Все вызовы А. Ратушного Г. Каспарову

Все вызовы А. Ратушного Г. Каспарову 

ПЕРВЫЙ ВЫЗОВ КАСПАРОВУ
"Тюменский комсомолец"

Открытое письмо Гарри КАСПАРОВУ, чемпиону мира по шахматам

Вызываю Вас на матч из шести партий в МЕРЦАЮЩИЕ ШАХМАТЫ. Предлагаю провести его на родине мерцающих шахмат в городе Архангельске, где эта игра была изобретена мною 19 февраля 1981 года. Тогда чемпионом мира был А. Карпов. Во многом благодаря усилиям таких столпов командно-административной системы, как Ю. Л. Авербах, Н. В. Крогиус, В. Д. Батуринский и другие, эта игра не получила широкого распространения, поскольку перечисленные выше апологеты «вечных шахмат» фактически уничтожали ростки новой шахматной культуры в стране, препятствовали распространению новых форм игры, и в итоге мы докатились до того, что, когда в Европе проводится первенство по ГЕКСОГОНАЛЬНЫМ ШАХМАТАМ, в нашей стране, где, кстати, они и были изобретены, фактически нет людей, умеющих в них играть,

Как это ни парадоксально, но именно, то, что чемпионами мира становились в основном советские шахматисты, привело нас на край шахматной катастрофы. Кучка мастеров и гроссмейстеров оторвалась от широких слоев любителей шахмат, многочисленные ведомственные соревнования увили всякую возможность действительного соперничества между любителями, и эти любители обратили свои взоры и другим играм и занятиям: кто ушел в шашки, кто в «го», кто в алкоголизм.

Анатолий Карпов несёт персональную ответственность за нераспространение информации о мерцающих шахматах, а его правая рука Александр Рошаль прямо виновен в многолетнем умалчивании о факте их существования. Евгений Яковлевич Гик был единственным, кто упомянул об этой игре в своих книгах, но там, признавая эту игру обобщением на шахматы, он называет их не «мерцающими», а последовательными. Его книга в этом смысле не способствовала распространению новой игры, названной одним из сильнейших мастеров Архангельска Б. А. Радевичем «игрой XXI века».

Единственный способ привлечь внимание широкой общественности к кризису в шахматной культуре страны — матч с чемпионом мира.

Я намерен не только сыграть с Вами, но и уверен в том, что сумею победить вас! Я убежден, что Вы проиграете мне матч и, понимая неизбежность поражения, уклонитесь от игры со мной.
Ведь одно дело - умалчивать о том, что шахматы умирающая игра и есть альтернативные игры, более мощные, более гибкие, более динамичные и совсем другое - сесть за доску с неизвестным никому любителем, имея шанс проиграть все.

Я публикую этот вызов потому, что наступит время и историки игр расставят все по своим местам. я. добиваюсь только одного, что бы они не задавались смешным вопросом, почему Вы не поддержали такую замечательную игру при ее зарождении.

Страх потерять престиж, боязнь лишиться гонораров, опасение разоблачения интеллектуального убожества висят над всеми шахматными профессионалами нашего времени.

Никакой особой фантазией, никаким действительным видением доски Вы не обладаете. И если Вы рискнете принять этот вызов, это станет очевидно миллионам любителей. Вот почему Вы под маской пренебрежения постараетесь скрыть то, что Вас действительно тревожит. Никакая я мире ЭВМ не сможет играть в мерцающие шахматы я ближайшие полвека. У человека в лице ЭВМ нет, и не может быть, конкурента.

Мои условия просты: мы играем матч на дополнительно оговоренных условиях, во всех шести партиях я даю вам фору: право выступки. Более того, я готов снять одну, любую пешку с доски и, тем не менее, переиграть Вас.

Финансовые условия таковы: за право сыграть со мной Вы вносите в призовой фонд 10000 долларов (по условиям Лондонского, 1922 года, соглашения) и в случае Вашей победы получаете их обратно, за вычетом сумм на организацию матча.

Время –2,5 часа на 18 серий ходов.

Игра ведется сериями ходов, не более одного хода фигурой в серии, в остальном — традиционные правила шахмат.

Своим секундантом я называю П. М. Зарубина, тренером Б. А. Радевича. (Оба — Архангельск).

Если Вас не устраивает Архангельск, я согласен сыграть я любом городе Тюменской области, проявляя уважение к приютившей меня территории.

Что же касается зарубежных городов, то знайте: я категорически против! У нас страна достаточно велика, чтобы из-за инвалютных подачек лишать соотечественников удовольствия увидеть лично, как простой сибирский мужичок обставляет чемпиона мира по умирающим шахматам.



