Джалаладдин Руми. Диван Шемса Тебризи. Переводы

Суфийская поэзия – необычная поэзия. Будучи поэзией духовной, она исполнена аллюзий на тексты Корана и хадисов. Ей присущ особый, похожий на тайнопись, язык,порой  требующий расшифровки. Кроме того, поэзию суфиев  (Саади, Хафиз, Руми и др.) отличает исключительная возвышенность и страстность. Это роднит суфиев, исламских мистиков, с мистиками Индии – бхактами. Бхакты, приверженцы бхакти-йоги, признают единственный путь, связующий с Богом, -путь глубокой и искренней Любви, безграничной преданности и бескорыстного служения. Поэзия суфиев так же корнями проросла в Любовь, где Бог – Возлюбленный, Друг, Солнце… Поэтическое творчество Джалаладдина Руми (13 в.н.э.), родоначальника суфийского братства Крутящихся дервишей  – вершина экстатической, яркой и загадочной поэзии суфиев.

В  этой публикации я предлагаю свои переводы стихотворений Руми с английского варианта, которым послужила для меня книга "Mevlana Jalaladdin Rumi. Selected poems. Translated by Annemary Schimmel" Ankara,1999г.




Я умирал сотни раз, и я научился:
как только почувствую твое благоуханье – я оживу.
Я отдавал свою жизнь сотни раз, и я знаю :
как только услышу твой зов – я вновь буду рожден.
Я ставил сети для сокола Любви
глубоко в своем сердце –
ты забирал мое сердце и уходил…



Застывшая глыба льда в полумраке
не видит света моего Солнца.
Но заметив его улыбку,
она станет таять, говоря:
"Я стала живой водой…"



Только ухватишься за краешек его благосклонности –
как вдруг он исчезает!
Но не вытаскивай его, подобно стреле из лука,-
он исчезает!
Посмотри – его форма меняется,
он играет в игры обмана!
Он может принять форму,
но  его душа исчезает.
Ты ищешь его высоко в небе -
он сияет луной в озере.
Но когда ты входишь в воду –
луна опять на небе.
Ты ищешь его в несуществующем –
он дает тебе знаки здесь.
Ты ищешь его здесь –
в несуществующее он уходит.
Как стрела, выпущенная из лука,
как  птица твоих мыслей…



Мое сердце стало, как перо
в пальцах Возлюбленного.
Перо говорит: "Я подчиняюсь, делай, что хочешь."
Он заостряет перо и пишет буквы…



Сейчас ты ушел в Невидимое –
на каких странных путях ты в том мире?
Ты встряхнулся, взмахнул крыльями-
и разбил клетку.
Ты был, как сокол в клетке этого мира,
но ты услышал зов барабана
и улетел.
Ты был, как соловей среди сов,
но ты почувствовал благоуханье
и ушел к розе.
Ты мучился головной болью среди отбросов,
и наконец ушел
в Вечное…
Как роза увядает осенью,
отважная роза,
ты унесен осенним ветром!
Ты превратился в дождь,
бьющийся о земную крышу,
и убегающий в водосток…




Когда я прихожу в пустыню,
он там ,как цветущий сад.
Когда я улетаю в небо,
он там,как бриллиантовая звезда.
Когда я пишу письмо своим друзьям,
бумага и чернила,
чернильница и перо –
это он.
И когда я пишу стихи
и ищу рифмы,
он тот, кто извлекает рифмы 
из моих мыслей!



Выше крыши,
выше крыши седьмого неба
есть лестница,
лестница круженья!
И когда сердца пылинок
почувствуют жар Солнца,
они входят в танец,
в танец...
И если ты шагнешь в их круг,
круженье станет тобой,
а ты – круженьем.
Что ты делаешь, когда появляется Любовь
и ее когти смыкаются вокруг твоей шеи?
Я хватаю ее, беру в свое сердце
и тащу в круженье!



Учись у вестника Бога этой алхимии:
быть довольным тем, что он дает тебе.
И когда посланник-Горе входит в твой дом,
ты должен встретить его
с  открытым сердцем,
как старого друга!..



Если он сделает из меня кубок,
я стану кубком.
Если он сделает из меня кинжал,
я стану кинжалом.
Если он сделает  меня фонтаном,
я буду давать воду.
Если он сделает меня огнем,
я буду давать жар.
Если он сделает меня дождем,
я принесу урожай.
Если он превратит меня в иголку,
я проткну свое тело.
Если он превратит меня в змею,
я дам яд.
Если он сделает меня своим другом
я  буду служить только Ему!




Благословенное время! Когда мы вдвоем –
я и ты.
Две формы с единой душой –
я и ты.
Благоуханье, пенье птиц - все оживает,
когда мы приходим в сад,
я и ты.
Звезды спешат увидеть нас,
а мы сами для них - луна ,
я и ты.
Странно, что мы вместе, в этом уголке,
разлученные тысячью миль,
я и ты.
Одна форма – в этой стране,
другая – в той,
и в вечном раю –
здесь…
Я и ты.




