Подвиг отважных

ПОДВИГ ОТВАЖНЫХ.


Проплыв на байдарках
«Байкал – Москва на байдарках 1935 год»


Посвящается: В. Губину, Г. Евдокимову, В. Макарову, М. Овсянникову,
                Г. Завьялову, В. Германсону
Байкал -
Пятнадцать рек -
Москва.
Пройти по этой магистрали
Ещё никто не рисковал ,
А шесть прошли,
И шесть не сдали!

Так писал осенью 1935 года Иркутский поэт А.Н. Торганов о беспримерном проплыве на байдарках шестерых спортсменах по рекам Сибири, Урала и средней полосы европейской части страны.

Военно-Комсомольский пробег Байкал - Москва на байдарках имени Х съезда комсомола, организован по инициативе Краевого комитета комсомола  ВЛКСМ и краевым Советом ОСОАВИАХИМа, Центральный комитет ВЛКСМ и Наркомат обороны утвердили план похода.

ЗАДАЧИ ПРОБЕГА
1. Показ физической выносливости, способность в особо трудных условиях неосвоенных рек, тайги и севера покрывать большие водные пространства. Перекрыть рекорд, поставленный комсомольским пробегом в 1934 году.
2. Популяризация решения ЦК ВЛКСМ о военно-техническом экзамене комсомольцев и беспартийной молодёжи. Проведение в местах остановок политической агитационно-массовой работы по разъяснению колхозникам и единоличникам нового устава сельскохозяйственной/ артели.

ПЛАН ПРОПЛЫВА
(от специального корреспондента «Правда» командира похода В. Губина)

Стартуя у истока Ангары, мы должны будем преодолеть её предательские пороги: Падун, Шаманский и другие, некоторые из них считаются почти непроходимыми. По Енисею проплываем 326 километров. Затем пойдут таёжные реки Кас и Кеть, соединенные каналом. Многоводные: Обь и Иртыш. По Тоболу попадём к бурной уральской реке сеть и поплывём по ней 543 километра против течения. Из Свердловска, от Верхне – Исетского озера пеший переход до реки Чусовой, где снова пересадка на байдарки и плывём по Каме, Волге, Оке и Москва - реке добираемся до столицы.

Судя по опыту прошлогоднего проплыва на байдарках от Байкала до Новосибирска, нас ожидают наибольшие трудности на Ангаре и таёжных реках Обь – Енисейского водораздела. Здесь в прошлом году на протяжении сотен километров мы не встречали человека: зато нам часто попадались  медведи, стада оленей, стаи лебедей, уток и гусей. Много наших сил и энергии  потребует путь по горной реке Исеть.

Мы берём с собой подробнейшую карту маршрута. Пойдём на
байдарках с парусиновым дном системы «Динамо». В поход отправляемся в форме военного образца, на ногах ичиги. У каждого будет спасательный пояс, запасное весло, на десять дней продуктов. Берём фотоаппарат, аптечку, компасы, охотничьи ружья. В колхозах на своём пути будем покупать хлеб, мясо, молоко, яйца и другие продукты. Весь маршрут команда рассчитывает покрыть за 127 дней, чтобы прибыть в столицу в середине сентября.

Началась подготовка. Из многих желающих героической романтики и известности было отобрано десять самых закалённых и физически крепких спортсменов. Эта десятка полтора года потратили на тренировку.
Из десятерых для похода отобрали лишь шестёрку наиболее надёжных.
Наш поход, рассказывает В.Губин, утверждён лично товарищем Ворошиловым. Мы были серьёзно подготовлены к этому походу.
Ещё в прошлом году, наша авиачасть совершила байдарочный поход от Байкала до Новосибирска на протяжении 4380 километров. Накопился очень большой опыт. Студенты педагогического института, готовясь к походу, также провели предварительный лыжный переход до Улан-Удэ, расстоянием в 504 километра. Любопытно, что в институте было огромное количество студентов – до 200 человек, настаивавших на своём праве стать участниками похода. Из них было тщательно отобрано пять самых здоровых, опытных, крепких. Но из этих пяти, после длительного медицинского наблюдения, только трое получили одобрение.

Итак, в походе получили право участвовать шесть человек: от военной авиашколы офицеры: Василий Губин, Георгий Евдокимов, Валентин Макаров. От педагогического института студенты: Михаил Овсянников, Владимир Германсон, Григорий Завьялов.

Когда решался вопрос о командоре, лучшей кандидатуры, чем Василий Губин, найти было нельзя.

Общество пролетарского туризма, предложило чтобы, команду сопровождал плот. Нас это только рассмешило. Мы пошли на байдарках «Динамо», предварительно реконструировав их. Увеличили грузовместимость и скорость, подняв покрытие байдарки на 8-10 сантиметров и одновременно сузив её на 4 сантиметра. В результате на шести байдарках уместился целый грузовик продовольствия и других предметов. У каждого из нас с собой будет по армейскому одеялу, тёплое бельё, тужурка, ичиги, суконные портянки, спасательный пояс, запасное весло, продуктов на десять дней. Берём фотоаппарат, аптечку, компасы, охотничьи ружья. В колхозах на своём пути будем покупать хлеб, мясо, молоко, яйца и другие продукты.

  Потрёпанная, с серыми корочками, тетрадь-дневник командора проплыва рассказывает о героических днях.

12 МАЯ. «Солнце ещё не взошло, только яркие блики зари возвещают о скором наступлении дня. Байкал шумит. Свежий баргузин гонит высокие, мягкие волны к берегу. Они разбиваются о скалы, ветер подхватывает холодные колючие брызги и швыряет в лицо.

