Жемчужина Востока

    Узнать  о том, как люди  предали самих себя, - далеко ходить не нужно.
  Достаточно взглянуть  на  нынешнюю  Украину или Прибалтику.

  Совсем недавно они  жили в Союзе, как дружная семья, и, вдруг, превратились в
  заклятых врагов.  И планомерно, теряя свои  человеческие достоинства, - стали
  ориентироваться  на Запад, на Европу. Нашли там эталон поведения, образа жизни? 

  Деньги  совратили! Американская и Европейская валюта!  И ради личной наживы, -
  предали свой народ и всё, что годами передавалось из поколения в поколение:
  нравственность, любовь, взаимопонимание, историю народов , дружбу, преданность.   
  Всё кануло в не бытие!
 
   Так и хочется разбудить  их от дурного сна и предостеречь: 
 
 -  Не туда, ведь, господа смотрите! Элементарно перепутали святое дело  с 
  грешными поступками!
 

   Я  не зря  упомянул  величие нашей страны, начинающейся с Дальнего Востока.
   И об этом уверенно утверждает российская история :  истоки  добро деяний
   человечества находятся именно  там, - на границе  первых лучей Солнца, которые
   восходят над Великой Россией.
   

   Дальний Восток – моя колыбель и Родина. Отсюда  возник мой длинный путь по
   великой России.
   
   За 70 лет своего трудового пути, от морских границ  Дальнего Востока до самых
   границ с Западом, - передо мной прошла масса  людей с их характерами, манерами
   поведения, отношением друг к другу. И можно твердо утверждать, что
   положительные  черты этих масс  растворялись по мере приближения на Запад.
   
   Так и хочется вспомнить один эпизод из  жизни и быта  ни чем не примечательных
   людей, которые поживали на Дальнем Востоке в годы моего  детства.    
   

   Шла великая отечественная война.  Мне  было 6 лет. Все жители  Владивостока, -
   помогали фронту. Время было трудное, голодное. Кто как мог, -  выращивал в
   личном хозяйстве:  или поросенка, или  телка. И родина не забывала о людях.
   
   Так моего отца, работавшего электриком на судоремонтном заводе, однажды
   премировали маленьким живым поросенком. И начали выдавать талоны на жмых: это   
   производственный отход на местном пивном заводе.

   Мама моя, вместе с толченой картошкой и свеклой, в тазик добавляли и его.
   Животное росло и набирало вес прямо на глазах.
   
  Так вот этот пивной завод находился недалеко от нас, на крутом склоне  длинного
  глинистого оврага.

  С противоположной стороны, овраг был почти пологим, потому что его разработали
  люди под огороды. Так что спуститься до ручья, который бурно шумел по дну
  оврага, - было не сложно. Достаточно было перешагнуть по нескольким крупным
  камням, и ты оказывался на другой стороне оврага.

  А тот был крутым, высотой около шестидесяти метров. После перехода через ручей,
  нужно было найти  тропинку, которая тянулась вдоль склона оврага, понемногу
  поднимаясь вверх.

  Были тропинки и более крутые, но после  дождей глина под ногами раскисала и 
  человек срывался и скатывался вниз. Приходилось  вновь подниматься ,чтобы
  преодолеть  этот склон.
 
    По самому краю этого отвесного склона шел забор пивного завода.

   Чтобы перейти этот овраг, человек должен был  выбраться по тропинке  до
   этого забора и там пройти вдоль его... до моста.

   Через него на завод поступали различные грузы и отвозили бочки с пивом.
 
   Значительная  часть горожан,  вынуждена была переходить через этот овраг.

   Кто на работу, кто в магазин при заводе.

   Я же, через этот овраг ежедневно ходил в школу.  Из дому, я видел её на склоне
   соседней горы. Вроде, - не далеко, но на пути находился этот самый глубокий
   овраг. Рядом с мостом была  грунтовая дорога и… моя  школа.   
   

   Однажды, в субботу, отец впервые попросил меня занять очередь за жмыхом. И
   рассказал, что наши квадратные металлические банки, подобие ведер, нужно
   поставить в очередь.

   Оказывается, по субботам, завод выдавал жмых.
   Всего этого я раньше не знал. 
   
   Я взял пустые банки  и пошел в сторону оврага.
   Спокойно перешёл через ручей и стал взбираться по тропинке вверх.  Но, пройти
   дальше,  мне помешали,… одиноко стоящие на тропе ведра, банки, тазы, корзины.
 
   Их было так много, что я удивился.  И стояли они, -  как люди в очереди.

