Встречи-Прощание с севером

                * * *
        Я впервые проснулся раньше всех. Тарас махнув рукой, пригласил к себе.

-Ходитэ до мэни.
        Я подошел, на ходу, начиная разминку.

        -Що вам зробиты до ранку.
        -Тарас Тарасович, зробиты корабля з мачтой.

Он хотел что-то спросить, но махнул рукой, приняв мои слова за шутку. Я же мелкой рысью побежал по берегу. У ручья проделал обычный комплекс упражнений и вернулся к избе.

        -Кому не спится ранним утром?- перефразировал поэта Игорь.

        -Кто с нетерпеньем вертолета ожидает, и думает в пещерном гроте побывать, иному нынче не бывать,- ответил я белым стихом или японским хокку.

        -Если меня возьмете, верным спутником буду и ничего не забуду,- и сам удивился,- как просто с хокку.
      
        -Если Иван или Леонид уступят место, пожалуйста, а еще Людмила Владимировна должна дать добро при всех, Что не приходилось бывать под землей?
А в хокку должен быть философский смысл.

        -Чего бы я просился. Философия надеюсь придет с годами, а еще я должен сделать тебе...
        -Тогда помогай накрывать стол.

        И Иван, и Леонид уступали свои места. Иван отпросился шишковать, и он же просил оставить помощником Леонида. За завтраком Людмила попросила было Игоря не ходить. Она головой отвечала за его жизнь и здоровье. Игорь тут же написал ей свидетельство, что идет в пещеру по собственной  инициативе и просит никого не винить.

        Герман ползет впереди. Я замыкаю шествие. Наш мостик разрушен, и труба почти до хода где мы находимся, забита породой. Шестое чувство предлагает мне вернуться. Пробую заглянуть вверх. Спутники держат за ноги, Метрах в десяти-пятнадцати виднеется еще одна пробка. Объясняю ситуацию и свое решение – возвращаться. Игорь  пробует возразить, но и Герман  соглашается со мной, и мы возвращаемся.   

         У скалы он показывает Игорю, где прячется  жила с горными хрусталями, и подставляет спину. Через несколько минут он же обещает сбросить Игоря в озеро или заканчивать работу. То спустя минуту сползает вниз и показывает небольшую друзу и несколько кристаллов. Я же вспоминаю свою находку из Березовского. Это был настоящий феномен. Мы возвращаемся и у кедров встречаемся с нашими шишкарями. Они тащат по сумке кедровых  шишек.
   
        Дергаю Германа за рукав. В избе задаю вопрос. Ну и что ты скажешь о нашем мостике?
-По всему его разрушили звездолетчики. На другой стороне, что-то вроде следа просматривалось.
-Так и мне показалось. А смысл?

-Да! Как это я раньше не врубился.
-Очень просто. Не задумывался о смысле.

        -Они, таким образом, похоронили звездолетчика. Долго его откапывать придется, но если возьмется серьезная организация, то сделают быстро. У горняков есть опыт проведения выработок под завалом.

-Кто-то постучал в дверь.
-Входи, Людмила Владимировна.

-О! Не ждала такого официоза. Как понимаю, идет обсуждение спелеологического экскурса. Можно присоединиться. Времени вашего пребывания здесь всего-то менее часа.
        -Герман покличь шишкарей, пожалуйста.

-Они зачем-то раскладывали добычу вокруг костра, когда я поднималась к вам. Чтобы шишки ощетинились ежиками времени мало. Здесь душно давайте, напоследок, посидим на свеженьком воздухе у костра и устроим последний совет. Я не буду требовать ни одного камня, они ваши и ты ими распорядишься лучше. Для меня это будет «обузой молчания», а я могу и проболтаться.

-Мостик, сооруженный через органную трубу пещеры, разрушен и мы с Германом считаем не случайно. Доставать из пещеры и хоронить покойника хлопотно, они присыпали его скелет, понимая, что мы непременно расскажем об этой сенсационной находке. Знаешь, Герман, возможно скелет они телепортировали. А завал устроили, чтобы исчезли и воспоминания о нем.

