Изис

Не первое лето было засушливым и жарким. По выжженной земле летали шары перекатиполе .  Изис они напоминали иван-чай. В детстве они с мамой ходили его рвать на большой ,пахнущий утром ,росистый луг. Потом мама занималась домашними делами, а Изис терпеливо катала в ладонях зелёные комочки : так чай лучше сохранял вкус и аромат. По воскресеньям  Изис шла продавать свой чай и другие собранные травы на рынок. Больше всего она любила этот день. На базарной площади всегда были представления заезжих циркачей, менестрели. Товар обычно быстро раскупали и Изис могла подойти подойти поближе к краю сцены.
  Однажды актёры разыграли кукольный спектакль про моряка, заплывшего во владения прекрасной русалки. Она не хотела его смерти, но и не могла уплыть с ним в его земли.
  Кто знал , что по прошествии стольких лет Изис сама буде чувствовать себя этой самой русалкой. Так случилось, что она добывала себе хлеб , ища питьевые источники. Сколько миль осталось за спиной- Изис уже отбилась со счёта. Сколько влюблённых  глаз смотрели ей вслед- она лишь улыбалась при прощании и мысленно говорила себе : «Ну что, дитя воды? В путь!»-и утекала сквозь пальцы старухи-деревни. Только конь Авиценна был верным спутником черноволосой красотки.
  Это лето щедрым было на работу как никогда. Много старых источников пересохло из-за источников пересохло из-за жары .Питьевая вода во многих селениях была на вес золота. В одно из таких мест и держала путь Изис. Она надеялась поспать хотя бы пару часов-всю ночь девушка провела в седле. Но приехав и поговорив со старейшиной, поняла что придётся жевать корень элеутерококка ещё полдня: нужно было приступать к делу.
   К толпе зевак, увязавшейся следом за ней, девушке было не привыкать. Краем уха Изис слышала замечания про свою «чуднУю внешность», но лишь молча хмыкала, да знай себе водила лозой. Штаны, сшитые из лоскутков кожи, были данью бедности, а не странной моде, как предполагали зеваки. Единственной радующей глаз вещью, которая была на Изис, по её мнению, была накидка в технике «макороме»-подарок подруги Алоны. Изис вспомнила как Алона в детстве , не имея ещё никаких материалов для своих изделий , плела длиннющие гирлянды из одуванчиков , вешала их на свою корову и гордо гуляла с Зорянкой по улице строго следя чтобы корова не перевела украшение в разряд ужина.
 Погрузившись в весёлые детские воспоминания, Изис не сразу поняла, что нашла воду. Редко ей так быстро везло. Подозвав мужчин с лопатами,  Изис с чувством выполненного долга пошла к старосте искать ночлег.
  Комната, в которую привели девушку, была прохладной и сырой. После путешествия по знойным дорогам, это место показалось Изис раем. Она расшнуровала сапоги и блаженно вытянулась на оленьей шкуре. Нужно было дать распоряжение чтобы накормили Авиценну, но сил вставать не было. Совесть поела Изис минуты две. А потом провалилась в сон вместе со своей хозяйкой.
 
 





На следующий день после скудного завтрака (жители и рады были угостить, но урожая было кот наплакал), Изис пошла в конюшню. Скормила Авиценне мешочек сладкой травы,  благоразумно нарванной по дороге в селение и стала ждать. Уже бывало, что Кроу долго не возвращался. Всё-таки ,хоть он и был ручным вороном, инстинкты порою брали своё. Несколько лет назад Изис подобрала его на дороге, помятого и покалеченного. Изис тогда не проехала мимо-и вот, теперь у неё есть друг, летающий по селеньям и узнающий ,нужен ли там лозоход. На шею ворону Изис подвешивала свиток, в котором перечисляла всю пользу своего визита .Редкие селения оставляли предложение без ответа.
Изис поняла, что провела в ожидании по меньшей мере час, когда солнце стало нещадно печь смоляную макушку. Как же часто в пути она завидовала светловолосым-постоянно приходилось накидывать капюшон чтобы не получить солнечного удара. Рывком девушка поднялась и направилась в сторону леса-стоило набрать дикой малины и черники в дорогу.
