18. Глава 3. Пока разброд. Торрент-сутра СНА

“Take time to see the quiet miracles that seek no attention.”

      Откуда у древних евреев золотой телец (баран)? И, откуда у древних греков золотое руно? Но вот напасть: не могу уверенно сказать, что сегодняшнее открытие – результат работы моей напряженной подсознательной мысли. Я задумался над этим только дня два назад, когда Катя весьма настойчиво допытывалась, откуда появился баран в качестве Бога? Я не мог ответить! Удивительно, я никогда просто не думал над происхождением этого  древнего сакрального образа. И не помню, чтобы встречал его объяснение у Фрейда или в какой-нибудь книге о Древнем Египте. Сейчас думаю, что объяснение Амону – золотому тельцу и золотому руно я получил опять же от Ивана Борисовича Галанта. Возможно тогда, когда он рассказывал о своих отношениях с Фрейдом по поводу его идеи о Моисее, сыне фараона. Древние Египтяне всегда поклонялись, по сути, трем богам. Ра – солнцу (на солнце нельзя смотреть, ослепнешь). Осирису (ибо все умирают, даже фараоны и жрецы) и богу, который бывает могущественней Ра – Амону  (барану): Амон заслоняет собой Ра. Солнце заслоняется кучерявыми облаками, так похожими на барашка! Если лучи солнца прорываются сквозь облака, то облака окрашиваются в золото (вот и золотое руно). Древние Египтяне и евреи, как и древние греки, оставались по сути своей язычниками. Их божества начисто лишены были эзотерики (читай гимны, приписываемые Эхнатону, отказавшемуся почитать Амона богом). Неудивительно, что Эхнатон, страдая «окаменелостью шейных позвонков» с рождения, не мог видеть не только диск солнца, но и небо, с плывущими по нему облаками. Евреи, не раз бунтовавшие против Моисея, совершенно логично не пустили его в землю обетованную… .Еще раз повторяю, даже если то, что я написал о боге-баране-облаке, - плод моего почти пятидесятилетнего подсознательного размышления, все же семя этого плода посеял в мою психику Иван Борисович Галант, как и интерес к Древним египтянам и Моисею.
      …Сегодня, во второй день тренировки в новом спортзале я решил весьма активно вмешаться в логику (закономерность) совпадения: когда я выполняю конкретное упражнение – удар пяткой в подбородок противника через разворот со спины и телефонного звонка ко мне в это время. Повторяю, что это происходит уже года два, как я сделал спортзал в родительском доме в Завидово.  При этом, телефонные звонки (иногда sms-ки) приходят из разных городов, даже стран (Англии, Германии), от самых разных людей и по разным поводам. Тренируюсь я тоже в разное время, с интервалом иногда до 5 часов между временем предыдущей тренировки и последующей. И тренируюсь, отнюдь, не каждый день. Вчера, после почти месячного перерыва тренировок, во время выполнения этого упражнения позвонила мне из Москвы Катя.
       Сегодня я сделал следующее: 1. Начал тренировку на 6 часов раньше вчерашней; 2. Взял с собой новый мобильник, на который мне в спортзал еще никто не звонил; 3.Изменил последовательность проведения приемов – прием с разворотом и ударом пяткой в нижнюю челюсть, я сделал не восьмым (как обычно), а вторым; 4. Исключил упражнение, похожее на это – также с разворотом, но стопой в живот; 5. Вместо удара пяткой наносил удары пальцами стопы. Ничего не получилось! При выполнении третьего удара позвонил местный телефон! Звонил внук соседки Шуры, который должен был звонить вчера в 17 часов. А позвонил сегодня в 14 часов. Опять – совпадение! Я вспомнил, как в одно мое дежурство в 13 ПБ Клинского района поступил больной с первым острым приступом шизофрении, с синдромом Кандинского. Он был, как говорят психиатры, психомоторно  сильно возбужден. В панике. И постоянно кричал: «Я телепат! Я телепат!» (кто не знает, поясняю: при указанном синдроме больной испытывает состояние, что: а) его мысли знают все; б) он свои мысли передает также всем (Кандинский Виктор Хрисанфович, выдающийся русский психиатр, описал это состояние – псевдогаллюцинации, пережив его сам ). Так вот, у меня было также весьма неприятное чувство! Настолько неприятное, что я вспомнил этого больного, который лечился у меня в 1977 году! Если я - «телепат», то, наверное, потому, что давно при выполнении этого приема испытываю напряжение от состояния ожидания телефонного звонка! Замечу, что в спортзал мне ни разу никто не звонил, если я был занят чем-то иным (выполняя другие приемы, например). Я избегаю спарринги, ибо давно в них не участвовал. Но Катя великолепно владеет разными видами восточного единоборства. Попробую с ней. Не зазвонит ли телефон, когда я буду наносить ей удар пяткой в челюсть с разворотом  спиной?