        -А что ты намерен сделать с мелкими кристаллами, и будешь ли подавать заявку на открытие месторождения.

        -Заявку от меня, скорее всего, не примут. Нет подходящего материала. Где находится месторождение крупных камней нам не известно. Никифоров возможно и лукавил, что камни из другой звездной системы, но это ровным счетом ничего не меняет.

        Вот и дождались мы рокота моторов вертолета. Летчик – наш старый знакомый, аккуратно посадил машину, из которой первой вышла женщина, лет
около сорока, но приятной наружности и поспешила кнашей компании.

        -Здравствуйте, кто здесь главный?- мы прибыли для осмотра скелета в пещере и возможно его транспортировки в Свердловск.
      
        -Вы опоздали сударыня,- я улыбнулся,- скелета, скорее всего нет, а подходы к месту, где он был обнаружен, засыпано обвалом.

        -И все же, мы хотели бы осмотреть этот обвал, неужели ничего нельзя придумать и почему вы решили что скелета там нет?

        -Мы были там сегодня, подход завален, и по всей видимости звездолетчиками, которые стартовали в космос вчера вечером.

        -Какие еще звездолетчики, вы так шутите или наводите тень на плетень.
        Пришлось мне доставать план пещеры и объяснять, Елене Павловне, так назвалась наша новая знакомая, суть произошедшего. Она выслушала внимательно и снова задала сакраментальный вопрос.

        -Причем же здесь звездолетчики? Ах да,необычный череп, и она засмеялась. Какая я недогадливая! Да знаете вы сколько на Земле разновидностей черепов у различных рас н народов...

        -Там было еще кое что, поинтереснее черепа,- не выдержал Герман и достав, из рюкзака верхнюю крышку коробки, положил перед новой знакомой.

        -Интересная штучка и ребус интересен, но вернемся к нашей пещере.
Должен же  быть какой-нибудь выход.

        Меня ещё раньше заинтересовала мысль о другом выходе, из пещеры. Я посмотрел на скалы и предложил друзьям разделиться на пары и обследовать  скалу по берегу и севернее основного входа, где, возможно вытекает вода из пещеры. А мы с Иваном обследуем скалу севернее входа и вверх. На все я отпустил не более часа. Друзья начали собираться. Я предложил и Елене Павловне вделить по одному человеку в группу из ее персонала. Ответом был бунт.
      
        -Это не входит в обязанности нашей группы.    
        -Но и в обязанности нашей самодеятельной экспедиции, организованной
на наши деньги не входит работа для вашей фирмы и мы не двинемся с места,
если не двинутся ваши ребята.

        Это оказалось хорошим душем для весьма самоуверенной дамы. Облачились и ее спутники и группы двинулись по маршрутам. Поднимались мы медленно, Иван прокладывал маршрут, за ним шел паренек возрастом до тридцати лет я замыкал шествие. Почти у границы утёса и в метре или чуть больше от  подошвы откоса нашлась дыра.

       -Мы кусками породы чертим на скале огромную стрелу острием вверх Иван вскарабкался к ней первым и сообщил, что есть заметная тяга воздуха а у входа небольшая площадка, можно подниматься. Он подал руку, а я подсадил парня снизу, и он буквально взлетел на площадку. Из отверстия тянуло холодом. Двумя руками они втащили и меня. Иван посветтил фонарем. Щель круто уходила вниз и высота ее была ниже моего роста. Я покачал головой. Идти недалеко, но я с геологическим молотком пойду первым. Кровлю и стенки надо простукивать, Иван будет замыкающим. Не спешить - путь вниз легче, но опаснее. Пошли: иногда на подошве глинистые отложения и приходилось упираться в стенки. Постепенно уклон становился меньшим и вот небольшой грот со слегка наклонной
подошвой.Стенки его во многих местах с ледопадами а на кровле, оплывшие кристаллы льда.