Байдарки, забитые вчера как попало, приходится перегружать снова. На берегу гора вещей, снаряжения и продуктов. Приходится ходить от байдарки к байдарке и всё же, несмотря на это только что оттолкнувшийся от берега Макаров вываливается.

Разводим костёр для просушки и только, когда стрелка часов показала  7 часов 10 минут, кинув последний взгляд на берег, ударив несколько раз веслом и сделав круг, кричу «Тронулись»!

Байдарки вытянулись в кильватер. Впереди Овсянников, он сидит как- то неуклюже, глубоко, сказывается малая тренировка. Не лучше сидят и остальные. Особенно  Завьялов, ему кажется, что полулёжа - самое удобное положение. Приходиться всё время поправлять его».

С шумом вырываясь из седого Байкала, быстро несёт байдарки вдоль левого крутого берега и с рёвом бросает на шивер «Собачья-Яма». Стонут стрингеля у байдарок. Высокие, быстрые волны пытаются заскочить в байдарку и в бессилии отскакивают в сторону.
  Идём быстро, несмотря на поднявшийся встречный ветер. Как в панораме проходят береговые пейзажи: Усть-Тальменская, Патроны.

Ветер издали доносит звуки оркестра. Иркутск. Шестерых отважных парней пришли проводить рабочие, красноармейцы, родные и друзья, в далёкий путь. Маленькая фигурка, сгорбленной старушки дольше всех находилась на берегу. Иркутск остался позади. Широко раскинувшаяся Ангара дышит в лицо холодными брызгами  высоких пенистых волн.

Ещё вчера квартира Марии Ильиничны Губиной опустела. Исчезла гора вещей. Исчезли разложенные по всему полу топографические карты, по которым часами ползал Василий, записывал что-то в записную книжку, делал пометки, рассказывая ребятам о знакомых таёжных местах.

А сегодня пусто. Заглянула зачем-то в коридор, всплеснула руками: «Да как же они там без картошки – то, забыл ведь, и я старая тоже замешкалась. Ой, скорее! Скорее!». И Мария Ильинична бежит за машиной, нужно ещё захватить их в Иркутске, и еще раз посмотреть на своих шестерых сыновей. Так она называла команду.

Прохладный ветерок к полудню превратился в шторм. С глухим шумом обрываются нагороженные, в несколько метров толщиной, льдины и медленно погружаются в воду
.
Сегодня первый шторм испытывают байдарки. Нужно где-то пристать, а береговые льдины, как назло, стоят непреступной стеной, готовые каждую минуту вдавить в воду, скользящие около них судёнышки.

Небольшой просвет во льду. Огромная льдина одним концом глубоко врезалась в берег и, образуя пологий скат, уходит в воду.
Сюда направился Губин. Вот он уже близко, последний удар весла и байдарка всей длиной выскакивает на льдину, остальные следуя за ним, как мячики выскакивают вперёд. Быстро карабкаясь по скользкому скату вверх, команда подтаскивает за собой байдарки. Губин разжигает костёр, Завьялов подкидывает сухие ветки, языки пламени уже лижут, висящий на тагане котёл. Все уставшие от пяти часовой схватки со штормом, засыпают в разнообразных позах. Как сидел около костра, так и уснул, прислонившись к огромной сосне Макаров. Овчинников за ноги оттаскивает его от огня и, завернувшись в одеяло, сам падает на мягкий мох. Только дежурный, борясь с дремотой, глубже натягивает на лоб мокрую фуражку, следил за костром.

13, 14 МАЯ. Треск, потом сильный шум на берегу, заставил быстро Губина выпрямиться и крикнуть «Тревога!», прыжком кинуться к берегу. Льдина медленно уходила в воду, а с ней и байдарки, но человек уже близко, вот он уже на льду, упав на живот, носком ичиги цепляется за выступ льдины и, пытаясь ухватить ближе всех стоящую, только что вытащенную им байдарку, вместе с ней катится вниз. Сверху бегут остальные. Впереди Макаров. Одной рукой он держит одеяло, раскинув его по скользкой льдине, кричит Овсянникову: «Лезь под одеяло!». Овсянников быстро сползает вниз и ловит за ичиги  готового уже сорваться в воду Губина. Одна байдарка спасена, на ней Германсон едет спасать остальных.

Вкусной оказалась гречневая каша. Все смеялись над огромным прыжком Губина. Легко посмеивались над Макаровым, неизвестно зачем взял с собой одеяло. А через полчаса, байдарки снова ныряли  в волнах уже утихающей Ангары.

15 МАЯ. Иркутск остался позади. Широко раскинувшаяся Ангара дышит в лицо холодными брызгами пенистых вод. Идущие впереди байдарки то совершенно скрываются, то пробкой выскакивают на гребень волны. Наш путь только начался.

17 МАЯ. Плывущий отдельными кучками редкий лёд известил о том, что где-то впереди река ещё стоит. С каждой минутой грести становится труднее и труднее. Приходится лавировать в сплошной массе льда.

18 МАЯ. Губин встал рано. Ехать нет смысла. Выпал в четверть глубины снег. По Ангаре идёт лёд. Губин и Макаров поехали с председателем колхоза за продовольствием, остальные двинулись дальше. Плотной высокой стеной по обоим берегам лежит лёд. Тайга безмолвна. Река широка. К трём часам поднялся встречный ветер, перешедший в бурю. Пошла крупа. Залепляет глаза. Лед угрожающе жмёт байдарки. Лодки бросает во все стороны. Пристать к берегу нельзя, лёд огромными глыбами спускается в воду. Сильный порыв ветра бросает байдарку Григория Завьялова на острую льдину, которая пропорола весь бок парусиновой лодки.

