Русская революция

РУССКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

Февраль и Октябрь -  это одна революция.  Просто разные этапы. Современники о событиях 1917 года говорили просто: "Революция", "Наша революция". 

Если не фетишизировать яркие поворотные события революций, такие как свержение Николая Второго или свержение временного правительства большевиками, левыми эсерами и анархистами, то и 1905 год мы также можем объединить с 1917 в одно целое.

Ранние советские историки так и делали. Историю Октябрьской революции они начинали исследованием  Февральской революции, революции 1905 года,  создания большевицкой партии,  и описанием последующей Гражданской войны. К штурму Бастилии 7 ноября  Революция, таким образом не сводилась.

1905 год  явился для России самым грандиозным событием в Российской истории на тот момент, когда она происходила, несмотря на поражение революции. Никогда в России не было таких мощных городских восстаний, таких повсеместных, таких идейно и организационно оснащенных. Может быть, для мира русский 1905 год не превзошел своей грандиозностью Французскую революцию, но для России 1905 год был колоссальным событием, внутренне Россия преобразовалась  неимоверно и необратимо.
Великая Октябрьская Социалистическая Революция - превзошла  не только 1905 год, но и все мировые события,   до толе известные в истории.
В чем суть побед ВОСР?
Общая "хрестоматийная" ошибка и левых и правых интерпретаторов ВОСР в том, что они соглашаются на "марксистском" характере революции. То есть, Октябрь рассматривается как реализация идей Маркса и Энгельса.  На самом деле даже с позиции идей Маркса и Энгельса реализация их идей не возможна.  Революционные процессы исходят из конкретной  социально-исторической ситуации, - так учит исторический материализм. 
Есть другая тема. Революционная ситуация в России с её массой социальных противоречий, остатков феодализма, невежеством, неразвитостью, мировой войной  и так далее. Раскол между большевиками и меньшевиками как раз происходил в том, что благоверные меньшевики грызли гранит науки Маркса и Энгельса, а большевики смело модернизировали и подверстывали марксизм под современные русские условия.
Русские вообще прочитывали в Марксе ровно то, что их интересовало более всего. Маркс толковал о социальной несправедливости, критиковал экономику и идеологию капитализма. Это восприняли русский по полной программе. Они первыми перевели Капитал на свой язык, были самыми активными пен-френдами Маркса и Энгельса. Причем, они сразу же атаковали собственно научную идеологему Маркса.  Маркс считал, что "коммунизм" вылупляется из капитализма и именно из европейского, западного, то есть, самого развитого капитализма. Русские вообще не захотели никакого капитализма и сразу же объявили, что революция в коммунизм произойдёт в России, а не в Европе, потому что в России уже есть коммунистическая крестьянская община.  Практически вся переписка Маркса-Энгельса с русскими деятелями касалась специфичности русской общины. Причем Марксу-Энгельсу пришлось пойти на уступку и в предисловии к очередному изданию "Манифеста" на русском языке пришлось сделать оговорку, что "возможно" коммунистическая революция начнётся и в России, но лишь начнется, а основное коммунистическое  преображение произойдёт  в Европе и Северной Америке. Так как  коммунизм по концепции Маркса-Энгельса генерируется из  развитого капиталистического уклада.
        Ленин начал  своё революционное бытие-самоосознание с Чернышевского. Это факт, и Ленин никогда не отказывался от Чернышевского.  Забегая вперед, вспомним, что Ленин не желая и не можа  конфликтовать с марксизмом он сделал положение о средне-слабом звене российского империализма. Маркс-Энгельс смотрели на будущий коммунизм европоцентрично.  Это уже и Герцена с Бакуниным и всеми русскими пен-френдами Маркса-Энгельса смущало. Но Ленин несмотря на своё почти религиозное преклонение перед Марксом и Энгельсом, обнаруживал в России совсем другое. Как марксист Ленин исследовал генезис  капитализма в русском обществе, но при этом, изучая статистику крестьянского быта Таврической губернии, видел, что крестьяне-общинники не только переносят свою общинность в город в виде артелей, но и даже становясь по существу рабочими, не порывают со своей сельской общиной, возвращаются в деревню, делят общинную землю, сдают свой надел, если он не позволяет им самообеспечиться в аренду, и уходят в батраки или городские артельщики. Позже Ленин выдвинет союз рабочего класса и крестьянства.  Меньшевиков (благоверных марксистов-каутскианцев) это  шокировало.  Но это не единственное место являющееся неортодоксальностью Ленина. В конце концов, он признал  кооперацию главным укладом роста социализма в Советской России. Но и это был не весь Ленинский социализм. Вспомним "Памяти Герцена". В своих истоках Ленин видел и Радищева, и декабристов, и Герцена. Причем это не исторические раскопки, он просто указывает на   исход русской революции из почвы. Льва Толстого он также называет "зеркалом революции".  Уже после Октября, обращаясь  к своему молодежному авангарду, он говорит, что "надо усвоить все знания выработанные человечеством", "надо учиться, учиться и учиться".  То есть, уводит  мысль о социализме-коммунизме от доминанты экономического и политического, в доминанту образовательного. Образование - это выстраивание личности. 
