Там, где крАсно и тепло

Когда появилась племянница, мне приходилось часто её поднянчивать. На полноценную няньку пятнадцатилетняя тётя, которой я тогда была, не тянула, но частенько на четыре – пять часов в день, после занятий в школе, маленькую Катерину мне поручали. А меня всегда дико занимало, почему мы все забыли обстоятельства своего рождения. Тайна пресловутой детской амнезии - твёрдо в этом убеждена - один из ключей к разгадке феномена "человек".

И вот, когда мне очередной раз приходилось коротать время в компании годовалой племянницы, я подступилась к ней с допросом. Прямо спросить у неё: «Помнишь, где была до того, как родилась?» было некорректно. Она бы ничего не поняла. Я завела речь издалека.
- «Помнишь, где мы были вчера»?»
- «Да. Мы ходили кататься на горку».
- «Кого мы там встретили»?
- «Встретили Серёжу, встретили Леночку и Свету».
- «Хорошо. Правильно. А что было вокруг»?
- «Деревья».
- «Что ещё? Светило солнце»?
- «Да».
- «Было тепло»?
- «Нет».
- «Правильно. Вчера было холодно, и перед выходом на улицу мы одели красное пальтишко с белым воротничком. Помнишь»?
- «Да».

И так далее. Таким способом мы открутили назад неделю, потом месяц, потом два месяца. Кое–что она не помнила, а кое-что помнила относительно хорошо. Наконец, мне удалось её подвести к главному вопросу, который меня интересовал: «Что было самым первым из всего, что у неё сохранилось к моменту нашего разговора в памяти? Каким для неё было "в начале"?» 

Она, наконец, поняла, чего я от неё добиваюсь. И, нахмурив брови от умственного напряжения, извлекла свой самый первый отпечаток, сообщив:

«В самом начале всё было красным и было тепло, а потом стало темно и холодно».

Дать развёрнутое описание у годовалого ребёнка не получилось в силу ограниченности словарного запаса.

К сожалению, более ранних записей Тятёк добыть из своего чёрного ящика не могла. Где она находилась до того, как её занесло в живот к матери, вспомнить не получилось. Записи либо отсутствовали, либо находились в недоступном месте. 

Не сомневаюсь: «Сперва красно и тепло, а потом холодно и темно» - её истинное воспоминание.  Катя родилась зимой в шесть тридцать пять по московскому времени, и я себе легко представляю, как неприятно было существу, переходящему из статуса "плод" в статус "новорождённый младенец", выбираться из жарких объятий материнского лона в декабрьскую реальность советского родильного зала. 

Лаконичностью её формулировки можно восхититься.

                * * *

Иллюстрация: карточка из личного фотоархива. Снимок сделан в 1982 году автором публикации при помощи плёночной камеры "ФЭД". На нём - моя годовалая племянница Катерина.


 ©Моя сестра Жаба


Рецензии