочих образований. Чтобы они не перепутали свою волю с "волей народа" они выдумывают "с одобрения народа" конституцию и прочие законы, ограничивающие их деятельность и власть. Таким образом, с одной стороны, "народ", обладающий "верховной властью" не обладает ни волей, ни разумом, чтобы воспользоваться этой властью и направить ее по назначению, с другой стороны, выразители воли народа, ограниченные законом, не могут в полной мере воспользоваться собственной волей и разумом, чтобы принять немедленно любое решение,в том числе правильное.

Синдром (сочетание признаков) толпы вызывает тяжелую болезнь общества -конформизм, то есть идолопоклонничество, приспособленчество, пассивность, безразличие, равнодушие. Он присущ любому бездуховному, безвольному, энтропийному обществу вне зависимости от его величины (количества членов –  будь то 300 млн в СССР, 10 млн. в Беларуси, тысяча или сотня в любом объединении, предприятии или даже двое в семье) и его интеллектуального состава (будь то в колхозе или садоводческом товариществе, предприятии или институте, Академии наук или государстве с их академиками, докторами и кандидатами наук, руководителями, специалистами и так далее). Везде интеллект образовавшейся толпы ограничен интеллектом руководителя-вождя. В таком обществе человек, особенно неординарный, преимущественно негэнтропийный, подавлен, безразличен, равнодушен, его одолевает безысходность, изредка среди таких людей прорывается протест в виде "безумных поступков" отчаяния: суицида, самоподжога, появления опоясанным взрывчаткой возле президентской резиденции и так далее. Такое "общество" не является защитой человека от внешней среды, а, скорее, само становится внешней средой, от которой человек ищет защиту. Отсюда и появляется необходимость в законах, конституциях, правах человека, выдуманных властвующими над ним. Конформизм есть порождение власти человека над человеком, результат насилия над ним, защитная реакция униженного человека от толпы, как внешней среды, от авторитетов.

Как-то известный российский доктор юридических наук Ю.А. Тихомиров доложил о своих научных исследованиях на заседании научного клуба "по организации и управлению" при НАНБ. Он открыл, что в мире отмечается организация государств в "правовые семьи", что законы –  это "националь¬ное достояние". "Куда движется законодательная база наших стран –  России и Беларуси?" –  задался он вопросом. Наши же плагиатствующие парламентарии после переворота отправились по государствам мира собирать все "прогрессивное и разумное", не задумываясь, что Беларусь и ее народ имеют свою культуру, геополитическое положение и свое место в информационном поле, что законы достаются народу потом и кровью, волей и временем. И это преподносится как достижение законодательной деятельности Беларуси. Такой плагиат просто недопустим, он деструктивен, разрушителен для Беларуси. Недопустимо копирование чужих законов и "достижений", чужой идеологии, чужого образа жизни и организации. К тому же необходимо учитывать, что нынешние государственные законы во всем мире –  это законы власти человека над человеком и обществом –  это законы энтропии, разрушения и они не подходят Беларуси. Они ставят народ в положение неразумного, для которого единственный путь осуществления эволюции –  естественный отбор,  то есть преимущественно его уничтожение в нынешних условиях открытости миру с существующей в нем конкуренцией народов. Плагиат природой наказуем.

Совсем другим представляется объединение людей в организованное общество, в котором происходит развитие разума, взаимодействие с информацией, не заторможенное ничем, в том числе властью над человеком. Это вторая фаза развития общества, фаза становления его разума. Такое общество –  защита человека, защита его разума, духовности от энтропийных процессов. Такое общество не простая или коацерватная совокупность людей. Его необходимо рассматривать как организованную совокупность неповторимых личностей, автономно взаимодействующих с информацией, то есть как информационную систему с признаками уже известных информационно-поисковой (ИПС) и информационно-логической систем и как хранилище человеческой информации. Общество должно быть такой информаци¬онной системой, созданной на основе знаний и опыта его членов, в которой был бы обеспечен наиболее эффективный и быстродействующий обмен информацией между обществом и человеком, как абонентами информационной системы. Движущая сила общества не экономика, а информация и взаимодействующий с ней разум, существующие объективно. А люди –  и как личности, и как общество –  являются частью, элементами этого разума (сравните: "Человек –  частица Бога"). Властвовать должен не вождь, а каждый человек своей волей и интеллектом, преломленными или отфильтрованными системой разума народа, общества. Будет разум –  будет и экономика. Необходимо только осознать, что такое организованное общество и каждый человек в нем обязан руководствоваться законами разума, частично выведенными в христианских заповедях, а не законами и конституцией, выдуманными властвующими, являющимися всего лишь клеткой для разума общества. Разумное поведение как человека так и общества не должно ограничиваться выдуманными человеком нормами, так как они ограничивают быстродействие разума. И это возможно лишь в системе разума, открытой для каждого человека.

