Ээтюды судного дня

Я умер.
Может быть,я даже живу. Потому что есть мой прах. Это жизнь песчинки.
Но чем глыба мускулов замечательнее глыбы камня?
Песчинка сгорает в полете,оставляя в небе след как будто падающей звезды.
Падший человек живет во мраке предрассудков. Он боится одиночества. страх
сгоняет людей в толпу. Наедине с самим собой человек боится вдруг узнать
в себе сущность зверя. Но в толпе ужас одного человека ускоряется страхами других,вспугнутая неосторожным словом,жестом,действием,толпа превращается в
безотказную машину убийства себе подобных - так толпа пытается освободиться
от звериного страха людей.
Мысль,освобожденнная от плоти и переставшая быть рефлексом,инстинктом,становится
частичкой разума и перемещается в новую обитель - в ноосферу.
Как проследить путь разума?
Надо умереть...
я умер.


Хотелось ли мне умереть?
Смерть не страшна.
Смерть неожиданна.
Послесмертие неизвестно. Неизвестность может пугать или озадачивать.
Смерть таинственна.
Смерть нельзя понять живому.
Надо умереть - и вы улыбнетесь смерти.
Вас,кажется,нет в самом простом качестве:в качестве трудяги и молчуна,или
бездельника и болтуна - но у вас появляется удивительное качество:созерцать
себя со стороны,вы как будто раздвоились:там,в могиле,лежит безжизненная и
неулыбчивая плоть,а здесь,в небесах,вы посмеиваетесь над скорбящими;смерть
отняла от вас плоть,вы освободились от нее,как от изношенной одежды...может быть.на этой грани мира вы,наконец.станете разумными,постигнете таинства
миросозидания...
Но хотите ли вы этого?
Вы вполне удовлетворены обывательской перебранкой,философский смысл вами презираем,вам недосуг заниматься загадками мира;повесив в углу икону,вы
передоверили богу свой интерес познания...конечно,вы любознательны,но вам
составляет удовольствие скользить по склонам здравого рассудка,не вгрызаясь
в недра логики,чтобы отыскать алмазные россыпи истины.


