Загадка русской души

                Что такое  русский  национальный характер и загадка русской души. О загадочной русской душе много говорят и много пишут. И самое главное, оказывается иностранцы «лучше» всех знают, кто такой русский, а мы существуем тысячи лет и не догадываемся, что совершенно другие. Что оказало влияние на формирование русского национального характера? Исторические условия, географическое положение, религия.
                Отличительные черты русского характера формировались веками, впитывая в себя различные эпохи: объединение Руси, язычество и принятие христианства, монголо-татарское иго, монархия, Первая мировая война, становление советской власти, Великая отечественная война, распад Советского Союза.
                Русский характер является особым социальным характером, сформировавшимся в специфических условиях российского общества; в противоположность западноевропейскому характеру его можно назвать «не рыночным».
                Обратим внимание на один социологический феномен. Российская территория, именно территория, а не государство ассимилирует любую национальную общность, которая начинает здесь жить. На протяжении нескольких поколений все приехавшие превращаются в русских. Но при этом они часто сохраняют привычную им форму жизни, религию и традиции. Это уникальное явление, так как в других странах происходит процесс либо полной ассимиляции и растворения в коренном населении, либо формирования национальных гетто с добровольной изоляцией от местного населения.
                В чем же сила русской ментальности, которую приняли и усвоили даже такие самобытные и самодостаточные нации, как немцы и евреи. Не зря евреев из России на Западе иначе, как русскими не называют, а у поволжских немцев непреодолимые проблемы с адаптацией в Германии. Ведь после развала Советского союза много российских немцев уехало в Германию на постоянное место жительство. Им предоставили достаточно много льгот, но все же, многие немцы не прижились там и уехали, кто опять в Россию, кто по западным странам, а также в Канаду. Дело, по-видимому, в том, что основными чертами русской ментальности являются психологическая и интеллектуальная чрезмерная восприимчивость и врожденный анархизм (что-то вроде варварского, языческого понимания свободы).
                Русский человек унаследовал от своих древних славянских предков талантливый сложный характер и сильный темперамент. Историки отмечали удивительную жизнестойкость славян, веками отбивавшихся от готов, угров, гуннов, аваров, хазар. Национальный характер – это совокупность наиболее значимых определяющих черт этноса и нации, по которым можно отличить представителей одной нации от другой. В китайской пословице говорится: “Какова земля и река, таков характер человека”.
                Россия, имея долгую историю, переживая много страданий, перемен, занимая особенное географическое положение, вобрав в себя черты и западной, и восточной цивилизаций, вправе быть объектом пристального внимания и целевого изучения. Особенно сегодня, на рубеже третьего тысячелетия, когда в связи с произошедшими глубокими изменениями в России, интерес к ней все более возрастает.
                Характер народа и судьба страны находятся в тесной взаимосвязи, испытывают влияние друг на друга на всем историческом пути, поэтому заметен возросший интерес к национальному характеру русского народа.
                Как говорит русская пословица: “Посеешь характер, пожнешь судьбу”.Сложность нашего характера, являет собой и сложность судьбы нашей страны. Национальный характер отражается как в художественной литературе, философии публицистике, искусстве, так и в языке. Ибо язык – зеркало культуры, в нем отображен не только реальный мир, окружающий человека, не только реальные условия его жизни, но и общественное самосознание народа, его менталитет, национальный характер, образ жизни, традиции, обычаи, мораль, система ценностей, мироощущение, видение мира. Подмена исторически сложившегося русского языка , упрощенным заменителем в виде смеси иностранных слов, со словесной белибердой, значительно понижает статус титульной нации, растворяя его, тем самым размывая ее основы.
                У каждой нации существуют жизненные афоризмы, наставляющие на благовидные поступки и по сути являющиеся  незримыми воспитателями на протяжении всего существования той или иной нации. В России – так  называется пословицы, которые в последнее время,  как бы отошли на второй план. Отсюда молодежь становится дерзкой, невоспитанной,  с завышенной самооценкой и низким образованием. Все это является следствием развала духовной политики нашего государства. Постоянные мотания маятника духовности, приводят к истощению внутреннего потенциала жителей нашей страны.
