Поджигатель

Вспоминая своё детство, я порой удивляюсь, как это я не устроил пожара в доме – впрочем, один раз устроил, только это было гораздо поздней, и не в доме, но это совсем другая история…
Дух огня просыпался во мне медленно, но неумолимо. Жили мы тогда в доме, где была печка, (дом был новый просто газовых плит в то время не было) И свой первый опыт возжигания я произвел, когда мне было года 2-3: пока не было взрослых на кухне – я потихоньку наложил в топку щепок и бумажек и раздул огонёк. Было красиво! К счастью (заслонка трубы была закрыта – пошел угарный газ) взрослые вовремя заметили мои манипуляции и процесс горения был прекращен, а я отшлепан.:))) Видимо это подействовало, т.к. дальнейших опытов с печью воспоминаний не сохранилось, но не надолго. Впрочем, мне разрешили подкладывать поленья в печь и орудовать там кочергой, разумеется под присмотром. Боже, какие прекрасные сыпались искры при этом шаманском действии….
И вот я рос и росла моя тяга к огню. А надо сказать, что в то время все жители хранили продукты (картошку , морковку и т.п.) в ямах и подвалах. А там как вы сами понимаете было темно, ну, а раз темно – нужен был свет. У бабушки была така-а-а-я волшебная керосиновая лампа! Ежу понятно, что я был верным и преданным помощником бабушки при походе в подвал. Мне даже разрешалось покрутить фитиль и даже зажечь его под её руководством. К пяти годам я знал устройство керосиновой лампы и умел разбирать её так быстро, как солдат новобранец разбирает по нормативу автомат Калашникова, мне даже разрешалось О-О-О-О! залить новую порцию керосина из красной прямоугольной жестяной баночки. Наверно меня понять могут только алкоголики:))), налить!!! Это волшебно: жидкость дарующая жизнь огню. А ведь у нас дома еще был керогаз (чудо техники), но к нему меня не подпускали на пушечный выстрел…
Потом у меня появились пистоны. Как у всякого порядочного мальчишки у меня был пистолет, который стрелял пистонами. Они были 2-х типов: кругленькие, наподобие конфетти с маленькой точкой селитры посредине и ленточные пистоны - как телеграфная лента, только поуже – вместо букв вся в коричневых точках селитры. Впрочем, я думаю это и на самом деле были своеобразные мои послания богу грома и молний. Стрелять пистолетом – довольно утомительно – палец устаёт. И я придумал новый способ: я брал мешочек пистонов, молоток и шел в подъезд, там я садился на бетонную ступеньку, аккуратно клал на неё пистоны и стучал по ним молотком до тех пор, пока они не переставали «бахать». Сизый дым висел столбом в маленьком подъезде и повсюду витал терпкий запах жженой селитры. Я был счастлив в этот миг, одно было жалко: пистоны кончались быстро, и хоть стоили они копейки, покупали мне их не так часто…
Потом был еще короткий миг сигаретной эпопеи: заезжавшие погостить двоюродные братья по материнской линии показали мне пятилетнему, как можно курить и научили этому искусству. То как они мастерски пускали дым колечком - меня просто очаровало. Это чудо: дым и огонь! Втайне от всех мы бегали на улицу и там уединившись в кустах цветущей акации курили….Моё отношение к сигаретам в корне переменилось, после того как я случайно щекой налетел на сигарету в руках отцовского друга. Было больно и я без сожаления расстался с этой пагубной привычкой.:))) А на следующий год незаметно в моей жизни «промелькнул» и деревенский период: меня отвезли к другой бабке –матери отца, которая жила в районе, где по улицам разгуливали, козы, коровы, горланили петухи…Там же у бабки изредка проживали мои другие более старшие двоюродные мои братья-хулиганы но по отцовской линии. Они-то и показали мне как горит –тлеет наподобие бикфордова шнура, бумага пропитанная селитрой. Они как-то замачивали её, кажется в каком-то удобрении, а потом сушили, но данный рецепт был слишком сложен для моего восприятия (что-то замачивать, в какой-то пропорции и т.п.), короче я решил изменить рецепт. И использовать в качестве пропитки бумаги естественно керосин, потому как был прекрасно осведомлен о его горючих свойствах. Найти у бабки керосин (как кот валерьянку) мне не составляло труда. Это я точно помню. А вот дальнейшее – не помню хоть убейте, но судя по тому, что дом у бабушки до сих пор стоит, она засекла меня за сим занятием и сделала мне такую выволочку солдатским ремнём, что до самой смерти я называл её на «Вы». Деталей происшедшего я не помню. Из сего инцидента я сделал важный вывод: огонь лучше разводить тогда, когда взрослых нет поблизости...