      …Сегодня, в ночь под Крещенье, мне ничего не снилось. А в предыдущую ночь мне приснился Мохаммед Али в образе Моисея, работы Микеланджело. И опять же – не с того, не с чего! Великий американский боксер никогда особенно меня не интересовал. Я даже не знаю, как он выглядит. От Сережи Смидовича, который тоже занимался боксом и имеет спортивный разряд в полутяжелом весе, я кое - что лет двадцать назад слышал о Мохаммеде Али. Он его кумир! Как Сережа был рад, когда я ему объяснил, что болезнь Паркинсона, которой страдал Али, ничего не имеет общего с боксом! Возможно, у брата был страх, как бы и у него не возникла эта тяжелая болезнь! Сережа также приснился. Не буду сон пересказывать – можно написать повесть. Сообщу лишь некоторые моменты, которые для меня (и для тебя, читатель, надеюсь, если ты следишь за логикой torrent сна) интересны. Что-то мне стала сниться Северная Америка и ее сильные люди, которые, так или иначе, оказываются на стороне простых россиян – моих современников! Уж очень яркие до реальности, сны эти! Меня никогда не манили США. Это, во-первых. К Мохаммеду Али у меня не было своего отношения. Я, повторяю, никогда о нем не думал. Для советских боксеров, по крайней мере, моего поколения, каких я знал, он не был кумиром. Али в образе Моисея ! Круто! (О Моисее я писал выше, о нем я думаю, и вдруг Мохаммед Али!) Мы крепко подружились с Али. Я узнал его тайну (сейчас пытаюсь выяснить, правду ли он рассказал мне о себе в моем сне, то, что никто о нем знает). Во-вторых, опять с Мохаммедом Али во сне и моей реальной жизнью маленькая случайность. Катя, когда я рассказывал ей сон об Али, листала отрывной общий календарь, который только что купила. И вдруг, восклицая, прерывает меня словами: «Твой Али родился за день до твоего сна с ним!» Внизу каждого календарного листочка написаны имена выдающихся личностей, которые родились в этот день. Представляете – Мохаммед Али и Игорь Николаев родились, оказывается в один день! Но Игорь Николаев, которого я в свое время очень часто видел по телевизору, мне не приснился. А Али – приснился! Ну, вот и все. Но даже сейчас, когда я пишу эти строки, у меня на душе такое чувство, что Мохаммед Али, мой друг, где-то рядом со мной и думает тоже обо мне!.. Все-таки позволю описать один эпизод из своего сна. Завтракаем мы с Али в скромном Нью-Йоркском кафе (если буду в Нью-Йорке, непременно посмотрю, существует ли такое кафе!), вдруг звонит его мобильник. Я слышу русскую речь. Какой-то олигарх приглашает Али на свадьбу своего сына и обещает ему хорошо заплатить. Али спрашивает: «Сколько?» Олигарх отвечает: «Триста!» (я понимаю - конечно же,  долларов, а не рублей). Али уточняет: «Триста…?» Олигарх отвечает: «В час!» Али поправляет олигарха: «В минуту!» Олигарх отвечает без колебаний: «ОК!». Али добавляет: «И столько же моему лучшему другу, советскому боксеру Жене Черносвитову». Некоторая пауза, мне кажется, что я слышу сдавленный голос на той стороне  роуминга (интересно, можно так выразиться?): «Кто такой, почему не знаю?» И опять: «ОК! Али!»… Али потирает свои огромные, мощные ладони и тараторит: «OK! Deal! Good deed! Bonne action! Саама пойдедт! Yes! Yes! Float like a butterfly, sting like a bee!» Лицо его было радостное, а глаза печальные и он отводил их в сторону…
     Не слишком красиво получилось в письменном виде, читатель? Но, честное слово, все так и было…во сне! 