                Но несмотря на все трудности русский человек, необыкновенно одарен и трудолюбив, хотя многие либералы пытаются создать образ русского лентяя, дабы сотворить в мире образ никчемной нации под названием – русский, чтобы подорвать внутреннее ощущение нации  молодым поколением.  Не хотят либералы отдавать власть и делают все возможное, чтобы продержаться больше. И понимают они прекрасно, если титульная нация скажет «нет», то либералов в России не будет. Вот и делают они все, чтобы не допустить русского до управления государством. Русский человек обладает множеством талантов и способностей практически во всех областях общественной жизни. Ему свойственна наблюдательность, теоретический и практический ум, природная смекалка, изобретательность, творчество.
                Русский народ – большой труженик, созидатель и творец, обогатил мир великими достижениями культуры. Трудно перечислить хотя бы малую часть того, что стало достоянием самой России. В русских пословицах и поговорках эта черта находит отражение: “Счастье и труд рядом живут”, “Без труда не вытащишь и рыбку из пруда”, “Терпение и труд все перетрут”, “Бог труды любит”. Русский человек в органичном для него укладе – дисциплинирован, трудолюбив, проявляет чудеса творчества и смекалки. Но при разрушении традиционного образа жизни, у народа не было сдерживающего фактора и он  начинал терять свой облик т.к это было целью либералов. Когда сообща и все вместе на благое дело-то и каждый хорош.  Нетвердость личностного стержня проявлялась всякий раз при разрушении соборных начал жизни.
                Русский народ очень ценит труд: “Золото познается в огне, а человек в труде”, “Талант без труда не стоит и гроша”. “Скучен день до вечера, коли делать нечего”, “Без дела жить – только небо коптить”, “Не та забота, что много работы, а та забота, как ее нет”. Трудовой люд не завистлив: “Не пеняй на соседа, когда спишь до обеда”, осуждает ленивых: “Долго спать, с долгом встать”, “Кто поздно встает, у того хлеба недостает”. И одновременно хвалят трудолюбивых: “Кто рано встает, тому бог дает”. Только честный заработок ценился народом: “Легко добыто, легко и прожито”, “Даровой рубль дешев, нажитой дорог”. И в воспитании молодых предпочтение отдавалось труду: “Не учи безделью, а учи рукоделию”.
                К числу основных, глубинных свойств русского народа относится свободолюбие. История России – это история борьбы русского народа за свою свободу и независимость. Для русского народа свобода превыше всего. В душе русского человека есть огромная сила, которая называется голосом совести. Голос совести заставляет бороться за справедливость, зорко подмечать «непорядки» вокруг, несовершенство наших поступков и деяний.
                Отличительная черта русского народа: обострённое чувство справедливости, готовность отстаивать абсолютные ценности, имеющие религиозные корни.
Религиозность русского народа и поиски истины нашли яркое выражение в творчестве Достоевского, Толстого и многих других писателей девятнадцатого  века. Достоевский пришёл к выводу, что все добрые свойства русского народа - в его христианском духе. «Может быть, единственная любовь народа русского есть Христос»,– говорит великий классик.
                Русскому сердцу ближе слово “воля”, понимаемое как независимость, свобода в проявлении чувств и в совершении поступков, а не свобода как осознанная необходимость, то есть как возможность проявления человеком своей воли на основе осознания закона. Например, пословицы: “Хоть тяжелая доля, да все своя воля”, “Своя воля дороже всего”, “Вольность всего дороже”, “Воля птичке дороже золотой клетки”, “Что хочу, то и ворочу”, “Своя рука владыка” – говорят о стремлении к свободолюбию.
