Сол пишется с мягким знаком

«Люди с ограниченным мировоззрением, с ограниченным, казалось бы, кругозором, представлениями о жизни - они и есть соль земли. Вот в этом трагедия. В том смысле, что с ними трудно, порой даже неинтересно, противно, небезопасно - как угодно, но они соль земли» - Юрий Быков, режиссёр.
«Когда соль теряет силу, она становится яд» - Борис Гребенщиков, не режиссёр.
«Есть люди, которые зависят только от неба, от ветра, от реки. Зависеть от природы – разве это не мечта? Разве это не свобода?» - Дмитрий Васюков, режиссёр.

Не бывает кино «для всех». Равно как и не бывает кино «не для всех». Нет, можно, конечно, с безапелляционностью самовлюблённых консьержек Дома Кино заявить, мол, мы, правополушарные вуайеристы, вкупе с левополушарными поклонниками, мешая смыслы и слои, ответственно заявляем…
Бросьте, право. Кино бывает либо интересным, либо неинтересным. И вовсе не обязательно иметь режиссёру в рукаве некую детективную составляющую, чтобы кино было интересным.  Джармуш и Вендерс, к примеру, легко обходились без неё. Успех кино зависит от жанра не так сильно, как это может показаться на первый взгляд. Это может быть комедия, арт-хаус, джалло, мелодрама – всё, что угодно. Если кино интересно смотреть – его будут смотреть и через сто лет. Если нет – хоть сто раз на дню пойте ему оды, его забудут через год.
Одна из главных составляющих интересного кино – герой. Герой, который не оставляет зрителя равнодушным. Зритель будет переживать. И смотреть на героя снова и снова. Почему? Именно потому, что герой интересного кино не оставляет зрителя равнодушным. Себастьян Сальгадо, герой документальной картины Вима Вендерса и Джулиано Рибейро Сальгадо «Соль Земли», из тех, кто стремится жить нормально, по-человечески, не нагибаясь. Себастьян Сальгадо – настоящий! Уже одно это делает Сальгадо героем интересного документального кино.
Зритель истосковался по настоящим героям реальности. Не по тем, которые своей якобы разносторонностью прикрывают своё смердящее двуличие. Не по тем, которые отсутствие простой любви к людям – Да что там любви! Простой тактичности! – прикрывают бездушием приобретённой интеллигентности и хорошо выученными уроками. Не по тем, которые любят пестовать свой орган «анти», не понимая при этом, что это их анти-чего-то-там характеризует не то, против чего они выступают, а характеризует саму психологию носителей «анти». Психологию, которая ратует за самые уродливые и дремучие формы восприятия бытия.
Себастьян Сальгадо – фотограф с редким даром: он не просто фиксирует события, он их проживает. Проживает не каким-то там выдуманным «мужским подсознательным», а проживает сердцем. Сердцем, которое видит.
Его фотоработы – не орудие идеологической манипуляции. Работы Сальгадо – это то, что не оставляет человека равнодушным. Его работы превращают статус «Я в зале и смотрю фильм про фотографа, который смотрит на чужие страдания» в настоящее сострадание.
«Соль Земли» - это настоящее кино, не чета видео-шелухе каких-нибудь «странных цветов» каких-то там слёз. «Соль Земли» - это визуализация человеческой души.
Вим Вендерс своей новой работой щедро сыплет соль Земли на раны тех, кто успел до крови расчесать свои органы в порывах пафосного политического самолюбования и экзальтации своей уникальности.
Смешав личное и общее, Вендерс показывает разницу между глобализмом на глиняных ногах и реальной глобальной ответственностью. Режиссёр показывает как человечество, определив для себя поиск метафизической универсальной идеи как цикличность грабель, смешивает две разные вещи – мечту и реальность.
И делает это Вендерс через призму предельно кинематографичных по духу фотографий Себастьяна Сальгадо и его личной истории. Сорежиссёром которой выступил сын великого фотожурналиста.
Вим Вендерс, листая слайды работ Сальгадо на личностном диапроекторе «Вендерс-как-раньше – М*», совмещает видеоарт с публицистикой. Подталкивая зрителя к персональному видению работ удивительного Сальгадо. Заставляя увидеть в этих работах своё – и режиссёрское, и зрительское – отражение. Поливая свою личностную воду на мельницу уникального фотографа и, параллельно с этим, припадая к удивительному источнику фотовизуальности Мастера. Мастера, который прошёл путь от фотоочерков об ужасах Земли – к её спасению. Пристально рассматривая беды человечества, перешагнув рамки обычного фотоискусства, Сальгадо пришёл к пониманию того, что спасение – в возврате к истокам. То есть, в природе. Для Себастьяна Сальгадо фраза «Чтобы стоять, я должен держаться корней» не просто набор слов. Для него это – «Институт Земли» и более двух миллионов высаженных в родной Бразилии деревьев, призванных возродить порушенный привычный ландшафт и попранную экосистему.
«Соль Земли» начинается с панорам фотоальбома Сальгадо, изображающего бразильские золотые рудники. Алфавит человечества: А. Алчность. Далее А переходит в Б: Африка. Бедность. Фотоальбом «Сахель: человек в беде». 1980-е. Г: голод. Скелеты, обтянутые кожей… К. Кувейт. Снова Г: горящие нефтяные скважины… Р. Руанда. Очередной возврат к Г: гражданская война. Геноцид. Горе. Возврат к Б: беженцы. Б. Безупречно. «Единственное, что мы делаем безупречно – это ошибаемся»… Ю. Югославия… Возврат к Ч: человек. А есть ли смысл возвращаться к Ч? А если снова через Г? Гражданская война? Горе? Пожалуй, достаточно. Итак, Г. Гуманизм, господа!         

P. S.
«Я никогда в жизни не занимался сексом. Любовь я понимаю, а секс совершенно нет. Мне было бы скучно…» - Борис Гребенщиков, не режиссёр и не фотограф. Л. Лелия, жена Сальгадо. Любовь…

P. P. S.
«It’s still «We the People», right?»**
__________________________________________
* - модернизированный
** - «Всё ещё «мы, народ», да?» - песня «Peace Sells...But Who's Buying?», группа «Megadeth»


Рецензии
Как всегда - искромётно, неожиданно и умно.
"Не бывает кино «для всех». Равно как и не бывает кино «не для всех». Согласен с Вами, Уважаемый Жан-Поль абсолютно. От себя добавил бы, что это относится и к рецензиям(любым) на кино (любое).
Лично я их (рецензии) воспринимаю как тест адекватности автора(и не только Айкьюшный).
Кстати, - насчёт консьержек дома кино Вы неправы - милейшие бабули - с ними надо просто уметь ладить/готовить...
Удачи Вам!!!

Олег Татков   25.09.2015 22:34     Заявить о нарушении