Когда я жил.я не признавал истин.
Истина казалась мне выдумкой,наскоро измышленной человеком в желании знать
все доподлинно.
А теперь вот и узнается,какая же это доподлинность знания. Может быть,
мнимая? Может быть.для подсказки и есть бог?
Когда он явится мне,чтобы объявить все великие истины мира?
Да будет бог!
- Ты звал меня,человек?
Откуда сей глас?
Я огляделся. Где же бог?
Разве человек может знать,каков бог? Разве бога можно увидеть и услышать?
Великий же он оборотень,если может принимать облик человека. Наверное,он
может принять любой облик.
Может быть.он принимает облик комарика и пищит над ухом,рассказывая небыва-
лую сущность мира.
Скачет лягушонок...
Шумит дубрава...
И где-то рычит дикий зверь...
- Посидим,человек,на пеньке. Может,рассмешишь меня прибауткой.
Вот и пеньки. Лес рубили...
Сидит на пеньке вроде мужичок.
Сел и я напротив.
- Что не узнаешь? - кривит рот в ухмылочке мужичок.
- Узнаю,а только удивляюсь.
- А чему удивляться!?
- Что у бога лицо мое.
- А ты.что ли.богом не хочешь быть?
У каждого свой бог. Своего видишь. А чужого не узнаешь. Чужой тебе не
явится.
Человек зеркалами обзавелся,лик свой знает. А если бы не знал,так и бога
не распознал бы. Тыкался бы в каждую мордочку:а кто же мой творец?
Стало быть,бог есть многоликая личина и всему является в облике его?
Или бог меня испугать боится?
- А зачем тебя пугать,человек? У тебя своих страхов много. За спиной ветка
хрустнет - и ты ежишься...
Ветка хрустнула за спиной. И я невольно вздрогнул.
" Может,ангелы? - подумалось мне".
А бог ехидничал:
- Ангелам морока с тобой.
Им надо тебя от грехов уберечь.
- Уберегли?
- А ты будто о своих грехах не знаешь!
- Это смотря что грехом полагать. Может.родиться - этотоже грех?
Разве все для праведных дел рождаются?
Если судьба богом дана,зачем же ему злодеи? Или злодеев дьяволицы рожают?
А бог в сторонке посмеивается...ведь ты надо мной смеешься!
- Приятно посмеяться.
- А зачем тебе радости? У бога вдохновение должно быть.
- С вдохновением созидаешь. Ну,умаешься... Отдохнуть надо. И захочется
слабостью человеческой воспользоваться...
- И по девкам,может.шастаешь,о величайший?
- Дерзишь,малый!
- А не ты ли меня язвительным изволил сотворить?
Насмешников много.
Для чего же они?
Людей веселить или язвить или богов?
Те.которые в огов верят,воли твоей боятся,они на колени падут и чушь всякую
молоть будут. Тебе лесть невежественного человека важна?
А нам и против бога,и против дьявола,против всяких сверхчистых и сверхне-
чистых сил слово сказать хочется.
- Какое же слово против сказать хочешь?
Знаешь,в чем упрекнуть можно бога?
- А во всем.
Сотворил ты мир. А для чего? Нет цели у мира. Стало быть,сотворил ты мир для
собственной потехи. Ну.пусть бы оставалось небытие. Или тебе одиночество
надоело?
- Не было никакого сотворения мира.
Все есть самосотворение.
- И бог?
- А что же я исключением должен быть!
Приходится быть богом.
- Стало быть,ты и о собственном происхождении мало что знаешь.
Может,ты бог на побегушках?
Если ты мой бог,то ты у меня на побегушках.
Кула же тебя послать?
Может,за водочкой7 Сообразим на троих? Пригласим ангела в кампанию...
Послушаем друг дружку,покумекаем...
- Этот пить не станет.
- У него рта нет?
- Праведник оголтелый.
- Тогда рогатого позовем. Уж он-то до всяких безобразий охоч,наверное.
- Заявится,только свистни.
Только мне в его кампании неприятно.
- А ты не брезгуй нечистью!
Экий ты привередливый!
- Да он напьется - и околесицу нести станет,а то еще подраться норовит.
- А у тебя против него силы нет?
- Это другая сила.
- Скажешь,не божье это дело:дубасить кого попадя. Ты ведь у нас творец.
А может,даже не мастеровой,а халтурщик?
- Говорил же,что не причастен я к сотворению мира. Самосотворение...как ты не понимаешь!
- Ну,вот и выпьем по маленькой,чтоб все понимать...
Или ты не выпивоха?
Судия...
Запросто меня в геенну огненную отправишь...там муки неистерпимые.
Смертью не испугаешь:жизнь и смерть равноценны,а встреча с тобой только
после смерти и возможна. Страданий человеку хватает и под небесами. Вот и
остаются муки невыносимые. Пытать,значит,человека надо. Это за что же он
так ответственен? Что ты ахинею мира до конца не сообразил?
Что же ты собственную промашку человку в вину поставил? Оказываетсч,ты не
только жестокий,но еще и е честный.
- Попы все переврали. Не наказываю я.
- Стало быть,и попов простишь за враки.
- Да какое мне дело до человецев!
Поп ли он,или воин,или вроде тебябалагур - мое дело слушать и в крас ную строку
вписывать всякие причитания.
- Да ты,братец,регистратор!
Эдак некий колежский...
Хе...
Странные у тебя обязанности. И богты непонятный:или перед тобой поежиться.
или тебе подзатыльника дать!
- Потому и говорю я:человек во вразумлении должен быть. Иначе он и бога не
поймет. Тогда и норовит с ним на короткой ноге быть.
Бог всеобъемлющ. А поговорить с тобой - это его милость. Соизволил он так.

