Благословляя свет и тень, разгадывая миражи

 Свет, тени и миражи. Вещи не всегда являются тем, чем кажутся
(рассказ для конкурса  Prada Journal)

Неотделимы друг от друга тьма и свет,
Как инь и янь; такой же в них сокрыт секрет.
Приходит  ночью тьма, свет дарит день,
Граница их и их дитя - изменчивая тень.
Но не она нас заставляет верить в миражи -
Они творения причудливые света и сознания,
Несёт свет море цвета, проходя сквозь витражи,
И отделяет фальши блеск от истинного знания.



Элегантность и изящество – главные составляющие    стиля от Prada, это относится и к оправам из коллекции Prada Journal. Однако, очки от Prada имеют еще и другие качества – интеллигентность форм и интеллектуальность функций.  Представим, что эти замечательные очки – машина времени, ведь никто не знает точно, как она должна выглядеть,  почему бы не как очки?
Мы отправимся с помощью этой машины времени не в эру палеозоя, мезозоя или в период средневековья. Мы наденем розовые очки и посмотрим сквозь них на мир глазами своего детства, когда наш ещё чистый разум открыт всему Миру, когда деревья были большими, а мы наивными и любопытными. Тогда лето казались бесконечно долгим, мороженое и конфеты были вкуснее, краски окружающих предметов – более яркими. И все мы, без исключения, в детстве – МЕЧТАЛИ! 
Вспомним   свои детские мечты: девочки почти все непременно хотели быть принцессами, знаменитыми актрисами, иметь красивых кукол и много нарядов для них; мальчики хотели в будущем стать рыцарями, воинами, героями, обладателями мечей, пистолетов и огромной физической силы. Детские фантазии уносили в дальние странствия на ковре-самолете и на космическом корабле, давали в руки ключ от заветного ларца и магические способности, позволяющие менять реальность.
Детские мечты эмоционально насыщены, порой совершенно нерациональны. Они беспредельны, ничем не ограничены – ни расстоянием, ни временем, ни законами физики,  ни стереотипами поведения, ни критичным отношением к своим возможностям и способностям. Детские мечты со временем иногда трансформируются в план действий, но нередко остаются пустыми фантазиями.
Почему же так происходит и в чем заключается тайна человеческого сознания, позволяющая даже ребенку творить из фантазий свои прекрасные миры? Какое значение при этом имеет свет и что он есть такое?
С первого взгляда - это детские вопросы, но на самом деле,  не каждый  взрослый образованный человек может объяснить, каким образом в нашей голове появляются образы, в одном случае, отражающие реальность, в другом – являющие собой чистой воды фантазию.
Большинство детских воспоминаний связано со зрительными образами, порождением света и сознания.  Человек воспринимает большую часть информации об окружающем мире благодаря зрению. Свет инициирует зрение у любого живого существа на планете, причем,  достаточно  всего лишь  одного кванта света, чтобы запустить процесс зрения. Глаз человека способен уловить эту бесконечно малую частицу света и превратить ее в зрительные ощущения.
Между тем, наука утверждает, что наш видимый мир – не более, чем иллюзия, феномен обманчивого восприятия, когда человек видит то, что в действительности не существует. Иллюзия возникает, как реакция на что-либо происходящее во внешней среде, но в восприятии и воображении человека трактуемое иначе, чем было на самом деле. 
Так вот, нашему сознанию только кажется, что мы различаем цвет. На самом деле физический мир не обладает цветом, потому что цвет – это всего-навсего электромагнитные волны определенной длины, которые улавливает наш глаз и интерпретирует как ощущение цвета, представляя нам четкую цветную картину окружающего мира.
Весь видимый мир существует для человека только благодаря мозгу, который сам наделяет его формой, размерами и цветом. Мозг с самого рождения человека постоянно впитывает зрительные образы и формирует из них банк данных, а затем ко всему увиденному примеряет шаблоны. Каждый человек имеет свой набор зрительных шаблонов, которые остаются с ним на всю жизнь.