Алексей РАТУШНЫЙ. Тюмень, ноябрь 1989 года


ВТОРОЙ ВЫЗОВ КАСПАРОВУ

«СОВЕТСКАЯ РОССИЯ»

№ 188 (10639) 04 октября 1991 года

Рубрика:

А. Ратушный вызывает на поединок за шахматной доской Г. Каспарова

«МЕРЦАЮЩИЙ» ВАРИАНТ

(начало статьи)

С Алексеем Ратушным я знаком более двух десятков лет. Он – романтик, жаден к знаниям. Пишет стихи и прозу. В его голове то и дело возникали «гениальные» идеи, грозившие революцией в разных сферах науки и практики. Ратушный окончил философский факультет, работал в газете, в школе. В последнее время в захолустном городке Урае, что в Тюменской области внедрял новую оригинальнейшую педагогическую технологию. Словом неординарная, талантливая личность. Расскажу о еще одном его новаторстве – в шахматах. Сам Ратушный играет неплохо. Разработал своеобразную методику бучения шахматам детей, применял ее с отменными результатами в школьных кружках. Но не ограничивается этим. Вот уже несколько лет Ратушный настойчиво добивается персонального матча с чемпионом мира Г. Каспаровым. Боле того, он уверен в своей победе! Фанфаронство? Как сказать! Дело в том, что Алексей Ратушный предлагает Каспарову сыграть в новые, так называемые «мерцающие» шахматы…



ТРЕТИЙ ВЫЗОВ КАСПАРОВУ

«ЛЕНИНГРАДСКИЙ РАБОЧИЙ»

13.09.1991

Рубрика: К барьеру!

ВАМ ВЫЗОВ, ЧЕМПИОН!



Уважаемый чемпион мира! Вынужден повторно направить Вам свой вызов на матч через прессу. Впервые он был опубликован в «Тюменском комсомольце» аж в декабре 1988 года.

В наших переговорах по телефону с Кларой Шагеновной Каспаровой, представляющей Ваши интересы, и решающей за Вас, с кем Вам есть смысл встречаться, а с кем нет, я сказал, что имею намерение обыграть Вас, короля шахмат, чтобы развеять миф, созданный вами же о самом себе в многочисленных Ваших интервью. Миф этот заключается в том, что Вы, якобы прекрасно видите шахматную доску и мгновенно считаете варианты. И этот миф укрепляет (к сожалению) другой миф – о бессмертии шахмат, как игры, признаваемой всем миром.

Мир признает только то, что ему явлено, продемонстрировано. До Рубика мир никак не мог признать его кубик. До Королева мир не мог признать идей Циолковского. До тех пор пока мерцающие шахматы не были изобретены, мир никак не мог признать их существования. Вы, давший добро «космическим шахматам», по сути способствуете зарыванию в землю целого поколения новых неортодоксальных игр, имеющих далеко не шахматное значение.

В мерцающих шахматах все, как в обычных, за исключением одного правила. Игра ведется сериями ходов. И Вам это уже достаточно хорошо известно.

Наши переговоры о матче зашли в тупик не по моей вине. Ваша мама сообщила мне, что Вы уклоняетесь от матча, так как опасаетесь его проиграть. Странно, Вам ли меня бояться? Да, я намерен за доской доказать, что Вы – не гений шахмат, не пророк их, и не реформатор, а всего лишь король несуществующего королевства.

Да, я убежден, что выиграю. Я готов дать Вам фору – пешку и право выступки во всех шести партиях матча. Да, я готов сыграть с Вами вслепую. Но как чемпион мира Вы не можете ссылаться на отсутствие у Вас времени. Либо Вы отстаиваете свое право на это звание, либо признаете, что шахматы – мертвая игра. Что они – лишь частный случай мерцающих шахмат, как это признал в своих книгах Е.Я. Гик, и тогда Вы – чемпион мира лишь в одном, довольно частном случае.

Я предлагаю Вам этот матч не как профессионалу, а как человеку. Ибо в Ваших статьях, точнее за ними, я смог разглядеть второй (но по сути – первый) – наиболее важный – человеческий план. Как шахматный профессионал, Вы конечно опасаетесь такого матча. Но как человек Вы обязаны сесть за доску и на деле доказать свою готовность отстаивать легенду о бессмертии шахмат.

Со времен Капабланки именно шахматные чемпионы имеют прерогативу решать этот вопрос. Чемпионы мира и те, кто годами работали над новыми, действительно ультрасовременными теориями шахмат. Было бы преступлением с вашей стороны лишить мир такого удовольствия. Тем более, что новые игры – это не прихоть Вашего покорного слуги, но требование времени. Если Вы не сядете со мной за столик, я назову Вас чемпионом, испугавшимся играть в шахматы.

Мои условия остаются прежними: мы играем шесть партий, с контролем по двенадцать серий ходов в час в Архангельске, Тюмени или Петербурге, но ни в коем случае не за рубежом. Доход от матча идет в фонд образования РСФСР. Сроки – две недели в первой половине любого нечетного месяца. Фора, если Вы желаете, дается в любой партии. Мои секунданты: Б.А. Радевич и П.М. Зарубин (оба – Архангельск). В дополнение сообщаю, что Вы будете не первым гроссмейстером, проигравшим мне в эту игру.