                Обладая свободолюбивым характером, своим мужеством и смелостью, русский народ многократно одерживал победу над захватчиками и добивался больших успехов в мирном строительстве. В пословицах находят отражение черты русских воинов: “Лучше смерть в бою, чем позор в строю”, “Либо полковник, либо покойник”. Эти же черты проявляются и в жизни мирных людей. “Кто не рискует, тот не пьет шампанского” – о том, что русский народ любит рисковать. “Либо пан, либо пропал” – о решимости предпринять что-либо, рискнуть, несмотря на возможный провал, гибель. Близки по значению и пословицы: “Или грудь в крестах, или голова в кустах”, “Либо в стремя ногой, либо в пень головой”, “Либо рыбку съесть, либо на мель сесть”. Пословица “Волков бояться – в лес не ходить” говорит о том, что нечего и браться за дело, если страшиться предстоящих трудностей. А смелому всегда сопутствует удача: “Удача – спутник смелого”, “Кто смел, тот и съел”.
                Особый разговор о характере русских женщин. Русская женщина имеет несгибаемую силу духа, она готова пожертвовать всем ради близкого человека и отправиться за ним хоть на край света. Причем это не слепое следование за супругом, как у восточных женщин, а вполне осознанное и самостоятельное решение. Так поступали жены декабристов, отправляясь за ними в далекую Сибирь и обрекая себя на жизнь, полную лишений. Так было и на протяжении революции и всех войн, которые испытала наша страна. Ничего не изменилось с тех пор: русская женщина и сейчас во имя любви готов.
                Такая черта русского характера, как долготерпение, частенько переходит границы разумного. Русский человек испокон века безропотно терпит унижения и притеснения. Отчасти здесь виноваты уже упомянутые лень и слепая вера в лучшее будущее и вера в то, что им управляет хороший управляющий. Русский человек скорее предпочтёт терпеть, чем бороться за свои права. Но как ни велико терпение народа, оно всё-таки не безгранично. Приходит день и смирение трансформируется в необузданную ярость. Тогда горе тому, кто встанет на пути. Не зря русского человека сравнивают с медведем.
                Русские глубоко патриотичны и обладаем высокой силой духа, мы способны до последней капли крови защищать свою землю. Издревле на борьбу с захватчиками поднимался весь народ и стар и млад.  Русскому народу свойственна сверхмобилизация в экстремальных и демобилизация в обыкновенных ситуациях, что тоже диктовалось необходимостью самосохранения. Периоды бездействия и необыкновенного терпения долговременной тяжкой ситуации могли внезапно смениться либо бурной деятельностью, либо бунтом. Русский человек мало способен мобилизоваться ради корыстных материальных целей, но он совершает сверхусилия во имя высоких идеалов: сохранения Родины и священных для него ценностей.
                Русские невероятно терпеливы и толерантны.  Терпят до последнего, а потом могут взорваться. Повторяя фразу А.С.Пушкина: «Не приведи Господи  видеть русский бунт — бессмысленный и беспощадный!», некоторые забывают о том, что у этой реплики есть очень информативное продолжение: „Те, которые замышляют у нас невозможные перевороты, или молоды и не знают нашего народа, или уж люди жестокосердные, коим чужая головушка полушка, да и своя шейка копейка“.
                Характерные черты русских людей – это доброта, гуманность, склонность к покаянию, сердечность и душевная мягкость. Многие пословицы и поговорки иллюстрируют эти черты: “Доброму бог помогает”, “С добрым жить хорошо”, “Делать добро спеши”, “Доброе дело и в воде не тает”, “Жизнь дана на добрые дела”, “Добро век не забудется”, “Тому тяжело, кто помнит зло”. К доброму человеку справедливо относится судьба: “Злому – смерть, а доброму – воскресение”. Однако слишком смирного пословицы осуждают: “Его разве только ленивый не бьет”, “Смирную собаку и кочет бьет”.
                Доброта – отличительная черта русского характера. Всем известны наше гостеприимство, отзывчивость, чуткость, сострадание. После войны бывшие немецкие военнопленные, работавшие у нас на стройках, увидели, что русские женщины относились к ним с сочувствием, иногда забирали одежду, чтобы постирать и вернуть всё вычищенным и выглаженным, хотя сами жили в чудовищной нужде. Об этой особенности русского характера написал немецкий солдат вермахта, оказавшись в русской деревне во время ВОВ: «Очнувшись, увидел стоявшую передо мной на коленях русскую девушку, которая поила меня с чайной ложечки горячим молоком с медом. Я сказал ей: „Я мог убить твоего мужа, а ты беспокоишься обо мне“. Когда мы проходили через другие русские деревни, мне тем более стало ясно, что было бы правильно как можно быстрее заключить с русскими мир. …Русские не обращали внимания на мою военную форму и относились ко мне скорее по-дружески!»
