А я вернусь... Алёна Бирюкова - 5

.....................
МОИ ДЕТИ
Самое дорогое, что было, есть и будет в моей жизни, как
и в жизни каждой матери, — это мои дети и внуки!!! Когда счаст-
ливы они — счастлива и я!!!
Старшие мои дети — дочь Лилия и сын Юрий — трепетно и с
любовью относились к своей младшей сестричке Алёнушке с са-
мого её рождения.
Они с радостью помогали в воспитании и уходе за ней. Алё-
на росла, окружённая добром и вниманием, ведь она младшая се-
стричка!

Алёна также очень любила старших сестру и брата. С се-
строй Лилией Алёнушка играла в куклы, училась у неё вязать
крючком, спицами и дружила с ней, как с лучшей подругой.
Лиля придумывала разнообразные игры и с удовольствием игра-
ла с младшей сестрёнкой. Дети часто играли, собравшись втроём
в одной комнате. Позднее старшая сестра помогала Алёне в учё-
бе, в решении сложных задач по физике, математике и геометрии.
Алёнушка знала очень много сказок — русских народных, на-
родов мира, стихи Агнии Барто, Сергея Михалкова знала наизусть,
рассказывала их своим куклам и подружкам. Дочь очень любила
сказки — в семье было принято читать их вслух. Много пластинок
с записями сказок было в нашем доме, которые дети любили слу-
шать, собравшись втроём. Особенно нравились Алёне сказки «Дюй-
мовочка», «Братик из тыквы», «Три поросёнка», «Чебурашка», «Зо-
лушка», «Бременские музыканты», «Снежная королева», «Приклю-
чения Буратино», «Приключения Чиполлино» и многие другие.
Сказку «Айболит» Корнея Чуковского Алёна знала наизусть
и часто слушала пластинку с инсценированной записью этой сказ-
ки, повторяя стихи:
И встал Айболит, побежал Айболит,
По полям, по лесам, по лугам он бежит.
И одно только слово твердит Айболит:
«Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!»

А в конце сказки Алёна радостно пела:
Слава, слава Айболиту!
Слава добрым докторам!
Брат и сестра были для Алёны самыми близкими друзьями.
У Алёны и в детстве, и в юности было немного подруг.
Она всегда говорила о своём брате с гордостью:
– Юра самый лучший из мальчишек — он добрый и велико-
душный.
Алёна очень грустила, когда он уехал после окончания Ра-
диотехнической академии в другой город. Даже стихотворение
посвятила ему: «Сегодня день рождения у брата». В каждый день
рождения Алёна, Лиля и Юра поздравляли друг друга, дарили по-
дарки, часто сделанные своими руками.
А сколько радости было, когда Юра приезжал домой, и всегда
с каким-либо сувениром, подарком для Алёнушки! Все вместе гу-
ляли по городу, катались на каруселях. Больше всего Юре и Алёне
нравился аттракцион с электромобилями — игрушечными маши-
нами, которые разгонялись, как настоящие, и можно было катать-
ся в них наперегонки. Смеху, разговорам не было конца…

В ДЕТСКОМ ЛАГЕРЕ ЛЕТНЕГО ОТДЫХА

Когда Алёне исполнилось семь лет, она впервые поехала от-
дыхать в летний лагерь, чтобы поправить здоровье, надышаться
целительным сосновым воздухом Солотчи. В том же году дочь го-
товилась пойти в школу, в первый класс.
В родительский день я приехала повидаться с дочерью, уз-
нать, как она отдыхает, привезла ей гостинцы.
Подхожу к воротам лагеря и вижу, что с внутренней стороны
ограды стоит Алёна с маленькой девочкой, держит её за руку. Де-
вочка плачет, а дочь успокаивает её:
– Скоро приедет твоя мама, не плачь!
Я взяла обеих девочек за руки, и мы пошли в жилой корпус
лагеря. Там я угостила их привезёнными лакомствами. Понемногу
маленькая девочка успокоилась.
Алёнушка попросила меня взять её с собой на прогулку, ведь
так грустно оставаться одной.
Эта девочка весь день была с нами, гуляла и играла с Алёной,
пока я находилась в лагере. Родители её так и не приехали в тот
день.