Искренне Ваш А.Ратушный

Ректор первого в Сибири частного колледжа «Сурмико».

От редакции.

Не отвергая и не разделяя точку зрения автора (в чем-то экстравагантную и курьезную), редакция обращается с просьбой к своим читателям высказать своё мнение по поводу вызова А. Ратушного чемпиону мира. А подборку Ваших писем вместе с сегодняшней публикацией мы перешлем Гарри Каспарову.

ЧЕТВЕРТЫЙ (ЛИЧНЫЙ) ВЫЗОВ

И ПРОЧИЕ ВЫЗОВЫ



ЛИЧНЫЕ КОНТАКТЫ



На самом деле вызовов было больше. Тогда в 1991 году я бывал в доме у Гарри Каспарова и встречался с его мамой Кларой Шагеновной. Разговор был интересный. За моей спиной возвышался охранник. Меня видимо принимали за полного и законченного идиота. При этом никак не хотели заметить, что этот "идиот" умудрился непонятным образом поставить в проигранное положение самого Гарри Кимовича.

-Чего вы хотите от моего сына - спрашивала меня Клара Шагеновна, не замечая при этом, что свое желание я изложил и письменно и устно и оно разночтений вроде бы не допускало. Впрочем вероятно ей хотелось убедиться, что я и вправду хочу того, о чем написал.

- Хочу сыграть с ним в мерцающие шахматы - невинно отвечал я, глядя ей прямо в глаза.

-Но почему именно с Гарри? - вопрошала мама чемпиона мира, словно не замечавшая, что звание чемпиона мира, вообще говоря КО МНОГОМУ ОБЯЗЫВАЕТ, и что Гарри Каспаров, выиграв титул вслед за изменением своего общественного статуса приобрел и некоторые обязанности, уклонение от выполнения которых во всем цивилизованном мире расценивается однозначно.

Итак лифт с охранником уносил меня вниз, с четвертого этажа гостеприимного жилища Каспарова. О чем я тогда думал? Я размышлял о переживаниях тех, кого это вроде бы и не касается. Наверное многих любителей себя в шахматах задевает за живое, что я вызываю чемпиона мира играть матч. При этом аргументы приводятся достаточно смешные.

1.Так можно вызвать его на матч в конных скачках (бокс, стрельба оливковыми косточками, ползанье наперегонки).

Аргумент УМА ЛИШЕННЫХ. Только человек лишенный ума может не заметить, что чемпиона мира по шахматам вызывают на матч по шахматам. Я предлагаю чемпиону мира по передвиганию деревянных шахматных фигурок по доске 8х8 посостязаться в передвигании этих самых шахматных фигурок на этой самой шахматной доске. Причем здесь огнемёт на воздушной подушке? Если это и бокс - то чисто интеллектуальный. Игра та же самая. Фигурки те же. Доска точно такая же. Изменено лишь одно правило. Да и то оно строго говоря вытекает из правил той самой игры, в которой Гарри Каспаров некоторыми считается чемпионом мира. Я не склонен абсолютизировать шахматы. Я лично научил играть в них несколько тысяч детей, а некоторых из обученных довел до уровней первого разряда, кандидата в мастера, и даже до мастера. Мой личный наиболее высокий рейтинг в лучшие периоды моей жизни подскакивал до 2450. То есть я мог успешно бороться с мастерами и гроссмейстерами. При этом мне и в голову не приходило, что кого-нибудь обидит сама идея проверить, так сказать, горизонты шахмат.

Пусть гроссмейстер В. Маланюк, как лицо приближенное к А. Карпову, не даст мне соврать: он лично мне в мерцающие шахматы проигрывал. Проигрывали многие сильные шахматисты. Но речь не об этом.

2.Почему тон этих писем вызывающий.

Поразительно, но от ВЫЗОВА требуют НЕ ВЫЗЫВАЮЩЕГО тона! Ну да, я вызываю его на матч, Как в стародавние времена Илиады и Одиссеи вызывали на поединок воинов из осажденного города. Я громко называю его имя и говорю: ПРИДИ КО МНЕ и мы сразимся. При этом я не перестаю напирать на то, что матч с другими шахматистами МНЕ НЕ ИНТЕРЕСЕН. Жизнь так коротка. Я уже не раз бывал на самом краю. В реанимации я точно понял. Времени осталось мало. Возможно врачи и не рекомендуют инфарктнику играть такие матчи. Но ведь это было ДЕЛО моей жизни. Я открыл для других исследователей целый пласт новых игр на плоскостях. И поэтому я имею моральное право на вызывающий тон. 


Рецензии