Гл. 2 Смысл жизни

ЛЮБОВЬ-ДРУЖБА-НЕНАВИСТЬ С ПОЗИЦИИ КОНЦЕПЦИИ ИНФОРМАЦИИ
                Л.И. Новак            
Время -  направление и развертывание
событийной последовательности
причин и следствий.

Если по каким-либо объективным или субъективным  причинам
иерархия  сознания  начинает   нарушаться-разрушаться   и
негэнтропия уже  не возрастает, то  пропадает   с м ы с л 
телесной и кибернетической поддержки такого сознания, та-
кого "создания", и система организма этого "создания" на-
чинает  разрушаться.

 Глава 8               С м ы с л   ж и з н и

В этом понятии главное "жизнь-жить". Альтернатива этому - "не жить".
Что есть такого, ради чего стоит жить и без чего жить не стоит, не име-
ет смысла и ради чего и жизнь можно отдать добровольно?! Последнюю си-
туацию иногда обозначают словами "дороже жизни". В животном мире не
только у человека встречаются ситуации, когда приходится рисковать жиз-
нью и даже умирать по доброй воле в некотором понимании. Примеры тому:
стремление многих рыб к нерестилищам,  отстоящим порой за тысячи верст
от места основной их жизни - движение через массу смертельных труднос-
тей; отмирание лососей после метания икры и молоки; умирание лебедя в
случае гибели подруги. Смысл подобного риска у большинства животных -
продолжение рода. Эта программа заложена в генетических кодах и реали-
зуется в виде безусловных рефлексов. Конечно, подобная программа есть
и у человека, но она в значительной степени (особенно у высокоразвитых
личностей) нивелируется условными образованиями - множеством программ,
формируемых в сознании в процессе жизни. А нивелировка программ сохра-
нения вида человека как такового заходит так далеко, что с каждым го-
дом сохранение на Земле рода человеческого становится все более проб-
лематичным  (ядерные и другие  экологические  катастрофы, социальная
безысходность и т.п.).
Все вышеданное - вместо введения.  Главное  в нижеследующем  обсужде-
нии - ощущение  смысла  жизни  каждым  отдельным  человеком,   именно
ощущение им, а не то, что ему говорят-внедряют другие люди и бездухов-
ные средства массовой информации. Здесь надо дать определение жизни.
 Как и во второй главе, дам вначале определения этих понятий другими
авторами.
1. Из упомянутой там работы Абульхановой: (с.13 из 247) « … смысл
жизни, как известно, это лежащий в основе жизненной позиции и линии
ценностный способ обобщения, целеполагания в жизни. Одним из важнейших психологических аспектов смысла жизни является способность субъекта
переживать ценность жизни, удовлетворяться и побуждаться ею [Муздыба-
ев, 1981]. Этому противостоит отчуждение жизни — лишение реальных дей-
ствий, поступков их ценности, значимости, превращение в чисто функцио-
нальные. Смысл жизни — это своеобразное чувство своей субъектности,
возможности творчества жизни, это — не только когнитивное образование,
а переживание личностью своей включенности в жизненные структуры, при-
частности к общественным ценностям, полноты своего самовыражения, ин-
тенсивности взаимодействия с жизнью».
2. Живое, живая система - это молекулярная система, "которой свойс-
   твенны иерархическая организация, способность к воспроизведению,
обмен веществ,тщательно регулируемый поток энергии и которая
представляет собой  распространяющееся  ядро упорядоченности в 
менее упорядоченной Вселенной" (Биология, уч.под ред. Богоявлен-
ского Ю.К., М., 1985, с.14). А жизнь - п р о ц е с с   функцио-
нирования такой системы, включая ее  развитие и воспроизведение.
