Попутчица

Кончились майские праздники. Сошёл  снег. Земля стала подсыхать. Начала пробиваться первая зелень. Николай Фёдорович, пенсионер с десятилетним стажем,
приехал на кладбище, чтобы привести в порядок могилу своих родителей после зимы.
Это было старое кладбище, постепенно заросшее взрослыми берёзами, елями, тополями, кустами акаций и сирени.
Он убрал накопившийся мусор из опавших листьев, старой травы, веток деревьев. Промыл памятники от накопившейся пыли, и уже собрался уезжать, как неожиданно послышались раскаты грома,  напоминающие  дальние отголоски артиллерийской канонады. Резко потемнело, подул ветер. Лес приглушённо зашумел. Листья на деревьях задрожали, зашелестели, словно начали на повышенных тонах разговаривать между собой. Трава от резких порывов стала клониться к земле. Из-за леса на кладбище надвигалась большая тёмная туча. «Ну, вот дождался», - подумал он.- Будет дождь. Надо быстрей заканчивать свои дела и уезжать с кладбища, пока дождь не испортил дорогу».
Неожиданно,  к нему подошла пожилая светловолосая сероглазая женщина в простой, но аккуратно подогнанной рабочей одежде, и светло зелёном платке на голове,  работавшая невдалеке.
- Извините, Вы не в город едете? – спросила она.
- Да, в город, - ответил он.
- Вы меня не довезёте до города?
- Да. Конечно. Я один. Места хватит. Садитесь, – пригласил Николай Фёдорович,
открыв дверь.
Они сели в машину. Николай Фёдорович включил зажигание, двигатель чётко заработал, и машина медленно начала выезжать с кладбища. Крупные капли дождя застучали по крыше машины. К счастью, тревога оказалась напрасной. Основная туча прошла стороной. Их она зацепила самым краем. Вскоре небо очистилось. Засияло солнце. Воздух стал чистым и свежим.
- Вам, в какую сторону? - Спросил Николай Фёдорович.
- На посёлок,- ответила попутчица. Встретив вас, мне очень повезло. Вы оказались в нужном месте и в нужное время. Меня не замочил дождь, и я доеду почти до самого дома.
- Да, это так. Нам ехать в одном направлении. Доедем без проблем.
Незаметно, обмениваясь незначительными фразами, между ними завязалась беседа.
- Вы к кому приезжали?- Прозвучал традиционный вопрос..
- К родителям. Мама и папа похоронены вместе
- А вы к кому?- задал он ответный вопрос. .
- А я к своему отцу,- ответила она. Он долго служил в армии. Подорвал здоровье и рано ушёл из жизни.
- А разве ваши родители похоронены не вместе?
- Нет. Здесь только папа. Мама похоронена в другом месте. Так получилось. Я у неё была раньше и могилку уже привела в порядок.
- Наш город небольшой. И хотя я вас старше. Я догадался кто вы. Ваш отец работал начальником районного узла связи, - продолжил разговор Николай Фёдорович.
- Да. Вы правы. Я его дочь. Зовут меня Елена Георгиевна. По образованию, я учительница  математики. На пенсии, но ещё работаю. Надо помогать внучкам.
- Я тоже пенсионер, но уже не работаю.
Николаю Фёдоровичу показалось, что попутчица несколько взволнована, но он не придал этому значения.
Посещение могилы отца,  общение с ним, словно с живым, и неожиданная  встреча с незнакомым человеком, как это часто бывает, подтолкнула Елену Георгиевну высказаться, выговориться о том, что накопилось на душе,  рассказать о своих переживаниях, проблемах, мучивших её. Она немного волновалась, нервно теребила носовой платок в руках, но быстро справилась с волнением.
- Вы знаете, у нас была обычная традиционная семья, увлечённая желанием облегчить свою душу начала  разговор Елена Георгиевна. Но отношения сложились несколько не обычно. Особенно у меня с матерью Полиной Геннадьевной. Они развивались, если можно так выразиться, как-то не совсем адекватно. Мы жили под одной крышей. Я  не  грубила ей,  слушалась её,  выполняла все её задания и поручения, но доверительных отношений - близости,  какая бывает у  любящих  друг  друга  матери и дочери - не было. Была какая-то отчуждённость, что-то стояло между нами, словно какая-то невидимая перегородка.  Хотя, надо признать, родители между собой жили дружно.
Определённая дистанция отделяла меня от матери. К отцу же я тянулась всей душой, всей своей сутью. Однажды, когда мне было лет пятнадцать. Моя бабушка рассказывала соседке  Зинаиде Петровне, что моя мама не хотела меня рожать. Она всячески вынашивала планы, как избавиться от меня. Я случайно подслушала тот разговор. Это известие я восприняла это спокойно. Но  слова бабушкиного рассказа, заставили меня анализировать свою жизнь, попытаться понять причину отчуждения между мной и матерью. Я поняла, что в глубине моей души засела какая-то неосознанная, зародившаяся ещё в утробе матери обида на неё, которая  как заноза колола моё сердце. Тогда  же у матери развились ростки  равнодушия ко мне.
  Внешне казалось, что наши отношения с матерью развиваются нормально как во всех семьях, но было что-то и отличное от других семей. Позднее, мне стало ясно, что даже в зачаточном состоянии, ребёнок чувствует, любят ли его или нет, желанный он или нет. Всё это передаётся ему на генном уровне,  и откладывается в его памяти, как в базе памяти компьютера.
Моя мать выходила замуж два раза. Перед войной с Германией у неё было первое замужество. В первом браке она родила двоих детей, которые умерли от эпидемии. Началась война. Мужа призвали в армию. Через полгода он погиб. Она осталась одна – вдова с неудавшейся жизнью.