19 МАЯ. С Трудом пробрались сквозь забитую льдом протоку. Сильнее нажимаем на вёсла. Идём в сплошном ледоходе. От сильных нагрузок болят руки. Макаров приготовил прекрасный обед. Тепло. От выпавшего утром снега не осталось и следа, только густо идущий лёд свидетельствует, что впереди ледяной затор. О заторе говорят колхозники прибрежной деревушки Кежма.
- Куда вы, ребята! Стоит река до самого Братска.
- А, может быть, вот тем рукавчиком доберёмся?
- Нет, что вы! Испокон веков вперёд правый рукав пробивает, даже деды не помнят, чтобы левый вперёд прошел.
  Послушались. Команда остаётся на берегу, а Губин с Макаровым идут в разведку. С горы видно, что рукавчик, изгибаясь серебристой лентой между островами, уходит в невидимую даль. Переглянувшись с Макаровым, решили: плывём!

Поплыли через острова, болота по полям, через затопленные огороды какой-то деревушки. Прямо под окнами добираемся до Красного Яра. Отсюда вместе со льдом добрались с наступлением темноты до Братска. Здесь нас встретили с удивленными лицами:
- Откуда вы, ведь Ангара-то стоит?

Ночуем в теплой квартире родителей Германсон.

22 МАЯ. Весь путь до Братска шли дожди, дул встречный ветер. Мы не успевали обсушиться. Скоро Падунский  порог – самое опасное место. Огромные скалы, как быки, преграждают путь к реке, видны только гребни валов, как будто бы много - тысячные стаи белых гусей машут крыльями.

С бешеным рёвом летит Ангара на скалы. Огромные, чёрные, они широкой грудью преграждают путь непослушной реке. Вода кипит и пенится вокруг скал и устрашающе грохочет далеко вокруг. Это знаменитый и грозный Падун.
  Редкие смельчаки отваживались проплыть это жуткое место на лодке. Прибрежные рыбаки, забавляясь, спускают иногда на Падунский порог огромные сосновые брёвна. Даже те из них, которые благополучно минуют столкновения в лоб с непоколебимыми скалами-богатырями, вырываются на спокойную воду истерзанными, неузнаваемыми.
Вот что такое Падун!

23 -28. МАЯ. 1935 года. Весь путь до Братска шли дожди, дул встречный ветер. Спортсмены не успевают обсушиться.

Команда пристала и, пробираясь вдоль прибрежных скал , осматривает порог. Три мощных залавка (подводных уступов)-
«Косой», «Кузьма» и «Мельник» - преграждают путь Ангаре. Рёв Падуна заглушает даже крик. Идём, а кое-где ползём  вдоль порога, осматривая  каждый камень, каждую струйку. Василий Губин крикнув команде: «Смотрите, куда пойду, и следуйте за мной», садится в байдарку.

Подойдя к самому сливу «Косого», отгребается назад, поправил сиденье и, разогнав байдарку, врезался в огромный гребень волны. Что-то оглушило, надавило на барабанные перепонки, вода набирается в рот, нос, глаза, но это только одно мгновенье. Помня, что слева тихая гавань, гребёт правым веслом.

Губин оглядывается назад и видит, как шедший за ним Овсянников стремительно несётся со слива, скрывается под волной, показывается, снова ныряет под вторую, третью волну, также загребает правой лопастью, и его байдарка становится рядом с командором.
Так все один за другим  прошли через холодный ангарский душ.

Роковым оказался последний залавок «Мельник». Шедший четвёртым Евдокимов, не рассчитав немного поворот, налетел на камень. Байдарку подбросило  вверх, а Евдокимов неестественно описав ногой большой радиус, скрылся под водой. Гребец очутился в воде. Всё это прошло с молниеносной быстротой. Спортсмены на минуту замерли. Первый пришел в себя командор. Напрягая все силы, ринулся против течения к месту катастрофы. Но помощи от него не потребовалось: Евдокимов спокойно плыл по ледяной бурной реке, таща за собой лодку. Через несколько минут он был уже в кругу товарищей. Из аварии вышли благополучно, потопив только сахар.

Наводящий страх легендарный Падун пройден.
28.МАЯ, 1935 года. Темна ангарская ночь. Она наступает медленно, длинными сумерками сползает с левого крутого берега, округляет прибрежные скалы и вдавливается в холодную ангарскую воду.  Идём вдоль левого берега, моросит мелкий дождь. Днём успел высушить носки, и ногам, обутым в длинные ичиги, очень тепло. Но вся остальная одежда мокрая. Третий день идём под дождём
.
Нужно во что бы то ни стало добраться до Тушам, а впереди ещё угловой шивер. Он уже шумит, слышно, как ревут волны.

Помню, что в прошлом году мы проходили его серединой реки. Нужно и сейчас плыть туда же. За шумом ветра не замети, как подошли к нему вплотную. Нужно ехать назад, а потом заезжать на середину. Так и сделали. Ревущий слева перекат смолкает уже где- то сзади. Снова прижимаемся к берегу. Впереди показался одинокий огонёк: это Тушами. Останавливаемся. Прошли за этот день 140 километров.

29. МАЯ ,1935 года. Как и все охотники Приангарской тайги Михаил Михайлович неразговорчив. Он долго думает, колупая ногтём трубку, прежде чем сказать слово. Потом разговорились. Много интересного рассказал нам Михаил Михайлович. Он помнит, как здесь жили политические ссыльные. Помнит разговоры с Урицким.
- Денег давал я ему, последние собрал, когда он бежал отсюда. Потом он их прислал обратно.
Михаил Михайлович помнит, какие книги читал Урицкий, а читал он много Чита Ленина, Маркса, Толстого, Дарвина, Жан Жака Руссо.
- Трудно книг здесь достать хороших, - жалуется старик. Будете в Москве – пришлите!

Разговаривая с ним, мы словно перелистывали книгу партийной истории, книгу работы большевиков в ссылке.

