Птицы над храмом

Утро было морозным. Но выбраться из электрички всё равно хотелось побыстрее: щебетали только что проснувшиеся птицы, пахло смесью полевых трав. Алиса посмотрела на свою длинную юбку: сейчас она вся будет в росе…Да и кеды промокнут. Ну а что делать? До деревни путь лежит только через поле. Других вариантов нет. Женя, брат Алисы, опережал её на несколько шагов, всем своим видом показывая, что дорожная духота и отсутствие сна (всю ночь перед поездкой они в спешке собирали вещи) не сломили в нём боевой дух.
Когда пара наконец прибыла в пункт назначения, солнце уже нещадно палило.
-Тааак, нам нужна Тамара Георгиевна,6-ой дом.
Женя посмотрел на табличку дома, мимо которого они шли:-Третий. Через три особнячка будут наши хоромы.-он криво усмехнулся.
-Зря смеёшься, Женьк. Перед революцией эти дома без всякой иронии были хоромами.
-Ну так это когда было.-При царе Горохе.-Женя ещё раз взглянул на дом и вздохнул: облезшая краска ,подгнившее дерево, покосившийся забор…Хотелось верить, что к шестому дому ситуация улучшиться, но чудо ничего не предвещало.
Тамара Георгиевна оказалась бодрой улыбающейся старушкой. Её дом был хоть и ветхим, но уютным и чистеньким. К завтраку, ждавшему путников ,прилагались вопросы из серии чем они занимаются и надолго ли приехали. Удовлетворив старушкино любопытство ,Женя перехватил инициативу и в свою очередь стал расспрашивать про посёлок и церковь.
-Да что рассказать.. Вы и сами всё видели уже, думаю. Запустение у нас здесь. И бедность…
После этой фразы Женя отвёл взгляд от последнего пирожка, лежавшего на тарелке.
-Ну с Божьей помощью-улыбнулась старушка. И с вашей, конечно, храм мы восстановим. Вы отдохните ,да и идите, оцените фронт работ. Там сейчас сын мой с внуком мусор разгребают. Трудоголики, рано-рано встали сегодня-Тамара Георгиевна улыбнулась и пододвинула к Жене пирожок.
***
Алиса шла к храму медленно, фотографируя по пути пейзажи, бабочек на стеблях кипрея, небо,в котором кружили десятки белых голубей.