      …Уложен ли «хлам» на нашем «чердаке» по полкам? Сколько процентов этого «хлама» мы сами набросали на наш «чердак»?  Находятся ли части этого «хлама» в состоянии статическом, броуновского движения или это состояние зависит от: а) своей собственной имманентной логики; б) импульсов извне; 3) от логики, так сказать вселенской? К примеру, как лесной дятел, проживающий в десятках километров от окошка моей кухни, узнает, что я к наличнику этого окошка прикрепил кусок сала для синичек? А он прилетает с завидным постоянством всегда в одно и то же время, когда синички уже наклюются! Откуда детеныши лесных птиц, не могущие знать, не только кормушки, прикрепленной к ветке яблони в моем саду, но и то, что эта кормушка кормила год назад зимой их маму (или папу), прилетают из леса прямо к ней, с уверенностью, что она никогда не бывает пустой, а они такие большие, что воробушки, питающиеся из этой кормушки каждый год, при виде их, разлетятся со страха? Каким образом вообще распространяется такого рода информация?..
      Я вспомнил о «хламе» и «чердаке» -  мысли, которые волновали и Артура Конан Дойла, и Ивана Борисовича Галанта, и моего последнего учителя по психиатрии, незабвенного Валентина Федоровича Матвеева и нашего великого кинорежиссера и человека, моего друга Андрея Тарковского. И, уверен, еще много кого в разные времена! Я все это вспомнил, увидев впечатляющий сон.
      Мне приснился мой горячий спор с Мишей Кириным, моим самым близким другом! Никто не оказал на меня такого сильного влияния, как Миша, когда нам было по 13 лет! В период моего становления как личности, Миша набросал на мой «чердак» столько всякой всячины, что мне хватило ее на всю жизнь! А, когда распалась страна СССР и моя семья осталась без средств к существованию, вдруг появился Миша и практически содержал нас. Он дружил с маршалом Язовым и был командирован в Вюнсдорф, когда выводили наши войска из Германии. Сегодня мне и приснился Миша Кирин, о котором я ничего не знаю, даже не могу знать, жив он или мертв? Все во сне было, как наяву! Я вижу юного Михаила, когда он, чтобы не обременять родителей, пошел учиться заочно и работать слесарем на завод. Миша был (есть?) всесторонне одаренным человеком. На заводе он быстро стал работать по высокому разряду и хорошо зарабатывать. А я в то время был стипендиатом ХГМИ: 28 р. в месяц. В день его зарплаты, мы ходили непременно в самый шикарный ресторан «Дальний Восток» (где, кстати, познакомились – сидели за одним столом – с Васей Аксеновым; он очень хорошо нам отзывался о городах ДВ, а потом написал пасквиль на Хабаровск - «Апельсины из Марокко»). Во сне Миша, возбужденный своей аргументацией в споре со мной, бегал по роскошной квартире. Суть спора была странной. Он отговаривал меня от подарка, который мне сделал отец (я стал часто видеть во сне отца). А именно, от огромного легкового автомобиля (в марках, тем более американских!), я не силен. Миша настаивал, чтобы я отдал отцов подарок брату Славе (у которого уже был огромный черный «Кадиллак-родстер»). Абсолютно не помню, как Миша аргументировал это! Вот, собственно и весь сон! Я бы его не описал здесь, если бы не одно «но»: все происходило не в Хабаровске, а … в Нью-Йорке! На Beverly Hills… в моем penthouse! Миша во сне словно говорил, возмущаясь: «Нью-Йорк, так Нью-Йорк! Но тебе помогут не большие и сильные американские парни, а я, Мишка Кирин!»…
