90-14. О пороках. Глупость

     У Роберта Геррика (17 в., Англия) есть на эту тему двустишие, которое в переводе звучит примерно так: «Мысль древняя, но это навсегда: что глупость – это худшая беда» (в оригинале ещё жёстче – глупость хуже чумы).  Но беда – это что-то независимое от нашего сознания и от наших действий, некая данность, вроде как цвет глаз или размер ноги. Или неправ поэт? Так беда это или порок? И то, и другое, очевидно.

      Беда – для самого глупца, он и не осознаёт частенько свою тупость – наоборот, напыщен и преисполнен уверенности в своих достоинствах (классический персонаж такого типа – Мальволио из шекспировой «Двенадцатой ночи»). Но так же как физический недостаток остаётся таковым независимо от исходной причины его появления, так и глупость - это порок, конечно, для всех людей, каким-то образом с дураком связанных (который «родом так» или стал им почему-то - неважно), причём тем больший, чем выше поднялся носитель этого самого порока по социальной лестнице.

     Хуже всего быть у дурака в подчинении. Поговорка «ты начальник – я дурак…» и т.д. – это больше для красного словца. Внешний антураж, некое негласное соглашение.  Дурак в начальниках – это крайне неприятно. Особенно если он «с инициативой» - дурацкие его решения надо выполнять (можешь и не выполнять, но тогда – уходи, что не всегда приемлемо). 
 
     Классический пример дурака в начальниках я наблюдал в одной из госконтор, где пришлось работать довольно долгое время. Он был из "молодых и подающих надежды" (для кого-то, очевидно) и до назначения к нам подвизался в вышестоящей конторе. Прозвище «шкода» (не путать с вполне приличной маркой автомобиля) в какой-то степени отражало манеру его руководства.   Удивительно, но и чисто внешние признаки кретинизма были налицо – глаза навыкате, дёрганая манера, какие-то импульсивные нелогичные действия, жесты не к месту – почему-то у меня возникала ассоциация с князем Ипполитом Курагиным, персонажем «Войны и мира». Правда, в отличие от князя, он больше подходил под категорию «беспокойного дурака», вечно занимался перестановками кадров, реализацией каких-то нелепых идей, по ходу – охаиванием старых и заслуженных сотрудников, какими-то гнусными интригами, протаскиванием своих знакомых, т.е. всем тем, что не требовало большого ума. Два охранника, которые постоянно были с ним и, по всему, также не отличались особым интеллектом, составляли "шкоде" достойную компанию. В конце концов его убрали приказом сверху и отправили довольно далеко от столицы, ситуация с его пребыванием в начальниках становилась просто неприличной. Надо сказать, что глупость очень неплохо сочетается с жадностью, наш герой не оказался исключением. Смешно было наблюдать, как после отставки мошенник на специально нанятом грузовике вывозил из своего огромного кабинета "заработанное" непосильным трудом имущество. Гнусный тип, но бывает...

     Вспоминаются  давние разговоры, ещё в советское время, с моим приятелем по КБ, Борисом, талантливым конструктором, который просто выходил из себя, «поливая» нашу  систему всеобщей уравниловки. Работай хоть как, лезь из кожи вон, но больше положенного тебе оклада, который примерно равен окладу откровенного бездельника, ты не получишь. Распределение типа «каждому по труду» (декларированный принцип социализма) соблюдалось  только в учебниках политэкономии.

     Единственный довод, который вызывал сомнение у моего продвинутого приятеля в справедливости западной схемы (где умные и успешные жили и живут намного лучше глупых и ленивых) – это то, что дурак не виноват в том, что он таким уродился. Наша тогдашняя система просто забивала всё, что высовывалось из общей серой массы. «Дуракам счастье» - поговорка прямого действия в системе развитого социализма.
    
     Можно и Ветхий завет вспомнить – «…во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь». Особо не задумываясь, проще прожить, и очень многие возвели это в принцип, уходя по возможности от любой ответственности за что-либо. Засилье дураков (там, где их не должно быть - но блат и родственные связи никто ведь не отменял), а ещё больше – косящих под них безответственных, индифферентных индивидуумов – это огромнейший тормоз и большая беда (вспомним Геррика) в нашей благословенной стране, никакой динамики с таким грузом ждать не приходится. Как растормошить это болото? Власть имущим надо думать, балласт велик. И с ним далеко не уедешь.  Пусть думают.


Рецензии