Час зачатья. К авторству Тихого Дона

А.Г. Макаров и С.Э. Макарова обнаружили вопиющее противоречие между описанием беременности Аксиньи и датой зачатия ребенка Григорием и Аксиньей (А.Г. Макаров, С.Э. Макарова, "Цветок-татарник", М., Аиро-ХХ, 2001, с. 274-279). Зачатие происходит во время порубки делянок заведомо после Михайлова дня (8 ноября). А.Г. Макаров и С.Э. Макарова относят это событие к ноябрю, и отмечают, что это противоречит шевелению плода в декабре - на втором месяце беременности последнее невозможно.

На самом же деле несуразица в романе еще более удручающая. От зачатия до шевеления плода по тексту прослеживается непрерывная, без временных разрывов, цепочка событий длиной аж в четыре дня!

Глава VII второй части целиком посвящена описанию хуторского схода: "На майдане собрался однажды сход: подходили дележ и порубка хвороста <...> - В четверг, как рассвенется, выезжать на порубку <...> - А ишо, господа старики, получена от станишного атамана распоряжения. - Атаман перевел голос и покрутил головой: стоячий воротник мундира, задирая подбородок, врезался в шею. - В энтую субботу в станицу молодым на присягу. Чтоб к вечеру были у станишного правления" (М.А. Шолохов, собр. соч., М., ГИХЛ, 1956, т. 2, с. 148-151). Глава VIII начинается с возвращения Пантелея Прокофьевича домой со схода: " - Что ж порубка? - В четверг порешили" (там же, с. 154). "В четверг, часа за два до рассвета, Ильинична разбудила Дарью" (там же, с. 156). Мелеховы отправляются на порубки. Там Григорий встречается с Аксиньей. "Он воровски повел низко опущенными зрачками опьяневших глаз и рывком притянул к себе Аксинью" (там же, с.160). Далее читатели на время расстаются с главными героями, поскольку в главе IX описываются посиделки у Штокмана. X глава начинается с принятия присяги молодыми казаками, в том числе Григорием Мелеховым, правда почему-то в воскресенье, а не субботу: "На площади, против старой церкви, в декабрьское воскресенье - черная полутысячная толпа молодых казаков со всех хуторов станицы" (там же, с.165). В тот же день Григорий возвращается домой, происходит ссора с отцом, и Григорий уходит из дома, на следующий вечером встречается с Аксиньей. "Сказать или не сказать? - думала она, вспомнив про свою беременность <…> Аксинья свернула в проулок; пригибаясь, почти побежала. Против чьего-то колодца, там, где скотина взмесила осеннюю грязь, неловко оступилась, скользнув ногой по обмерзшей кочке, и, почувствовав резнувшую боль в животе, схватилась за колья плетня. Боль утихла, а в боку что-то живое, переворачиваясь, стукнуло гневно и сильно, несколько раз подряд" (там же, с. 172)". Как отмечали А.Г. Макаров и С.Э. Макарова, дальнейшее протекание беременности Аксиньи и роды летом следующего года соответствуют зачатию ребенка именно "с порубок", об этом она сама говорит Григорию: " - Подсчитай сам... С порубки это…" (там же, с. 214), а похожесть родившейся дочери на Григория не оставляет сомнения, что именно он является отцом. Таким образом, нет никаких сомнений в том, что во время порубок была зачата родившаяся следующим летом девочка Таня. Итак, ребенок, зачатый в четверг, в ближайший понедельник уже шевелится в утробе матери! В объяснении этой диковины шолоховедам не помогут никакие ссылки на неосведомленность молодого автора в физиологических вопросах. Отметим, что приведенное выше упоминание о беременности Аксиньи - первое в романе. Однако говорится о ней так, как будто читателям уже об этом известно: "…думала она, вспомнив про свою беременность". По всей видимости, перед нами следы крайне неумелой компиляции Шолоховым текста из различных редакций протографа, которым он располагал.

                2005 г.


Рецензии
Вообщне не понимаю страстей этих вокруг ТД. Единственно верное ощущение после прочтения шедевра сего: острое сожаление о бездарно потраченном времени. Начало козырное, образы Аксиньи и Натальи - бесспорно тоже. А вот Гриша, как по мне, так просто дурилка картонная. Про Лестницкого и прочих вообще молчу.
Беспардонное вплетение в авторский текст (помимо, разумеется, прямой речи персонажей) южных и простонародных оборотов, метафор и лексем. Да это просто альбом эскизов, изредка мастерски исполненных. В остальном же - бред полнейший. Стынь-полынь, да хрень-духмень. Вот-с...
Вполне возможно, разумеется, - получили мы этот ТД в результате чьей-то неумелой компиляции, - но теперь-то какая разница, кто, зачем и почему это сделал? Вещь-то, в нынешем виде просто не удалась. Ну и бог с ней!...

С почтением.

Олег Ученик   25.04.2020 16:43     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.