-Прямо слёт альбиносов какой-то!-изумился Женя.-Ни одного тёмного голубя!
-И правда ни одного…Странно.
За этими размышлениями спутники дошли до храма .Некогда белоснежный гигант навевал мысли о золотых руках русских зодчих…Но теперь столетия и невзгоды разрушили красу пятиглавого хранителя здешних мест .Столько усилий предстоит теперь приложить , чтобы хоть в какой то мере восстановить прежнее его величие.
Внутри храма ситуация была не лучше: чёрные от копоти стены почти уже не хранили след былых фресок, алтарные врата сбиты с петель и лежат на полу, словно плот, плывущий сквозь сквозь море отечественной войны. Сколько же людей слизнули беспощадные волны с этого хрупкого плота…
От мыслей Алису отвлёк звук упавшего предмета.
-Вот что это такое? Что в церкви, скажи мне на милость, сын, делает старое радио??
-Не знаю, пап. Но на твоём месте я бы такими раритетами не швырялся!
Следом за голосами из-за кучи мусора показались люди-бородатый ,мужчина лет сорока пяти, похожий на отца Дяди Фёдора из мультика и другой-молодой, в берцах и камуфляжных штанах.
-День добрый!-Женя решил дать знать о своём присутствии будущим коллегам-А мы к вам, на подмогу приехали!
-Ооо, ну наконец-то! Меня Андрей зовут-бородач улыбнулся новоприбывшим.-Чайку? Ярослав, доставай термос из рюкзака, будем знакомиться!
***
К вечеру у энтузиастов ноги подкашивались от усталости. Работы в храме было пруд пруди. И следующий день не предвещал быть более лёгким.
На чердаке, прогревшемся за день словно русская печка, было очень душно. Женя тем не менее уснул.А Алиса пошла побродить по окрестностям.
Всё-таки деревня-старая добрая русская деревня-была близка сердцу девушки. Москва похожа на огромный бильярдный стол-думалось ей. Люди, словно шары ударяются друг о друга пластмассовыми шарами. Сколько этих пронзительных столкновений с нами происходит за год-подумать страшно! С кем то мы навсегда летим в разные лунки, не выдержав силы удара…А беспощадный кий вот уже снова завис над нами,не давая возможности побыть в статике.
Здесь же, в деревне, зелёное сукно-это огромный луг под ногами. И можно поверить,что нет здесь никакого кия, зовущего тебя в игру. Можно быть перекати-поле, а не пластмассовым шариком. Можно просто быть.
Алиса сидела у реки, пытаясь переложить пришедшие в голову мысли в стихотворную форму и не заметила подошедшего к ней Ярослава:
-А я думал, что ты уже спишь…Уходя, вы с Женей выглядели очень уставшими.
Алиса вздрогнула от неожиданности, но узнав Яра, улыбнулась:-Кажется второе дыхание открылось.
Ярослав снял бандану, скрывавшую его голову днём и Алиса увидела несколько расточек, вплетённых в его волосы, улыбнулась: а я вот дреды хотела заплести недавно, но потом прикинула, что могу стать предметом обсуждения здешних бабушек –и передумала.
-Хах-Ярослав посмотрел на её проколотую бровь и тату-папоротник на руке и улыбнулся-У тебя и так есть все шансы стать предметом их обсуждения
-Ну, ты тоже не похож на православного активиста…Скорее на хиппи. Фенечки, медальоны, обереги…-рассмеялась в ответ Алиса и загляделась на реку, в которой отражалось закатное небо с еле проступавшими звёздами.
-Да мало ли на кого я похож-уклончиво хмыкнул Яр.-Не важно это. Ты лучше расскажи про фрески: сколько времени нужно на восстановление?
-Хороший вопрос…Жизнь покажет!-в свою очередь уклонилась от ответа Алиса.
-Что ж, главное не втягивайся в работу как Микеланджело. Жертвы на благо искусства-дело похвальное, конечно …Но лучше без них.
-Да ,шейный остеохондроз в мои планы как-то не входил-усмехнулась девушка.
-Ну, у гениев судьба нелёгкая…Значит, ты себя к их стану не причисляешь?
-Я?-Алиса рассмеялась-Да какое там. Моё призвание-вылавливать из Леты осколки чужих шедевров, склеивать их понемногу. Скромненько, да?
-Да нет, скорее поэтично.-закусил стебелёк осоки Яр. Люблю людей без гипертрофированного тщеславия-рассмеялся он.
-Ну, может я хорошо маскируюсь?
-Всем маскам свойственно спадать рано или поздно.
-Это точно.-сладко зевнула девушка и поняла ,что стопы пора направлять к дому.

***
«Вставай страна огромная, цветов принёс твой брат! Охапку столь весомую, что в вёдрах двух стоят!»
Алиса улыбнулась ,не размыкая век. Как же здорово иметь такого брателло! Встал пораньше, набрал ей полевых цветочков…Мрмрмр.
Но вставать определённо не хотелось.
-Слушай, пять минут ещё, м?
-Мадам, я вас сюда можно подумать силой тянул !Приехали работать-значит надо работать!
-Грр.-Алиса рывком покинула уютную постельку и начала собираться.
С того момента ,как они приехали прошла уже целая неделя. Неделя тяжёлой, но всё-таки интересной работы .Фрескам потихоньку возвращались их прежние краски. Остеохондроза пока не наблюдалось, но шею по вечерам ломило. Впрочем это было ерунда по сравнению с тем, что у брата с сестрой было ощущение ,что они делают что-то действительно стоящее. Что-то, что переживёт их, продолжит их жизнь в себе.
Ярослав, оказалось ,отлично играл на флейте ,а его отец пел и играл на гитаре. Они были явно рады, найдя благодарных слушателей в лице Жени и Алисы, поэтому посиделки у костра вечером стали ежевечерней традицией. Старый пёс Клык пролезал к ним порою сквозь дыру в заборе и начинал подвывать как волк из советского мультика.
Но были вечера, когда Женя уходил наверх с книжкой, а Андрей говорил, что устал и хочет спать.
В такой из вечеров Алиса и Яр решила наведаться к роднику. Путь лежал через лес. Уже начинало смеркаться, поэтому каждый резкий звук заставлял Алису вздрагивать и ёжиться, а Яра смеяться над этим.
-Эй, ты обиделась что ли?-парень поднял обе руки вверх- Хорошо, не буду смеяться больше. Просто чего тут бояться? Ни лосей, ни медведей, ни волков здесь отродясь не было.
-Я не зверей боюсь…много мистики слышала просто про эти места.
-Например?
-Ну например слышала, что после того пожара в церкви не было обнаружено ни одного трупа….
Яр ничего не сказал Алисе на это.
-Что ты думаешь по этому поводу?-наконец спросила она.
Парень присел на поваленное дерево.
-Что я думаю? Думаю, что это не слухи. Это правда.
Брови Алисы стремительно побежали вверх:-Но как такое возможно??Что тогда стало с людьми?!
-Ты видела голубей, постоянно летающих над деревней? Знаешь сколько они здесь летают?С того самого 42-ого года.
-Ты шутишь, да? Голуби столько не живут!!!
-Голуби нет. А вот люди, молившие Бога о чуде-живут. Как видишь.
Если бы Алиса не знала Ярослава уже две недели-она бы решила ,что разговаривает с сумасшедшим…В полной растерянности она молчала минуту в надежде, что Яр рассмеётся .Но он и не думал этого делать.
-Да что за ерунда???Ты придумал это сейчас, да?