                Доброта выражена и в русской речи: в ней существуют уменьшительно ласкательные имена, например, Ваня, Ванечка, Ванюша, суффиксы чек, чок, оньк, еньк – сыночек, маленький – придают нежность и ласку словам.   Многочисленные русские пословицы о доброте: “Доброму бог помогает”, “С добрым жить хорошо”, “Делать добро спеши”, “Доброе дело и в воде не тает”, “Жизнь дана на добрые дела”, “Добро век не забудется”, “Тому тяжело, кто помнит зло”. К доброму человеку справедливо относится судьба: “Злому – смерть, а доброму – воскресение”.
                Доброта русского характера выражается в отсутствии злопамятности, жалостливости, готовности прийти на помощь. Русский характер обладает неограниченными возможностями и такими свойствами, которых нет ни у одного народа. Вот почему говорят о загадочной русской душе,  естественная непринуждённость, простота в поведении.
                А также такие черты характера , как юмор,  великодушие,  уживчивость, лёгкость человеческих отношений, отзывчивость, способность всё «понять», размах способностей, в самом широком диапазоне, широта характера, размах решений, чем с плачем жить, так с песнями умереть. «Русские — люди непрочной ненависти, не умеют долго ненавидеть» (Достоевский). «Чужие в минутную встречу могут почувствовать себя близкими» (Г. Федотов), «Широкий, все открытый ум» (Достоевский).
                К числу национальных черт можно отнести знаменитую широту русской души. В связи с этим, несмотря на всевозможные правила и предписания, которые диктуют умеренность в дарении, партнерам, коллегам противоположного пола, сотрудникам «по вертикали» дарят несоразмерные по стоимости подарки. Поистине с русским размахом. Недаром подарочная индустрия изобилует дорогостоящими и пафосными подарками, которые к каждому празднику раскупаются.
                Главными отличительными чертами русского народа являются также такие: сострадательность, милосердие,  благотворительность (это весьма по-русски – помогать даже не для имиджа, а просто потому, что кто-то нуждается и страдает). Многие люди и компании активно помогают тем, кому трудно, перечисляя средства на нужны стариков, детей и даже животных. Едут за свой счёт в места бедствия и активно помогают потерпевшим.
                Терпение и стойкость. Это, пожалуй, одна из самых характерных особенностей русского народа, ставшая буквально легендарной. Русские обладают, безграничным терпением, удивительной способностью переносить трудности, лишения и страдания. В русской культуре терпение и умение переносить страдания – это способность к существованию, способность ответить на внешние обстоятельства, это основа личности. Не трудно найти отражение этой черты в русских пословицах и поговорках: “Терпение – лучше спасенья”, “Терпение даст умение”, “На хотение есть терпение”, “Век живи, век надейся”.  Русский народ терпелив и вынослив, упорен и стоек, не падающий духом от неудач и верящий в свои силы. Об этом говорят пословицы: “Терпи горе, пей мед”, “Час терпеть, а век жить”, “Терпя, в люди выходят”, “Поживи в рабах, авось, будешь и в господах”, “Бог даст день, даст и пищу”.
                Русское гостеприимство щедрость и широта натуры общеизвестно: “Хоть не богат, а гостям рад”. Для гостя всегда готово лучшее угощение: “Коли есть, что в печи, все на стол мечи!”, “Гостю щей не жалей, а погуще налей”. Русские люди встречают гостя на пороге своего дома. Обычай преподносить гостям хлеб-соль пришел из глубины веков и сохраняется в России до сих пор. Хлеб-соль – это одновременно и приветствие, и выражение радушия, и пожелание гостю добра, и благополучия: “Хлеб-соль кушай, а добрых людей слушай”. Без хлеба нет жизни, нет истинного русского стола. Об этом говорят русские пословицы: “Хлеб всему голова”, “Хлеб на стол, так и стол – престол”, “Плох обед, коли хлеба нет”, “Хлеб – дар божий, отец, кормилец”, “Хлеба ни куска, так и в тереме тоска, а хлеба край, так и под елью рай”. И соль, как известно, играет важную роль в жизни человека: “Без соли, без хлеба худая беседа”, “Без хлеба – смерть, без соли смех”.