        И  Ленин вовсе не одинок и экстравагантен, что нередко позволительно Юпитеру. Весь советский социализм  указывает на явление "пламенных революционеров", на "марш энтузиастов", на "веру в коммунизм".  Вместе с индустриализацией, коллективизацией, военным строительством, осуществляется и "культурная революция". Это не только ликбез, это и Союз Писателей, и массовое издание  всей мировой классики,  разнообразных журналов, самых разных издательских проектов вроде ЖЗЛ etc etc. Страна покрылась не только сетью школ, библиотек, кино передвижек, но и вузов, театров, кинотеатров, дворцов  культуры, музеев. Не говоря уже об электрификации и радиофикации. 
           Большевики не только вносили в "марксизм" новое, но кое-что в нем напрочь игнорировали. Например, "обобществление жен" до сих пор так и не понятно для русского ума откуда оно Марксом-Энгельсом взялось.  Этот пункт просто пропускали. Гимн капитализму, который Маркс и Энгельс возносили в первой главе "Манифеста", тоже как мы уже говорили выше оказывался  для русского контекста неприемлем. Европейцы надеялись, что капитализм создаст материально-техническую и социально-политическую базу для  социализма, но русские понимали, что дела делается обязательно  волей и усилиями людей, нежели исключительно законами политэкономии и сверхкризисными потрясеньями.  Так что Ленин усилил, а фактически  вывел вперед то, что он называл субъективный фактор и партия нового типа (которая действует, а не просто платит партвзносы).   
  "Ленинская"  жилка была и в работах  Маркса(особенно «выразительно» в работах «раннего Маркса»,   хотя Ленин их не читал).  Там Маркс рассуждал об отчуждении. "Отчуждение" - потеря рабочим своей человеческой  сущности, как гомо сапиенс, который себя  развивает и совершенствует, через, в частности, "образование".  "Отчуждение" - главное зло капитализма. И 8-ми часовой рабочий день был главным требованием коммунистов Европы, потому что рабочему нужно было время, чтобы развиваться и преодолевать отчуждение. "Разотчуждение" - это как раз развитие личности.  Без этого "института"  работяги обречены на рабство.  Ленин в "Что делать?" (1902 г.) уже решительно отвергает тред-юнионизм. Обычно это трактуется, как то, что Ленин  выступал против сведения борьбы рабочих и социал-демократов к экономическим требованиям и что нужно кроме экономического, политика и борьба за взятие власти.  Но социал-демократы и рабочие, борющиеся  за экономические блага, - тоже политика, и они тоже  приходят к власти.  Значит недовольство Ленина тред-юнионизмом это вовсе не примат политики над экономикой, а что-то ещё.
               Большевизм в СССР  не только  увлекался  экономическими новшествами, много внимания уделялось тому, что называлось "пламенные революционеры", "вера в коммунизм", "большевицкий характер", "настоящие большевики", Великий Октябрь",   "страна героев" (то есть, реально в советской бытии, был принципиально большой удел «идеализма», так сказать).  Это проходило не по ведомству теории и философии. Это  проходило по ведомству агитации, воспитания и образования молодежи и юношества, по ведомству  культуры, искусства, литературы. Кстати, министерство Культуры  - это чуть ли не уникальное нововведение Советской власти. Почти нигде на Западе таких министерств нет, как нет союзов Писателей и толстых литературных журналов.  Институты советской культуры были очень разветвленной  и серьёзно финансируемой сферой (причем,  дореволюционная Россия также развивала культурную сферу очень целенаправленно) . 
Абсолютное, идеальное  и романтическое представление о коммунизме иногда ассоциируется с идеей о мировой или перманентной революции Льва Троцкого.  На самом деле, чтобы Троцкий не говорил (иногда он просто повторял марксовские и ленинские азы), мотивацией его были карьеризм, тщеславие, самолюбование, личное политическое лидирование, так что его марксизм неизбежно сводился к демагогии, фразеологии, формализму, нередко с элементами иррационализма.
            Помимо Троцкого возникало немало форм социалистического суемудрия. Вокруг марксизма в советское время наросли вагон и маленькая тележка академического балласта. Но социализм не так уж сложен: это коллективизм, научный продуманный коллективизм, поднятый до политической концепции. То есть, коммунизмы могли и были до Маркса. И не только воззрения, но и социальные тренды , в рамках которых возникали институты,  очень похожие на институты СССР, КНР,  появлялись в истории. Историк Сергей Нефедов попробовал посмотреть на формации Древнего Египта, некоторые периода  китайской истории, как на социализм. Можно увидеть нечто очень похожее на социализм в истории Парагвая.  Да и история России с её казенными заводами 18 века и с общиной, которую Маркс и Энгельс прямо так и называли - "коммунистической" тоже провоцирует искать в ней "домарксовский" соборно-общинный, мечтающий о райском Беловодье социализм ... Впрочем, "коммунизмы" были везде и всегда.
            Маркс и Энгельс это прекрасно видели. Они говорили, что человек в принципе "общественное животное". Они говорили о первобытном "коммунизме". Они говорили о коммунизме изначального христианства.
Социализмы - не только СССР.  Советским идеологам  этого не было видно. Поэтому они не обратили внимания на Ливию, на  скандинавский социализм, на Альенде,  на многое другое.
           Коммунизм развивается синусоидально, и "спираль" синусоиды  идёт вверх.