Я строго-настрого запретила обеим девочкам подходить к во-
ротам лагеря, выходящим на дорогу, где проезжают в машинах не-
знакомые люди, ведь это может быть опасно!
Алёна рассказала, что однажды ночью был ураганный ветер,
дождь, молнии сверкали и гремел гром. Детям было очень страш-
но. Они прятались под одеялами, а некоторые даже плакали.
Алёна успокаивала девочек как могла, хотя сама испугалась, но
не показывала виду. Никого из взрослых в палате не было — ни
вожатой, ни воспитателя. Когда гроза всё же закончилась, дети
уснули. Утром оказалось, что верхнюю часть высокой сосны сне-
сло ветром и она упала на крышу здания. К счастью, крыша вы-
держала…

В следующей смене этим же летом я вновь приехала в лагерь
навестить дочь в родительский день. Алёнушка уже стояла у ворот
со своим чемоданом и ждала меня.
– Мама, забери меня домой, я больше не хочу здесь оста-
ваться!

Объяснять причину своего решения Алёна не стала, сколько
я ни просила её. Все мои вопросы оставались без ответа.
Пришлось взять дочь из лагеря раньше окончания смены.
Причина срочного отъезда Алёнушки так и осталась нера-
скрытой.

ШКОЛЬНЫЕ УРОКИ В ЖИЗНИ АЛЁНЫ

В школе № 9 Алёна училась с первого до девятого класса
(1993–2001 годы).
В просторном школьном дворе, рядом со спортивной площад-
кой, растут высокие берёзы. Когда Алёна пошла в первый класс,
их стволы были тонкие, обхватить которые можно было двумя
ладошками. С тех пор прошло двадцать два года… Время неумо-
лимо движется вперёд… Первоклассники взрослеют, оканчивают
школу, выходят в самостоятельную жизнь. Теперь мощные стволы
школьных берёз можно обнять только двумя руками. Возможно,
эти берёзы, как и школьные учителя, помнят каждого ученика.
В начальной школе Алёна с первого класса и до пятого си-
дела за одной партой с мальчиками. Наверное, это шло на пользу
дисциплине на уроках. Алёна никогда не ссорилась с учениками.
Одноклассники уважали Алёну за её доброту и готовность выру-
чить — поделиться ручкой, карандашом, помочь в решении задач
на контрольной работе. Я не знаю ни одного случая, чтобы кто-то
в школе обидел дочь, она никогда ни на кого не жаловалась.
Ещё до школы, в шесть лет, Алёна начала заниматься в Доме
детского творчества, в кружке народных песен и театральных по-
становок. Коллектив выступал с концертами перед ветеранами,
в спецшколе для больных детей, в клубе для жителей отдалённого
района Рязани, для детишек детского Шереметьевского дома. Ко-
стюмы для выступлений готовили мы, родители маленьких арти-
стов. Алёнушка каждый раз с увлечением рассказывала о том, как
прошёл концерт, как аплодировали зрители. Ей очень нравилось
выступать на сцене.
В начальных классах школы Алёну приняли в детский свод-
ный хор, который выступал на концертах в музыкальном училище
Рязани, принимал участие в конкурсах хоров.
Однажды детям нужно было явиться на концерт в форме —
белая блузка и тёмный костюм. Я велела Алёне надеть белую блуз-
ку и бордовую жилетку с такого же цвета юбочкой, так как другого
костюма у неё не было. Концерт начался, я с нетерпением ждала
выступления нашего хора. Когда занавес поднялся, я с удивлени-
ем увидела, что Алёнушка стоит не в первом ряду в центре, как
обычно, а в предпоследнем, почти с краю. Бордовая жилетка была
ярким пятном на фоне остальных певцов хора в чёрно-коричне-
вых костюмах.

Дома я узнала, что Алёну из-за меня отчитал руководитель
хора за то, что она была не по форме одета.
Вечером по местному телевидению в новостях культуры мы
увидели Алёнушку в ярком костюмчике, вдохновенно поющую
песню «Крылатые качели» вместе со всеми участниками хора. Её
сразу нашли на экране — яркое пятнышко на тёмном фоне, как
аленький цветочек. Довольны были брат и старшая сестра, а также
и мы с мужем, что в нашей семье есть маленькая артистка, кото-
рую уже показывают по телевидению.