 
 6 ИЮНЯ. Ещё не рассветало, мы оставили село Рыбное. Нужно сегодня обязательно выйти в Енисей, а до Енисея 120 километров. Ангара всем надоела, всё рвёт и мечет. Подходим к последнему Стреловскому порогу. Волны высоко вздымают байдарки, бросают их в водоворот, на гребне выходим в спокойное течение. Впереди уже видна Стрелка. Показался Енисейск. В 10 часов вечера, встреченные комсомольской организацией, подходим к пристани. Сегодня рекордный день, прошли 206 километров.

12 ИЮНЯ. В 10 часов утра выехали из Енисейска. Енисей не очень широкая река, но ветры на ней разыгрываются большие, и из-за этого сильные волны. Однако плыть по ней не опасно и очень интересно. Добрались до устья Каса. Первое, что бросилось нам в глаза, это его ширина. Но по сравнению с Ангарой и Енисеем всё же, Кас показался нам очень маленьким. Берега - низкие и густо заросли тальником. На первой же остановке дали себя почувствовать полчища комаров. Их жужжание сливается в общий гул, похожий на гул самолёта. У нас на лицах маски, руки в кожаных рукавицах, надеты толстые гимнастёрки, но этот назойливый сибирский «зверь» всё же находит уязвимые места. Енисейские комсомольцы дали нам сетки, которые пришлись нам кстати. Все семь дней, которые мы шли по Касу, стояла жаркая погода.
Населения по Касу почти нет. Есть так называемые «кержаки»- старообрядцы, живущие вдали от реки. Встретили рыбаков, у которых покупали рыбу и справлялись о реке.

  Вот, что пишет о реке Кас В. Макаров:- «Сибирская река Кас завалена буреломом, крупные стволы деревьев преграждают путь. Берега окаймлены непроходимой тайгой, болотами, а главное тучи комаров. Комары облепляют всего, жара, трудно дышать, душно, едим,
курим в сетках. Всё это кончается в час ночи, когда можно снять сетки и свободно дышать, но ненадолго надолго- с рассветом комары появляются вновь».
На протяжении 26 километров переваливали реку 26 раз. Так виляет Кас.

15 ИЮНЯ. « У Губина невыносимая боль во рту (осложнение ангины). Уже 4-й день он ничего не ест, лишь раз- два в день глотает за мелко нарезанные яйца, как страус. Пройдя восемь песков (песок- загиб реки, которым здесь замеряется расстояние), встретили рыбака, узнали, что до следующего жилья 22 песка. Продукты уже на исходе, а кругом никаких признаков жилья. Вдруг услышали на другом берегу лай собаки. Губин и Германсон отправились на лай, но когда они переправились через реку, лай прекратился. Гриша Завьялов- большой специалист лаять по- собачьи. Когда Гриша залаял, собака с берега откликнулась. Так перекликаясь с собакой, Гриша помог ребятам добраться до сторожки. Они купили бруснику и молоко. Но хлеба не оказалось, нет его и у нас. В запасе полведра картошки и немного крупы. Кое- как поужинав, улеглись спать на песке. Холод ужасный, но комары не унимаются. Запасы пополнили лишь вечером следующего дня на Александровской фактории». Так вспоминает этот день Георгий Евдокимов.

21-28 ИЮНЯ. 22 июня пришли посёлок Максимкин Яр, что в 140 километрах от Озёрска здесь мы насчитали только 10 семей. Занимаются они только охотой и рыболовством. 28 июня прошли Александровскую факторию, где увидели первый шлюз. Нас встречало и провожало всё местное население, наполовину состоящее из остяков.
По чертам лица и по культуре их трудно отличить от русских. Большинство из них грамотные.

22 ИЮНЯ. Пришли в село Кургазок на Оби. Был сильный ветер и моросил дождь. В селе Тогур закупили продуктов, и пошли вниз по реке.
Мы считали, что до Нарыма 110 километров, а на самом деле было 180.
Пользуясь, получаемыми от населения сведениями, мы иногда имели возможность сократить путь по некоторым протокам на 10-50 километров в сутки. Вечером пришли в Парабель, а ночью поплыли в Нарым. Не успели пройти и один километр, как нас захватила сильная буря с дождём. Выскочили на берег, там оказались какие-то доски. Соорудили шалаш и в нём провели ночь. Дождь и ветер, не прекращались до самого утра. Из Нарыма отправились в 9 часов вечера. Снова нас настигла сильная туча, но останавливаться мы не стали. Прошел дождь. На нас не было ни одного сухого места. На ветру обсохли. Ночью из-за сильного ветра и большого волнения на реке вынуждены были остановиться. На берегу развели костёр и легли спать.

30 ИЮНЯ. Во время прохождения Обь - Енисейского канала, спортсмены несколько раз обнаруживали указатели направления. Канал после порогов, был вторым испытанием. Секретарь Енисейского райкома партии товарищ Искра советовал из Енисейска до Оби добраться на лошадях.
- Канал стар,- говорил он,- заброшен, безлюден, рискованно!
  Тайга и безлюдье не страшили команду. Решение было принято: идти своим маршрутом.
  Сколько было трудностей и приключений в пути! Разлив, безбрежна ветром Обь. Дождь. Потоки холодной воды струятся на воротник, сбегают по спине. Ночами в ливень и ветер, качаясь на волнах на протяжении десятков километров, напрасно искали пристанища, небольшого бугорка, чтобы отдохнуть и просохнуть.
  Силы не иссякали, мужество не ослабевало и не могло ослабнуть.
В самых отдалённых уголках нашей родины мужественные путешественники встречали тепло и поддержку. В Обь - Енисейском канале, разрушенном белогвардейцами в гражданскую войну, команда остановилась. Куда пойти? Без проводника канал пройти было невозможно. Что делать? И вдруг обнаружили шест, с надписью
«Экспедиция». Стрелка указывала путь. Указки попадались регулярно на протяжении более чем ста километров. Канал завален лесом. Плыли
неделю, не снимая с лица сеток, и всё же были нещадно искусаны комарами. Ели, курили в сетках. Вышли из канала в Обь, где их встретил тунгус Алексей Бояринов. В далёком Туруханском крае, он узнал о выходе байдарок. Опасаясь, что путешественники могут заблудиться, Бояринов на оленях за 120 километров выехал к каналу, на всём пути расставил вехи.