                Говоря об особенностях русского характера, нельзя не упомянуть веселый нрав – русский поёт и пляшет даже в самые тяжелые периоды своей жизни, а уж в радости и подавно! Он щедр и любит погулять с размахом – широта русской души уже стала притчей во языках. На отдыхе наш человек всегда производит фурор, пуская пыль в глаза. Русскому необходимо погулять на всю катушку, даже если завтра придется перебиваться с хлеба на квас, он не умеет задумываться о завтрашнем дне. Только русский человек ради одного счастливого мгновенья может отдать всё, что у него есть и не сожалеть впоследствии.
                Отличительной чертой русского народа является его отзывчивость, умение понимать другого человека, чуткое отношение к чужому душевному состоянию, способность интегрироваться с культурой других народов, уважать ее.
                Удивительная этническая терпимость, а также исключительная способность к сопереживанию, умение понимать и принимать другие народы позволили русской нации создать невиданную в истории империю. И эта черта отражается в народных пословицах и поговорках: “Кто нас помнит, того и мы помянем”, “За добро добром платят”. Такие свойства русского человека, как гуманизм, доброжелательность в отношении других народов, гостеприимство, самопожертвование, альтруизм порождают социально более глубокие свойства, такие, как интернационализм, взаимное уважение людей, их национальных обычаев, культуры. Особое внимание русские уделяют отношению к соседям: “Худое дело обидеть соседа”, “Жить в соседях – быть в беседах”, “Близкий сосед лучше дальней родни”, “Межи да грани – ссоры да брани”.
                Одной из глубинных черт русского характера является религиозность. Религиозное мировоззрение сыграло важную роль в формировании как нации в целом, так и русской личности в отдельности. Эта характерная глубинная черта русской национальной личности отражается с древнейших времен в фольклоре, в пословицах: “Жить – Богу служить”, “Сильна божья рука”, “Божья рука – владыка”, “Никто не может, так Бог поможет”, “С Богом пойдешь, до блага дойдешь” – эти пословицы говорят о том, что Бог всемогущий, и помогает верующим во всем. В представлении верующих Бог – идеал совершенства, он и милосерден, и бескорыстен, и мудр: “У Бога милости много”, “Бог на милость не убог”, “Друг обо друге, а Бог обо всех”, “Кто добро творит, тому Бог отплатит”. У Бога щедрая душа, он рад принимать любого человека, который обращается к нему, его любовь неизмеримо велика: “Кто к Богу, к тому и Бог”, “Любящих и Бог любит”, “Бог полюбит, так не погубит”, “Кто добро творит, тому Бог отплатит”.
                Анализируя русский фольклор, мы пришли к выводу, что пословица – это не просто изречение. Она выражает мнение народа. В ней заключены народная оценка жизни, наблюдения народного ума. Не всякое изречение становилось пословицей, а только то, которое согласовывалось с образом жизни и с мыслями множества людей. Такие изречения существуют тысячелетия, переходя из века в век. Пословицы справедливо считают сгустками народной мудрости, т.е. тем самым народным опытом, который хранится в языке и передается из поколения в поколение. Анализ русского национального характера на основе пословиц является новым подходом к изучению этого вопроса.
                Русскому присуща устремленность к чему-то бесконечному. У русских всегда есть жажда иной жизни, иного мира, всегда есть недовольство тем, что есть. Феномен русской души именно так и объясняется: с одной стороны, «витанием в облаках», а с другой – неумением обращаться со своими эмоциями. Русский человек или душит их, или отпускает все сразу, и тогда уж держись. Поэтому в русской культуре так много душевности, плавно переходящей в панибратство.