При интерпретации зрительной информации с помощью шаблонов  мозг может ошибаться. Когда возникает разница между тем, что видят глаза, и тем, что воспринимает мозг, возникают зрительные иллюзии. Глаза считывают картинку, а мозг решает сам, что ему видеть, а чего не замечать.   Зрение человека избирательно, и оно всегда сосредоточено лишь на небольшом участке окружающего мира. Поэтому человек ежесекундно смотрит, но не все видит, и от него ускользает 90% визуальной информации. На этом эффекте построена работа иллюзионистов, которые используют феномен иллюзии для демонстрации фокусов. Фокусники и иллюзионисты манипулируют вниманием зрителей, чтобы создать обманчивую причинно-следственную связь.
Некоторые иллюзии возникают в связи с переработкой поступающей информации. На человека ежедневно обрушивается огромное количество ощущений и разнообразной информации, при этом не только зрение, но и другие органы чувств воспринимают только их крохотную часть. К тому же даже эту часть мозг не в состоянии моментально принять, расшифровать, проанализировать, обработать и, главное, сохранить в памяти. Поэтому наше сознание выбирает из принятой информации знакомые признаки, считая их ключевыми, затем примеряет к зрительным шаблонам и «дорисовывает» на их основе общую картину. Часто явление или объект мозг дополняет такими подробностями, которые в реальности не существуют, но которые человек хочет подсознательно видеть. Например, одну и ту же картинку люди разных национальностей, профессии, образования и возраста трактуют по-разному.
Человек иногда видит мир не таким, каков он есть на самом деле, а таким, каким хотел бы его увидеть, поддаваясь сформированным привычкам, потаенным мечтам или страстным желаниям. Он ищет нужную форму, цвет или другое отличительное качество объекта среди представленных во внешнем мире. Это свойство избирательности называется феноменом перцептивной готовности.
Великий художник и ученый Леонардо да Винчи писал: «Из цветов равной белизны тот кажется более светлым, который будет находится на более темном фоне, а черное будет казаться более мрачным на фоне большей белизны. И красное покажется более огненным на более темном фоне, а также все цвета, окруженные своими прямыми противоположностями».
Часто в качестве метафорического описания иллюзорного мира, как феномена самообмана, когда человек выдает желаемое за действительное, используется понятие «мираж».  И даже в одной довольно известной песне утверждается: «Миражи – это наша жизнь». Получается, что наш мир, сотканный из иллюзий сознания, представляет собой мираж, и большинство людей живет в придуманном ими мире, который подменяет настоящий мир, настоящую жизнь человека. 
Разум – великий выдумщик, мастер иллюзий, создающий мираж и представляющий его как реальное событие. Но почему происходит потеря реальности мировосприятия и так сложно отделить настоящее от ненастоящего? Само слово «настоящее» уже всё объясняет – настоящее существует только здесь и сейчас. Все остальное – иллюзия, порождение беспокойного ума, в том числе и прошлое, и будущее.  Однако, эмоции, которые мы переживаем, думая о прошлом или о будущем, - настоящие, и это создаёт устойчивую реальность переживаемых событий.
Можно предположить, что именно эмоциональная устойчивость памяти о прошлых событиях прокладывает созданным в детстве иллюзиям дорогу в будущее. Многие детские иллюзии плавно перекочевывают в юность. Например, иллюзия необходимого условия, к которой нас приучают с детства. Родители часто говорят детям, что, если они будут себя вести хорошо, тогда получат за это вознаграждение или похвалу. Эту иллюзию мы проносим через юность во взрослую жизнь, сами создавая себе условия, только при наличии которых мы можем достичь чего-то желаемого. Эта иллюзия создает комплекс неполноценности. А ведь необходимо просто быть.
Захватив из детства груз накопившихся иллюзий, наша машина времени, имеющая образ очков от Prada, перенесет нас в этот прекрасный возраст, время надежд и желаний, стремлений и разочарований. Что же мы видим теперь сквозь уже не столь розовые,  а как бы овеянные туманом линзы очков? Словно тень легла на них.