Выше указывалось на противодействие "толпы" всему негэнтропийному. Однако невосприятие современным обществом чего бы то ни было с первого предъявления –  это его защитная реакция и от сугубо энтропийных явлений, разрушающих общество. (Союз уничтожили не народы, а властвующие над его народами). Эволюционное –  это значит негэнтропийное, маловероятное и, естественно, что оно трудно воспринимается людьми с первого предъявления. Все новое (негэнтропийное) первоначально доступно малому количеству людей (около 3%) и для его утверждения необходимы воля и время. Волей обладает разум, а разум общества обеспечивается системой. Значит, система организации общества, его разума должна быть такой, чтобы отсеивала энтропийное и утверждала прогрессивное с меньшими затратами времени. Среднеарифметическое волеизъявление (власть толпы или механического большинства ) и власть человека над обществом тормозят эволюцию, они то и обуславливают эволюцию через естественный отбор.

Внедрение в жизнь человека и общества любого новшества должно пройти этап ликбеза людей и адаптации в разуме общества. (Это один из законов разума, в дополнение к тем, которые обеспечивают взаимодействие с информацией). В противном случае оно будет, скорее, отвергнуто обществом. Новшество должно утверждаться обществом с его разумом, а не толпой, т.е. через человеческие знания, веру, а не через конформизм. Но это требует более четкого представления о знаниях и вере, науке и религии, условиях прохождения и утверждения информации в обществе, становления и обновления истины. Это обширная и очень глубокая тема, требующая отдельного, специального рассмотрения, но мы вынуждены коснуться ее, поскольку власть и здесь пагубно влияет на становление веры, знаний, истины.

Вряд ли можно считать справедливыми определения истины и правды – с одной стороны, и лжи – с другой, без представления о разуме и информации. Такие определения запутаны, содержат заблуждения. Например, истина, по определению БСЭ (т. 10, с.546), есть “верное отражение объективной действительности в сознании человека, воспроизведение ее такой, какой она существует сама по себе, вне и независимо от человека и его сознания“. Что такое “верное“ – это истинное (масло масленое) или основанное на вере? Что значит отражение в сознании человека чего-то независимого от его сознания? Что или кто определяет объективное и действительное? Существуют ли истины, зависимые от сознания (истины абстрактного мышления)? Ложь – ошибка – заблуждение – неопределенность – сомнение – доверие – убежденность –  знание – вера. Существует ли связь между понятиями этого ряда? Что ж, здесь можно утверждать, что вера – это высшая степень доверия, а ложь есть насильно навязываемая ошибка. Но в этих определениях участвуют признаки разума – в первом случае воля субъекта, во втором – власть, то есть навязывание субъекту чужой воли. Можно определить веру как способность к выделению, восприятию истинной информации. Но тогда нужно уточнить, что истинная информация та, которая исходит от предмета или явления и отображает его действительное состояние. А истинность – это совокупность информации, полученной множественно человеком или разными людьми, обработанной в системе разума, позволяющей выделить интересующую человека полезную, то есть действительную информацию, отличить ее от помех (то есть ошибок, заблуждений и лжи). В технике это достигается применением приемных и обрабатывающих систем, позволяющих максимально увеличить соотношение сигнал-помеха. Истинное – необязательно и даже далеко не всегда есть среднеарифметическое или наиболее множественное, это есть аномальное, выделяемое лишь при знании законов, по которым проистекают процессы в изучаемом, постигаемом явлении. (В математике любое конечное количество примеров, удовлетворяющих, например, теореме, не является доказательством этой теоремы). Истина доказывается разумом, а не опытами, которые к тому же могут быть ошибочными. Истинное не обязательно может быть истиной, а лишь приближением к ней. Истина имеет область или определенные условия существования и, значит, определение, выделение ее зависит от кругозора, широты взглядов, знаний. Истина есть категория разума, постигается разумом общества и даже рождается им на основе веры. (Истина для одного человека не есть истина для всех и, значит, не может считаться объективной.) Отсюда, в современном представлении истина большей частью относительна или претерпевает изменения с приобретением новых знаний. Значит, одна и та же информация может быть истинной или ошибочной, а при насилии – ложной. Например, южная стрелка компаса в полдень указывает на Солнце. Эта истинная для нас информация является ошибочной в странах южного полушария, где на Солнце указывает северная стрелка. (Вот почему плагиат недопустим – то, что является истиной для других стран и народов, для нас может оказаться ложью).
 