МЕСЯЦ ИЮЛЬ.

8 июля вошли в реку Исеть – бурную Уральскую реку. Далеко  по позади, как приятное воспоминание, остались Иртыш и Тобол.
До июля  путь проходил большей частью по Северной Сибири, крайней точке 66 параллели Северной широты, где стоит Остико – Богульск, где перебирались из Оби в Устье Иртыша. Много плыли по старой трассе прошлогоднего проплыва на байдарках.
прошел один год, неузнаваем стал этот путь, вели зажиточную колхозную жизнь, На всём пути показывали своё богатство. В Сибирской таёжной стороне , где ещё в прошлом году команда с трудом находила себе запасы продуктов. Ныне не приходилось даже об этом думать. Теперь почти каждый сельсовет связан с телефоном с районными центрами. Благодаря этому байдарочников встречали окрестные колхозники с хлебом и солью. Выносили в подарок по целому барану мяса. Отказываться было неудобно, чтобы не обидеть.
В колхозных жомах видели , ни как роскошь, а обычное явление, патефоны, велосипеды, хорошего качества ружья. В районе Обь - Енисейского канала видели людей, о которых Советская власть узнала только в 1932-1933 г.г., это бывшие киржачные посёлки, предки которых уходили, гонимые православной церковью, в далёкую тайгу , порвав общение со всем миром. Теперь они имеют сельский совет.

11 ИЮЛЯ.
В час ночи, через два месяца, со дня старта прошли Остяка – Вогульск и двинулись на Тобольск.
Кеть проходили при таком разливе, что берега скрывались из глаз. Много раз плутали по ней, и кружили, приходя по нескольку раз на старое место.

19 ИЮЛЯ.
Команда прибыла в Тобольск. Бурная река Исеть, где в прошлом было установлено 93 плотины для мельниц, путникам пришлось 51 раз перетаскивать на себе байдарки.
Путь от Исети: 543 километра против течения.
Из Свердловска от Верхне - Исетского озера пеший переход до Чусовой. По Чусовой на байдарках следуют до Камы.

  1 АВГУСТА. Команда байдарочников прошла Ялуторовск. Вдали
показались Уральские горы. Стало веселее идти. Скоро Свердловск. Байдарка одного из участников похода вышла из строя, получив 50 пробоин, но он идёт дальше пешком с тем, чтобы в Свердловске на новой байдарке продолжить плавание. Исеть дальше идти нельзя. Узкое ущелье. Высокие скалы. Вода падает лавинами. Русло реки сплошь усыпано огромными валунами. Перетаскиваем байдарки по берегу. Река Исеть самый трудный участок.
На протяжении 330 километров приходилось тащить волоком байдарки
51 раз. Волоки доходили до 2 километров.

19 АВГУСТА. Чусовая, действительно красавица. Отвесные высокие скалы, различных причудливых форм, богатая растительность. Журчащие водопады. Всё это оставляет неизгладимые впечатления. В 6 часов байдарочники вышли в дальнейший путь. Впереди тысяча километров. На всём пути команда наблюдала кипучую, бурную жизнь. Так, например, в далёком холодном Красноярском крае, в колхозе  Селеньгино, повстречали рыбака колхозника на берегу в землянке. Между часами упорного труда этот рыбак Семён Семёнович выкраивал время, чтобы прочесть всего Ленина, Маркса, Жан-Жак Руссо. Сейчас он хочет прочесть Сталина, но трудно достать. Проходили места ссылок  Новоудинск, Нарым, где были т. Сталин, тт. Урицкий, Свердлов и др.
  В шесть часов вечера байдарки вышли в дальнейший путь