      …Из снов, какие никак с моей точки зрения не связаны ни с ближайшим прошлым, ни с актуальными настоящими переживаниями, ни с тревогами и надеждами дней грядущих…. То есть, ни с чем видимым, я выделяю ностальгические сны. Но, принимая сон за ностальгический, я все же не понимаю, почему грущу больше об этой части своей биографии, а не о другой? Наяву, если говорить о возможной ностальгии о каком-то периоде моей жизни, я бы выбрал совсем иной «кусок» своей жизни. Пока мне снится лишь один единственный сон, который по содержанию почти повторяется. Этот сон мне приснился сегодня. А именно: ЦГ МВД СССР в разгар огромной стойки и моя дружеская беседа с начальником госпиталя Анатолием Сергеевичем Голубенко. В реальной прошлой жизни такая доверительная беседа у меня была с ним tete-a-tete всего лишь раз, ночью, в его кабинете, когда совпали наши с ним ночные дежурства. Голубенко раз в месяц дежурил как рядовой хирург по собственному желанию. Тогда он мне рассказал о своих планах не только по строительству Центрального Госпиталя МВД, но и всех ЦГ по республикам и автономиям. Сегодня во сне мы шли с ним днем по огромной, кипучей стройке ЦГ и говорили, как славно возродится на госпиталь в скором будущем! Я видел Анатолия Сергеевича молодым и красивым, каким он был, когда я устроился в ЦГ по протекции моего друга и учителя, доцента кафедры психотерапии Виктора Яковлевича Деглина, который был в ЦГ консультантом. Через неделю, как я устроился, Виктор Яковлевич умер у меня на руках в реанимации ЦГ,  от обширного инфаркта миокарда. О работе в ЦГ МВД СССР я написал книгу «Кремлевская элита глазами психиатра. Записки главного психиатра МВД СССР». Частично, книга была опубликована в журналах «Современное право»). Повторяю: в моей реальной жизни нет ничего, что могло бы вызвать воспоминания о ЦГ МВД СССР или о А.С. Голубенко. Если бы я сам выбирал ностальгические сны, то, скорее всего - о моей работе в качестве судебно-медицинского эксперта в Николаевске-на-Амуре  и пяти, прилегающих к нему районах! Но этот отрезок моей биографии, еще ни в одном сне, мне не приснился! Увы!..
     … Когда появились первые телевизоры в СССР – мой отец, Василий Петрович, смеялся: «Нашим конструкторам телевизора не хватает немного интеллекта или интеллектуального усилия! Они сделали самое главное – преобразователь сигнала в видио. И не понимают, что экран в данном  случае не нужен! Это логика прошлого. Экран уводит с правильного пути в сторону. Телевизор с экраном это гибрид преобразователя с кинопроектором. Экраном может быть любое пространство и на любом расстоянии. Даже в Космосе». Отец любил усовершенствовать радиоприемники и посвящал этому много свободного времени. Н «Телефункен» и «Беларусь», которые были в нашей семье, ловили все радиостанции мира без всяких помех! К телевизору он ни разу не притронулся и мне, тогда еще подростку, пришлось самому чинить (ничего не понимая!) «Темп» (другие, ранние названия телевизоров я сейчас уже забыл!) – один из первых телевизоров с «большим» экраном, к которому линза нужна не была.