Для полноты приведу здесь определение системы. "Система – сово-
купность взаимодействующих между собой относительно элементарных
структур или процессов, объединенных в целое выполнением некото-
рой общей функции, несводимой к функциям ее компонентов. Призна-
ки системы: она 1) взаимодействует со средой и другими системами
как единое целое,  2) состоит из  иерархии подсистем  более  низ-
ких уровней,3) является подсистемой для систем более высокого
порядка, 4) сохраняет общую структуру взаимодействия элементов
при изменениях внешних условий и  внутреннего состояния" ( Био-
логическая кибернетика, под ред. А.Б.Когана, М., Высшая школа,
1977, с.11).
 Любая  живая система  извлекает из окружающей среды  энергию, инфор-
мацию и  материалы для обеспечения  функционирования  всех своих под-
систем и, - поскольку она  саморазвивающаяся, - для увеличения негэн-
тропии.  После выполнения  главной программы эта программа  перестает
( нет особого смысла далее поддерживать жизнь!) посылать управляющие
сигналы в кибернетический аппарат обеспечения  функционирования  всей
системы, и система начинает  разрушаться под  воздействием  макро-  и
микро-,  внешних и внутренних  энтропийных факторов.  В общем  случае
сложная система отмирает  не сразу.  Это не то что робот,  у которого
имеется  конкретная программа  самоуничтожения, или которого обесточи-
вают. Но подобные программы уничтожения могут быть и у животных ("до-
бровольное" умирание лебедя, потерявшего свою подругу; поедание  сам-
кой  черной  вдовы (каракурта) своего дражайщего супруга после  сово-
купления. Да и люди... Пример зомби, запрограммированного  извне  на 
самоуничтожение  после выполнения задания, - не единственный пример. 
Те же  самураи со своим  харакири или  восточные  Учителя, многие из
которых умирают в заранее определенный час (наиболее яркий пример –
Будда). Но в основном  живой организм  приходит к  смерти постепенно.
 У человека (тем более  современного, развитого)  главной  программой 
может быть отнюдь  не программа  продолжения  рода.  И более того,  в
течение жизни главная программ может  меняться (и не раз) под воздей-
ствием  других личных программ, общесоциальных факторов, чрезвычайных
обстоятельств и так называемых тонких оболочек.  Собственно,  главная
часть в главной программе и есть СМЫСЛ ЖИЗНИ. И не столь важно, осоз-
нает ли это тот или иной человек или нет. Важно, что практически все,
что он в жизни делает, он делает под управлением этой программы, хотя
говорить он из каких-то соображений может и о другом смысле жизни. Ну
и Бог с ним - пусть говорит. Я же хочу попытаться помочь любому чело-
веку (если, конечно, ему это надо) в том, как ему для  с е б я  выяс-
нить  с в о й   смысл жизни и решить наедине с собой, стоит ли и как
его менять.
  Главных программ,  как правило  отличающихся  друг от друга,  почти
столько же, сколько и людей, но управляющие сигналы, идущие в аппарат
обеспечения функционирования всего организма,- более однообразны.Если
информация, поступающая в организм через  2-ю сигнальную систему  или
через окружающие поля, соответствует установкам главной программы, то
следствием являются события двух типов -формирование ощущения удовлет-
ворения и формирование управляющих сигналов,  активизирующих  деятель-
ность  кибернетического аппарата  системы жизнеобеспечения общего пла-
на, а также сигналов, активизирующих  деятельность  локусов  сознания,
отвечающих за взаимодействие личности с объектами - источниками инфор-
мации, соответствующей  смыслу жизни.  На формирование  структур смыс-
ла жизни  оказывают, вероятно, влияние и тонкие оболочки данной лично-
сти и контакты с высшими уровнями Космического Разума, но основой буд-
нично-оперативной системы функционирования в личности блока "смысл жи-
зни" являются, по всей видимости, материальные нейронные образования и
соответствующие электромагнитные, нейтринные и т.д. поля. И конечно,
эти образования и поля подвержены всем возможным  воздействиям – химии-
ческим, механическим, электрическим, магнитным, электромагнитным, гра-витационным и другим, неизвестным нам. Об этом знают  врачи и ученые.
Об этом знают все спецслужбы мира.