  20 – 24 АВГУСТА. Рваные клочья седых, отливающих свинцом тяжелых облаков, гонимые сильным ветром с запада, быстро закрывали небо. Я подходил к месту. Где можно было опустить байдарку с плеч байдарку. Сзади меня двигалась сюда же , в гору ещё одна байдарка. Кто её нёс, я не видел. Но по большому количеству заплат узнал, байдарку Макарова. Перекрывая шум порога, изо всех сил крикнул!
- Иди левее! Здесь не так круто!
  так в течение трёх часов. Хватаясь за кустики, за каждый выступ скалы. Мы лезли вверх с тем, чтобы через тысячу метров снова спустить байдарки на воду и идти дальше.
  Это было ниже села Переборского, где разрывая каменную грудь Урала огромным порогом – река Исеть вырывается на просторные степи Сибири. С горы прекрасно было видно место, где мы сегодня завтракали. Как пролетело время! Это было 5 часов тому назад. Пора обедать. Мы продвинулись только на 4 – 5 километров.
-Володя, которая это зарубка? (Так мы называли места, где приходилось лодки перетаскивать на себе) – спрашиваю я у Германсон.
- Восемнадцатая! – С улыбкой отвечает Владимир, Макаров тут же перочинным ножом наносит ещё одну засечку на борту байдарки. От Байкала у него накопилось 100 засечек.
  А сколько впереди будет ещё засечек? Мечтательно гадает Макаров.
- Старики говорят, что раньше на Исети, было 96 мельниц. Стало быть, подсчитываю я – ещё 78 крутых перевалов нужно будет преодолеть.
  Обмен мнениями идёт весело. Вспоминаем. Как мы преодолевали эти «засечки», тих, но уверенно забирались по грудь в шумящую воду, осторожно, чтобы не порвать, протаскивали между острых камней байдарки, потом на верёвках вытаскивали друг друга. И попав на тихий, глубокий кусочек воды, плыли дальше.
  К вечеру, затыкали тряпками дыры, всё время, отчерпывая кружкой воду, уставшие приставали, где застигнет ночь на ночёвку. У костра начиналась подсушка байдарок, подклейка дыр. Уром с рассветом. Снова шли  дальше, упрямо отсчитывая километры.
  Так мы поднялись на Урал.
  Последнее препятствие – плотина пивзавода. Сильная мель и стрежь, заставили идти пешком и на верёвке волочить за собой байдарку.
  Ещё раз берём байдарки на плечи и перетаскиваем через плотину.
Наконец, мы в спокойном, глубоком Свердловском пруду. Доносящиеся издалека звуки оркестра напоминают нам, что нас ждут. Вскоре под марш мы подходим к водной станции.
  Не знаю, откуда у нас в руках и на байдарках появились цветы. Много цветов. Вокруг огромное количество публики. Все неистово аплодируют. Хотя, я передал только привет уральскому пролетариату.
  Идём на товарищеский ужин. Подкрепились, трогаемся дальше на Чусовую. Прекрасной погодой встретила нас Чусовая, но сильно обмелевшая, она своими камнями, как зубами цеплялась за износившиеся днища байдарок, рвала их и не давала быстро продвигаться вперёд.
  Клеить дыры было уже нечем. Вместо клея употребляли коллодий, смолу и просто серу с лиственниц. Байдарки всё сильнее наполнялись водой. Росли дыры, но это не останавливало наше настойчивое продвижение вперёд.
  Урал пройден. Мы в Перми. Братская по оружию пермская воинская часть дала нам возможность прекрасно отдохнуть.
  Завтра с рассветом трогаемся в дальнейший путь
  7000 километров по водным путям суровой Сибири и Урала остались позади, а впереди ещё 2800 километров многоводного Волжского бассейна.
  Так писал В.Губин «Как мы прошли Урал», в газете Восточно – Сибирская, Правда» из города Пермь.

  4 СЕНТЯБРЯ. Вот она Волга! Только в песнях мы слышали про широкие волжские просторы. А сейчас и её придётся посмотреть, да не из окна роскошного волжского речного гиганта парохода, а прощупать каждый километр веслом, выискивая место, где потише. К восьми тысячам километров сибирских и уральских рек, надо поскорей прибавить ещё 504 километра Волги. Ну, тронулись! Причудливым клином показался на горизонте парус. Человек, стоя в лодке, сложив рупором ладони, что-то кричит. Ветер относит в сторону, не слышно. Знаком показывает на берег, чтобы мы пристали. Пристали, пристала и шлюпка, Восемь дюжих моряков выскочили на берег. Привет! Привет! Завязывается оживлённый разговор. Узнав, что они идут Москва-Севастополь, мысленно провожу линию через географическую карту от Москвы до Дона. Да дорога длинная, у нас осталось меньше.
  дружно простившись, снова отсчитываем удары вёсел
.
  7 СЕНТЯБРЯ. Огни Казани остались позади. Быстро надвигается
ночь, темнеет. Главное русло реки осталось справа, идём по какой-то протоке, ничего не видать, а до Красного Волгаря нужно обязательно доехать.
  Тёмное пятно, постепенно увеличиваясь, превратилось в лодку, в лодке рыбак. Спрашиваем, сколько километров до Красного Волгаря.  Посмотрев на нас, рыбак покачал головой, потом пощупал байдарку,
ковырнул её ногтём и, взглянув на звёзды, сказал: за час доедите. Ровно через пятьдесят минут из-за острова вынырнул красный бакен, и невдалеке показались огни пристани. Остановились ночевать на левом берегу.
  Сегодня мы должны пройти не меньше 75 километров.
Помогает попутный ветер. Идём хорошо.
  Оглянувшись назад, вижу, что горизонт сильно начал темнеть
Ударил гром, нагрянула буря. Подаю знак, чтобы все поближе подтянулись. Сошлись в кучу. Нужно перебраться через Волгу. Буря сильно треплет, дождь как из ведра.
  Выбрались на берег. Пока ребята готовят обед, лёг отдохнуть.
Подымаюсь, вижу катер. Подъехал корреспондент «Правды». Засадил всех писать заметки. Пишем.
  Пропали сегодня 75 километров!



  Тепло и радостно встретила Москва отважных байдарочников. Ещё задолго до прибытия на водной станции Центрального парка имени Горького, собралось много народу. На гранитных трибунах, где должен состояться финиш небывалого в истории водного спорта байдарочного похода, установлены огромные юпитеры. Кинооператоры заканчивают  последние приготовления к съёмке замечательного финиша.
  Навстречу участникам похода отправилась флотилия байдарок, гоночных лодок, шлюпок и моторных катеров, украшенных лозунгами, транспарантами, красными вымпелами.
 - Москва умеет встречать – говорит тов. Губин – Тысячи встречающих нас, физкультурников, мастера спорта, студенты, трудящиеся и красноармейцы столицы, буквально засыпали нас цветами. Нас встретили далеко за городом.