Мне очень хотелось, чтобы Алёнушка росла стройной, гиб-
кой, физически выносливой. Поэтому в третьем классе Алёна на-
чала заниматься в кружке художественной гимнастики во Дворце
творчества детей и юношества, теперь он называется Дворец дет-
ского творчества. Руководитель кружка сразу определила Алёну
в ансамбль для самых гибких и способных детей.
И на самом деле, Алёнушка быстро научилась делать шпагат,
прыжки и растяжки давались ей легко. Только такой элемент, как
«мостик», долго не получался. Упражнения с мячом, лентой и об-
ручем Алёне тоже очень нравились. Есть фотография, на которой
Алёнушка показывает девочкам на сцене, как надо выполнять
шпагат.

Девочки стоят в сторонке и, улыбаясь, смотрят, как легко
делает упражнения Алёна. Преподаватель записала Алёну в ан-
самбль, который должен был выступать с показательным танцем
«Берёзка». Я уже готовила костюм для выступления, как случи-
лось непредвиденное обстоятельство.
У Алёнушки произошёл перелом косточки лодыжки, как ска-
зали врачи, от перенапряжения, из-за больших физических на-
грузок. Кости в месте перелома долго не срастались, и пришлось
оставить занятия художественной гимнастикой.

Почти три месяца к Алёне приходила её первая учительни-
ца Татьяна Николаевна Манюгина, давала уроки на дому. Дочери
нельзя было ходить в школу, так как левая нога её была в гипсе.
Но этот случай не сказался на учёбе: Алёна блестяще окончи-
ла начальную школу — с пятёрками по всем предметам. И только
по физкультуре в табеле успеваемости стояла четвёрка.
Школьный учитель физкультуры, Владимир Васильевич Фе-
дорин, заслуженный учитель Российской Федерации, вспоминает:
– Лена была освобождена по состоянию здоровья от уроков
физкультуры по государственной программе и должна была зани-
маться в «специальной медицинской группе» по облегчённой про-
грамме. Но не смирилась со своим положением эта волевая и орга-
низованная девочка! Она подошла ко мне и спросила: «Владимир
Николаевич, можно я буду заниматься со всем классом на уроке?
Немножко». Шли дни, месяцы, уроки сменялись уроками.
Огромную роль в поведении Лены, в её выздоровлении сыг-
рали эмоциональные и моральные факторы. Желание быть на-
равне с одноклассниками, быть сильной, не отступать от трудно-
стей удесятеряло её силы. В этом помогли Лене, я уверен, уроки
физкультуры. Что может быть прекраснее, чем учить детей побе-
ждать? Побеждать время и расстояния.

Прошли годы. Читаю её стихи, а в памяти всплывают воспо-
минания о Лене Бирюковой, которая окончила школу, медицин-
ский университет и стала врачом-педиатром. А я, её учитель физ-
культуры, думаю о времени, о его необратимости. Спасибо, доро-
гая Лена, за твои стихи, за твою любовь, за твою правду жизни, за
то, что ты была с нами…
Вот ещё один случай из многих, который также подтверждает
силу характера Алёны.
Однажды дочь пришла из школы раньше времени. Чувствую,
её походка очень изменилась — слишком ноги широко расставля-
ет при ходьбе. Спрашиваю:
– Что случилось с тобой, Алёнушка? Почему ты так ходишь?
Ножки болят?
Алёна ничего не отвечала. Я уже забеспокоилась не на шут-
ку. Когда дочь сняла колготки, то оказалось, что у неё кожа на
внутренней поверхности бёдер повреждена. Только после моих
долгих расспросов выяснилось, что на уроке физкультуры Алёна
лазила по канату в шортах наверх, а потом спускалась вниз с боль-
шой скоростью, поэтому кожа оказалась содранной до крови. Но
дочь не жаловалась, хотя ей было очень больно. Терпела, не пла-
кала и не вспоминала о случившемся. Она считала себя винова-
той — учитель физкультуры Владимир Васильевич заранее пре-
дупредил, чтобы все пришли на урок в длинных тренировочных
брюках, так как будет урок лазания по канату.