О если бы деревья могли странствовать,
имея ноги или крылья,
они не страдали бы от ран,
оставленных топором или пилой!
Для солнца неудивительно
уходить каждую ночь
и появляться каждое утро вновь,
давая миру свет.
И если бы океанская вода не поднималась к небу,
не оживали бы растения
от ручьев и нежного дождя.
Капля покидает родную землю -
и вновь возвращается
в устрицу, ждущую свою жемчужину...
Как Юсуф,покинувший отца,
в горе,слезах и тоске,
отправился в странствие за своей судьбой,
так ноги ждут путешествия,
путешествия вглубь себя.
Как в рубиновой шахте находишь
солнечный оттиск,
так, путешествуя - из себя,
приходишь - к себе,
превращая пыль в чистое золото.
Как каждого дерева касаются теплые лучи,
так светит на всех с небес Солнце Тебриза.





Когда ты видишь солнце, помни –
это выраженье любимого лица.
Когда ты видишь плачущие тучи –
это я плачу!
Когда ты видишь хрупкий месяц,
тающий, подобно мне,
о помни, только ради тебя
угасает моя бедная душа!
Посмотри на небо, приветствуя
эти танцующие сферы,
и вспомни, как я танцевал
в самозабвеньи!
Когда ты видишь,как тьма заполняет мир,
подобно вражеским армиям,
о вспомни ту душу-птицу, что сидит,
сложив горящие крылья!
Когда ты видишь на горизонте Марс,
жестокий и кровавый,
о помни, как может убивать взгляд,
жаждущий крови!



О небо,не вращайся без меня!
О луна,не свети без меня!
О земля, не крутись без меня!
О время, не лети без меня!
Этот мир околдован тобой,
этот мир очарован тобой.
Не оставь меня в этом мире,
не приходи в этот мир без меня!
Твое лицо - вот эта луна,
что дает ясность этой ночи,
я - ночь, ты - луна...
В природе розы иметь шипы,
что спасают ее от огня.
Ты - роза, я -  шип!
Не уходи от меня!




Если пшеница вырастет из моего праха
и станет хлебом,
моя сила возрастет.
И тесто опьянеет,и очаг,и пекарь -
все будут петь экстатические гимны!
Когда вы придете на мою могилу,
не приходите без барабанов!
На встрече с Богом
нет места плакальщикам!



Смотри! Это Любовь – полет в небеса!
Сотни завес из слез в каждом взоре,
сотни завес из слез в начале
путешествия к концу.
Привет этому миру, оставленному позади!
Такое не увидишь обычным взглядом!
Я молвил : "О сердце, войди в круг Влюбленных,
загляни за пределы видимого,
найди сокровище в уголке своей души.
О душа, откуда к тебе пришло это дыхание?
О сердце, откуда к тебе пришел этот трепет?
О птица, расскажи мне это на языке птиц,
потому что я знaю ваш секретный язык!"
И душа молвила:"Я была в мастерской у Бога,
Когда он делал человека из воды и глины.
Я хотела бежать, пока Он не закончил,
но Он схватил меня
и превратил в мячик для своих игр!"



О полет полетов,о душа-птица,
лети в свой родной дом!
Ты свободна от клетки,
твои крылья трепещут,
лети от соленой воды
к фонтану жизни!
Иди! Иди! Из этого мира разделенья
к Единому,
к миру за пределами слов!
Как долго мы были детьми пыльного мира
с карманами, полными земли и камней.
Улетим от этого детского поведения
на встречу настоящих мужчин,
где станем властителями и королями!



Вот облик луны на небе сияющим утром,
сходит с небес и смотрит на меня взглядом сокола-охотника,
схватившего маленькую птичку и взмывающего в небо.
Я взглянул на себя и – смотри!
Я не нашел себя…
Мое тело стало прозрачным и неуловимым,
оно стало душой, взлетающей к лунному свету.
Все небесные сферы слились с этой луной,
как лодка существованья сливается с океаном...
Океан вздымается, и – смотри!
Появляется вечность.
И плачет, и горько рыдает…
Что это было? Как это было? И что будет потом?
Океан пенится, и каждая частица пены обретает форму,
подобную телу, и в каждой частице тела –
знаки Океана.
Они тают и снова возвращаются в Океан,
Океан душ.
Но без твоей силы, о  Шемседдин, гордость Тебриза,
я никогда не увижу эту луну
и никогда не сольюсь с Океаном.
 
 














 
 

 
 


Рецензии
изящно.
глубоко.
поэтично.
особо отмечу:
"Я подчиняюсь, делай, что хочешь."
Он заостряет перо и пишет буквы…
*
как мне приятно вновь увидеть
знакомого и творческого человека.
конечно же я
рад нашей новой встрече,

удачи
в творчестве!

Игорь Влади Кузнецов   22.03.2016 22:08     Заявить о нарушении
Спасибо,Игорь.Новая встреча - это всегда радостно!

Галина Фролова 2   23.03.2016 06:58   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.