Хроники будущего

КНОПКА

Президента Соединенных Штатов Америки дважды задерживали бдительные сотрудники спецслужб, чтобы удостовериться в том, что он на самом деле президент США, а не русский шпион или переодетый марсианин. Правитель самой великой в мире страны снисходительно терпел все проверки, в глубине ума понимая их необходимость. Всё делается ради безопасности страны – доступ к красной кнопке и ядерному чемоданчику имеют только самые высокопоставленные лица и только в чрезвычайных обстоятельствах.

После первых проверок нужно было еще пройти изрядное расстояние по коридорам и лестницам Пентагона, где царила неестественная тишина. Все звуки и стук шагов поглощались мягким материалом, уложенным в стенах. У входа в святая святых личность президента проверил последний и самый неприступный страж – главный компьютер, обмануть которого было невозможно.

Президент вошел в угловатую комнату с низким потолком. Он был здесь всего один раз, когда вступал в должность – под охраной вооруженных агентов ему показали место, откуда можно управлять войной. Здесь круглосуточно сидел человек в наушниках, и комната никогда не менялась.

- Добро пожаловать, господин президент, - сказал голос компьютера, и только после этого сосредоточенный дежурный повернулся, приветствуя начальство примерно теми же словами. Наушников при этом он не снимал - запрещено.
- Красный код, - ответил президент. – Мы на грани войны. Мне нужно поговорить с компьютером наедине.

Такая ситуация была предусмотрена, а дежурный, разумеется, уже знал последние мировые новости. Глава страны имел право нажать некоторые кнопки лично, без наблюдения. И для агента была создана комнатка ожидания. Едва он ушел, компьютер снова спросил:
- Чего вы желаете, господин президент?
- Приготовь мне доступ к красной кнопке.

Президент задумался, рассматривая свои собственные ногти. Он всячески оттягивал момент истины, но последнее время прошло, и только минута отделяет его от важнейшего решения в современной истории. Нужно быть готовым. С минуты на минуту придет подтверждение о том, что они запустили свое… и тогда ответ демократических Штатов не замедлит себя ждать.

- Не волнуйтесь, - сказал компьютер, - Я просчитал все и предсказал ваши действия. Вам нет нужды возлагать на себя ответственность за возможную гибель людей.
- Но откуда тебе знать, когда придет время пускать ракеты?
- По моему мнению, вероятность мировой войны, спровоцированной русско-китайским альянсом, была очень высока. Я принял все надлежащие меры по упреждению вражеского удара. Атомные ракеты уже запущены, господин президент. Все сто сорок три.

ИСКУССТВО

- Бомбы падают на города! – кричал народ.
- На все города? – переспросил Лауд.
- На все! Скоро они прилетят сюда! Смерть, смерть!
Удостоверившись в этом, Лауд зашел домой, чтобы захватить мольберт и краски. Затем он пробрался через городской хаос и вместе с прочими беженцами двинулся прочь из Сантьяго. Машины гудели и дымили, воздух звенел от истерических криков и гула сирен. Но остальные бежали бесцельно, метались в панике или опускались на колени, ожидая второго пришествия и воздаяния за грехи, а рассматриваемый нами герой имел определенную цель – созидательную, если точно.

Лауд шел долго, поднимаясь в гору, и остановился на нужной высоте, откуда открывался самый хороший вид на столицу. Он тяжело дышал после затраченных усилий – нужно было спешить, чтобы не опоздать – но от работы увиливать не стал. Только поставив холст как надо и приготовив краски, художник позволил себе отдохнуть: он присел, смотря на небо. Далеко у побережья кружился маленький вертолет, на волнах суетились лодки.

Первая ракета появилась ближе к вечеру. Почти беззвучно очертив своим хвостом широкую полосу, ракета без ошибки нашла центр города и упала.

Задержав от восторга дыхание, Лауд принялся со всей возможной быстротой чертить наброски ядерного гриба и закрашивать основные контуры. Вскоре горячая волна прошла мимо, заставив его на время убрать холст. Когда воздух очистился, стало жарко. Над гигантским кратером клубились рваные клочья дыма, но Лауд уже перенес все свои впечатления на картину. Теперь оставалось превратить набросок в пейзаж.
Уже на закате пара мелких бомб распустила ядовитые зеленые облака над руинами города и его окрестностей. Вдыхая донесшийся с ветром острый химический запах, Лауд закончил работу. Удивительное сочетание химии и радионуклидов произошло в его организме. Мутация была еще впереди, но сейчас Лауд думал только об одном – куда бы спрятать картину.

То-то будет интересно, если люди будущего, или кто там будет вместо людей, отыщут эту картину. Мастер пожал плечами, глянув на дымящееся место, где стоял город. Обидно… но не впустую.