Лес был сосновый, чудесный, весь поросший мхом и крапивой. В детстве Изис часто рассказывали сказку про девушку, которая сплела двенадцать рубашек из крапивы своим братьям. И маленькая Изис мечтала, что когда вырастет, тоже сплетёт своему брату такую чтобы он понял как сильно она его любит. Но вместо этого Изис лишь наговорила ему грубых слов при прощании. Брат не хотел ,чтобы его младшая сестрёнка стала лозоходцем.  Жизнь вдали от дома, полная постоянных переездов, казалась  ему опасной ,совершенно неподходящей для семнадцатилетней девушки. Изис до сих пор помнит как он побледнел в ответ на все брошенные ему в лицо эпитеты и тихо сказал : «У меня больше нет сестры!». Изис уехала с гордо поднятой головой…Но она бы сплела сотню рубах из крапивы, чтобы больше не помнить этих слов. Чтобы снова как в детстве брат потрепал по затылку : «Ах ты мой смуглокожик!». Смуглокожая… Этим словом её не раз называли и чужие люди…
На обратном пути в селение Изис нашла немало лисичек, скромно ждавших её появления под большой сосной. Предвкушение жареных грибов вытеснило грустные мысли и девушка вернулась в селение чуть ли не бегом. Кроу до сих пор не было…Это значило, что придётся оставаться на ночлег .Изис отсыпала половину малины хозяйке и пошла в её покои.
Женщина сидела, положив голову на стол, спина вздрагивала, а всхлипы лишь подтверждали ,что Изис пришла не вовремя. Секунду поразмыслив, Изис всё-таки шагнула назад, но хозяйка поднял лицо, вытерла слёзы и спросила: «Что ты хотела, деточка?»
-Да, собственно, мне бы переночевать у вас ещё ночь-можно?-улыбнулась Изис и протянула малину.
Хозяйка взглянула на дар, грустно улыбнулась в ответ-« да бога ради».
-Может я могу чем-то вам помочь?-обернулась Изис уже за порогом
Женщина задумчиво покачала головой.-Не знаю даже кто мне теперь поможет…Горе, горе нежданное обрушилось. Сын спит уже вторую неделю. Дышать дышит, а глаза не открывает. Я и водой его холодной обливала, и ухватом гремела-спит как мёртвый!-хозяйка отвела покрасневшие ,но уже сухие глаза.
-Может быть вы проводите меня в его комнату? Я не обещаю, но постараюсь кое-что сделать.
Женщина недоверчиво взглянула на Изис, но тем не менее стала подниматься на второй этаж. Комната ,в которую вошла смуглокожая, была очень светлой, уютной.
-Специально шторы сняла. От яркого света надеялась, что пробудится…
Изис села на табурет возле кровати, всмотрелась в лицо. Оно было напряжённым, бледным. Светло-русые волосы  разметались по подушке. Изис коснулась рукой его руки, закрыла глаза. Сначала тьма была кромешной, но потом Из увидела сумрачный коридор ,освещённый  неярким светом факелов. Справа свет был чуть ярче и девушка мысленно повернула туда.
 В центре небольшой полутёмной комнаты с довольно низким потолком стояло три гробницы из какого-то металла.. На одной из них сидел светловолосый юноша, чью руку сейчас держало физическое тело Изис. Тело же тонкое метало мелкие камешки в стену комнаты-пещеры и весь вид парня говорил о том, что он сходит с ума от скуки.
-Эй!-окликнула парня Изис, поняв что она не знает как его зовут-Я пришла за тобой. Нужно уходить
Парень испуганно вскочил и стал пятиться к стенке. Потом всё-таки взял себя в руки, спросил-Куда уходить?
-Судя по всему ,по своему телу ты не скучаешь..-хмыкнула Изис.
НА лице парня испуг сменился отчаянием.
-Я не знаю кто ты, но пришла ты зря. Эти надгробия действуют на тонкое тело как магнит на металл…Больше чем на десять метров от них отойти невозможно-парень опять опустился на металлическую плиту  и начал кидать камни в стену.