Знания – это опыт другого человека, интеллектуально обработанный в обществе, т.е. другими людьми, и получивший таким образом признание, т.е. доверие или даже веру. Как видим, и в этих определениях присутствует воздействие разума человека и других людей и информации, их связывающей. В таком случае можно дать более завершенное определение веры человека – это его психическая, умственная, духовная, волевая, т.е. разумная сила, обусловленная обществом и Космосом, связывающая информацию с объективным явлением. Таким образом, вера и конформизм есть, соответственно, волевое и безвольное состояние психики человека, формируемое под воздействием общества, его структуры, взаимоотношений людей в нем и власти над ними. Вера и знание, если не синонимы или клоны, то близнецы. Знание построено на вере или доверии чужому опыту, а вера есть знание, так как тоже утверждается через волю, через доверие и проверки, т.е. через разум. И даже вера религиозная есть знания, так как она содержит опыт человечества, о чем свидетельствует подтверждение современной наукой все большего числа положений библии. Таким образом, состояние веры и знаний человека зависит от разума общества, и они могут быть уничтожены властью в нем. Так, переворот власти в Союзе уничтожил не только веру людей в коммунистическое будущее и его идеалы, но и многие постулаты и доказательства науки, особенно общественной, унизил науку, подорвал к ней доверие людей, перевел ученых в низшую касту, позволил развитие лженаукам, особенно поддерживающим власть, усилил значение власти в сфере самой науки.

Природа создала общество людей, наделив человека верой в другого человека и общество. Вера – цемент общества, без единой твердой веры не может быть монолитного прочного общества. Недоверие правительству, власти ведет к неминуемому распаду государства и общества, как это произошло в Союзе, доказавшем своим распадом, что конформизм весьма зыбкая основа объединения людей. И такой единой верой должна стать вера в разум Природы и разум общества, в их объективность и действительность. Без веры в разум невозможно его изучение как любого явления, отсутствующего в человеческом мировоззрении. Любое научное открытие начинается хотя бы с сомнения. Вера в разум Природы позволяет изучить его эволюцию в материальных системах, иерархию его системного строения и определить общие свойства систем разума на принципе редукционизма на известных моделях (человека, животного, клетки) и эмерджентные свойства конкретной системы разума народа. И образованность народа как раз и необходима для утверждения веры в разум, для восприятия его доказательств и свойств. Единая вера к человечеству может прийти только через интеллект людей, через доказательства и знания, без помощи чудес, доказывающих могущество Бога или Сатаны, и вселяющих в человека страх и подавляющих его волю, уничтожающих в человеке разум, принижающих в человеке Бога. Гармоничным и эффективно организованным общество станет лишь тогда, когда гражданин будет не только вождей винить в плохой жизни своей и народа, а чувствовать в том вину собственную, исходящую изнутри, а не по воле закона властвующего. Не спасать народ надо, а дать ему возможность самому сделать это на основании собственного разума и веры.

Мир разнообразен, хоть это разнообразие не бесконечно, благодаря естественному отбору. Разнообразны люди: один человек обладает повышенными способностями к восприятию информации, но не знает, что с ней делать, другой обладает повышенными способностями к анализу, обработке информации, для него достаточно немного информации, чтобы сделать и найти правильные выводы и решения, то есть дать новую информацию, третий способен передать информацию в форме, наиболее доступной для понимания других людей, четвертый обладает превосходной памятью, много знает (но всего знать он все равно не может), но не знает, что делать с этими знаниями, с этой информацией, пятый... и так далее. Они дополняют друг друга, их существование невозможно друг без друга, поскольку в одном человеке невозможно соединение всех способностей и талантов всего человечества, народа. Все вместе они и составляют разум общества, если действуют в системе разума –  они в системе попросту необходимы друг другу, но властное превосходство любого из них над другими ведет к разрушению системы разума, то есть к болезни этого разума общества, к его ограничению, недоумию. Разум народа может процветать лишь в системе, обеспечивающей раскрытие способностей всех людей, востребования их знаний, но не подавления одних другими. И то, что в Беларуси с ее множеством образованных и интеллектуальных людей, отмечаются весьма низкие темпы развития, допущена деградация людей и государства, торжествует примитивизм, стремление высших властных структур к плагиату, к бездумному копированию "достижений" других государств и народов, свидетельствует только об отсутствии в Беларуси (да и у всех славян) такой системы разума.

Итак, общая эволюция материального мира и эволюция разума в нем показывают, а рассмотрение цефализации подтверждает, что время homo sapiens, как вида организации системы “человек” прошло. Прошло так же, как когда-то прошло время дриопитеков, синантропов, питекантропов, неандертальцев и прочих видов человеческого рода, предшествовавших виду homo sapiens. Более того, анализ цефализации самих гоминид показывает, что завершено развитие гоминид вообще, то есть всего человеческого семейства и рода –  биологической надсистемы вида homo sapiens и даже наметилась его деградация. Но это означает лишь то, что практически завершена биологическая организация человека, и вовсе не означает, что завершена организация его разума, а через разум и дальнейшее развитие его самого. Этот анализ лишь свидетельствует о том, что человек имеет две сущности: биологическую или, как говорят, животную, и умственную, духовную, разумную, созданную или достигнутую в результате эволюции жизни как эволюции разума.
Если биологическое начало затормозилось, или, в сущности, прекратило свое развитие, то эволюция разума может и должна продолжаться вне биологической эволюции человека. По сути так и происходит: человека с его духовным, разумным началом вне общества не существует. (Сравните: живые клетки, из которых состоит человек, биологически, в целом, сформировались задолго до появления современного человека). Природа создала общество для создания разумной сущности человека, но человек своею властью над человеком и обществом тормозит развитие общества, а значит, тормозит развитие разума, негэнтропийных процессов во Вселенной и по закону естественного отбора должен быть уничтожен как не выдержавший экзамен (если не поймет это своим мало совершенным разумом).