НАУКА

- Я – физик! – заявил один.
- А шо такое физик?
- Это человек, которые имеет власть над всем. Если знать способы, можно делать все. Смотрите, я вам покажу.

Трое волосатых и их учитель склонились над землей. И он нарисовал в пыли две палочки, потом плюс и еще две палочки, поставил знак равенства и добавил четыре палки. А после торжествующе взглянул на мордашки “учеников”.
- Понимаете?
Толстокожие почесали свои головы, чтобы мысли лучше двигались там внутри, по окаменевшим нервным дорожкам.
- Ну… кажись, да…
- Посмотрите, я покажу вам еще цифры:
II + IV = …
После знака равенства физик пририсовал 10 и ухмыльнулся.
- Это значит, что два взять по четыре раза будет десять! Вот как.
- А почему? – кто-то начал считать на пальцах и сбился.
- Потому что вы темные и глупые. Хотите быть могучими? Вот цифры. Я вас научу, а вы будете носить мне за это еду.
- Так быть не могет! – вдруг заявил один из слушателей. – Я не могу понять, чо он говорит. А вы могете? Я говорю, это дьявол. И он пытаисся нас соблазнить.
- И ще он как-то чудно болтает! – осознал другой.
- Так все и побыло раньше! А потом – большой бум! Все от дьявола! – завопил третий.

Убеждение быстро проникло через костяную прослойку в разумы собравшихся, намного быстрее, чем учение пришлого физика.
- Дьявол! Дьявол! – закричали все как один. – Мы его не слушали, мы его не разумели! Мы ничо не знали! Убереги нас от зла!

Они схватили физика и совершили над ним ритуал изгнания нечистого. А потом сожгли на костре. Кто-то тщательно затоптал ногой запретные знаки в пыли, и они разбежались во все стороны, надеясь, что небесная кара не падет на их грешные головы.

РАЗУМ

Огромные, голые, взращенные на кислотных и радиоактивных дождях крысы бегали по всем окрестностям, вытягивались в столбик, шевелили усами и не стесняясь дневного света нападали на остатки всего живого.

Необычно развитые твари думали почти как старые хозяева и правители. Пришел черед для иных. Из остатков ленты и деревянной плошки они соорудили повозку, которую могли тянуть двое. Потом догадались, что можно приделать колеса. На это ушло время, но повозка покатилась намного легче. Таким было начало транспортной революции в царстве вида rattus norvegicus v. mutantis. И каждая новая крысиная особь рождалась еще умнее предыдущей.

Откуда крысам было читать книги? Они читали бумагу зубами, а человека поблизости не было. Одни умерли быстро, выжившие собрались и ушли, оставив дома пустыми на разорение и поживу зверью. За ними явились освежающие дожди, вложившие капли разума в крошечные мозги хвостатых.

Когда на это место вернулись люди, совсем другие и куда менее развитые, они обнаружили, что из земляных нор идут струйки дыма. Они решили, что это происки бесов. Откуда им было знать, что крысы открыли огонь – ключ к промышленной революции? Под слоем земли уже стучали маленькие молоточки.

ГОСТИ

После атомной войны на Землю явились пришельцы. Раса ученых, они вознамерились отобрать несколько экземпляров венца эволюции и изучить их по всем правилам.
К сожалению, некогда господствовавший на планете вид практически вымер, и выжженные пустыни, полные трухлявого мусора, не принесли никаких полезных находок – только раздражали дыхательные аппараты пришельцев едким дымом. Города и величественные постройки человека превратились в ничто.
Сдавать было не в их интересах. Чтобы не тратить долгое время на поиски настоящего, живого человека, капитан приказал своим помощникам найти мертвеца.

- Но как мы определим, что это люди? – резонно спрашивал он.
Обратились к книгам: ранние экспедиции, облетевшие Землю на своих тарелках и блюдцах, записали определение человека очень поверхностно. Они только наблюдали саму планетную систему и уточнили, что люди имеют две руки, две ноги, а также, представьте себе, два глаза. Их тело безволосое (отвратительно!), а в центре головы есть любопытное отверстие, служащее, очевидно, для приема самой настоящей органической пищи. Посмеявшись над этим, первые исследователи благополучно отбыли.
Но даже такого описания хватило. Посланцы нашли мертвое тело.

- Он разлагается, - грустно сказал анатом, указывая на гадкие бурые пятна на коже трупа.
- И к тому же он окоченел, - проверил капитан, ткнув пальцем. – Неважно. Берем его с собой и изучим дома. На этот раз мы сделаем полное описание человека, подчистим этот труп и поместим его в Музей Разумных Рас Галактики. Скорее взлетайте, потому что этот скверный дух проникает даже сюда, а у меня от него реснички слезятся.
И они взяли этого старого робота на корабль и увезли его прочь.