 Личность - система.  И, как для любой системы, для нее важна не  сила
внешнего  воздействия  сама по  себе,  а монолитность-организованность
системы,  способность  аккумулировать  все ресурсы  на противодействие
отрицательным влияниям и решение  поставленных задач.  Поэтому в одних
случаях достаточно взгляда гипнотизера, чтобы выключить сознание, а в
других... Некоторые йоги могут  усилием  воли почти до нуля  уменьшить
ритм сердечной деятельности и казаться мертвыми. Известно, какие чуде-
са делала  экстрасенс Джуна благодаря волевой концентрации своей энер-
гии. Как правило (или: легче всего)такие такие явления могут реализо-
ваться при  моноцентричности   сознания.  У многих же  землян в созна-
нии  обычно хранится много различных программ.  Некоторые из них могут
быть чуть менее главными, чем  самая главная, и могут порой ее замещать,
беря на себя управление всей личностью. Каждая из программ может обра-
аться к каким-то  общим локусам сознания-подсознания (общим для всех
программ из разряда "смысл жизни"). Но, вероятно, имеются  локусы, 
которые  подвластны всего лишь  какой-то  одной из программ (можно ска-
зать и что эта программа и является локусом сознания или его основой). 
И тогда  функционирование личности может пойти по довольно специфическо-
му пути и, соответственно, со специфическим смыслом жизни, целью жизни.
Если у какого-либо человека так много целей в жизни, так часто меняет-
ся смысл жизни, что  и ему и окружаюшим  трудно определить, что же яв-
ляется для него главным  смыслом жизни, то к нему часто применяют по-
нятие "нецельная личность". И по сути это многоцентричная система. В
утилитарном аспекте многоцентричная система более жизнеспособна в  не-
критических условиях - она уходит от  поражения методом переключения
целевых программ. В критических же условиях, когда ничего не дает пере-
ключение программ и нельзя  уйти в "укрытие", у нее меньше  шансов на
выживание, чем у моноцентричной личности, более способной концентриро-
вать все свои возможности.
  Какой должен  быть смысл жизни каждого человека, у  каждого человека?
Об этом много написано в книге Трубецкого Е.Н."Смысл жизни" (СПб, 1918),
цитируемой в энциклопедии Шилина К.И. "Экософские начала социологии бу-
душего"(М., СОЦИУМ, 2000). Да и в других цитатах по этому вопросу Шилин
К.И. практически одобряет лейтмотив "должен", например: "Смысл жизни  в
ее утверждении в  вечном, он  осуществляется, когда в  нас и вокруг нас
проступает вечное начало, он  т р е б у е т  погружения жизни в это веч-
ное начало" (Франк С.Л. Духовные основы общества. Введение в социальную
философию.М.1992).
Но я говорю: давайте сначала уберем слова "должен быть". К сожалению, мы
довольно часто слышали:  пионер должен..., комсомелец  должен..., комму-
нист должен..., советский человек должен... К сожалению, слишком часто
философы и политики говорят, какой жизнь  д о л ж н а   быть в  светлом
будущем, каким должен быть человек в той жизни. А для большинства людей
жизненно важными являются прежде всего "сегодня" и "мое сегодня". А уж
если ему совсем плохо, то он находит душевную отраду, душевное спасение
в сказках о светлом будущем, в том числе - о загробном мире, или в… ста-
кане вина.  Конечно, сказки и религия имеют большое воспитательное душевспомогательное значение, но основной возрастной состав "сказочной аудитории" -от нуля и до 12-14 лет, а религиозной -после 25, в основном.
 А основную массу молодежи интересуют проблемы, как построить  с в о ю 
жизнь  с е г о д н я   и на  б у д у щ е е   интересной, богатой и счас-
тливою, какие выбрать цели и как обеспечить наиболее эффективное их до-
стижение. Молодежь определяется-таки (осознанно или подсознательно)
со смыслом своей жизни, со своим смыслом жизни и как правило активно и
осознанно ищет технологии его реализации. Общество в целом и отдельные
его социальные группы также можно характеризовать смыслом жизни. Более
подробно о нем мы будем говорить в другом месте. Но совершенно очевидно,
что начинающему сознательную жизнь трудно игнорировать этот обществен-
ный смысл жизни, хотя по крупному счету и местносоциальные ориентировки
и религиозно-философские ориентировки в отношении смысла жизни должны
для конкретного человека оставаться всего лишь ориентировками и не боль-
ше. "Человек - это звучит гордо!" И он имеет право на собственную судь-
бу, если она не приносит вред всему обществу.