      Спустя двадцать с лишним лет, примерно, то же самое, говорил мне и моему другу из Тбилиси, своему аспиранту, Рэм Викторович Хохлов. Дело в том, что Бесо отказался от продолжения научной работы на одной из кафедр физики МГУ, сделанное ему Рэмом Викторовичем: «Я после защиты кандидатской буду директором Тбилисского завода по производству телевизоров. Буду выпускать телевизоры лучше японских!» На что Рэм Викторович сказал: «Тогда твои телевизоры должны быть не больше спичечного коробка. И ты должен исправить ошибку всех мировых производителей телевизоров – экран это для кинопроектора, а не для процессора!.. Пусть, купивший у тебя  телевизор, сам решает, какого размера и где он «поместит» экран; будет ли это свободная стена на кухне или стена его дома. Или кусок неба…!» И после некоторой паузы, в которую мы впадали втроем, Рем Викторович добавлял; «А, вообще-то ты, Бесо, должен сейчас думать не об экране – это, как ты сам знаешь вещь у нас решенная, а о проекторе. Пора его помещать в фалангу указательного пальца или в мочку уха!»
      Я часто вспоминаю и отца, и Рэма Викторовича, когда речь идет о каких-то новых электронных штучках, которые появляются сейчас в США, Японии, Южной Корее! Но, сегодняшнее воспоминание, которое я изложил выше, прямо связано с моим первым сном, который я увидел, как только уснул (около 4 часов). Этот сон, по моему мнению, никак не связан с реальностью, в которой я сейчас живу и варюсь!
      Мне приснился мой старый друг (которого я никогда не видел воочию), профессор психологии и психиатрии из Женевского Университета, Иоганн Шульц. Так получалось, что когда он приглашал меня в Университет или с лекциями, или на конференции, я оказывался занят. Однажды он даже решил, что я отказываюсь приехать, потому что у меня нет денег для поездки. И написал мне очень деликатное и теплое письмо, робко намекая, что все расходы с поездкой к нему буду оплачены, и что Университет приглашает также и мою жену на тех же условиях просто отдохнуть в Швейцарии. Увы, мы уезжали в Вену. Мы тогда с Мариной были охвачены желанием и рвением разгадать загадку трагедии в Майерлинге. Мои друзья из Вены каким - то образом добыли для нас в подлиннике (sic!) супер секретное досье, собранное Рихардом фон Краффт-Эбингом,
 тогда придворным психиатром последнего императора Австрии, Франца Иосифа Габсбурга. Досье было  украдено специально посланным в Вену агентом Гитлера (фюрер очень интересовался тайной гибели кронпринца Австрии). Здесь скажу (мы с Мариной об этом писали много!), что тайну мы раскрыли и сделали ряд публикаций и в нашей стране (СССР), и за рубежом (в Австрии, Франции, Англии, Югославии). Шульц, получив очередной отказ, видимо обиделся и наша переписка с ним прекратилась. Он даже не ответил на мое последнее письмо, к которому прилагалась наша с Мариной статья, Статья была опубликована в «Учительской газете»; наше название - «Трагедия в Майерлинге», было без нашего ведома, заменено на «Благодарение судьбе» (Sic!)

«...Как будто заснувший, лежит общий друг,
И на пол стекают из крови озера.
А в углу близ стены — вся упрек
и испуг -
Мария Вечора».
(Велимир ХЛЕБНИКОВ.
«Мария Печора». 1909-1912 гг.)
«...О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Я сказал:
Долой Габсбургов!
Узду Гогенцоллернам!».
(Велимир ХЛЕБНИКОВ.
«Я переплыл залив Судака...».
1909-начало 1910гг.)

      Вспомнил я это все, повторяю, в связи с первым сном, ясным и живым, как сама реальность, в которой я живу! Я в гостях у Иоганна Шульца в Женевском Университете. Иоганн – копия прокурор из фильма «Кто есть кто» (главный герой Бельмондо). Этот фильм я видел последний раз лет 20 назад, в кинотеатре аула Чох. Это - последнее прибежище имама Шамиля.  В кино мы пошли всей гурьбой моих друзей, в том числе с внуком или правнуком имама, профессором-хирургом из США.