 В юности многим свойственно предаваться мечтам, почти каждый верит в то, что его ждет большое будущее, что он наделен великими возможностями, которые принесут ему славу, успех, богатство. Когда мы ожидаем чего-то с нетерпением и величайшими надеждами, наша неиссякаемая фантазия часто рисует более яркую и красочную картину реальности, чем она есть на самом деле. Однако в жизни многое приносит разочарование: события личной жизни, предательство близких людей, нелюбимая работа, не сложившиеся с кем-то отношения, окружающая действительность, не соответствующая юношеским идеалам.  Со временем мечты разбиваются вдребезги или попросту блекнут, иллюзии тают, теряется уверенность в себе, мотивация к дальнейшим действиям, происходит разочарование  в то реальности, в которой мы очутились.
Самая обманчивая из иллюзий, которая зарождается чаще всего в юности – мечта о славе, неистовое желание  своими талантами или красотой покорить мир, предоставив ему рукоплескать тебе, бросать под ноги неисчислимое количество роз и поклонников. Эта обольстительная приманка вызывает в юном человеке пленительные думы, восторженные порывы и лихорадочные усилия, заставляя верить в неё как в незыблемую действительность. 
Ах, как хочется стать «звездой»! Но как же больно падать с высоты своих мечтаний....
Вот что пишет по этому поводу Уильям Сомерсет Моэм:
«Ведь это иллюзия, будто юность всегда счастлива, — иллюзия тех, кто давно расстался с юностью; молодые знают, сколько им приходится испытывать горя, ведь они полны ложных идеалов, внушенных им с детства, а придя в столкновение с  реальностью, они чувствуют, как она бьет их и ранит. Молодежи начинает казаться, что она стала жертвой какого-то заговора: книги, подобранные для них взрослыми, где все так идеализировано, разговоры со старшими, которые видят прошлое сквозь розовую дымку забвения, — все это готовит их к жизни, совсем не похожей на действительность. Молодежи приходится открывать самой, что все, о чем она читала и о чем ей твердили, — ложь, ложь и ложь; а каждое такое открытие — еще один гвоздь, пронзающий юное тело, распятое на кресте человеческого существования. Удивительнее всего, что тот, кто сам пережил горькое разочарование, в свою очередь, помимо воли, поддерживает лживые иллюзии у других» (из книги «Бремя страстей человеческих»).
Однако, нельзя утверждать однозначно, что иллюзии вредны и опасны. Вот как авторы «Краткого курса счастливой жизни» рассуждают на эту тему:
«Иллюзии. Они питают нас бессонными ночами. Они придают нам сил. Они спасают нас от одиночества. Иногда нам кажется, что иллюзии крадут время нашей жизни. Но чем бы была наша жизнь без них? Счастье, богатство, слава и любовь не более чем рекламки, которые все мы получаем на своём пути от рождения до смерти. Все мы думаем, что знаем, чего хотим: встретить свою любовь, выйти замуж, родить детей. Эти слова мы повторяем изо дня в день как молитву. Мы повторяем их так часто, что однажды уже не можем сказать, наши ли это желания или мы присвоили их, позарившись на ёмкую формулировку».
От себя добавлю: истинные желания – голоса нашей души, они могут вывести нас на наше предназначение. Детские фантазии создают багаж для той сферы сознания, которая в будущем заполняется культурными и социальными ценностями. Опыт детских и юношеских иллюзий  воспитывает в человеке адекватность восприятия в зрелом возрасте. В иллюзиях нет ничего страшного, если имеешь в себе достаточно сил не упасть духом в тот момент, когда пелена самообмана спадет с глаз, иллюзии рассеиваются и реальность предстаёт в своём истинном виде. А если не происходит замещения понятий и положительных образов, то на смену детским иллюзиям приходят алкоголь или наркотики, подсознательное желание уйти от мира, от переживания чувства потерянности и одиночества.
Когда реальность кажется нам неправильной, несправедливой и недостойной иметь право на существование, то появляется два возможных пути развития отношения с ней.
Первый путь - попытаться покорить  мир, бороться с ним, перекраивая его под себя. Этот путь насыщен эмоциями, но редко может быть результативным.
Второй путь – научиться осознавать, что неадекватен не окружающий нас мир, а наш подход к нему. Мир таков, какой есть, и наши неудачи получаются не от того, что он неудачно кем-то скроен, а от наших неправильных действий, исходящих из придуманных кем-то правил.