       -Здорово,- вырывается у нашего спутника, а мы с Иваном улыбаемся.
       Мне понятно ход приурочен к группе трещин, и сверху начинается дождь.
Идем дальше, а ход вновь становится более крутым. Наконец луч фонаря выхватывает большое пространство. Я выхожу в еще один грот и узнаю знакомые приметы. Когда появляется Иван у него звучит.

        -Вот и приехали, черт возьми. Вон там Володя должна быть органная труба. Мы подходим к ней.

        -Но здесь всего небольшой провал,- замечает наш спутник.
        -Тебя как звать?- Спрашивает Иван.

        -Олег Матвеевич, можно просто Олег.
        -Посмотри вверх, Олег.

        Олег направляет свет вверх и поспешно отодвигается от трубы. И уже отойдя подальше замечает, что впервые видит такую красоту. Без приключений возвращаемся в лагерь. Герман уже здесь. Я докладываю итог наших исследований, считая результат нулевым. Герман откопал с друзьями выход воды, но там дыра размером 20 на 30 сантиметров. Становится ясно, чтобы пропасть в грот, где лежал скелет. нужны отбойные молотки, возможно, перфораторы, взрывчатка и естественно бригада горняков с горным мастером во главе.

        -Неужели нет другого варианта?- снова вопрошала Елена Павловна.
        -Нет отрезал я, скорее всего и этот вариант будет бессмысленным.

        -Это ваши выдумки, у вас не одна так другая проблема.
        -Пригласите горного инженера и попросите найти другое решение.

        Я попросил Ивана связаться с КГБ, чтобы доложить обстановку.
Отозвалась Наталья Сергеевна. На вопрос об Устинове, последовало объяснение, что его еще вчера отправили в больницу, с диагнозом - микроинсульт. На мой вывод, о необходимости, горных работ с расстановкой пояснила, что потребуется куча согласований, а пока лучше всем возвратиться. На авиабазе уже ожидает самолет, и пообещала сама встретить в Свердловске. Елена Павловна попросила меня соединить её с руководством института и выложила позывные.

        Говорила она долго и с разными людьми, не преминула и нас помянуть злым тихим словом и все с теми же обвинениями нежелания поискать другое решение, которое непременно найдется другими людьми и в другое время. Когда она закончила газговор. Герман не выдержал и спросил.

        -У вас, наверняка, есть научное звание, Елена Павловна?
        -Да, я кандидат  медицинских наук, и хорошо усвоила, Кто хочет найти решение, тот ищет и действует, а кто не желает придумывает причины.
 
        -Мы, между прочим,- вмешался я,- приехали сюда за почти безнадежным поиском. И нашли то, что казалось фетишем, а это значительное открытие, кроме того нашли этот скелет, разоблачили банду и вышли на контакт с иной цивилизацией.
Я горный инженер, за моими плечами три десятка рацпредложений, и более десятка научных работ. По науке мы с вами коллеги, а вы позволяете себе оскорбительные экскурсы в мой адрес, и ничего не понимая в существе вопроса,строите свои инсинуации. Да какой вы после всего этого кандидат наук. У вас кроме апломба сегодня, ни на гран мышления. Вы сидели и ждали жареные каштаны на блюдечке с золотой каемочкой. Вы не можете понять того, что с геологическим молотком невозможно прорубить туннель длиною не менее десяти метров. Извините, но всякому терпению бывает предел.
        Она смотрела на меня, а когда я закончил тираду, отвернулась и закрыла лицо руками. Я стоял у вертолета и, пропустив друзей, хотел подняться сам, но Олег потянул меня за рукав и я пропустил его, а когда
поднялся сам он тихо прошептал:- "Вы первый, кто поставил её на место, в институте она фаворитка ректора..." и быстро двинулся подальше, в хвост вертолета.