Глаза Изис уже привыкли к темноте и теперь она различила в стене небольшую нишу, куда видимо и целился парень. Девушка отвернулась  ,прошлась взад-вперёд по небольшой усыпальнице и спустя пару минут зло выдохнула:
-Чёрт! Ну как я не догадалась! Здесь захоронен Сноор-Гофр? Правильно? И могильные плиты отлиты из чистого железа. Древнейшая усыпальница, вход в которую строжайше воспрещён! Какого лешего тебя сюда понесло?
Парень растерянно продолжал метать камни, ответив вопросом на вопрос:
-А что понесло сюда тебя?
 Изис вздохнула. В любой момент она могла очнуться в залитой солнцем комнате, высвободить свою руку из руки белобрысого юноши и успокоить свою совесть фразой «ну а чем я могла помочь?!».Но смуглокожик так просто никогда не отступала.
Вдруг юноша перестал кидать камни:
-Слушай, а ты ведь можешь выйти отсюда, да? Если ты принесёшь предмет, магнитное поле которого сильнее поля гробниц, я останусь твоим должником по гроб жизни!
-Ох уж эти мне гробы!-просияла Изис. Выход оказался довольно прост. Вот только…-Слушай, но с предметом мне сюда придётся ехать обычным путём, так?
-Не так…Как думаешь почему я не пришёл сюда в физическом теле? Никто не знает где вход в усыпальницу. Поэтому я и проник сюда без телесного балласта.
-Проник из любопытства? Или была ещё причина?
Юноша усмехнулся-а как думаешь, какая причина могла быть у молодого парня из бедной семьи? Конечно я хотел найти погребальные сокровища. Хотел узнать где вход, осмотрев сооружение изнутри. И вот-попался как мышь в мышеловку!
-Так…Продолжаем  думать…Мне сил пронести предмет не хватит, но у меня есть старший брат, которому эта авантюра в принципе будет по силам…
-Брат? А далеко он?
-Не близко…пару дней пути дорога точно займёт.
Юноша сел на пол и горестно вздохнул :ну пара –так пара…Спасибо, что вообще мне помогаешь. Я правда так и не понял-ты подарок небес или как?
-Или как-улыбнулась Изис-Я остановилась у твоей матери на ночлег, ну и вот-я тут-развела она руками.
-Наверное ещё одни сутки -и я бы сошёл с ума, не появись ты здесь…
-Ну ,ты главное за четверо последующих суток с ума не сходи, ок? А то ради сумасшедшего я не готова на столь дальний путь-ухмыльнулась Изис
-Возвращайся скорее…Прости уж, что перекладываю ответственность за свою жизнь на твои  плечи.
-Моим плечам не привыкать-тряхнула Изис копной смоляных волос.-Главное чтобы брат согласился ехать…


В свою родную деревню девушка въехала, очарованная красотой сумеречного леса. Огромное озеро с кувшинками лишилось девяти своих белых звёзд-Изис нарвала их в подарок матери.
Мама всегда любила собирать цветы  и украшать ими вход в жилище.
 Подойдя к дому, Из застыла, облокотившись на каменную изгородь, сплошь увитую плющом. Почти всё было по-старому, даже пахло маминым яблочным пирогом.
Улыбнувшись, смуглокожая  приоткрыла дверь и с криком :»Кто принёс лучше маме на свете цветы!!» вбежала в кухню. Высокий мужчина с длинными кудрявыми волосами, собранными на затылке , резко обернулся и задумчиво протянул:
-Какой щедрый дар, Изис. Мама бы обрадовалась твоему умению добывать диковинные вещи-иронично усмехнулся он, вынимая пирог из печи.
-То есть как это- обрадовалась бы?-опешила девушка,-Где мама, Хетоко?!!
Хозяин дома смерял гостью долгим взглядом, тихо сказал: Умойся с дороги и садись ешь.
-Она…умерла?-зрачки Изис по-кошачьи расширились от ужаса
-Нет…Но многое переменилось в нашем краю с тех пор как ты уехала. Новый правитель узнал, что мама обладает даром предвидения и призвал её к себе во дворец. Вот…год уже мама живёт не с нами. Правитель жесток. Он даже не даёт нам видеться .