-Нет, я это услышал ,Алиса.
-Услышал? От кого?
-От птиц. Ладно, я расскажу тебе…Иначе ты не поверишь. Моя бабка наградила меня сомнительным «даром». Точнее скорее проклятием В общем, маги бывают не только в фэнтези-вселенных.В общем, откупилась ведьма мной в своё время. Никто меня не спросил, хочу ли я выполнять роль валюты…И теперь это моя тяжкая ноша.
-И от этой ноши нельзя избавиться?
-Может горбун избавиться от своего горба? Вот так и я…Я могу лишь уменьшить этот горб…Гладить по голове своего ангелочка на правом плече-усмехнулся Яр-Я люблю ездить по деревням. Старикам здесь очень нужна помощь. Когда я начинал свои автостопные путешествия по России я был ужасно зол что жизнь вынуждает меня безвозмездно помогать чужим людям ,что я не могу завести свою семью потому что моя жизнь-искупление прошлого ,а не создание будущего .Я нигде не задерживаюсь…За три года моего кочевничества я понял, что я уже и не могу где то долго находиться.
-Нигде не задерживаешься?-Алиса задумчиво сверлила землю взглядом
Да…На завтра у меня билет на поезд .Еду в деревню, где жилка моя бабка. Мне приснился сон будто я жгу её дом и мне становится очень легко ,хорошо…Понимаешь? Я думаю это знак. Дом пустует, но если кто то в нём поселится-врд ли это принесёт ему пользу.
-Завтра??Как?...Но почему так быстро???Храм же ещё не достроен? Как мы без твоей помощи??
-Отец поможет вам. Он же остаётся. Да и зачем тебе моя помощь, когда ты с Летой и так на «ты»?-рассмеялся Яр

***

Вечером следующего дня было дождливо и холодно. Ярослав потягивал чай из стеклянного стакана, принесённого проводницей, суетливо снующей по вагону. Ложка, размешивающая чай была похожа на язычок маленького колокола.
-Динь…-и Яр опять видит перед собой маленький колокольчик бронзовой юбки, бегущий от него через поле. Яр просил его не провожать .Отец ,бабушка и Женя послушались, но колокольчик всё равно прибежал. Стоял под проливным дождём, прятал глаза, молчал.
-Лиса Алиса, иди домой…Не хочу чтоб на моей совести была твоя простуда.
-Может ты хотя бы для приличия запишешь мой телефон? И хотя бы поздравишь меня с новым годом когда-нибудь-вскинула девушка зелёные глаза, грустно улыбнулась.
Ярослав тоже улыбнулся.-А я хотел тебе предложить голубиную почту, как в старые добрые времена. Обещаешь их кормить тут без меня?
Алиса подняла голову и увидела кружащихся над ними белых птиц. Прилетели провожать своего друга…Как и она, не обращая внимания на дождь.
Девушка молча уткнулась в плечо Яра. Потом резко повернулась и побежала через поле. Обернулась:
-Ты тоже избавь мою совесть от своей простуды!
Но Яр не пошёл в поезд. Он смотрел на бронзовый колокол, рассекающий поле клевера .Он слышал его грустный, щемящий звон ,но ничего не мог поделать. А в небе врассыпную разлетались белые птицы, оглушённые мелодией колокола, мелодией расставаний.


Рецензии