Я обработала ранки, но кожа заживала не быстро. Алёнушка
переносила всё без жалоб, со свойственным ей стоицизмом.

Был такой случай: я смотрю из окна квартиры на улицу
и вижу — мимо проходят дети с лыжами. «Наверное, занятия
в школе по физкультуре идут», — подумала я. После того, как все
лыжники прошли, я увидела Алёнушку. Она медленно шла позади
всех и несла лыжные палки, а рядом с ней — учитель физкультуры
с её лыжами под мышкой. Стало сразу понятно, что учитель под-
держивает Алёну — и морально, и физически, так как она очень
устала. Но всё же дочь шла вперёд и несла лыжные палки, как свой
крест…

У Алёны были хорошие способности к изучению иностран-
ных языков. Помню, когда мы всей семьёй ездили летом к бабуш-
ке в Латвию, Алёна ещё в четырёхлетнем возрасте быстро выучила
много слов на латышском языке и свободно общалась с соседски-
ми детьми.

Некоторое время учителя группы продлённого дня в школе
замещала студентка старшего курса факультета французского
языка педагогического университета. Она быстро обучила детей
французскому алфавиту, разговорной речи, произношению, раз-
учила с ними песенку на французском языке. Алёнушка была
в восторге от этих уроков и очень сожалела, когда студентка ушла
из школы. Уроки французского языка прекратились. Алёна долго
вспоминала о весёлой студентке, уроках французского и часто на-
певала полюбившуюся ей песенку. Дочь призналась, что и дальше
хотела бы изучать французский язык, потому что он очень нра-
вится — такой красивый и музыкальный.

Учительница английского языка девятой школы Галина Ива-
новна Федякова вспоминает:
– Лена хорошо училась, английский язык ей давался легко.
Она была добрая, скромная, самостоятельная и уже имела свои
философские взгляды на жизнь. Однажды на уроке, посвящён-
ном музыке и музыкантам, я спросила учеников: «Какой вопрос
вы хотели бы задать своей любимой музыкальной группе или пев-
цу?» Дети хотели узнать о многом, задавали различные вопросы.
Леночка Бирюкова единственная задала вопрос: «Что вы думаете
о смерти?»

Вечный вопрос, волнующий человечество во все времена…
А я вспомнила, как дочь делилась со мной впечатлениями
о том, как интересно и захватывающе Галина Ивановна рассказы-
вала на уроках о жизни людей в Англии, в Америке, об истории ан-
глийского языка. Она учила детей любви к Родине, истории своей
страны, учила гордиться тем, что живёшь в России. Я уверена, что
Алёна хорошо усвоила эти уроки.

Однажды Галина Ивановна задала на дом сочинение на тему
«Какого цвета доброта?» Алёнушка написала, что для неё доброта
белого, чистого цвета, и объяснила, почему. В тонкой ученической
тетради и сейчас хранится это сочинение дочери…
Все школьные предметы Алёне давались легко, но больше
всего ей нравились литература, биология, математика, физика,
английский язык. Учитель биологии Валентина Ивановна Фате-
ева вспоминает Алёну как очень старательную, увлечённую пред-
метом девочку, с радостью откликающуюся на просьбы выпол-
нить то или иное поручение. С удовольствием Алёна выполняла
задания по биологии, писала рефераты, готовила гербарии, вела
календарь погоды.

Я помню, как Валентина Ивановна много лет назад в разго-
воре со мной посоветовала дочери поступать в медицинский уни-
верситет. Ведь для профессии врача важны не только професси-
ональные знания, но и высокие моральные и душевные качества,
которые она чувствовала и видела в Алёне.
После девятого класса, в 2001 году, Алёна успешно сдала не-
обходимые экзамены и была зачислена в десятый медицинский
класс средней школы № 67. Этот класс стал трамплином для того,
чтобы Алёна получила дополнительные знания по определяющим
предметам, кроме школьной программы, и успешно поступила
в Рязанский государственный медицинский университет имени
академика И. П. Павлова.