   Я взглянул на верх оврага, откуда должны были выдавать отходы и увидел начало
   этой молчаливой очереди. Оставленную на длинной  тропе тару, - никто не
   охранял.

   Я попытался найти какой-нибудь  нацарапанный номер очереди на последнем ведре,
   но ничего  не нашел.
 
 - Может быть, - подумал я, - дождаться очередного человека. - Отец даже не
   предупредил меня о таком ситуации.
   
   Я стоял,  молча, и не знал, как быть.

   Выручил  один  пожилой дядя, который проходил мимо меня, - тропинкой пониже:
   

 - Поставь свои ведра вплотную, - сказал он,- и топай домой!
 
   Я так и сделал.

   Дома решил рассказать маме, что я бросил ведра на тропе.

   Откровенно, ожидал, что она будет меня ругать.
   
   Но, мама улыбнулась и успокоила:
   
 - Ты всё сделал правильно!  У нас такой порядок! Никто не сбросит поставленное
   ведро! А если оно даже и слетит с  тропы, - от порыва ветра,- то его поставят
   на место.

   Люди у нас здесь особенные, очень заботливые и всегда придут на помощь!
   Да, ты, сходи туда к открытию. Всё и увидишь!
 
    Я так и сделал.
 
    Ровно в шесть вечера, я перешел овраг и увидел необычную картину! В плотном
    заборе, на самом верху склона, был открыт небольшой люк, через который
    один пожилой человек подавал пустые и принимал заполненные жмыхом ведра. 

    Другой мужчина, из очереди, относил полные ведра в сторону и ставил вдоль
    забора. Человек десять, передвигали безмолвную очередь по тропе, - в сторону
    люка выдачи. Они брали стоящие пустые ведра, банки, корзины и переносили на
    руках ближе к окну.

    Не только свои. Просто все те, которые стояли на тропе.

    Несмотря на то, что уже собралось  много наполненных емкостей, никто не
    уходил: люди ухаживали за мнимой очередью.

    Никто не разделял стоящие одинокие вёдра.

    И другие, приходящие жители, тоже включались в работу.
    Никто не лез без очереди, не отбрасывал с дороги ведра и тазы.

    Тару, многих не пришедших, узнавали по индивидуальным признакам.

    У многих стариков, вместо проволочной ручки, была привязана  веревка. Ею
    обвязывали и поломанные корзины.   Очень многих хозяев этих одиноких ведер,
    банок, корзин, не было видно.

    Время работы люка  подходило к концу.

    Неожиданно начал накрапывать мелкий дождь и люди забеспокоились.   
   
    Во-первых, за полученный драгоценный белок, который мог стечь из ведер в
    землю, а, во-вторых, за единственную тропу к дому.  Она, после дождя,
    становилась  невероятно скользкой.

    Предусмотрительные люди и тут нашли вход.

    Оказывается, рядом с открывающимся окном, была щель, куда заранее
    проталкивались,  нарезанные  из  картона, или рубероида, - крышки на ведра.

    Заботливые люди, нарезали достаточное их количество, и использовали  при
    необходимости.  Грузчик выдавал их, по мере просьбы.
   
    Но сейчас, из-за дождя, - обстановка обострилась.
    Никто не уходил домой. Нужно было спасать жмых, полученный для не пришедших 
    людей.

    Молодые, крепкие мужчины, вешали на коромысла ведра,а в руки брали по
    корзине, - и спускались вниз оврага.

    Там, сразу за ручьем стоял самодельный навес. В нем и хранились ведра, банки,
    корзины, - не пришедших людей.

    Да и народ, который шел со смены, - тоже подхватывал наполненную тару и
    относил под этот навес.


    В это лихое военное  время, люди заботились и переживали друг за друга.
    Многие, - болели, некоторых, - не отпускали с работы, а дети, поставившие
    ведра, не могли дотащить полные ведра  до дома.
   
    Я смотрел на этих, копошащихся вокруг ведер, людей  и сравнил их с пчелами в
    улье.
 
 -  Так, - почесал я разбитую коленку, - а как быть с моими банками?
 
    Мое беспокойство прервала появившаяся мама. Она подхватила наши квадратные
    металлические банки, уже заполненные жмыхом, и стала спускаться вниз.

    Я тоже пошел за ней. Когда мы поднялись на дорогу, мама сходила за
    коромыслом. Оказывается, оно висело на заборе одного моего одноклассника.
     Теперь вся ноша перешла на её плечи, и мама пошла быстрей.
 

     Когда мы проходили мимо дома тети Дуси, из её калитки вышел мой друг,
     Женька.
   
   - Тетя Оля, - сказал он, - мама передает Вам очистки от картошки!
   