- Собеседник я занятный или ты малость мою уважить изволил?
- Понимай,как хочешь. На пустое нет ответа.
- Расстилай самобранку.
Выпьем за встречу. А после чарки-другой,может,на ум великая мысль взойдет.
Растелена скатерть. От разносолов даже голова закружилась.
Налил в стаканы вино. Чокнулись и выпили.
Вкус необъяснимый. Райское наслаждение.
Я поспешил налить еще раз.
- Ну.что ты спешишь! - покрикивал лучезарный. - Успеешь нализаться.
- Извини,дружище! Привычка...
- На этой стороне пора уже расставаться с вредными привычками.
- Без привычек вроде и человек неполноценный.
- Привычки заменяют человеку стремление к постижению смыслов неизведанных.
Вредная привычка - это степень деградации человека.
За вином да сексом человеку некогда подумать о таинствах мира.
- Не даются человеку таинства,сколько ни думай!
Человек не может сравнить вечность и мгновение. И слово.кажется.под языком
или на языке,а не находится необходимое.
Не умеет человек со словом обращаться. Играет с ним.
Вроде и краснословы есть,а только картину мироздания нарисовать не могут.
В таинствах вся и загвоздка!
Материя как будто понятна,движение успевает человек воспринимать. А где же
и каковы таинства м ира? Может,их и нет. Нам только хочется,чтобы они были.
Что ответишь.великий смыслоискатель?
- Разве сие есть промысел божий?
- СТало быть.это человек обречен на бесплодный поиск истины. А богу все
известно - и ему незачем быть любознательным. Зная.незачем узнавать.
Поделись же с человеком истинами.
- Своим умом дойдешь.
Но есть и неведомое.
- И боги не все познали?
- Зачем смыслом размахивать,как дубиной!
Сам говорил,что нет смысла в миросозидании.
Мир это просто действующий механизм.
- А ты,значит,миросмотритель. Смотришь,чтобы не поломался. А кто же неис-
правности устраняет?
- Мир чинить не надо.
- Безотказный механизм?
А может,ты не хочешь признаться в потрясении разума:для разума нет дела!
Потому  и не задалась у человечества история. Нескончаемые войны. Одним
словом.мокруха...вот он грошовый смысл разума.
Или разум должен переделать мир и придать ему смысл?
Возможно ли это?
Пустая затея?
Зачем миру смысл?
- Выпьем...
Выпили.
Я приставал к старцу с расспросами.
- Может,человек и спивается от предчувствий бесцельности бытия?
- Есть и непьющие.
- А им в упряжке быта некогда подумать о философических причудах памяти.
Под ногами детвора путается...
Выжить хочется...
Общество потребления не может предложить человеку идеалы достойного мыслящего
существования. Культура развлечения удручает. Нужна культура совершенства,преображения человека. В такой культуре общество классовых
преступлений не заинересовано.
- На небесах политика не к месту. У земного человека потребности плоти...
- Да еще привычки и прихоти...
- ...а космический человек обретает дух.
- Но мы же пьем вино! Разве вино не для плоти?
- Ты еще не стал космическим человнком.
- А ты зачем пьешь?
Для компании?
Вино тебя веселит? Хмелеешь?
- Человек не надо знать лишнего.
- А не понесешь ли ты под хмельком чушь несусветную?
- Нет несусветного. Нет чуши. Есть слово.
- Почему же одному слову веришь,другое настораживает,а от некоторых и вовсе
открещиваешься?
- Вера е от слова. Смысл можно посадить на спину любого слова.
- Ты поэтичен.
Без стакана вина да поэзии в голове мир не сотворишь.
- Опять ты за свое! Сказано было:мира я не сотворял. Я - не творец!
А себя ты сам сотворил.
- Так,может.я и тебя сотворил на свою голову?
- Соображать начал.
- А что же это я не помню самосотворения?
У меня родители были...
- Вспомнишь все...
Замысловато устроен мир.
Помаешься тут - откровение и снизойдет...
- И вкотле сидеть придется?
-  Как же без котла,смолы и кочегара! Сам захотел!
- А зачем же в котле сидеть?
ГРЕхи у меня будешь выискивать?
Взвешивать станешь на безмене?
- Нет и быть не может у человека грехов.
- Однако великодушен ты.
Но за что же все-таки мучить человека?
- Через страдание человек хочет обновиться.
- И придет обновление?
- Что это ты наперед все знать хочешь!?
Неожиданности должны быть. От них удивления и вдохновения человеку.
- А богу есть удивления?
- И бог удивляется.
- Разочаровываешь ты меня.
У бытия сюжет незамысловатый:звезды пылают,планеты вокруг них вращаются,
жизнь разная там:то амеба и бактерия,то придурки всякие с бомбой в руках или
проповедью на устах...
Думаешь,ну уж бог есть какой-то необыкновенный феномен. А,оказывается.что-то заурядное.
На земле поп в рясе ахинею распевает,ты здесь в каком-то балахончике на пеньке поучаешь. А есть еще всякие идеологи от государства.
Неужто нельзя человеку обойтись без проповедников?
Если вы дошли до истин собственной головой,почему обывателю навязываете
идеи общественного и мирового устройства,насилуете его волю к изъявлению
собственного мировоззрения? Что,у него другая каша будет в голове?
Ну,и пусть!
Невозможно единомыслие.
Смысла и цели и вы не сварили в своем котелке.
Придумав бога,разве распознал человек мир? Или разве с материализмом в голове
человеку стало доподлинно все известно?
А миллиарды людишек и вовсе ходят со страхом какой-нибудь кары.
Разве со страхом можно стать мыслителем?!
Мыслителей да бунтарей в дальние края ссылали или в могилу...она,кажется,поближе
к таинствам! Вот она несостоятельность общества и человека:нужны не мыслители,
а попы,работники,убийцы и бездельники...
Воина почитают как защитника отечества. А он - профессиональный убийца!
За какую истину ни возьмись - каждая с гнильцой!
Извратили разум,чтобы оправдать свою звериность.
- Заговариваться ты стал.
Пойдем - провожу в котел. Подсажу,если сам не залезешь.
Долго не шли:на небесах все как под рукой.
У котла знакомый тип.
- Священная троица! - позлорадствовал я. - Мог додуматься...
- Пошевеливайся,пока еще в азарте.
Будешь волынку тянуть,расплачешься. Потом успокаивай тебя.
- Может,валерьяночки накапаете мне?
Ну,и подмостки!
Зачем так высоко?
- Чтоб далече видел. Чтоб далеко тебя слышали.
- Может.меня и на земле услышат?
Когда я залез в котел.существо при исполнении ударило дубиной в этот котел.
Он зазвенел.
- Поехали! - засмеялись те двое,которых как будто я знал.
- Эй,вы там,у котла! Пожарче растапливай! Уморились,хилые...
- Ну,ты.хилый,скоро за дело примешься!?
Чей это глас?
- Я уже два часа жду твоего контрнаступления...
Я вижу женское лицо.
А не ангелы ли это рисуют воображение?
Должно быть,я уже в преддверии рая.
Но меня сильно ударяют в бок.
- Я тебе спать не дам!
Ты разве для этого ко мне пришел!
Мог и дома выспаться...
БАБА!
Экая напасть!
Всякую мечту прервет...
И я,кажется,тихонько заскулил.