                Очень точно особенности характера русского человека подмечены в народных сказках и былинах. В них русский мужик мечтает о лучшем будущем, но претворять в жизнь свои мечтания ему лень. Он все надеется, что выловит говорящую щуку или поймает золотую рыбку, которая исполнит его желания. Эта исконно русская лень и любовь помечтать о наступлении лучших времен всегда мешала нашему народу жить по-человечески.
                Русский человек по природе своей аскетичен, он умел и желал довольствоваться необходимым, ибо только по таким нормам можно было выжить в данных условиях. И суровая жизнь, и идеализм характера приучили к самоограничению в материальной жизни. Поэтому среди русских не было распространено накопительство, стремление к обогащению любой ценой и русский человек не мог все силы бросать на материальное благоустройство. В русской жизни материальное стяжание никогда не было общественным идеалом, не было европейской тяги к собственности и богатству, и не мог утвердиться приоритет денег.
                Только русский пенсионер может не жаловаться на мизерную пенсию:  «Пенсия, маленькая? Так ведь лишние деньги – лишние заботы. Зачем много, коли умеешь беречь денежку про чёрный день? Да и соседи по надобности завсегда на помощь придут. Ещё исстари ведётся – не забор городи, а с соседом дружбу води. Дружба и братство дороже богатства.»
                Сострадание , также является русской  чертой. «Спокоен только тогда, когда что-нибудь делаешь для борьбы с бедой,» – писал Л. Толстой в дни, когда организовывал помощь голодающим.
                Никогда не терпела Русь поражений от внешних врагов – были иногда немного отложенные победы. Но сражения с самими собой русские почти всегда проигрывали. Тоже особенность русского характера. Да, в русском человеке много хорошего: и щедрость, и широта души, и храбрость, способность на самопожертвование, и талантливость. И тут же то, что искажает человеческий облик – извечная слабость – пьянство. Но не надо считать, что это характерно только русским, последние статистические данные показывают как раз другое (2006 г.). «По количеству выпиваемого чистого алкоголя на душу населения Россия занимает третье место вслед за Италией и Францией»
                Утверждение о том, что пьянство является отличительной чертой и чем-то вроде национальной особенности русского народа, – не более, чем исторический миф. Всяческие «теоретики алкоголизма» ссылаются на исконность хмельных застолий. Но факты свидетельствуют о другом. Впервые водку завезли в Россию генуэзские купцы всего пять столетий назад – в 1428 г. Водку не изобретали русские, она появилась впервые у арабов. Впрочем, сразу же после ознакомления с ее действием, водка была запрещена. Славянские цари проводили, как правило, антиалкогольную политику. Пили русские не такой вредный как она, сброженный и очищенный мед. Славяне, жившие в тесном контакте с природой, практически не знали алкоголя, и это нашло свое отражение даже в сказках, в которых мед-пиво пил по усам текло, а в рот не попадало. И в этом заключается великий смысл отношения славян к этому напитку-зелью. Характер народа не есть нечто застывшее, данное раз и навсегда. Он может меняться по мере изменения общества, оказывая, в свою очередь, влияние на этот процесс
                Сегодня сложился специфический русский  характер, который так или иначе свойственен всем сословиям, но в наиболее чистом виде сохранился в провинции и низовых сословиях. Несмотря на невиданные катаклизмы и жертвы нынешнего столетия, русский народ сохранил многие свои генетические и культурные характеристики.
                Россия – это страна, исторически ориентированная на духовную жизнь, страна, придерживающаяся традиционного уклада, страна, стоящая в основе на православных ценностях. Исторические и политические трансформации не слишком положительно сказываются на характере и менталитете русского народа.
                Размытые, нестандартные, нетрадиционные ценности, внедряемые в русское общество – философия потребления, индивидуализм, стяжательство — это одна из основных причин формирования современного национального характера. Сначала надо определиться с тем, что считается русской национальностью. Издавна русским считался тот, кто воспринял русскую систему ценностей, традиции, эстетику и др. Исторически русских считался тот, кто принял православие. Так, треть русского дворянства до Октябрьской революции была представлена татарами. А.С.Пушкин, его предки вообще были темнокожими! И это при том, что поэт считается самым главным русским  поэтом, впитавшим и описавшим русский быт, нравы, традиции того периода жизни России!