Именно второй подход помогает избавиться и ведет к взрослению как к процессу познания мира и приобретения гармонии с ним. При этом совсем не нужно забывать о собственных целях и попытках улучшить собственную жизнь. Совсем наоборот, именно  этот подход позволит добиться этих изменений с меньшими потерями.
И тут машина времени, наши интеллектуальные очки от Prada,  перемещает нас во взрослый мир, по-прежнему наполненный иллюзиями. Они уже другие, не такие, как в детстве и в юности, но, наверное, нет такого взрослого человека, который сумел бы избежать тех или иных иллюзий на тот или иной счет. Мы, считающие себя состоявшимися, успешными, умными людьми, испытываем   иллюзии относительно людей, учений, религий, науки, искусства. Кто-то с нашего согласия вводит нас в заблуждение, какие-то явления или факты мы сами согласны воспринимать неадекватно их сущности.
В детстве создаются и накапливаются не только зрительные, но и другие шаблоны, в том числе -  различные стереотипы. Стереотипы – это неточные образы реальности. Некритичное отношение при их формировании приводит к значительным ошибкам, изменяющим жизнь людей к худшему. Применение одних и тех же критериев при восприятии разнообразной информации приводит к тому, что они уже не срабатывают, стереотип становится ложным.
Представления, разделяемые большинством в пределах социальной общности, считаются социальными стереотипами. Основное иллюзорное восприятие этого типа – поведенческий стереотип, к нему можно также отнести эффект «общего мнения». Например, реальность называют реальностью именно потому, что все так считают. Всем известна оценка ситуации из серии «все так считают» по типу «этого не может быть». Ожидание неизвестного всегда пугает, поэтому мозг заранее устанавливает иллюзорный барьер. Между тем развитие человечества происходит именно потому, что находится кто-то, кто вдруг начинает видеть и считать иначе, и именно такое открытие меняет прежнюю реальность и для других.
Одним из существенных свойств стереотипов является их эмоционально-оценочный характер. Оценочный элемент проявляется в виде установки, эмоционального отношения к явлению. При этом, выражая чувства личности, её систему ценностей, стереотип всегда сравнивает  их с групповыми чувствами и ценностями.
Используя социальные стереотипы, наш мозг довольно часто ошибается и может находиться в плену иллюзий, а это означает, что он обманут или тешит себя бесплодными мечтами. Поэтому иллюзии могут оказаться довольно опасными для человека.
Если стереотип сложился, то мы начинаем жить в ожиданиях. Требуем от человека определенного поведения и этим самым закладываем основу конфликта, который разгорается, когда обнаруживается, что оно не соответствует нашим ожиданиям. 
Как часто люди, создавая какие-то отношения, ожидают от них того, что закреплено в общественном сознании, например, от брака молодые люди ждут счастья и верности в отношениях, любви и заботы. И как часто бывают обмануты в своих ожиданиях, когда повседневные дела, необходимость обеспечивать семью разводит   женщину и мужчину в разные реальности: женщину в мир забот о доме и детях, мужчину – в работу, карьеру.
Существует очень опасный стереотип, связанный с традицией  отмечать праздники и встречать гостей обязательно с алкоголем. В России это является причиной множества смертей, связанных с употреблением спиртных напитков, и даёт ужасающую статистику – он является   причиной половины всех смертей трудоспособного населения страны.            
На основе ошибочного мышления и шаблонов создаются психологические иллюзии, называемые в науке когнитивными. Они играют в нашей жизни гораздо более значительную роль, чем мы считаем, и роль эта сугубо адаптивная. Элементы предыдущих знаний и опыта дают эффект предубеждения, и при восприятии событий, похожих на уже когда-то состоявшиеся, человек действует автоматически. 
Очень много психологических иллюзий имеют в своей основе веру.
Всем известно такое явление, как плацебо, которое представляет собой фокусирование восприятия человека на уверенности в происходящем.  Многие, особенно врачи и психологи   знают, что действенность подобного   эффекта (собственно говоря, иллюзии) очень высока.