       Я опоздал к началу лекции, которую читал Иоганн, рассматривая разнообразные роскошные цветы, на клумбах, изящно сопровождающих широкую асфальтную дорогу-площадь в Университет. Сразу скажу: в действительности венский университет ничего общего не имеет с университетом в моем сне. А Университет в моем сне никакой из известных мне Университетов мира, где я бывал, не похож. Когда я вошел в аудиторию, то увидел, что огромный амфитеатр забит битком. При виде меня, входящего с растерянным лицом, один из студентов встал и уступил мне место. Как-то получилось, что я вошел в дверь галерки (на русском студенческом жаргоне моего времени – камчатки). Тем не менее, Иоганн, который стоял на сцене рядом с кафедрой, меня увидел и дружески помахал мне рукой. Потом обратился к студентам со словами, что несколько прервет свою лекцию (о чем была лекция – я не знаю, помню  только, что  читал он ее на французском языке), чтобы рассказать о своем друге, профессоре из Москвы, который только что вошел в аудиторию. Думаю, что, если бы это случилось в реальной жизни, все было бы именно так! Что он говорил обо мне – не помню! Потому что полностью был поглощен проблемой, возникшей у меня из-за двух студентов, которые сидели передо мной: он и она. Она вдруг одела невероятных размеров шляпу, которая загородила полностью мне все, что было впереди, в том числе Шульца вместе с трибуной. Я вежливо шепотом попросил студентку чуть наклониться к своему партнеру, не осмеливаясь из-за приличия попросить ее снять огромную соломенную шляпу! Студентка выполнила мою просьбу, наклонилась и прижалась к студенту, но это ничего не изменило: шляпа поглощала все! Какое-то время и сидел в растерянности, не зная, что делать? Я знал, что стоит мне встать, чтобы видеть моего друга, как какой-нибудь другой студент пожертвует своим местом ради меня и будет мучиться за шляпой на моем месте. Мне это делать не хотелось! Вот тут то начались чудеса, из-за которых я вспомнил, проснувшись, и своего отца, и Рэма Викторовича Хохлова (читай выше). Пока я сидел в раздумье, произошло начало чуда! Я вдруг почувствовал, что кто-то положил руку мне на плечо и голосом Иоганна Шульца говорит: «Женя! Тебе мешают эти двое?» Я оборачиваюсь – и точно! Передо мной стоит Иоганн и улыбается, показывая рукой, в которой свернутый трубкой лист бумаги, в сторону студентки в шляпе! Но при этом, я продолжаю слышать непрерываемый голос Иоганна, читающего лекцию со сцены, опираясь на трибуну! Я встаю, чтобы посмотреть, кто там, на сцене вместо Шульца? И, как трюки Бегемота! На сцене тоже стоит Иоганн Шульц и дружески помахивает мне рукой, в какой держит свернутый трубкой лист бумаги! Я оборачиваюсь – Шульц рядом со мной на галерке! Я смотрю полуоборотом, и вижу двух Иоганнов Шульцев: один – на сцене, другой возле меня! Шульц, который рядом со мной, не обращает никакого внимания на мою растерянность, и повторят свой вопрос: «Женя! Тебе мешают эти двое?» Автоматически и молча я киваю головой! Происходит второе чудо! Шульц свернутым трубкой листом бум аги с размаха бьет по спине студентке в шляпе… и она вместе со своим другом разлетаются на осколки, которые закручиваются в спираль, как при смене слайдов в Nero Home  и растворяются в воздухе, а передо мной – чистое пространство! Я прекрасно вижу Иоганна Шульца, который на сцене читает свою лекцию! Я поворачиваюсь к «своему» Иоганну Шульцу с вопросом, не зная, что его спросить и как, вообще, отреагировать на эту проделку швейцарского Бегемота, которым оказался мой ученый друг?! Но Шульц опережает меня: «Женя! А не лучше ли тебе сидеть