Конечно, любой человек может послать куда-подальше и какие-то бы ни бы-
ло обязанности перед обществом. Итак, мы говорим о свободе воли, о вы-
боре смысла жизни в основном в отношении нормальных членов общества и
в то же время не можем скрывать от общества смыслы жизни тех индивиду-
умов человеческого типа, которым на основное общество наплевать. Пусть
все смыслы жизни будут на одной  "масштабной линейке": так легче каж-
дому оценить, что же он из себя представляет.

 Жизнеспособность любой самоорганизующейся системы - в многообразии
составляющих ее элементов. Если говорить о растениях, то более жизне-
способна та экологическая система, в которой одновременно присутству-
ет много разновидностей (подвидов) каждого вида. Интересен историчес-
кий факт из советской действительности. Был ряд постановлений Прави-
тельства о поддержке малых народностей Севера и Дальнего Востока.
Так вот, одной из важнейших целей этих мероприятий было сохранение
человеческого генофонда - для обеспечения должного видового разнооб-
разия всего Советского народа и, соответственно, его жизнеспособнос-
ти.  Итак, человеческое общество сильно многообразием составляющих
его элементов -  государств, городов, сел, предприятий, ландшафтов, 
отдельных личностей со своими смыслами жизни. И все это составляет
сложную многоуровневую иерархическую систему. Вероятно, и  системе
Земли как таковой можно сопоставить соответствующий смысл жизни.
Каков он? Кто-то создавал села и города. Кто-то создавал или порабо-
щал народы и определял или изменял им смысл жизни. Как, например,
четко, недвусмысленно и заранее определил смысл жизни еврейскому на-
роду пророк Моисей. Но кто может дать смысл жизни всему Человечеству?
Бог знает!...Говорят и пишут, что - Бог. Может быть, может быть...
Скорее всего, так и есть, особенно если вспомнить о расширенном пони-
мании Бога.
Человек, издревле  чувствуя эту ориентировку Бога, более или менее
уверенно и эффективно двигался  в Будущее. А кто был не чутким, поги-
бал раньше срока. И главное в этом смысле - порядок, организованность,
гармония, любовь, погружение в вечное начало, как ранее цитировалось
из Франка С.Л..
1Интересны экскурсы в эту проблему великого физика Э.Шредингера.
"Начиная с древних великих Упанишад (Индия), представление о том,
что Атман=Брахман (то-есть личная индивидуальная душа равна вездесу-
щей, всепостигающей, вечной душе), не только не рассматривалось в
индийской философии как богохульное, но считалось квинтэссенцией
глубочайшего прозрения в то, что происходит в мире"(Э.Шредингер "Что
такое жизнь?", М. ГИИЛ 1947). Стремление личной души к вечной душе
предопределяется многими религиями для каждого человека как величай-
ший смысл жизни. Можно спорить об авторах и путях установления-внед-
рения смысла жизни для всего Человечества. Но элементарной экстрапо-
ляцией масштабов, а попросту говоря - оглядкой на наш энерго-инфор-
мационный подход, - можно предположить, что Смысл жизни всего Чело-
вечества - увеличение негэнтропии в соответствии с  магистралью 
развития  Космического Разума и в том числе (конкретное "задание") - распространение на ближайшее пространство Вселенной феномена Жизни.