 
  17 часов 50 минут. В парк прибывают: начальник Военно – воздушных сил РККА тов. Алкснис, начальник Военно учебных заведений ВВС тов. Девин, зам. председателя ЦС  ОСОАВИАХИМа тов. Серпокрылов, председатели московских физкультурных организаций и другие. На трибуне стоит мать командора похода -  Мария Ильинична  Губина. У неё в руках огромный букет красных роз. Тут же стоит жена одного из участников похода Лидия Николаевна Евдокимова (в 1935 г. только один Евдокимов был женат). Пришли со знамёнами и плакатами студенты педагогического института им. Бубнова и московские физкультурники

  В 18 часов из арок огромного Крымского моста показывается колона на зеленых байдарках. За ними строем следуют десятки шлюпок, гичек, катеров, моторных лодок. Спустя ещё пять минут байдарка, управляемая командором пробега Губиным, приветствуемая громом аплодисментов и восторженными криками «ура», касается пристани. Вслед за ней подходят остальные байдарки. Отважные байдарочники делают на воде огромный круг, медленно причаливая к берегу. Первым из байдарки выходит Губин, за ним строем поднялись остальные участники перехода – Макаров, Германсон, Евдокимов, Завьялов, Овсянников.
  Отдав рапорт начальнику управления ВВС тов. Алкснису о благополучном прибытии, участники похода поднялись на трибуну.
  Солнце уже давно скрылось за горизонтом. Над Москва – рекой быстро спускались сумерки. Ослепительные лучи юпитеров ярко освещали их загорелые лица. На трибуне тов. Алкснис, каждому байдарочнику жмёт крепко руку, поздравляет с успешным завершением похода. Мать Губина в радостном волнении целует своего сына и его товарищей. Тов. Алкснис расспрашивает участников об их самочувствии и показателях похода.
  Открывается митинг. У микрофона тов. Алкснис.
 - Сегодня мы празднуем, говорит он, - очередную крупную победу в области  спорта и физкультуры. Сегодня мы приветствуем здесь шесть отважных молодцов. Они продемонстрировали большую физическую силу и выносливость. Я поздравляю их с исключительной победой от имени  Наркома обороны товарища Ворошилова, от имени воздушных сил РККА и от ЦС ОСОАВИАХИМа и желаю им дальнейших успехов в работе. Также в области спорта. Оркестр играет интернационал.
  Выступил также секретарь Восточносибирского крайкома комсомола
Кушаковский
 - Четыре с половиной месяца  тому назад, говорит Кушаковский, мы провожали славных комсомольцев в небывалый по трудности путь. Они оставили за собой крупный след в колхозах Сибири, возбудив в массах колхозников огромный интерес к спорту и физкультуре.
  Слово предоставляется командору Губину. Трибуны его приветствуют продолжительными аплодисментами.
- За полчаса до финиша, мы встретили бывшего работника ОПТЭ, который до начала похода писал нам в Сибирь, что такой поход может быть осуществлён только в двести ходовых дней и лишь при условии, что за байдарками пойдёт баржа с продовольствием, одеждой и другими атрибутами. Сколько неверия в силы молодёжи заключается в этом предостережении! Губин говорит о природных богатствах Сибири.
  Митинг закончен. Звуки Интернационала сливаются с возгласами  в честь шести отважных сынов нашей великой родины.
  После митинга участники похода направились на отдых в гостиницу центрального дома Красной армии.

УЧАСТНИКИ БАЙДАРОЧНОГО ПЕРЕХОДА -
товарищам СТАЛИНУ, МОЛОТОВУ, ВОРОШИЛОВУ

  С радостью и гордостью сообщаем вам, что поставленная нами задача – проплыва на байдарках из озера Байкал в Москву – успешно выполнен. 9400 километров пути через 17 рек и озёр, через пороги Ангары и Чусовой, через Нарымские болота остались позади. Мы находились в пути 140 дней.
  Мы прошли места политической каторги и ссылки: Новую Уду, где немало людей помнят ваше пребывание там, товарищ Сталин, мы были в селе Максимкин Яр, где сохранился домик, в котором жил Я.М.Свердлов, в местах ссылки Урицкого, Петровского и других старых большевиков.
  Мы были свидетелями, как в этих гиблых местах, с деревушками, сохранившими ещё названия старого проклятого прошлого – «Потоскуй», «Погорюй», «Покукуй» - строится новая счастливая жизнь.
Мы видели, как сказочно преобразилась родина, какими неисчерпаемыми богатствами она преобладает. Мы думали, что настанет день, и там, где мы плыли на своих байдарках, по великому водному пути, который свяжет Запад нашей необъятной страны с Востоком, пойдут мощные речные пароходы.
  Мы молодые сыны нашей великой социалистической родины, самые
счастливые из всей молодёжи мира, заверяем вас, товарищ Сталин, наш
любимы друг и учитель. Что готовы в любую минуту отдать все силы и самую жизнь на защиту нашего прекрасного отечества.
Команда проплыва Байкал-Москва на байдарках: В. Губин, Г. Завьялов,
Г. Евдокимов, В Макаров, М. Овсянников, В. Германсон