рядом со мной, в VIP кресле?» Я не успеваю ничего ответить, и даже пальцем пошевелить, как (третье чудо) оказываюсь в удобном кресле рядом со сценой, на которой Иоганн Шульц читает лекцию, отложив в сторону свернутый трубкой лист бумаги, которой он «уничтожил» мешавших мне видеть его с галерки студентов. В голове еще ни одной мысли, что говорит Иоганн на сцене – не понимаю, ибо не могу сосредоточиться, как слышу за спиной шепот: «А, может быть, ты будешь слушать меня у себя в номере отеля, завтракая? Ты ведь пошел в Университет прямо из аэропорта и наверняка голоден!» Я оборачиваюсь и вновь вижу двойника Иоганна Шульца у меня за спиной! А в голове вдруг возникает мысль, что, действительно, не помешало бы перекусить и выпить пару чашек крепкого кофе. А лучше – large whisky!  В этот момент я начинаю понимать героев современных английских и американских бестселлеров, которые в трудных психологически обстоятельствах говорят: «I need large whisky!» Или -  « I need large vodka!» Или я на вопрос Иоганна незаметно для себя кивнул головой в знак согласия с его предложением слушать и смотреть его выступление в университете прямо из своего номера отеля. Или Иоганн Шульц – Бегемот прочитал мои мысли, но (четвертое чудо) - я вижу себя за уютным столиком на кухне… номера для VIP, в венским или женевском отеле, жующего сочный, с кровью кусок говядины, а в руке у меня стакан с моим любимым венского разлива ирландским виски «Kreuz Ritter»! А прямо передо мной сцена, на которой Иоганн Шульц продолжает читать свою лекцию! Теперь я даже понимаю, о чем эта лекция – о Гамлете, принце датском, нашем современнике! Слушая друга, я мысленно говорю себе: «Во загнул! Принц Гамлет – наш современник! А как воспринимают эту белиберду, студенты? Разинув  рты!» И уже не удивляюсь, что одновременно нахожусь как бы в двух пространствах: у себя в номере и в аудитории университета! Не успела промелькнуть эта мысль, которую я выделил курсивом, как вновь слышу Иоганна, который, взяв стул, подсиживается ко мне за столик, и, наливая себе виски, говорит (он и там, на сцене, и одновременно со мной за столиком в кухне отеля): «Женя! Ты, отнюдь, не в двух пространствах сразу… Ты – в одном пространстве! И это пространство хорошо тебе известно! Ты – в виртуальном пространстве из своего домашнего компьютера! Когда я получил твое согласие прилететь в Женеву на мою лекцию, я «поместил» тебя в твою электронную почту и «отправил» ко мне. Получил тебя в письме, чтобы посмотреть, понравится ли тебе моя программа, которую я хочу тебе показать, когда ты на самом деле приедешь! Пока ты сидел и копался в своих сновидениях в Завидово, я научился делать то, что тебе сейчас  представляется булгаковщиной! Да и Булгаков, думая, что фантазирует в своих «чертовщинах», на самом деле описывал то, что теперь очень просто и реально делается» Пока в моей голове роились всякие мысли, в том числе, что это – сон, всего лишь мой сон, Иоганн Шульц, на миг оставив меня одного в моей кровати в Завидово, появился (приснился!) вновь со словами: «Путешествие, скажу так, по виртуальному пространству, - это для меня есть, пройденный этап…  Я тебя легко научу этому. А вот твой  torrent сна - во многом опережает мои мысли о технологии «зазеркалья» Льюиса Кэрролла! Не знаю, правда, понимаешь ли ты сам, что пишешь? В любом случае мы друг другу необходимы! Я тебя обучаю трюкам в виртуальном пространстве. А ты меня – в torrent сна! Bon, mon ami?» «Sa va!», - сказал я, и проснулся…  .  Было половина 8-го, собачка Женевьева потащила меня гулять. А потом я увидел иной сон!


Рецензии