Курить я перестал, да, можно сказать и не начинал, но тяга к огненным ритуалам во мне ширилась и разрасталась. Как я говорил дома у нас была маленькая чугунная печка, а здесь была настоящая русская печь. Бабка решила пустить мою энергию в мирное русло – и милостиво разрешила мне подкладывать дрова и шурудить там кочергой. О, это были не те маленькие досочки которыми, мы топили нашу печку, здесь были большущие дрова! А искры-то, искры какие они давали? Я мог часами сидеть и с восторгом неандертальца смотреть на ревущее пламя печи…Братья научили меня делать ворон – такие самолетики из бумаги, а поскольку я пошел в школу – бумаги у меня было завались. Когда мы с ними играли летом на улице воронками, а бабка уходила из дому по какой-либо хозяйственной надобности, предварительно заперев избу (чтоб мы не набезобразничали). Так вот они придумали их поджигать – типа самолет подбит. Это было нечто! Огонь в полёте! Лето минуло и, находясь после школы один дома, я с тоской вспоминал жаркие летние деньки и наши огненные забавы. Я сделал самолетик и попускал его по комнате, он делал красивый пируэт, да ещё и «мёртвую петлю» перед посадкой. Здорово! Естественно я тут же решил его поджечь и повторить наши летние эксперименты. Сказано- сделано: самолетик красиво взлетел, сделал сальто и … выжег на полу здоровый кусок краски. Попадёт – решил я и отскоблил стамеской и смыл в унитаз следы преступления. Меня спасало то обстоятельство, что строители покрасили наш пол по сырым доскам и краска периодически отваливалась от половиц. Так что моей проказы никто не заметил. Но я решил для себя что надо как Ленин «идти другим путём», тем более что дома явно ощущался запах горелого.И тут меня осенило: а как здорово будет запустить не маленькую воронку, а большую – из целой газеты, на улицу, да еще с пятого этажа? А каково? Шикарная идея! Сказано-сделано. Я тут же изготовил такой газетный «воронистый лайнер», поджег его и запустил в отрытую форточку. О, вы бы видели: как высоко он взлетел! Радости моей не было предела, но судьба-злодейка и тут подкарауливала меня: неверный октябрьский ветер сменился и мой пылающий лайнер упал-обрушился как факел прямо на балкон нижнего этажа… Тут я наверно впервые обратился с просьбой к высшим силам: я молил, что бы моя воронка погасла и ничего не спалила на балконе (а люди там всякий хлам хранили), но прежде чтоб сгорел номер квартиры (раньше его писали на газетах). Чем я только не клялся и что не обещал. И небеса меня услышали! В доме была тишь – благодать никто не звонил в нашу дверь и не бегал по подъезду с воплями, что его пытались сжечь и т.п..:))).
Минула осень, а за ней пришла зима… Меня услали в гости к тётке – к моим брату и сестре. Опустим многочисленные зимние забавы как то катание с горок, игра в снежки, строительство крепостей и перейдём к главному: сестра показала нам, как можно слепить из снега башенку с нишей поставить туда горящую свечу. А потом надо было аккуратно залепить её снегом – получалось великое чудо: посреди чёрной ночи незадуваемый ветром огонь свечи просвечивал сквозь толщу снега и нежным желтым пятном и искрился радужными переливами. Не описать какой красоты это зрелище. Любовь к данному снежному действу со свечами я пронёс до самого взрослого возраста, ну разве больший восторг у меня вызвало в дальнейшем зажигание Бенгальского огня:))) на газовой плите!
Как ни странно, но бенгальские огни мы жгли у одноклассника не зимой, а летом. Впрочем этому было логичное объяснение: порой дефициту подвергались неожиданные вещи и зимой когда следовало зажигать эти серебристые палочки - их порой сметали с прилавков,не то чтоб это был тотальный дефицит - не колбаса же, а просто стоили они копейки и до нового года народ их скупал, а после нового года они были никому не нужны, ну а летом кому они нужны-то были? К тому же показанный мне способ был весьма оригинален: со всех палочек соскребался состав на газеточку, а потом аккуратно располагался горкой на газовой комфорке. Плита зажигалась и все предусмотрительно отбегали в строну и любовались огненным фонтаном. Мне эта тема конечно понравилась, только потом приходилось оттирать плиту и я решил модернизировать:))) этот способ....
Надо сказать, что при каждой советской школе был тир - где старшеклассников учили стрелять из мелкокалиберной винтовки. Некоторое патроны не выстреливали и их выкидывали в жестяной бак вместе с опилками и обрезками досок от школьной мастерской. Найти блестящий желтый патрон среди опилок - пара пустяков
Но это опять-таки отдельная песня… допишу потом


Рецензии