Меньшее количество людей могут назвать такой эффект, как ноцебо, хотя он тоже достаточно распространён. Это явление, при котором сознание человека, анализируя происходящее, выдает определение этой ситуации. Например, мнительные люди, находя у себя признаки каких-то определённых болезней, начинают убеждать себя, что эти болезни у них есть, ощущают себя больными и доводят себя до настоящего заболевания.
Еще одна иллюзия связана с неустойчивой психикой, неуверенностью в себе, отсутствием самодостаточности, неустроенностью в жизни. Эта иллюзия проявляется в виде синдрома Мюнхгаузена как желание обратить на себя внимание любым путем. Встречается довольно часто, по-научному называется «эффект психогенной пурпуры».
Еще одно явление, именуемое «Стокгольмский синдром», также напрямую связано с психологической иллюзией восприятия. Она заключается в том, что после длительного совместного пребывания заложник и террорист как бы забывают о причинах, по которым они оказались вместе, и начинают симпатизировать и проявлять сочувствие друг к другу.
Многие из нас присутствовали в такой ситуации, когда человек смешивал свои детские воспоминания с рассказами родственников. Такая путаница в воспоминаниях представляет собой иллюзию памяти (криптомнезия). Разновидностью этого явления является эффект ретроспективного искажения, когда при совершении какого-либо события человеку часто кажется, что он его предвидел.
Не забудем выложить «на гора» самую распространённую отговорку, которую придумало человечество – откладывание дел на потом из-за нехватки времени. Эта иллюзия не покидает головы многих людей, заставляя их не признаваться самим себе, что на самом-то деле не хватает не времени, а желания, силы воли заставить себя что-то делать. 
Можно отметить и другие «странности» восприятия событий и явлений, которое проявляет наш мозг. Истинная картина событий и явлений настолько искажена иллюзиями разного рода, что порой трудно понять, где она – реальность.
Особенности культуры, предрассудки, поверья, а особенно старания различных манипуляторов, использующих для изменения общественного сознания печатные СМИ, ТВ, рекламу, интернет, пропаганду, политтехнологии, также  создают в сознании человека искажение картины жизни, условно называемые культурными иллюзиями.
Те же инструменты используются при создании экономических иллюзий, которые всё чаще наполняют нужным кому-то содержимым.   Происходит имитация событий и явлений, подмена существующих реалий иллюзорными моделями. Жаждущие манипулировать сознанием людей, «повелители иллюзий», используют склонность подавляющего большинства неосознанно погружаться в мир субъективной, подменённой реальности.
Каждый из нас может попасть в иллюзорный мир, мир субъективной реальности, в которой причинно-следственные связи подменены ложными, то есть не существующими на самом деле в объективном мире.
И что же делать, спросите Вы?
Ответ: всё в наших руках и всё в нашей голове. Мы творцы своей реальности, мы сами создаем свои иллюзорные миры, свои миражи, наделяем их светом и тенями, населяем напрасными надеждами, несбыточными желаниями, ненужными ожиданиями, но также сами творим величайшие произведения искусства,  строим сначала в своих заветных мечтах, а потом и в реальности прекрасные дворцы, удивительной красоты мосты и храмы.
Главное - найти в себе желание и силу духа  материализовать иллюзии, воплотить свою мечту в реальность, не позволив ей разойтись с действительностью. И, если мы хотим изменить свою жизнь к лучшему, то не надо откладывать это на потом, начнем это делать сейчас. Никогда не поздно посмотреть на мир другими глазами, избавившись от ненужных стереотипов. Не забывайте, жизнь пробегает очень быстро, время работает как на нас, так и против, протекая как песок сквозь пальцы. Нам всем надо успеть многое сделать, чтобы потом не было «мучительно больно за бесцельно прожитые годы».
 Мечтайте и творите свой реальный мир! Создавайте будущее здесь и сейчас!
Мы снимаем очки от Prada, выныривая из сумрака тени.  Мир ярок и прекрасен, в нём столько интересного!
Очки послужили нам инструментом исследования реальностей, которые нас окружают и которые есть внутри нас. И пусть эти реальности созданы из иллюзий,  они и есть наш мир, наша жизнь.


Рецензии