Если отдельный человек живет без такого смысла жизни,никто не может
ему запретить так жить.  Но объективно, он не способствует Развитию
Космического Разума, и вряд ли его душа при следующем перерождении
попадет в "хорошее место".  И если какое-то  государство мешает ус-
тановлению на Земле гармонии и, соответственно, обеспечению хороших
условий для увеличения негэнтропии, то конфликт этого государства с
Космическими силами (Богом) неизбежен, и вряд ли этот конфликт раз-
решится в пользу такого государства. Но все это – высокие материи. 
  А что же делать  каждому человеку со своим, более приземленным,
смыслом жизни (если есть какие-либо неопределенности) ?  Во-первых,
скажу, что это вопрос в основном для тех, кто "дорос" до этого  воп-
роса, т.е. чье сознание доросло до определенного уровня, должным об-
разом организовалось, иерархически скомпоновалось.  Ну, а у кого то-
го нет, то, может быть, и пусть себе живет спокойно и не знает, что 
"всю жизнь  говорит прозой". Или пусть его родственники - друзья по-
заботятся о пробуждении его самосознания, об осознании его "Я", о 
проявлении-уточнении-изменении смысла жизни.
 Итак, о тех и для тех, кто уже "проснулись", но еще  не четко  предс-
тавляют, куда идти. Статистически эта ситуация в основном - для  юнос-
ти.  Ощущаемых, осознаваемых, родных  собственной душе смыслов жизни - 
великое множество. Трудно из них создать всеобъемлющую,  удобную  для
социальных  ориентировок,  базу данных, что, конечно, очень важно для
Человечества.  Но можно выделить некоторые основные группы - категории 
смыслов  жизни.  Хотя это и условно, я назову их, а каждый из читате-
лей  может расширить этот список.

  НЕКОТОРЫЕ ХАРАКТЕРНЫЕ  С М Ы С Л Ы  ЖИЗНИ :
0. Найти Бога, постичь  Бога.
1. Сделать-делать что-то важное, нужное другим или чтобы спасти их; и
   не важно, узнает ли кто об этом.
2. Служить чему-то, кому-то (дорогому, любимому); помогать дорогому-
   любимому  делать что-то  хорошее.
3. Бороться со злом, защищать добро, слабых.
4. Улучшать жизнь людей.
5. Сохранять и улучшать природу.
6. Быть  хорошим (объективно,  а  не  лишь  с точки зрения  начальства) 
   учителем, врачем, миссионером, священником и т.д..
7. Воспитать-воспитывать  приемных детей.
8. Воспитать-воспитывать  сына-дочь-внуков-племянников.
9. Родить сына-дочь.
10.Открывать и выражать для других тайны бытия (писатели, художники,
   скульпторы, поэты, музыканты).
11.Доносить до других тайны бытия (артисты-солисты, режиссеры, дирижеры).
12.Решать головоломки (кроссворды, следователи, разведчики, инженеры,
   ученые, политики).
13.Получить престижную профессию.
14.Стать лучше.
15.Побеждать.
16.Находить, открывать, понимать.
17.Найти что-то, открыть что-то, понять что-то.
18.Делать-сделать что-то важное, чего никто не делал, или делать-сделать
   лучше всех.
19.Стать сильнее, умнее, богаче (материально).
20.Заиметь что-то важное, что есть у других, но нет у тебя, в том числе
   диплом об образовании.
21.Заиметь что-то ценное, что есть у других.
22.Узнать-повидать что-то или все.
23.Быть в своей "стае" (рядовые исполнители, рядовые верующие, военные).
24.Жить в свое удовольствие, в том числе - просто будучи студентом.
25.Просто жить-не умирать, что будет - то и будет, куда вывезет - туда и
   надо.
26.Стать лучше, богаче (материально), сильнее, умнее всех.
27.Быть организатором.
28.Быть начальником.
29.Быть верховным властителем (в семье, деревне, государстве и т. д.).
30.Иметь-заиметь то, чего нет ни у кого.
31.Отомстить.
32.Разрушить что-то, разрушать.
33.Отнять что-то, отнимать.
34.Убивать, издеваться над другими.
  Не  трудно заметить, что список составлен с убыванием  параметра  со-
ответствия  Основной Магистрали  Развития  Космического  Разума.