-Но…как ты отпустил её? Почему вы не дали отпор правителю?!!-от гнева лицо Изис раскраснелось, сердце стучало как бешеное.
-Потому что все понимали, что силы не равны. У меня жена была беременна . Как бы я оставил её без защиты?
Словно в подтверждение словам Хетоко, на кухню вошла миловидная девушка с  ребёнком на руках.
Она робко улыбнулась, протянула свободную руку:-Меня зовут Леяна.  А ты Изис, да? Я чувствовала, что мы познакомимся до новолуния.
Изис улыбнулась в ответ и поняла, что усталость накатывает большим снежным комом:
-Хетоко, постелешь мне где-нибудь? Безумно спать хочется…
-Постелю конечно, сестрёна…
У Изис кольнуло в груди. Сестрёна…Значит –всё как прежде? Неужели?!!
Смуглокожая села в старое плетёное кресло и молча стала наблюдать как брат ловко заправляет постель. Она так и не озвучила свой вопрос: слишком уж страшно было услышать, что брат оговорился.
Утром Изис всё-таки попробовала пирог, испечённый братом по рецепту мамы, повертела недоеденный кусочек и, вернув его обратно на тарелку, сжала кулаки:
-Хетоко…я себе никогда не прощу, если не увижусь с мамой, не узнаю как она.
Брат отвёл взгляд:-Думаешь, я могу себя простить?!!Стражники не пускают простых жителей на территорию дворца. И прислугу тоже не выпускают.
Изис побелела, под кожей заходили желваки:
-Я приехала совсем с другой проблемой, брат. Но то, что я так просто этого не оставлю-клянусь тебе!!-девушка выбежала из-за стола, хлопнув дверью. Опомнилась она лишь когда обнаружила себя стоящей среди огромных подсолнухов.
-Трус!-бросила Изис подсолнуху и примяла его сапогом.-Трус! Трус!-каблук впечатывался раз за разом в мякоть ни в чём неповинного цветка, и злость медленно отпускала Изис. На смену ей пришли горькие слёзы.
Когда Хетоко увидел вернувшуюся Изис, она была собрана ,холодна и сразу приступила к делу:
-Я ехала двое суток, Хетоко. Поэтому у тебя нет возможности отказать мне в моей просьбе. В одном селении я осталась на ночлег у женщины, сын которой долгое время находится в состоянии сна. Я пошла по следам его души и попала в усыпальницу. Юноша застрял в её пределах, так как там очень сильное магнитное поле. Где вход- мы не знаем. Так что нужна твоя помощь.
-Так…а ты в курсе, что я вообще то я этим не занимался бог знает сколько лет?
-Ну вот тем более. Растеряешь навыки все если не поедешь-осклабилась Изис.
-Твоё дерзкое настроение, сестрёна, вряд ли сыграет тебе на руку-парировал Хетоко
И тут Изис поняла, что абсолютно не хочет пикироваться с человеком, по которому она скучала столько времени. Молча  подошла и крепко обняла его. Вот этот обезоруживающий жест и стал белым флагом.
-Н-да…А вот обнимахи на руку играют всегда-Хетоко погладил младшую по голове и задумчиво продолжил,-Тебе настолько этот парень понравился?


Вечером следующего дня Хетоко ,чертыхаясь, ловил руками рыбу в горной реке. Вода была холодная, но есть хотелось. Изис прикинула, что если она не сменит братца, то завтра он сляжет с температурой.
-Иди лучше руны раскинь. Ты же как и раньше с собой носишь?
-Конечно. А что ты узнать хочешь?
-Сможем ли мы освободить маму? Доберёмся ли до усыпальницы без приключений?
-Хах, это я тебе и без рун скажу! Чтоб с тобой-и без приключений- да когда ж это было?!
-Изредко, но бывало. Разведи-ка костёр!-скривилась Изис. Ноги от ледяной воды уже ничего не чувствовали.
Отогреваясь у костра и мерно помешивая ложечкой уху, Смуглокожая  внимательно наблюдала за братом, шаманящим над рунами. Те же зелёные глаза, те же тонкие пальцы. Только лицо стало более резко очерченным, да волосы чуть поседели.
-Руны предвещают грозу. Так что не засыпай под деревом.