  Глубоко запечатлелась в памяти байдарочников встреча с московскими студентами.
  Незабываема и встреча с пионерами в 14 образцовой школе столицы.
Собрались пионеры 150 отрядов. Большой зал цвёл яркими галстуками, благо ухал ароматом живых цветов. Беседу с пионерами вела вся команда. Детей живо интересовали подробности нашего проплыва. Они расспрашивали о работе и жизни пионеров далёкой Сибири и Урала, интересовались природными богатствами невиданного ими края. Наперебой расспрашивали нас о наших приключениях в пути.
  Радужно, тепло встретили нас на приёмах тт. Гамарник, Бубнов и секретарь ЦК ВЛКСМ Вершков.
  17 ОКТЯБРЯ на заседании президиума Центрального Исполнительного комитета председатель ЦИК  СССР т. Петровский вручил каждому персональную грамоту ЦИК СССР.
  Эта высокая награда правительства воодушевляет и обязывает ещё более самоотверженно работать на благо нашей родины – говорит командор Губин.
  На приёме у Замнаркомвода т. Розенталь, мы поведали о своёй мечте - соединить великую таёжную Сибирь с центром страны грандиозной водной магистралью.
  После совещания наркомвод т. Пахомов издал приказ об отправке нескольких экспедиций для детального изучения вопроса о возможности установления водного пути Байкал – Москва, в которых просил принять участие нас.
  Участники байдарочного похода были приняты председателем ЦК союза работников начальной и средней школы тов. Колотиловым. В своё время Колотилов был в ссылке в тех глухих, медвежьих углах Сибири, где теперь проходили лёгкие байдарки. Беседа продолжалась больше двух часов.
  В Москве участники похода посетили: Тушинский аэродром, Перервинский шлюз на канале Москва – Волга, аэроклуб имени Косарева, Третьяковскую галерею, парк культуры и отдыха, метро.


ИРКУТСК  ВСТРЕЧАЕТ СВОИХ ГЕРОЕВ.

  Ещё задолго до прибытия курьерского поезда, к вокзалу стали стекаться колонны рабочих, физкультурников, студентов, бойцов красной армии. Украшенный красными полотнищами, портретами участников похода, лозунгами, живыми цветами, - вокзал преобразился.
  К четырём часам привокзальная площадь и платформа были переполнены. Встречать мужественных байдарочников пришло несколько тысяч человек.

  Раздаётся звон вокзального колокола. Поезд вышел со станции Иркутск - два. Через несколько минут мимо платформы проносится мощный красавец паровоз, поезд останавливается. Сводный оркестр исполняет встречный марш. В дверях спального вагона появляется мощная фигура командора проплыва  Василия Губина. Вслед за командором из вагона выходят участники проплыва: Германсон, Завьялов, Евдокимов, Макаров, Овсянников.

  Их встречают громом аплодисментов. Девушки преподносят всем участникам огромные букеты живых цветов. Дружеские рукопожатия, счастливые улыбки.

  Команда проплыва принимает рапорт почётного караула. Товарищ .Губин стоит вместе со своей матерью Марией Ильиничной, которая счастливо улыбается. Всех участников похода окружают друзья, родственники.

  С импровизированной трибуны - кузова грузовой машины, начальник полит отдела Вдовин открывает митинг. В короткой и краткой речи он отмечает величайшее значение успешного завершения проплыва.
  Слово имеет командор проплыва Губин:
Аплодисменты, крики «ура» долго не смолкают и мешают говорить. Мужественный командор, улыбаясь, поднимает руку, призывая к тишине.
- Когда 4,5 месяца тому назад, нас провожали в Иркутске в большой и опасный путь, то находились люди, которые сомневались в успехе проплыва. И действительно путь оказался очень трудным. Мы не раз подвергались смертельной опасности, но мы победили. Слово предоставляется секретарю краевого комитета ВЛКСМ тов. Кушаковскому.
 - Участники проплыва продемонстрировали перед всем миром замечательные качества советской молодёжи: волю, мужество, отвагу, уменье до конца бороться с трудностями и преодолевать их.
Долго не смолкающее «ура» сливается со звуками «Интернационала», исполняемого духовыми оркестрами.

  От пионеров города горячий привет участникам проплыва передал ученик 11 школы Венгерский.
- Вы настоящие герои. Мы пионеры, будем учиться у вас героизму.
  Братски пожимает руки участникам байдарочного проплыва командор лыжного перехода, из Нижнеангарска до Мурманска – Попов.

  Митинг заканчивается. С весёлыми, бодрыми песнями, под звуки оркестров трудящиеся Иркутска расходятся по домам. Участники проплыва уезжают в воинскую часть, где состоится торжественный вечер.
  В зале столовой начальствующего состава оживление и музыка. Здесь собрался партийный и физкультурный актив, чтобы на товарищеском ужине, организованным командованием и политотделом части для героев байдарочников, чествовать этих знатных людей части.
Весело и бодро звучат голоса. Физкультурники не могут быть без движения, и они уже приспособились в фойе столовой, показывая своё совершенство в области танцев. Товарищу Константинову со своим оркестром никак не может переиграть танцующих пар, этой неугомонной молодёжи.
  Перед ужином с короткой речью выступил комиссар.
  Насколько важен для страны водный путь соединяющий Азию и Европу, видно из того, что Наркомвод сейчас отправил в район Обь Енисейского канала, специальную комиссию для исследования этого участка, и принятия практических мер по его реконструкции. «Мы горды за своих питомцев командиров, получивших высокую награду почётную грамоту ЦИКа Советского Союза».

Используемый материал: Центральная газета «Правда», «Восточно Сибирская, Правда», «Вечерний Комсомомолец», дневник Губина, отрывки из книги Ефимовича. (К сожалению, книга не найдена)

  Выношу большую благодарность: Елене Серёгиной, по её инициативе была найдена повесть «Маргинальные истории» Виктора Овсянникова, сотрудникам библиотеки города Узловая Тульской области (Вся переписка по интернету, велась мной с их помощь), особая благодарность: Л.Ю. Олейник, сотруднику библиотеки им. Молчаново – Сибирского города Иркутска. На плечи Любови Юрьевны легла работа по поиску книги о проплыве, а также моим сёстрам: Тамаре Верниковской (Евдокимова), Валентине Евдокимовой.


Рецензии
Людмила! С огромным удовольствием прочитал этот замечательный очерк. Словно снова повидался со своим чудесным дядей Мишей. Огромное спасибо! Жду от Вас письма.
Виктор Овсянников

Виктор Овсянников   26.01.2017 08:12     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.