Мечта...
Человек,может.кажется,осуществить любую мечту. Так почему же он не может оторваться от быта!? В нем издохнешь,так и не изведав великих устремлений
разума. Но может быть.от великих устремлений разума такой же прок.как от
богатства,от славы.от развлечений?
Хочется,чтобы человек не разочаровывался чудесами и красотами мира,собственным
существованием. Но от разочарования нельзя избавиться,оно за каждым словом,за каждым переживанием.за каждым смыслом...
У тебя появляется смысл модно одеваться,вкусно питаться,приобретать особняки,
автомобили - ты вбиваешь в голову эту цель и тупо расстрачиваешь на нее
весь свой мыслящий ресурс...а на вершине цели разочарование растаптывает
твою заурядную мечту благополучия:ты лишил себя вдохновения!
Ты - обманщик.жулик,мошенник,вор,убийца,пожиратель всяческих жизненых благ
и пр.пр.пр. Но ты не мыслитель.у тебя нет собственного мировоззрения,ты
обошел стороной возможность стать разумным,потому что хотел быть другим:богатым,счастливым,беззаботным...
Ветер разочарований обрывает лепестки мечты...
Перестаньте гадать о собственной судьбе.
Разгадайте судьбу  мира...



Не останавливайтесь на перекрестках судьбы в раздумий,в ожидании,в нерешительности...спешите куда-нибудь повернуть...
Легкого пути все равно нет:даже то,что вам легко дается:может быть,семья.
богатство.слава,есть в жизни разумного существа излишнее. Но если все мы
почитаем это как первейшую необходимость и занимаем себя усердием все это осуществить,как мечту всей своей жизни.то нам,значит.еще далеко до разума.
По существу мы,современники,и не станем разумными. Но станут ли разумными
наши потомки? Или род человеческий обречен остаться загнанным прогрессом
и цивилизацией в тупик вырождения,ибо слишком поздно мы спохватываемся,
что еще ничего не сделали для своего становленя разумными?
Впрочем,спохватились ли мы,поняли ли,что совершаем чуждое разуму?
да.находятся некоторые людишки с предупреждениями неверного пути челове-
чества,а только кто им внемлет? Они выглядят чудаками,а не спасителями
обезумевшего прогрессом человечества. Это еще благодеяние.что их просто
не хотят слушать. Могли бы и распять.
Но кроме них в природе слышны и другие крики предупреждения человеку.
Человек же мнит себя всемогущим - и не боится предупреждений. Да,и умеет
ли он слушать природу!?
Услышьте...


Я слушаю самого себя.
Мне этого достаточно.
Есть многие тысячи людей,которые полагают себя мудрецами и хотят,чтобы их
слушали. Они любят назидать. Мысль,что кто-то может обойтись без их совета,
пробуждает в них гнев - отзвук древних инстинктов.
У вас есть собственная голова - ей надо дать волю творца. И тогда вы
услышите самих себя. Глас же мудреца слишком неразборчив. Он слышен где-то
в далекой стороне.
Каждый человек может и должен стать для себя пророком.
И откроется тайна рода человеческого.


Рецензии