Изис проследила за взглядом брата. Прямо на них и правда ползла огромная чёрная туча.
-А если серьёзно, брат?
-А если серьёзно, сестра, то всё для нас будет наилучшим образом.-Хетоко отвернулся и стал ломать еловые ветки для ночлега.
Изис ещё пять минут посверлила взглядом его спину, но потом  тревожность сменилась сонливостью и Смуглокожая занялась тем же самым, что и брат.
Только когда Изис подъехала к усыпальнице, она спохватилась ,что даже не знает какой предмет брат собирается взять с собой в сооружение.
-Ты разве не догадываешься?-удивился Хетоко,-Я мог взять что-то кроме нашей семейной реликвии?
-А, конечно…Книга Жизней. Вряд ли что-то другое может нейтрализовать силу гробниц.
-Да может и может что-то. Но дома я такого предмета точно не держу,-слез с коня мужчина.,-Давай, наверное, отдохнём немного, поедим, а потом уже займёмся спасением несчастного?
-Нет!-непреклонно отрезала Изис,-Знаешь как там жутко ему одному?!!
Брат лишь усмехнулся, но спорить не стал.
Хетоко с Изис обнаружили светловолосого парня сидящим у стены и смотрящим вперёд остекленевшим взглядом. Парень качался из стороны в сторону и бормотал что-то маловразумительное.
Изис выругалась, а её брат положил на гробницу книгу, взял на руки юношу и оглянулся на Изис-мол, что застыла? Пойдём отсюда!
 Ночь была похожа на сумерки: в небе застыла огромная белая луна, щедро разлившая свой свет по всем окрестным лугам. Изис смотрела в небо и думала-почему она всегда приходит слишком поздно?!!Когда уже так трудно чем –нибудь помочь…Останься она в деревне-пошла бы служить вместо мамы! Она молода, красива, умна…Уж наверное бы снискала милость правителя…
-Может уже направимся в селение?
-Я хочу ещё немного посидеть здесь…-не поворачиваясь ответила Изис и вдруг поняла, что голос не принадлежал её брату,- О боги! С тобой всё в порядке?!
Юноша пожал плечами, улыбнулся :-свежий воздух творит чудеса. А величать меня Асденом.-Тут только девушка заметила, что он смотрит на неё невидящими глазами.
-А меня Изис зовут-растерянно пробормотала она-Прости...ты слепой? А почему ты видел там, в усыпальнице?
-Не слишком умный вопрос для неглупой девушки-усмехнулся Асден-Ну как почему? Потому что тонкое тело моё прекрасно видит. Правда с запозданием на две секунды.
-Вот как…А ты развивал эти способности или они от рождения были с тобой?
-Развивал. Природа-матушка мне подарков не сделала.
Через пару часов Изис пыталась отбиться от нескончаемых слов благодарности матери Асдена. Кроу давно вернулся: лозоходца ждали в новом селении. Но Из отправила в ответ бумагу с извинениями. Какая работа, если нужно было скорее  возвращаться домой…
Изис по-быстрому собрала вещи, вывела из конюшни Ависценну и только тут почувствовала на себе пристальный взгляд: Асден стоял, прислонившись к стене конюшни, задумчиво вертел в руках палку для письма.
-Я хотел бы поехать с вами, Изис! Случайно я услышал твой разговор с братом. Если ваша мать в беде-я постараюсь помочь вам всем, чем смогу.
Изис замялась, не зная как тактично сформулировать отказ: слепой не только не помог бы делу, но ещё и требовал бы заботы о себе самом.
-Ты зря думаешь, что если я слеп, то не пригожусь вам. Я прекрасно ориентируюсь по звукам.
Изис в замешательстве потёрла виски:-Что ж, я вижу тебя не остановить, друг. В таком случае собирай вещи, мы подождём тебя.
-Вещи собраны. Я  попрощаюсь с матерью и догоню вас. Езжайте!
Асден догнал брата с сестрой уже тогда, когда Изис решила, что тот передумал. Но ,видимо, просто прощание было непростым. Оно и понятно-мать ещё не успела нарадоваться тому, что сын жив и здоров, как он уже собирается навстречу собственной смерти. Но дело чести-не пустой звук для жителей здешних мест. И в конце концов старушка, плача, молча ушла в дом.
