Что такое литература. Вопрзнак

Ответ:

ЛИТЕРАТУРА ЭТА ЗНАЧЕТ ПЕСАТЬ БЕС АШИБАК.

Именно так думают очень некоторые. Но литература как раз то, что можно и без грамматических ошибок, но в содержании и даже в архитектурных формах худлиттекста "ошибки" обязательны. Хотя сознательно со стороны поэта создано чтоп незаметно. Если и "замечены ошибки", то они для отвода глаз. Настоящие "ошибки литтекста" едва заметны, тихохонько шелестят, шуршат.
Литература не затем, что мы думаем (а мы, скорее всего, ничего и не думаем, ведь вроде итак ясно:  стихи с рифмами, а в прозе осколок  бутылки отражает луну, на стене висит ружьё, Татьяна пишет письмо Онегину,  а учитель французского - это сам Дубровский и есть, а граф Монте-Кристо, а это Дантес, возможно то самый который стрелялся с Пушкиным, в прозе вымысел, фантастика и враки; то есть, всё ясно , но ничего не понятно).  В науке всё строго, логично, точно, по полочкам. Но наука не может преодолеть свою рациональность. А надо, потому что открыли закон, а позже  открыли что-то, что закон не подтверждает, так что чешем репу, бьём лженаука по щекам, штоп торсионным полями воздух не портили. Умы предлагают "бутстрепы", побольше парадигм, нелинейность и так далее.
И философский иррационализм не поможет (мол, диалектика). Потому что говорят философы о диалектике, обо всем, что всё течет, всё изменяется, говорят смена парадигм и вообще без парадигм. Но скоро сказка делается, а никакой диалектики так и нет.
Потому что "иррациональное" - это худ мышление (поэзия-проза-драматургия-кино-фольклор), а вовсе не наука-философия.
Создавать выразительное, остраненное - это метод литературы. Это самое умное, самое откровенное в филологии. Но в чем же цель-задача самого института? Какова функция? Зачем нужен худлитературный, поэтический дискурс?
Функция -  повлиять на генерацию личности. Или иначе: литература генерирует и регенерирует личность.
Но как это происходит?
Литература рисует "остров", где живет Робинзон Крузо, где сражается Дубровский. И когда мы (читатель) становимся "жителем" "тридевятого царства", тогда возникла личность.  Буквы это пока ещё не худтекст. Литература  - ворота в Состояние, в Катарсис, в Экстаз, Мадананакью Махабхав, в Бхакти-расу, в Сатори.
Литература рисует "остров золотой" (Зурбаган, Беловодье, Зазеркалье, Атлантида, Пандора, Вриндаван, Ноосфера, Континуум, Коммунистическое далеко, Третья планета, Бежин  луг, Земля Санникова, Эллада, Русь на розовом коне )
Она созидает (поэзит) "великую идею". "Поэзит" отлично от философского умозрения, или научной картины. Поэзис с греческого означает созидание. В худтексте картинка - откровенный, "нарочитый" вымысел, но написано  так, что читатель  начинает сам домысливать, дофантазировать, угадывать, кто же украл миллион, кто  кормит собаку Баскервиллей.  И мыслит-фантизирует, как говорят дзенцы-даосы, "без перчаток". Но как это?  Когда человек не знает как, когда все обычные и необычные версии оказались бесполезными и даже намерение автора загадочно, неоднозначно.  Кругом и враньё, и беспросвет,  тупик. И даже непонятно, зачем все эти Макбеты, и почему Ромео и Джульетта погибают, а кретин Отелло убивает любимую жену.  И  этот ужас (а где смех, шок, гнев, удивление, жалость, очарование, любовь) подбрасывают нам подсказку, намекают о "великой идее" (должна же она быть!). Никто не может понять как это сделать, как победить, но верящая, творящая, поэзящая саму себя  личность  с великой идеей (что практически масло масляное в масле), может всё.  Её  (великую идею) невозможно нарисовать на шелке колонковой кисточкой, но она может возникнуть на экране сердца-души. И если мы увидели в пламени камина пляшущую саламандру, то успехи благодаря такой "великой идее" обязательно произойдут, потому человек, который своими глазами видел в огне камина пляшущую саламандру, непременно добьётся своего, его успех неизбежен.   
ЭТО И ЕСТЬ ЛИТЕРАТУРА. Она  создаёт  из индивида субъект-личность, из толпы особей - "непобедимый народ".


Рецензии