Как автору честно оценить своё творчество?

Писал уже не раз о том, что одним из показателей уровня автора являются читатели, их количество. Ни условные оценки, ни поднятые большие пальцы, ни всякие «рейтинги», то есть те же оценки, неизвестно, откуда берущиеся. Но показатель этот, число читателей, тенденция к их увеличению или к уменьшению, тоже страдает серьёзнейшим недостатком: Порнография, детективная литература, «романы для горничных» легко забивают по числу читателей любых талантливых НАСТОЯЩИХ писателей и поэтов. Многократно приводил в качестве примера «Гарри Поттер» Джоан Роулинг. Полмиллиарда экземпляров её макулатурной книжонки распродано, переведена на 81 язык, и это всё за кратчайший срок!!! Возьмите любого настоящего творца и сравните тиражи! Окажется где-то в хвосте! Значит просто число читателей ещё ничего не объясняет и ни о чём не свидетельствует.

И, вот, пришла мне в башку такая мыслишка: А ведь классическая музыка (попросту талантливая!) тоже где-то на задворках по количеству всяких там проданных дисков и общим доходам от неё. Кажется меньше 2-1.5 процента от общего «музыкального утильсырья». Но это же не уменьшает таланта  многих, очень многих, классических произведений и их исполнителей! Так КАК судить? По аналогии с музыкой и подумал я: А может надо ввести ещё один критерий литературного творчества «Серьёзность» или, лучше «Настоящесть», «АДЕКВАТНОСТЬ миссии литературного произведения».
Показатель-то, может был бы неплохим, да критерии уж очень расплывчатые: Серьёзность, Настоящесть, Адекватность миссии...
Это походит на анекдот армянского радио: Почему скот считают по головам, а академиков – по членам?

Довериться «экспертам»? Нет, та же мафиозно-стадная манера мышления.
Сколько двуногих прут на стадионы, сколько двуногих приникает к экрану телевизора при передаче всяких там «чемпионатов мира пустышек» и сколько людей заполняют концертные залы и оперные театры?
Первых НЕСРАВНИМО больше! Значит надо исходить не из ОБЩЕГО числа читателей, а считать количество  внутри некой группы, некой популяции интеллигентных людей. Скажем, есть в некой стране один миллион интеллигентных людей (это не «интеллектуалы», не «люди умственного труда», а именно интеллигентные люди.) Если среди них сто тысяч прочли и, ГЛАВНОЕ, продолжают читать работы  некого автора, значит есть что-то настоящее в его творчестве, не бездарный графоман.
Тут, правда, опять появляется та же трудность: КАК определить «интеллигентного» человека и  КАК отделить его от «интеллектуала» и прочих, якобы умственного труда пролетариев?
«Пролетарий умственного труда», конечно, взят из гениальной книги Ильфа и Петрова. Но в этом медальном словосочетании есть две стороны. Одна видимая – чисто советская терминология с ключевым словом «пролетарий».
Но есть и ещё одна, не всем видимая сторона:
Что такое по марксистской классификации «пролетарий»?  Это человек, лишённый частной собственности на средства производства, он этими «средствами» не обладает! Но для УМСТВЕННОГО ТРУДА надо иметь единственное средство производства (скажем, орудие труда) – ГОЛОВУ НА ПЛЕЧАХ, а не задницу, создающую своими очертаниями ВИДИМОСТЬ головы! То есть пролетарий, человек, лишённый СВОЕГО СРЕДСТВА ПРОИЗВОДСТВА, есть ничто иное, как безголовый кретин, думающий задницей!!!
Вот, вторая сторона этого гениального определения!

Следовательно, таких «пролетариев» в число интеллигентных людей включать нельзя.
Кого НЕЛЬЗЯ, уже ясно. А кого же тогда можно??? Тем более, что в нерусских языках слово «интеллигент» имеет очень разный смысл. В английском, например, если кто-нибудь будет назван «интеллигентом», то это для всех означает «Разведчик»!!! Secret Intelligence Service – Секретная Разведывательная Служба, Британская разведка!  А граждан «умственного труда» обычно кличут «интеллектуалами». Но интеллектуал, профессор какой, может быть безграмотным идиотом в других областях, кроме его специальности, может быть наглецом и хамом, что никак не укладывается в русское определение интеллигента. Синоним – культурный человек? То есть начитанный, умеющий вести себя достойно в обществе, знающий и ДУМАЮЩИЙ. Эрудированный во многих областях человеческого знания и искусства. Изъясняющийся на грамотном и НЕПОХАБНОМ русском языке. Так же и на других языках.
Итак, если автор популярен среди культурных людей, интеллигентов, то это стОящий автор.
Можно предсказать и тенденцию: По мере знакомства с таким автором, его популярность будет рости, но кривая постепенно достигнет НАСЫЩЕНИЯ (интеллигентов-то маловато!!!) и затем возникнет «плато» или даже некий спад. Интеллиегнты имеют одну нехорошую манеру – ВЫМИРАТЬ. В отличие от ПОДОНКОВ, которые живут, растут и размножаются преуспешно.
Такой выработался критерий – хилый, слабый, очень НЕОПРЕДЕЛЁННЫЙ, но другого не придумал. Пока...
Если кто-нибудь из читателей придумает что-то лучшее, буду признателен, коль поделится и со мной своими идеями!
Faciant Meliora Potentes.
17 IX 2015


Рецензии
Книги можно оценивать по объему и весу. Чем книга объемней и тяжелей,тем она ценней и значительней.Примеров предостаточно: "Библия","Война и мир","В поисках утраченного времени","Тихий дон","Улисс" и другие.Мое мнение такое. Ни одной из этих книг я до конца не прочитал,но высокую ценность их признаю.Ну,а люблю я читать книжки потоньше. Например такие: "Москва-Петушки","Записки из подполья","Разгром"и другие.