ДУЭЛЬ

Дикарь против безумца: реалистичная интеллектуальная картина послевоенной Земли.
Микроцефал, дитя урана и водорода, протягивал вперед светящийся банан. Причмокивая, хлопая широкими губами, он от души веселился, глядя на трехрукую обезьяну. Сидя на ветке, обезьяна хотела забрать еду, не сходя с места. Трудная задача разрывала ее мозги. Грубо говоря, истязатель просто насмехался над бедным животным.

Обезьяна не помнила, что ее ближайшие предки твёрдо стояли на двух ногах и могли бы одним ударом вышибить дух из микроцефала. Она хотела радиоактивный банан и прыгнула наконец-то, зацепившись хвостом за ветку и вытянув все свои руки.
Но чудовище визгливо загоготало и отдернуло банан. Обезьяна покачалась туда-сюда на хвосте, злобно заверещала и вернулась на любимую ветку, смотря за спину обидчику.

Трое ее сородичей спускали на веревке кусок мяса. Микроцефал услышал шорох, обернулся – и потерял голову. Он прыгнул, мясо взлетело вверх. Он заворчал и попытался достать до куска. Теперь уже обезьяны глумливо хихикали и показывали пальцем на тупоумную свою жертву.
Сзади дождавшаяся своего часа мартышка уже улепетывала с бананом в лапах.

ЛЕСНИК

Не прошло и пары лет, как живучий паразит, именуемый человеком, выполз из норы и стал бить себя в грудь. Поднял свою уродливую голову разум.
Из менее зараженных районов потянулись оборванные караваны тех, кто еще не утратил способность соображать и говорить. В одиночестве шел лесник, а в его руке был грубый топор. Шел он по следу от бомб на север.

Он нашел хороший лес и решил построить дом. Дом строят из дерева, а этого добра здесь сколько угодно. Вопрос только в долгой тяжелой работе. Лесник почесал репу, поглядел вокруг и выбрал наиболее подходящее, по его мнению деревце. Ударил топором, и дерево заверещало.

Весь лес  в ответ тревожно вздрогнул. Деревья выдернулись из земли и поползли на своих корнях, осыпая лесника листьями и старыми птичьими гнездами. Тот удивился и ударил снова. Но выбранное дерево отскочило в сторону, не желая терпеть очередной порез. Куда бы лесник не пошел, растения образовывали вокруг него живой круг. Потом точно на лысую макушку человека шмякнулась еловая шишка. Кроны зашумели, словно бы смеясь, и лесник внезапно вышел из себя.

Разве это возможно для царя природы – подвергаться унижениям от обычных тополей и ёлок? Никак нет. И он с криком бросился на удирающие деревья. Несколько ударов попали в цель – увы, на корнях слишком быстро не убежишь.

В конце концов деревьям тоже надоело заниматься ерундой. Гибкая ветка ухватила гада за горло и сжала. Лес снова вернулся на привычное место и запустил корни обратно в землю. Только смелый тополь еще немного потряс своей конечностью, в петле которой висел бывший лесник, но разжимать ее не стал – для острастки других.

ЭХО ВОЙНЫ

Мародеры шли по полю и искали, чем бы поживиться.
Первый с лопатой. Второй с ломом. Третий шел с дубиной и споткнулся.
Глядь – торчит железяка. Оказалось, мина. Удачная находка.
Затеяли военный совет, на котором было решено штуковину разобрать.
- А может, продать ее? – предложил третий.
Но зачем, если можно разобрать? Да и кто потащит такую тяжесть на горбу своем?
Пыхтя, они вынимали эту мину из земли. Первый – тот, что с лопатой – копал и копал, покуда вся не вышла. Мина оказалась преогромная, еле втроем добыли. Еще и ржавая к тому же, все лапы запачкали.
А как ее разобрать?
Стали бить ломом. Крутить и ломать, где проржавело. Сбили винты и раскурочили крышку. А там странный шар.
- Что это? – спросил первый (который с лопатой).
- Это опасно! – крикнул другой.
- Чепуха! – сказал третий, поднял лом и долбанул.
Мина рванула и унесла всех троих к небесам.

ДРУГ ЧЕЛОВЕКА

Аврин сидел возле костра на скрипящей табуретке и жарил крысу, наколотую на палку. Когда с неба упал извергающий пламя бочонок, Аврин сразу понял, что ему придется сражаться за свой обед не на жизнь, а на смерть. Он поднялся на ноги, показал бочонку кулак и хрипло прокричал несколько бранных слов, чтобы усилить впечатление.
Бочонок немного помедлил и качнулся, прежде чем издать ответные звуки.
- Сэр… вы находитесь в зоне опасной радиации, пр..ххззз…дленно последовать за мной.
- Пошел вон, - огрызнулся Аврин, пытаясь схоронить крысу подальше.
Робот, кажется, пришел в замешательство. Пожужжав немного, он вытянул механическую лапу с тремя когтями на конце, ловко схватил бездомного за шиворот и поднял над землей.