                Для того, чтобы понять «загадочную русскую душу», надо немного познакомиться с истоками формирования национального характера русских. Характер русских формировался на основе исторических условий, географического положения страны, пространства, климата и религии. К числу национальных черт можно отнести знаменитую широту русской души. В связи с этим,  К числу лучших качеств русского народа можно отнести интересы своей семьи, уважение к родителям, счастье и благополучие детей. Но с этим связано и так называемое кумовство, когда руководитель берёт на работу своего родственника, которому многое прощается в отличие от обычного сотрудника, что не очень хорошо сказывается на выполнении профессиональных обязанностей
                Русским свойственно удивительное качество самоуничижение и самоотречение, принижение своих заслуг. Иностранцы никак не могут понять, как народ с такой богатейшей культурой и литературой, колоссальной территорией, полной богатств, умудряется так отвергать себя. Но это связано с православным правилом: унижение паче гордости». Гордыня считается основным из смертных грехов, убивающих бессмертную душу, по верованиям христиан. И это действительно так, практически никто не носит в повседневной жизни наград и надеваются они только по торжественным случаям, да и то не всеми.
                К национальным чертам относится также то, что называют «голос совести», тяга к справедливости, религиозность, набожность существует в душе даже русского атеиста. Умение жить умерено. Не погоня за богатством (поэтому-то и растерялось русское общество – люди не умеют жить только богатством). При этом многие,  наголодавшиеся в советский период по импорту, стремятся шиковать и кидаться деньгами. Эту часть русской натуры обычно связывают с „азиатчиной“ и деньгами, доставшимися легко или неправедно.
                Доброта и гостеприимство, отзывчивость, чуткость, сострадание, незлопамятность, жалостливость, готовности прийти на помощь, открытость, прямодушие, естественная непринуждённость, простота в поведении (и вплоть до изрядной простоватости),
несуетность, юмор, великодушие, неумение долго ненавидеть и связанная с этим уживчивость, лёгкость человеческих отношений, отзывчивость, широта характера, размах решений.
                Отрицательные качества, конечно, тоже можно отметить. Это беспечность, лень и обломовская мечтательность. И, увы, пьянство. В определенной мере это связано с климатом. Когда по полгода не бывает солнца, то хочется согреться и и не хочется ничего делать.            При определенным условиях русские умеют собраться, сконцентрироваться и игнорировать климат во имя идеи. Многие ратные подвиги – подтверждение. Беспечность связана с крепостным правом, которое придётся изживать в себе каждому почти русскому. Русский полагается на«авось» по двум причинам: надежда на барина, царя-батюшку и „зону рискованного земледелия“, то есть на неопределенность и неровность климатических условий.
                Русским свойственна некоторая сумрачность. И на улицах нечасто встретишь людей с весёлыми лицами. Западники и либералы  связывают это с наследием социалистического прошлого, в котором были свои трудности, но это не так, с нынешним положением вещей и, надо предположить, с суровым климатом, где почти полгода не бывает солнца.                Недостаточная способность к объединению, к самоорганизации предполагает, что непременно нужен вождь, правитель и др. При этом, руководителем часто назначают мужчину, опираясь на патриархальные стереотипы – мужчина лучший вождь. Впрочем, ситуация меняется, и сегодня мы можем увидеть на топовых позициях много женщин.
                Возможно, из-за того, что в последние десятилетия привнесены не свойственные русскому народы ценности – стяжательство, поклонение Золотому тельцу, русские люди, несмотря на все существующие блага, современные технологии, отсутствие «железного занавеса» и возможности, часто пребывают  в состоянии повышенной тревожности и пессимизма. Где бы ни собирались русские, за празднично и пышно накрытым столом, непременно найдётся пара-тройка людей, которые станут утверждать, что „всё плохо“ и „мы все умрём“.