        В аэропорту нас принял взволнованный диспетчер. Приказано самолетом доставить вас в  аэропорт Уктус.  Мы готовим  к вылету самолет И-217  ( Иванушка) рейс оплачен переводом.  Может быть, перекусите в столовой. В столовой предложили меню, в котором значилось два порционных блюда и вино, чего ранее не было.

       -Этот самолет пригнали из Свердловска,- прошептал мне диспетчер.
       -Что-то не по мне, эта забота КГБ,- заметил Иван едва мы сели обедать.

       -И мне,- подтвердил Леонид.
       -Да бросьте  вы,  подполковник не подведет, раз обещал,- не  согласился Герман. Да и времена далеко от Сталинских.

       -И при Сталине разные типы работали в органах. Помнишь, Володя, как нас прихватили в Сортировке. Какой-то  сержант издевался, как хотел, правда без рукоприкладства, а пришел капитан, выслушали и отпустил по домам ещё и  извинился.

-Окончился обед, и нас пригласили на посадку. Диспетчер подошел ко мне и извинившись спросил, можно ли с нами отправить одну старушку. Билет она оплатила, по нашему тарифу.
 
       -Да пусть летит, Володя,  мы тоже когда-нибудь состаримся. Может быть, и нас подбросят при необходимости.
       -Конечно состаримся, согласился я.

       У самолета уже топталась высокорослая слегка сгорбленная старушка, укрытая платком. Мы расселись у окон. Всем хотелось полюбоваться  пейзажами с птичьего полета. Сначала внизу плыла тайга с лентами рек прудами и озерами. Деревни с темно-серыми домишками, храмами, которые кое-где начинали восстанавливать. Пронеслись разбросанные кварталы Североуральска, которые я узнал по терриконам и буроватым дорогам. Кто-то кашлянул возле меня, я повернул голову и еле-еле сдержал восклицание. Рядом со мной сидел улыбающийся Никифоров.

        -Привет,- буркнул я, как старому знакомому,- вы же улетели. Не все как видите.

        -Добрый день, Владимир Яковлевич! Времени у нас немного, поэтому прошу выслушать меня, не перебивая, а потом все вопросы.

        Я кивнул головой в знак согласия.
        -У нас в звездолете возникли разногласия, и кое-кто посчитал, что я напрасно оставил вам два  кристалла. Он даже предлагал поручить, самому исправить ошибку. Мне удалось убедить, что лучше меня это никто не сделает и вот я здесь. Из разговоров с вами, я понял, что вы обладаете довольно мощной энергетикой, её нужно развивать, и я здесь для того, чтобы дать вам первый урок. Вероятно, такого случая более не представится, а он вам может уже вскоре пригодиться. Сосредоточьтесь и попытайтесь понять, для чего я прибыл.

         -Ответ: «получить остальные камни».

         -Ошибка и вы скоро в этом убедитесь. Еще вопрос: «как вы оцениваете личность Леонида, по вашим психологическим типам.

         -Он нечто среднее от сангвиника к меланхолику чуть больше второго.
         А личность Германа?

         -Он сложнее, тут и холерик и флегматик, и чуть-чуть сангвиника.
         -Ну а тип Ивана.?
         -Не знаю, он как и я изобретатель, только более собран, вспыльчив, друга не бросит, чтобы ни случилось. Хороший аналитик. А вот как руководитель большого масштаба... не уверен, что может потянуть... хотя и я тоже.

         У меня заложило уши, самолет шел на посадку.
         -«Нашелся выход, с улыбкой спрашивал взгляд лесника». Я проснулся
и начал вспоминать сон. Чем он мог закончиться?

         - Но ты был почти согласен, звучало в голове.

         Машина уже коснулась взлетной полосы, чуть подпрыгнула и покатила снижая скорость к зданию небольшого аэровокзала. Самолет затормозил и двигатели заглохли. Выйдя из самолёта я увидел небольшое здание с надписью "УКТУС". Повернулся направо там, вдалеке горбились Уктусские горы.


Рецензии