Саша Пчелка   08.12.2015 14:02     Заявить о нарушении
Уважаемый Саша Пчёлка,
В первую очередь -- моя обычная благодарность Вам за прочтение этой заметки и написание комментария.
Но согласиться с Вашим критерием не могу -- литературный мусор кишит прямо толстенными и бездарными книгами. Более того, именно графоманы склонны заполнять сотни страниц бездарной болтовнёй.
Афоризмы Франсуа де Ларошфуко, Юлиана Тувима, Станислава Ежи Леца -- это всё книжки не толстые физически, а сколько таланта и блеска мысли в отдельных фразах и даже словах!!!
О Ваших примерах:
Прочитал я "Библию" "Война и мир". Пытался читать "Улисс" но бросил с отвращением. Опять же, это книги от экспертов! Заявила некогда группа литературных снобов, эдаких "властителй дум человеческих", что это "Выдающиеся произведения" и всё. Стадо, послушно пуская слюни умиления, бежит "читать" эти книжечки и дежурно восторгаться ими!
"Война и мир" -- достаточно заурядная и с сильным шовинистеческим запашком книга. Толстой написал коротенькую и ДЕЙСТВИТЕЛЬНО гениальную повесть "Смерть Ивана Ильича". А этом его романе -- тягомотина, дешёвые и плоские мысли, выдаваемые за некие глубокомысленности. "Тихий Дон" , вообще не написал Шолоховым, а попросту им украден. Сраните его же другие вещи и Вы увидите огромную разницу во всём, что написано им, и тем, что своровано.
"Улисс" -- ДЕРЬМО с претензиями на самобытность и оригинальность, где нет ни того, ни другого, ни вообще ничего, кроме дешёвой извращённости и похабщины.
Нет, никак не соответствует Ваш критерий реальной оценке КАЧЕСТВА работы. В своём списке писателей я привожу имена тех творцов, которые по-моему обладали достаточным литературным талантом. И у них тоже далеко не всё равноценно, что вполне естественно -- все они только люди-человеки, слабые и смертные. И даже к ним ВДОХНОВЕНИЕ приходило реже, чем хотелось бы и нам и им!
С признательностью Ваш Эспри

Эспри Де Лэскалье   08.12.2015 18:47   Заявить о нарушении
Качество и ценность-разные вещи. Для меня "Конек-Горбунек" интереснее "Войны и мира".Однако же я понимаю,что вещи эти не сопоставимы по своей ценности и значительности в глазах читателей .Да,Вы очень субъективны. Объективности у Вас никакой. С другой стороны,этим и интересны Ваши суждения о литературе и о существующем и происходящем в этом и других мирах.

И еще: графоманы может и пишут романы объемнее "Войны и мира",но что-то об этих романах ни слуху ни духу...Видать,их еще не заметили и не оценили.

Саша Пчелка   08.12.2015 23:57   Заявить о нарушении
Уважаемый Саша Пчёлка,
Попробую ответить Вам последовательно, если смогу.
Лично я всё же считаю "Войну и мир" более значительным и ценным произведением, чем "Конёк--Горбунок" и мыслей и истории там (хоть и шовинистически искажённой) несравненно больше.
Возвращаясь к Вашему первому комментарию на этой странице, добалю лишь, что "В поисках..." не читал и даже не знал о таком произведении.
Равно и "Записки из подполья".
"Разгром" -- очень интерсная книга, совершенно не "ура-патриотического" стиля, что весьма необычно для советской литературы. Известно также, что "Молодая Гвардия" была написана Фадеевым дважды. Один раз честнее, так как он знал. Второй -- так как "Партия велела"!
"Москва -Петушки" Венички Ерофеева -- прочитал всю, с отвращением. Никакой художественной или морально-этической ценности в ней не нашёл. Оригинальных и свежих идей --тоже найдено не было в этой, пропахшей сивухой, "Библии алкоголика". Для пьянчуг, возможно, это событие всепланетного масштаба.
Для меня -- макулатура.
Полностью согласен с Вами о моей крайней необъективности! Это ещё отзвуки молодого и глупого максимализма, предъявляющего РЕАЛЬНОСТИ претензии в стиле известного закона французского физиолога Дюбуа-Раймона: "Всё или ничего" (В законе о раздражимости нейрона). Но, признаюсь, затруднительно ждать от излишне эмоционального невротика, вообще, какой-либо "объективности".
Высказывая свои, часто весьма крайние взгляды, я ни коим образом не жду согласия с ними. Тут цель открытая и без камуфляжа: Увлечь читателя на поле мысленных игр, В ДУМАНИЕ! Это -- единственное, чего желаю. Если читатель начнёт ДУМАТЬ, честно, трезво и не по прывычному догматическому рецепту, он САМ ПРИДЁТ к схожим мыслям! А несогласию со мной лишь рад: Значит читатель задумался и по каким-то причинам не согласился со мной! НО ЗАДУМАЛСЯ!!!
С признательностью Ваш Эспри

Эспри Де Лэскалье   09.12.2015 23:46   Заявить о нарушении