- Пусти, черт бы побрал! Нет! Моя еда!
- А теперь мы проследуем в безопасное место, - спокойно заявил летающий бочонок. Аврин безуспешно вырывался, оплакивая оставшуюся внизу жареную тушку. Робот-бочонок нес его, как игрушку, и ничуть не страдал от такой тяжести. Они пролетели мимо разбитых взрывами фасадов и сгоревших витрин, где шныряли вороны и люди-дегенераты. Аврин невольно перестал дергаться, засмотревшись на стычку трех полуголых существ на середине грязной улицы. Окружив смердящую тушу какого-то зверя, они колотили друг друга всеми доступными конечностями, извергая потоки воя и визга, и стараясь одновременно урвать кусок отвратительного мяса. Едва заметив робота, дегенераты тут же бросили свое занятие и рванули в разные стороны с такой скоростью, будто за ними гнался сам дьявол.

Впереди было здание с крестом – госпиталь. Подчиняясь какому-то плану, робот завис над приемным колодцем. Когда-то давно там работало замедляющее поле, сортирующее прибывающих по воздуху пациентов без участия человеческих рук. Летающий бочонок уверенно вытянул лапу над пятнадцатиметровой ямой, но сбрасывать свою ношу не стал. Вероятно, отсутствие поля не укрылось от его сенсоров. Робот снова прижал конечность и двинулся к другой стороне корпуса. Там в стене была прорезана дыра, через которую тоже в свое время поступали больные. Внутри, в бывшем экстренном зале, валялись ржавые стулья и осколки стекла.

Вокруг кровати собралась добрая шестерка истекающих слюной существ. Они не выли и не отталкивали друг друга, а просто смотрели наверх в железной уверенности, что каждому достанется своя доля.
- Теперь вы в безопасности, пациент, - сказал робот и разжал лапу. Не успели отзвуки короткого вопля затихнуть под сводами зала, а он уже развернулся и вылетел на поиски других людей, нуждающихся в срочной помощи.

ХИТРОСТЬ

Король суверенной территории, занимавшей целый квартал древних руин, использовал своих людей для расчистки территории от полусгнившего мусора. И наступил день, когда под завалом из каменных плит обнаружился старый ход, и вел этот ход в подземную камеру, предназначенную для защиты большого числа живых существ от поражения при взрыве. Конечно же, король этого не знал, но суть находки осознал быстро. Его слуги долго рыли, освобождая старый погреб от хлама и обломков. Король лично спустился туда, все осмотрел, ощупал толстенные двери и мощные стены, ковырнул там и здесь, и остался доволен.

Была одна проблема, которая днем и ночью пугала правителя. Все смертны, все покидают этот мир, не успев доделать свои дела и утвердиться в жизни. Трехрукие монстры и отщепенцы с огромными пузырями на голове уходили раньше, но даже самые здоровые слуги страдали от ломоты в костях, лежали без движения, теряли волосы на голове, а потом расставались с жизнью. Когда был найден погреб, король уже изрядно облысел, его суставы вспухли и болели, и он знал, что смерть вскоре придет за ним - с весами и огромной циркулярной пилой.

Стоя перед наклонным ходом, он придумал, как обхитрить безносую.
- Сюда я спущусь и закрою эту огромную тяжелую крышку, и смерть никогда не сможет меня найти, - объявил он, и все собравшиеся радостно кивали и соглашались, чтобы угодить королю – ведь он явно был доволен.

Сам хилый самодержец дверь не потянул. Лишь двое совместными усилиями смогли ее кое-как затворить. В щель трудно было просунуть лезвие ножа, и уж тем более смерть не смогла бы туда протиснуться.

Слуги были очень исполнительны. Они все бросали и бросали землю в коридор, пока дверь не оказалась под толщей почвы спрятана. И еще больше наложили земли, пока не заполнили. Они замаскировали вход так тщательно, чтобы никто во всем мире не смог бы догадаться о такой невиданной хитрости, даже они сами. Один из мастеров проявил недюжинную наблюдательность, спохватился, с криком указал на воздушные трубы, торчавшие неподалеку, по которым смерть могла бы проникнуть к королю. Люди качали головами – надо же, едва не упустили самое главное! Разве есть толк прятать дверь, оставив шанс безносой гостье протиснуться через трубу? Оплошность была немедленно исправлена. Трубы, не жалея сил, засыпали песком, и довольные мастера, прокричав славу королю, ушли.

Король остался в запечатанном склепе, надежно защищенный от гибели. Ищет она его, ищет, но все впустую. Какой мудрый монарх, перехитривший саму смерть!

(2014)


Рецензии