Директор девятой школы Клавдия Ивановна Клемешова со-
жалела о том, что Алёна переводится в другую школу. Она была
уверена, что Алёна обладает прочными знаниями и целеустрем-
лённостью, которые дадут ей возможность уверенно поступить
в медицинский университет. Но решение уже было принято,
и дочь с грустью рассталась со своей школой, с одноклассниками…
В школе № 67 появились новые друзья, новые впечатления.
Алёна училась в медицинском классе, параллельно — в выпускном
классе музыкальной школы, посещала дополнительные занятия
в медицинском университете. Нелегко это всё было совмещать,
дочь приезжала домой после занятий поздно, очень уставала.
Однажды Алёна написала своей любимой бабушке Вале
в письме: «У нас в классе в новой школе все ученики счастливые,
бегают, смеются, а мне надо ехать на занятия в музыкальную шко-
лу, и отдыхать-то некогда. Очень много приходится учиться, нет
свободного времени, я сильно устаю…»

Это письмо Алёнушки так и осталось неотправленным.
Я всегда говорила Алёне:
– Тяжело в учении — легко в бою.
Наверное, я была очень строга к младшей дочери, да и вообще
к своим детям…

В старших классах на уроках литературы Алёна писала очень
интересные сочинения, которые учитель литературы оценива-
ла на «отлично». Дочь интересовалась историей, увлеклась ин-
форматикой, даже выбрала выпускной экзамен по информатике
в одиннадцатом классе и сдала его на «отлично».
Алёна самостоятельно, по специальному обучающему диску,
изучила программу быстрого и рационального набора текста на
клавиатуре компьютера. Поэтому она легко, не глядя на клавиату-
ру, набирала любые сложные тексты, хорошо работала с таблица-
ми Excel и делала очень интересные презентации.

Алёна любила учиться в школе, узнавать всё новое, неиз-
веданное, читала много книг. Это свойство Алёны отметили на
торжественной части выпускного вечера в школе № 67. Классная
руководитель Елена Викторовна Чапышкина сказала, что Алёну
часто можно было встретить в школьной библиотеке. Она отлича-
лась высокой ответственностью, была очень серьёзная, самостоя-
тельно искала решение трудных задач.

Учитель химии Юрий Михайлович Смыслёнов верил в Алё-
ну, в её силы и говорил ей об этом, настраивал на успех. Иногда
на уроках химии учитель читал свои стихи и просил учеников по-
делиться своим творчеством. Алена читала свои стихотворения,
и одноклассники внимательно слушали. Химия и поэзия допол-
няли друг друга…

Юрий Михайлович полагал, что трудом, упорством к пости-
жению знаний Алёна добьётся своей цели в жизни и обязательно
поступит в медицинский университет.
..................

Продолжение следует


Рецензии
Светлана, я читала очередной рассказ об Алене и подумала вот о чем.
Случилась страшная трагедия и Земля потеряла светлого талантливого человека, это бесспорно.
Но есть и еще один аспект в этой истории. Счастливое материнство, память о котором никто отнять не сможет. Быть рядом с талантливым человеком не всегда бывает просто, но всегда интересно.
Не всем дано быть талантливой матерью. У вас этот дар есть. Трое детей, вырастить всех достойными людьми ой как не просто. Дети не вырастают хорошими сами, без материнского тепла и заботы. К нам возвращается то, что мы вложили.

От души желаю всего самого доброго вам и вашим близким.

Татьяна Дума   20.12.2017 19:32     Заявить о нарушении
Благодарю Вас от души, дорогая Татьяна, за вдумчивое прочтение моих рассказов об Алёне, младшей дочери!
Я постаралась поведать миру о том, как Алёна росла, какой она была...
Рецензия от Вас, как от писателя с глубоким образом мысли и философии,и счастливой матери, очень важна для меня!
"Дети не вырастают хорошими сами, без материнского тепла и заботы. К нам возвращается то, что мы вложили." - так и есть в этой жизни, дорогая Татьяна!
Желаю Вам искренне, от души новых удач в творчестве, крепкого здоровья и радости от того, что все Ваши родные, все друзья счастливы и здоровы, и мир на земле прекрасен!
Светлана.

Светлана Геннадьевна Бирюкова   27.12.2017 11:32   Заявить о нарушении
Дорогая Светлана! От души желаю благополучия вам и вашим близким в Новом, 2018 году. Мира в душе! И здоровья.
С признательностью.

Татьяна Дума   27.12.2017 19:41   Заявить о нарушении