Обратная дорога прерывалась изредка недолгими разговорами касательно плана действий, но большую част времени каждый пребывал в своих размышлениях. Изис думала о матери, её брат-о своей жене, Асден же постоянно что-то писал на листе пергамента, зачёркивал, снова писал…
«Хожения за три моря» небось какие-нибудь-усмехнулась про себя Изис. Но расспрашивать не стала.
Перед походом в замок, Хетоко хотел увидеть жену. Изис и Асден остались сидеть перед входом в дом на зелёной лужайке. Вокруг цвели заросли иван-чая. На один цветок было задумал приземлиться большой деловитый шмель, но Изис качнула стебель ,не давая насекомому вкусить долгожданный нектар. Так она и играла бы со шмелём, если бы боковым зрением не заметила как на крыльцо вышла…мама! Не может быть! Изис застыла в изумлении. А шмель укусил бы обидчицу, если бы Асден вовремя его не прогнал.
-Мама?!!Ты Дома???Тебя отпустили???-Изис порывисто обняла невысокую полную женщину
-Ну можно и так сказать, доченька…
-Вот так вот просто, по доброте душевной?-изумилась Из
-Понимаешь, мне приснился сон. Вещий сон. Как Хетоко убивает хозяина замка. Конечно, я не сказала хозяину, что за мной придёт только мой сын .Я сказала, что придёт целый отряд, нанятый моими родственниками. Сначала Джерес не поверил мне…
-Джерес?
-Да. Это имя моего бывшего хозяина. Но потом он решил, что и вправду с такой как  я лучше сотрудничать на мирной основе. Так что вот, теперь наконец то я дома! Могу нянчить внука и отвечать на письма Джереса, приходящие с гонцами,-улыбнулась провидица, добавив,-не видя перед собой его мерзкую рожу!
Асден уже на следующее утро собрался возвращаться в своё селение: мол, узел развязался сам собой, то и задерживаться не стоит. Изис пошла проводить его до реки (решила убить двух зайцев сразу-и искупаться, и узнать что же всё-таки писал Асден в своей книге).Когда Из прямо спросила мужчину об этом, он лишь облизнул обветренные губы. Помолчал. И вдруг рубанул воздух ладонью:
-Если б я не был слеп, Изис…Если б только я мог рассчитывать на то, что ты тоже меня полюбишь…Но зачем тебе такой как я?
--Асден…Я переадресую твой вопрос: зачем тебе такая как я? Мне не нужен никто кроме вьющейся вперёд дороги и возможности считать пройденные по ней мили.
-Но зачем ты спасала меня? Совершенно чужого тебе человека…
-А как бы я спокойно спала, зная что могла тебе помочь и не помогла?!!
-Значит, всё-таки ради самой себя?
-Да, наверное…Получается так.
-Что ж, спасибо !,-усмехнулся Асден-и добра тебе.
Пришпорив вороного коня, мужчина взбил облако пыли и растаял среди пшеничного поля.
Мокрая, нагая Изис одевала на себя рубашку после купания когда перед ней опустился её верный ворон. В клюве его был свёрнут маленький кусок пергамента. Буквы прыгали, но Из разобрала:


Без тебя не работают органы чувств. Что мне смех если это не голос твой?!!
Птицей ,запертой в клетке своей мечусь, оглушённый безмолвною тишиной.
Что мне солнца столь резкий и яркий свет ,если лучики глаз твоих далеки?!!
Небо рвётся на части как синий фетр. Ветер кормит птиц не с моей руки.

Что мне шесть долгих дней если лишь седьмой воскресил меня девой с лозой в руках?
На холодном полу вывел облик твой средь холодных гробниц, стерегущих прах.
Что мне запахи трав? Что мне вкус дождя ,если мне не коснуться твоих волос?!!
Запах их ища и не находя, я однажды смирюсь, что с тобой мы врозь.

Пусть твоя лоза пробудила ключ, что дремал в тиши много долгих лет-
Не дари мне воду, меня не мучь. Мне так сложно родник удержать в земле.


Рецензии