В 1946 году пришёл с фронта мой отец – моряк - связист Георгий Петрович, проживавший на соседней улице. Он отслужил в армии девять лет без отпусков и отдыха.
Четыре года заняла действительная  срочная служба в морском флоте, с участием в Финской войне. В !941 году началась война с Германией, и хотя он отслужил положенный срок по призыву, о демобилизации  и возвращении домой, пришлось забыть и не думать. Осталось только выполнять приказы, служить, участвовать в военных действиях вплоть до капитуляции Германии. Домой он вернулся только в 1946 году.
После демобилизации надо было привыкать жить гражданской жизнью. Как опытного связиста его назначили начальником районного узла связи. Через некоторое время, он довольно быстро, познакомился и подружился с моей матерью. Ещё до войны он знал её девушкой. И хотя она была его немного старше, она ему нравилась. Ухаживание было не долгим, и они поженились. Для мамы это был второй брак.
Отдав девять лет тяжёлой  воинской  службе, включая войны, отцу хотелось обычной человеческой жизни. Как и всем, иметь семью, жену, детей, свой дом.
Быстро летело время. Вскоре  мама забеременела мной, но тот осадок от прежней жизни, гибель детей  давили на неё тяжким грузом, не давал покоя. Возможно, поэтому она не хотела рожать. Тогда она не знала,  кем беременна. Ей было всё равно мальчик или девочка. Она просто не хотела рожать и всё. Не хотела переживать прежние ощущения от потери детей.
Мой отец Георгий Петрович, узнав о её намерениях, сказал: «Будешь рожать. Я не просто так создавал семью, не ради удовольствия воевал  и служил девять лет, чтобы у меня не было потомства. Мы с тобой семья и должны выполнить своё человеческое предназначение. Даже птицы, проделывая громадные расстояния, прилетают из тёплых стран, чтобы вывести птенцов и продолжить свой род». Он говорил убедительно. Мама согласилась, но, возможно, с небольшим желанием. Какая-то неприязнь к детям осталась в её душе. Это нежелание рожать, не желание иметь другого  любимого ребёнка, уже во время зарождения новой жизни передалось мне. Я была как чужеродный  плод. Такое заключение зародилось и укрепилось во мне после анализа своей жизни..
Видимо, желание отца иметь детей спасло меня. Его забота обо мне, ещё не родившейся передалась мне. Я неосознанно, интуитивно, была благодарна ему, как спасителю, как защитнику  и как своему покровителю.
Родилась я - дочь. С самого моего рождения между мной и матерью возникло какое-то отчуждение. Вопреки всем канонам о материнской любви,  я прекрасно понимала своего отца. Мы тянулись друг к другу. Я всегда чувствовала идущее от него тепло и заботу обо мне. Она согревала меня.. Отец всегда старался сделать мне приятное. В то трудное послевоенное голодное время  он, приходя с работы, делал мне маленькие подарки: то немного дешёвых конфет принесёт, то яблоко, то немного кедровых орешков, то купит какую-нибудь игрушку. Я чувствовала, что он любит и заботится обо мне. Мать же всегда ворчала: «Денег и так мало, а ты расходуешь на всякие безделушки». Он миролюбиво говорил: « Не сердись мать, она  маленькая и ей так хочется  чего - нибудь вкусненького, и какую-нибудь игрушку, она же девочка». 
Иногда,  очень редко, я уже была  в подростковом возрасте,  когда мамы не было дома, к нему заходили друзья - фронтовики. Они немного выпивали,  вспоминали не вернувшихся с войны ровесников. Отец мне говорил: «Дочка, приготовь нам что-нибудь закусить». Я делала это с охотой и желанием. После трапезы, я всё убирала, перемывала посуду, оставляла чистоту и порядок.
Сейчас, когда родителей нет в живых. Когда моя жизнь приближается к своему финалу. Я сама уже мать, и с позиции прожитых лет,  уяснила и говорю об этом повсеместно, что дети должны быть желанными. Зарождающийся ребёнок это такой загадочный мир, что, даже ещё не оформившись в человека, на клеточном  уровне  он чувствует любовь, доброту и отличает её от фальши. Детей надо начинать любить еще до рождения, и не нагружать негативом.     
Наступило молчание. Глубоко вздохнув, заговорил Николай Фёдорович. Я прекрасно понял вас,  ваше состояние.  У нас, в семье моих родителей, было четверо детей и отношение родителей и детей  несколько отличались от ваших. Я не замечал, чтобы кого-нибудь выделяли, любили меньше или больше. Мне казалось, что отношение было ко всем одинаковое. Из своего жизненного опыта,  я уяснил и считаю, что в семейной жизни мать ключевая фигура. Ей приходится нести наибольшую нагрузку по воспитанию детей. Она источник любви в семье. Если мать любит - счастливы дети.
И когда, как говорят, я вылетел из родительского гнеда в свободный полёт, когда стал самостоятельно зарабатывать, всегда старался поддерживать мать материально. Посылал посильную сумму денег, потому что любил её и ценил её любовь и заботу обо мне.  Это был мой долг, И я его старался выполнять вплоть до её смерти.
Отца к тому времени уже не было в живых.
  Незаметно подъехали к её остановке.
- Сколько я вам должна? – спросила она.
- Ну что вы, ничего не надо. Мы приятно и с пользой друг для друга пообщались. Этого достаточно.
Они попрощались, пожелали они друг другу здоровья. Он поехал дальше, а она спокойно направилась  к дому.
Облегчив свою душу, разговором с незнакомым человеком, Елена Георгиевна думала, что умом она давно простила свою мать, но чувство отчуждённости к матери так и не покинуло её.


Рецензии