  Понятия "Магистраль", "Основная магистраль" означают, что  могут быть
и другие направления и не основная магистраль.  "Дерево"  эволюционного
развития у подножия усыпано сухими "веточками" - отмершими тупиками ка-
ких-то прошлых этапов развития. Но, вероятно, и сегодня на дереве раз-
вития  имеются  какие-то  веточки, которые далеки от магистрали, слабо
снабжаются ее живительными соками и должны отмереть вскоре. Более веро-
ятно нахождение подобных веточек там, где велико влияние хаоса. Факторы
хаоса работают, работают постоянно - действуют на все. И когда ослабле-
но функционирование всех основных локусов сознания, то относительный эф-
фект  воздействия на них факторов  хаоса увеличивается, а значит - еще
более дезорганизуется работа локусов сознания, труднее решаются все за-
дачи личности (сознания и подсознания), что и формирует сигнал неблаго-
получия, а с ним и нежелание жить. Но этот сигнал слабее, чем при ак-
тивном функционировании всех систем, когда  действия по реализации смы-
сла жизни наталкиваются на активное сопротивление окружающих  обстоя-
тельств или неспособности отдельных собственных органов выполнять необ-
ходимые функции. В последнем случае может возникнуть сильное нежелание
жить или даже желание не жить. Как и в классической кибернетике,  глав-
ная программа использует и положительные и отрицательные обратные связи. 
В частности по закону положительной обратной связи развивается  следую-
щий процесс: чем сильнее в Главной программе сигнал благополучия, соот-
ветствующий установкам смысла жизни - тем мощнее  импульсы  активации
всех жизненных систем, тем больше поглощается жизненной энергии (праны)
из окружающего пространства - тем больше сигнал благополучия (удовлет-
ворения).  И человека, "потерявшего"  смысл жизни, можно  искусственно
переключить на другую программу, а дальше начнет работать положительная
обратная связь. Если различные программы, близкие по характеру к глав-
ной, не сильно отличаются от нее и друг от друга по способности захва-
тывать управление над большей частью сознания, то простое перемещение
человека в другие обстоятельства может сменить программу, которая будет
исполнять главные управляющие функции, что эквивалентно  смене  смысла
жизни. А если жизнь в новых обстоятельствах под управлением этой прог-
раммы будет сопровождаться частыми ощущениями благополучия, то личность
может и не вспомнить о прежнем смысле жизни.  Наиболее  вероятна смена
смысла жизни в юности.
  Развитость и, соответственно, степень сложности и структура сознания
в юности отличаются от таковых во взрослом состоянии.  И, естественно,
блок смысла жизни, располагающийся на вершине сознания (в результате  естественного развития), может быть иным и по структуре, и по степени
подчинения себе остального сознания, и по параметру соответствия маги-
страли развития Космического Разума.  Каждый объект  в Космосе имеет
(может иметь)  о п т и м у м  функционирования в тех или иных условиях.  Вероятно, для каждого объекта имеются некие условия, в которых его
функционирование будет  м а к с и м а л ь н ы м, наилучшим. Развитие в
каждом своем мгновении является и элементом функционирования и стиму-
лом-детерминантой последующих мгновений развития. Смысл жизни личности
в каждый данный момент является кибернетически управляющим (определяю-
щим) началом функционирования в данных условиях личности,  находя-
щейся на том или ином этапе логически непрерывного развития.  Разви-
тие человека - процесс количественно-качественного роста(прежде все-
го его сознания) с соответствующими  структурированием комплексов 
молекулярных структур организма и полевых образований в соответствии
с  генетической программой, с воздействием души и других  молекуляр-
ных и полевых условий (электромагнитных, геомагнитных и др.).  При
этом,  внешние условия в виде родителей играют очень важную роль,
особенно в первые дни-годы развития личности : они могут и одномомен-
тно менять многие  внешние условия и быть гарантами выдерживания ли-
нии развития наиболее оптимальной для данной личности, а могут,  нао-
борот, сделать  многое, чтобы испортить эту личность. Во многих слу-
чаях, к сожалению,  происходит последнее.  И довольно часто именно
родители выводят свое дитя на смысл жизни, не оптимальный для него.