           Само появления языка и речи Гомо Сапиенс  - уже коммунизм.  Государство, буддизм, христианство, либерализм антисословных революций, - везде коммунистические тренды. Коммунистические тренды не всегда   владеют  аппаратом, не всегда философски осознаны, поэтому  эгоистические элитарные группы пользуются угасанием коммунистического энтузиазма  и прибирают бразды правления в свои руки.  Узурпаторы побеждают консервативную форму коммунизма. То есть, узурпаторы сначала консервируют, догматизируют, заорганизовывают, «портят»  коммунизм,  а потом захватывают власть и расправляются с тенденциями равенства и братства. Так что в любом случае нужен новый коммунистический тренд. И, по всей видимости, сегодня нужен  "абсолютный" коммунистический тренд, который  обратится к высшей  социальной субстанции. Техника, экономика, собственность, религия, обычаи, язык, хотя и объединяют людей в общности, но высшей субстанцией не являются.   
            Высшая социальная субстанция это личность. Эта личность должна получить развитие уже и в первую очередь, а не вследствие развития  материально-технической базы.  Научно, целенаправленно должна создаваться и развиваться система-тренд  массовой ориентации на Великую Идею, причем так, чтобы эта  Великая Идея не профанировалась, не превращалась в суррогат, начетничество и так далее. Должно произойти понимание центральности и базисности "великой идеи" (с использования социального, психологического, культурологического научных аппаратов).  Великая Идея не должна  развалиться ни в религиозном одогмачивании, ни в каких иных измах  и премудростях.  Если ориентация на ВИ и является особой технологией, то это особая высшая технология, но она создает не машины, инструменты, способы оптимизировать бизнес и так далее, это технология оптимизации самого человека, причем не частная,  а  целостная, всеобщая ("окончательная").  Речь идёт не о запуске второстепенных форм психологического дизайна,  должен включиться главный рычаг конструирования личности и на полную силу. Такой рычаг может носить рабочее название "Великая идея". Боюсь, чтобы эту мысль не поняли или поняли неправильно. Но в любом случае через какое-то время кто-то всё равно поймёт и правильно, и даже правильней, чем покамест это понимаем и объясняем мы.
           Эта  "великая идея" присутствует и в религиях, и в коммунистическом движении, но  везде она, не смотря на универсальные устремления, не оказалась практически универсальной. И религии сталкиваются между собой. И коммунистические идеологии также сталкивались между своими вариантами и внутри одного вариант.  Так что "великая идея" в её исторических носителях очень часто  выпадала, и оставалось одно название.
           То есть, инструмент коммунистической трансформации не был ещё обнаружен и создан.  Либо создавался, но не имел способов фиксации, так что коммуна рушилась.
           Коммунизм доселе был стихиен,  не всегда последователен,  и даже терял приобретенные достижения, так как побеждали начетники и переодетые карьеристы  или какие-то иные более объективные «победители». Поскольку современный пост-капиталистический глобофашизм угрожает широкомасштабной и планетарной катастрофой, то  поиск и создание полного "коммунизма" - неотложная задача. По многим  соображениям можно предположить, что "полный" (автопоэзисный) коммунизм возникнет где-то в странах бывшего и сохранившегося соцлагеря, на просторах ШОС. БРИКС, боливарианских стран, в СНГ и т.д. (КНДР, Вьетнам etc).   
           Автопоэзисность коммунизма указывает не только на его естественность и спонтанность, его тождественность самой природе человечества, но также и на связь коммунизма и поэтического (литературно-художественного)  дискурса.  Поэтическое имеет своей функцией  генерацию и развитие институт Личности.  То есть, новый (и полный) коммунизм мы предлагаем называть поэтическим или автопоэзисным.  Термин автопоэзис применяется в биологии и в социологии. В сущности учения об автопоэзисе могут быть полезны не только своим созвучием с термином поэзия. И не только созвучием приставки "авто" с понятиями  личность, самость, автор.  Теория Никласа Лумана  о социальном автопоэзисе созвучно идеям Ильи Пригожина о недерминированности  исторических процессов. Везде "недетерминированность" связана с явлением активного субъекта, или случайности, которая, тем не менее,  способна влиять  на ход событий вполне принципиально ... 
           ПОЭТИЧЕСКОЕ не имеет нужды отвергать, секуляризировать иди дискриминировать техническое, научное, метафизическое, научное, мифологическое.  Поэтическое, развивая личность, оптимизирует и все прочие дискурсы, так как  в любом случае  все институты обслуживает и пользует личность-субъект. Общество без личности - пустая абстракция (и наоборот).
           На первых порах нужно оторваться от панэкономического (и панполитического)   господства в коммунистических и прочих гуманистических умах.
           В базисе находится Личность. Личность - это не только всё то, что она отражает в своем бытии, но также именно её субъектность, её способность желать, брать ответственность, решать и создавать. Слово "поэзия", кстати, так и переводится с греческого "создание, созидание".
"Субъективно" как правило, ассоциируется понятием "ошибочное". И оно, конечно, ошибочное, но исправлять ошибки может опять же именно Субъект. 
Для преобразования и создания "нового коммунизма" не нужны, строго говоря, и много-  или доже однотомные трактаты.  Поэзия-литература во множестве вариаций и опусов существует повсюду (включая кино,  театр, фольклор). Да и к просто поэтам народная толпа не зарастает.  Так что нужно просто понять, что этот инструмент является  фундаментом, а не остаточно соцкультбытным утяжелением бюджета. Кстати, слово "революция" как раз и переводится именно как  всего лишь "переворачивание, перевертывание".
           Нужно сменить приоритеты в собственном мозгу,... пока его не приватизировали ФБ, ЖЖ и прочие братцы-твиттеры.