                Русские не могут жить без идеи и веры. Так, в 1917 году отобрали веру в Бога, появилась вера в КПСС, в 90-е отобрали веру в КПСС и коммунистическое будущее, появились бандиты, маргиналы, воры, т.к. стало непонятно, во что и в кого верить.   
                Говоря о современном российском обществе нельзя не сказать о постоянном противостоянии центральных городов Москва, Санкт-Петербург и регионов, которое связано с тем, что Москва всегда в советское время пополнялась продуктами, отсутствовавших во всех регионах РФ. В период застоя существовали так называемые «колбасные электрички». Из других городов России, из Подмосковья приезжали за тем, чтобы купить дефицитные продукты, в том числе колбасу. Но это было создано искусственно, именно в те времена начинали готовить почву предатели для развала страны. И, несмотря на некоторое противостояние – открытое или тайное – в трудный исторический момент русские объединяются, становятся соборным народом.
                Русские охотно улыбаются. Но только при встрече со знакомыми. Поэтому иностранцам можно было бы философски отнестись к тому, что на улицах они встретят много людей, которые идут с  непозитивным выражением лица, насупив брови. Очевидно, климат так повлиял на подобный стиль. Это связано и с тем, что русским свойственна некоторая закрытость при том, что существует пословица «На миру и смерть красна!». Некоторые актёры в жизни бывают очень замкнуты. Зато русские будут широко и искренне улыбаться знакомым и друзьям. Просто в сознании русского человека улыбка и смех близки по значению, а „Смех без причины – признак дурачины“.
                Характерной чертой русского характера можно назвать презрение к мещанству. Приземлённая сосредоточенность на земных благах была не в чести у Чехова, Горького, Толстого, Достоевского. «Жить как все», иметь квартиру, машину, наряды – это не цель жизни. Поиску истинного смысла жизни посвящена вся классическая русская литература, «не погоня за внешним жизненным успехом; не погоня за богатством, довольство умеренным достатком» свойственны русскому человеку, Кто малым не доволен, тот большого не достоин. Шире себя жить — не добра нажить.  «Русские люди вообще широкие люди.., широкие, как их земля, и чрезвычайно склонны к фантастическому….»Ф. М. Достоевский.
                Русским народом «можно очаровываться и разочароваться, от него всегда можно ожидать неожиданностей, он в высшей степени способен внушать к себе сильную любовь и сильную ненависть».Н.Бердяев.
                В последнее время произошло много перемен и среди них люди с горечью отмечали рост агрессивности и злости, зависть и равнодушие, которых в обществе стало ощутимо больше, то, что люди стали замкнутыми, недоверчивыми и "слишком хитрыми". Намного реже говорилось о том, что наши сограждане сегодня более открытые, дружелюбные, свободолюбивые и готовы упорно трудиться. Впрочем, критичность к самим себе (хоть о ней и почти не говорилось в ходе опроса) - тоже отличительная черта русского характера. Видимо, она-то как раз и не меняется с годами, раз проявилась так ярко.
                А кто может с полным правом претендовать на роль национального символа? По мнению опрошенных жителей , за примером с тридевятое царство ходить не придется. Наибольшее сходство с "типично русским" по характеру человеком люди отметили в сказочном Иванушке-дурачке или сразу в трех богатырях. Этих персонажей называл каждый пятый (по 21%).
                Позади них в портретной галерее следуют герои литературных произведений русских писателей - такие, как Анна Каренина, Павел Чичиков, Родион Раскольников и др. Нашлось место и пушкинским героям - Попе и работнику его Балде, а также "лишнему человеку" Евгению Онегину. Не обошли россияне вниманием и исторических персонажей - Петра I, Юрия Гагарина, Ивана Сусанина и Александра Невского. Все как на подбор, не хуже былинных богатырей, "политически грамотны и морально устойчивы", в преступных связях не замечены и полны патриотизма.
                И всех наших сказочных персонажей Колобка, Змея Горыныча, Бабу-Ягу и прочих наши граждане с удовольствием записали бы в"русские". Широта души у нас необычайная. Земля у нас большая, люди добрые, леса дремучие, поля широкие - прокормим, обогреем и русскому языку обучим. Нам не жалко.


Рецензии