     Я принял небольшое лукошко и побежал вслед за мамой.
 
  -  Так, дорогой, - сказала она уже на кухне, - смотри за керогазом, а я
     проведаю нашу соседку. Что-то она сегодня не появлялась на крыльце.

     Пока я помешивал варево для поросенка, она вернулась, но не с пустыми
     руками. В литровой банке просматривалась какая-то  разноцветная  масса. Я
     думал, что это комбинированный жир, но мама улыбнулась:
 
   - Дядя Гриша  передал крем с тортов, - сказала она, - намажь его на что-
     нибудь, будет очень вкусно.
   
     Я знал, что он работал поваром в ресторане , под  названием  « Арагви», и
     частенько угощал нас чем-нибудь  вкусненьким. Мама часто убиралась у них в
     доме, потому что жена дяди Гриши, была инвалидом.
    
     Я сам, частенько бегал после школы за хлебом и обратно нес тяжелую сумку.
     Мама заботилась о соседях и помогала, - чем могла.
    

     Все мы тогда, - жили одной дружной семьей.

    Делились последним куском хлеба, ухаживали за  пожилыми людьми.

    Можно сказать, - жили,-  душа в душу.
   
    Сейчас, …спустя 75 лет,  я нахожусь в столице России  и вспоминаю своё
    детство и тех людей военного времени: их уникальные душевные отношения,
    первозданный нрав и русский характер.

    Насколько они отличаются  от тех, которые навечно поселились в центр России.
    Замкнутые, обособленные, думающие только о личном благе, - они заперлись в
    четырех стенах своего жилища и забыли  о своем предназначении. 
   

    С великой радостью слышу  речи руководителей страны о возрождении  Дальнего
    Востока.

    И, в первую очередь, от нашего дорогого и любимого Президента Российской
    Федерации, - Владимира Владимировича Путина. 

    Это единственный из российских руководителей, который оценил невиданные
    богатства Дальневосточного  края, его красоту и возможности.
   
    В годы моей юности, во Владивосток приезжал Никита Сергеевич Хрущев. Он
    любовался  акваторией бухты Золотой Рог и обещал, над морским заливом,
    построить мост, - как в Сан-Франциско.

    Народ поверил и стал ждать!
 

   С того момента прошло  более  60 лет!

   Долгие, изнурительные  годы - ожидания обещанного.
 
   И теперь не узнать, мой любимый город, увенчанный  уникальным вантовым мостом
   через бухту «Золотой Рог».

   Это один из пяти самых знаменитых мостов Мира.

   Гордость дальневосточников создал  наш уважаемый  Президент  России, - 
   Владимир Владимирович  Путин.
   
   Осуществилась  заветная мечта  дальневосточников. Теперь это гигантское
   сооружение, протянувшееся  от самого Владивостокского аэропорта « Озёрные
   ключи» до острова « Русский», - завораживает глаз.

   Мост над морскими тихоокеанскими  заливами, стал символом  многоэтапного 
   решения по возрождению  Дальневосточного региона, - настоящей ЖЕМЧУЖИНОЙ 
   ВОСТОКА! 
   
   Владимир Владимирович, -  первым разобрался в тайнах Дальнего Востока,  и 
   превращает его в крупнейший  целебный и промышленный Центр страны.

   Ведь Владивосток находиться на одной параллели с Сочи.  А по многим параметрам 
   народного хозяйства, - может превзойти ряд регионов страны.

   И я уверен, что здравницы тихоокеанского побережья,скоро затмят своей красотой
   и величием   черноморские  санатории и здравницы.

   Такую флору и фауну, которая существует  в акватории Тихого океана, даже
   искусственно не создать.

   А климат и субтропическая растительность  Уссурийской тайги, - очаруют любого   
   человека. 
   

       Смотрю ежедневно на телерекламу, где возникает силуэт Владивостокского 
  моста! Слезы  радости  наворачиваются от  этого зрелища!
 
    Владивосток стал настолько близким и родным, что даже 7 часовая разница с
   Москвой,  стала незаметной.

   Пройдет немного времени, и скоростные подземные магистрали свяжут  Дальний
   Восток с  различными регионами России.

   Я в это верю!!!


Рецензии
Спасибо за эмоциональный рассказ о любимом вами городе.
С уважением,

Светлана Петровская   07.02.2023 23:38     Заявить о нарушении
Дорогая Светлана! Спасибо за добрый отклик!
Приятно читать слова доброго человека!
А где Вы проживаете? Может я бывал в Ваших краях?
Пишите, советуйте, - буду рад!

Александр Исайченко   22.02.2023 10:27   Заявить о нарушении
На это произведение написано 20 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.