--
 Ещё по теме :http://www.proza.ru/2015/09/18/672
 


Рецензии
Андрей, но ведь кто-то может воспользоваться вашей идеей в личных целях и она опять вернётся на круги свои,и тогда другие будут выдвигать свои предположения,
обосновывая тем,что предыдущая модель самообман.Но вот если бы Социалистическая система после второй мировой войны,не стала бы искать конфликтов с капиталистическими странами и учить страны Варшавского договора как себя вести,я имею в виду наше вмешательство в Чехословацкие события,Авганские и во все Арабские,Африканские войны,кроме Корейских и Вьетнамских,а также не гнались со своим планом догнать и перегнать Америку во имя не зная чего,а все устремления
посвятить народу,чтобы у всех было хорошее жильё,отличные дороги,не такие как сказал Ворошилов"Нам не надо хороших дорог,а то враг быстро дойдёт до Москвы".
Построить хранилища и элеваторы для сохранности урожая.Наша страна по жизненному уровню стояла бы на самых высоких местах.Ведь Ленин был прав,что сказал,не должно быть богатых,а все должны жить в достатке,но вот нам без конца твердят одно и то-же,что тогда все должны быть бедными,но почему опускают вторую часть его предложения.

Юрий Симоненков   24.09.2015 10:54     Заявить о нарушении
Всё правильно вы говорите, он " "деньги вперед", то есть в нашем случае: сначала "Великая идея". Когда с ней всё в порядке, остальное будет семечками. Хрущов, как представитель Номенклатурного класса" долбанул в коммунизм как истинный ниндзя. Берия, Сталин, к чертям партийную демократию, расстрел рабочих Новочеркасска, удар по религии, устранил городскую кооперацию, обложил колхозников за личные хозяйства, - каста могущественой номенклатуры оформмлена... Вроде бы "коммунизм", вроде бы за всенародную собственность, а фактически порвал социализм в клочья. Главная мысль тут : НЕ ЭКОНОМИКА!!

Андрей Козлов Кослоп   25.09.2015 16:47   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.