Значит, перед человечеством стоит выбор: либо погибнуть как любая неразумная замкнутая материальная система, завершившая свое развитие, и подверженная, как утверждают сторонники креационизма, энтропийному воздействию второго закона термодинамики. Или длительно погибать как система недостаточно разумная, не удовлетворившая общему развитию разума в природе, то есть требованиям естественного отбора. Либо включить свой разум в дальнейшее его развитие в системе разума и на этой основе закрепиться во Вселенной и, значит, обеспечить будущим поколениям вечное существование, столь же вечное как и сама жизнь, и материя, и разум. В разумном обществе просто необходима система прохождения предложений, система обсуждений их вне зависимости от того, какими фантастическими они вначале кажутся, система приема по этим предложениям решений, какими бы невероятными они ни были.
 
И тогда человек перешагнет из нынешнего энтропийного неразумного царства "зазеркалья", из своего животного состояния в царство мыслей и разума, в царство реальности, прогресса и развития. И в царстве этом многое будет наоборот, обратным нынешней неразумной действительности: производитель не будет платить бешеные налоги, а станет получать помощь, дотацию, поощрение, так как трудиться станет почетно и производство будет поощряться, а не задавливаться поборами, превращая людей в ленивых и хитрых животных. Банки (если останутся) будут покупать у населения доллар (если останется) дороже, а продавать дешевле, как и всякий подержаный товар. (Поскольку доллар покупается, он стал товаром, потеряв свои экономические функции денег как меры труда. В развивающемся обществе прошлый труд ценится дороже нынешнего, у нас же наоборот. Если это называется экономикой, которую нынешние известные доктора экономических "наук" называют искусством, то в будущем восторжествует антиэкономика –  действительно экономическая наука, а не искусство обмана людей). Торжествовать будет не малоэффективная частная, а античастная собственность, и что-то подарить станет действительно удовольствием, а не только признаком культуры и воспитанности. По Гегелю собственность –  это субстанциональное продолжение человека, т.е. часть души его; и действительно, чем больше собственность у человека, тем мельче душа его самого. Изменится морально-нравственное и духовное состояние человека и не по указанию властвующих над ним, не под давлением всего ныне мощного арсенала психического воздействия, а на основе его образования, которое станет его духовной потребностью, пропуском в систему разума, а не способом более легкого добывания куска хлеба, да и то с позволения властвующих. Люди станут жить и общаться между собой по религиозным заповедям, но не просто в вере в Бога, в вере слепой, что неприемлемо для мыслящего, разумного человека, а осмысленно, осознавая, что по-другому просто жить невозможно, то есть придет вера не просто религиозная, а вера общая, общечеловеческая – вера в разум, знания. И многое еще будет наоборот в разумном обществе, которое будет состоять не из членов, а мозгов, потому что разумное –  это негэнтропийное, а значит, маловероятное. Человечество многого достигло в изучении физических миров и в технике. Сегодня действительно то, что сотни лет тому назад казалось немыслимым, неосуществимым. Но в разуме люди находятся на застывшем примитивном уровне прошлых тысячелетий. И новая эпоха – это эпоха разума, его невероятностей.
 
Хочу предупредить, что у меня нет цели навязать людям свой опыт и знания о разуме насильно, как это обычно делают властвующие, не требую немедленного обращения людей в веру в разум, как это делают пророки и проповедники, зарабатывая себе авторитет. Мне хотелось бы, чтобы поданная здесь информация наконец-то стала обсуждаться, обрабатываться, чтобы люди хотя бы попробовали, начали учиться мыслить в системе разума, и обращаюсь к властвующим, от которых зависит прохождение этой информации с просьбой хотя бы не мешать этому.  Все остальное зависит от Бога, от Разума Природы и желания и готовности людей быть в системе разума. Вера человека в разум общества должны родиться не от человека, а от общества и утвердиться им (хромосомы зачинают, но не рождают организмы. Только общество может родить новое, прогрессивное общество, но не вожди и короли, ограниченные в разуме).
Апрель – ноябрь  1998.                Рудковский


Рецензии