Но бывают случаи, когда эта оптимальность пробивается, несмотря на
очень неподходящие условия.  Это случаи пророков, Великих  Учителей,
величайших Гениев. Однако об этих последних я лишь упоминаю. Главное
же - это те люди, кому помощь общества  нужна-таки.  И здесь логична
мольба к родителям: прежде всего  не мешайте развитию вашего ребенка!
Помните, что, хотя половинки его генома взяты от  каждого из вас, но
в сумме они дают не просто механическую сумму ваших свойств, а новое
качество, принципиально новую личность. Помните, что в вашего ребен-
ка вложена душа не обязательно от ваших предков и что вообще-то он
вам  подарен на  время. И если вы поможете этой личности выйти на
линию  е ё  оптимального развития, то честь вам и хвала. Вы – вели-
кие люди!  В своей трудной (если относиться  серьезно)  миссии вы
можете передохнуть лишь тогда, когда вам (вместе с Богом) удастся 
вывести  его на  уровень-этап-состояние  с а м о с о з н а н и я. 
Это может случиться и в пять лет, а может не  проклюнуться и к 40.
Но это появление-становление самосознания - главное для становления
личности.
  И вот самосознание "проснулось"! Родители, конечно, и дальше могут
помогать советами. Но в основном они в дальнейшем - банки данных, сна-
бжение,  охрана и благоприятное биополе.  А "дитё" уже само будет ре-
шать, воспользоваться ему этим или нет, или, например, предпочтет об-
ратиться к другим банкам данных. Теперь же я обращаюсь к этому новому
самосознанию, к новой личности. По-отечески я буду обращаться на "ты".
Ладно?  У меня уже внук женился…
 Вначале хотя бы приблизительно-грубо попробуй только для себя, никому
не сообщая, ответить на такие вопросы.
1. К чему у тебя склонность - к гуманитарной или к естественно-техни-
   ческой деятельности?
2. Кто ты -исполнитель, генератор идей, организатор?
3. Добрый ты человек или не очень?
4. Здоровый ты человек или не очень?
5. Кто ты - холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик или различная, в
   зависимости от обстоятельств, смесь?
6. "Жаворонок" ты или "сова"?
7. Как ты считаешь, есть ли Бог или какой-нибудь там Космический Разум?
8. Кто тебе родители - друзья, враги или "поскольку обязаны"?
9. Есть ли у тебя друг и что ты готов для него сделать (а,б,г и т.д.)?
10.Можешь ты за что-то, за кого-то вот прямо сейчас умереть?
11.Можешь ли ты убить кошку, птицу или человека (неважно, по какой при-
   чине)?
12.Что такое дружба (но не из книжек, а как ты чувствуешь; прислушайся
   -ка к себе)?
13.Что такое любовь (так же, как в п.12)?
14.Что важнее (для тебя) любить или быть любимым?
15.Сколько лет ты хочешь жить (50,100,200, 500,1000, "не знаю")?
16.Предположим, что завтра ты умрешь...Что бы тебе хотелось увидеть в
   резюме объективного отчета о твоей жизни? 
17.Кому, по-твоему, будет горько от того, что тебя не будет?
18.Что ты чувствуешь при встрече с маленьким ребенком (не замечаешь,
   умиляешься, восхищаешься, чувствуешь неуютство, "видеть не могу")?
19.Сколько дней ты помнишь (так сказать сердцем) обиду?
20.Сколько лет тем твоим знакомым, которых ты считаешь стариками?
21.Как много у тебя проходит времени от принятия решения до его выпол-
   нения?
22.Сколько времени у тебя от того момента, как ты проснулся, до того,
   как встал?
23.Как часто ты опаздываешь?
24.Как часто ты не выполняешь обещания, не отдаешь, задерживаешь чужие
   вещи-деньги?
25.Что вызывает у тебя хорошую улыбку или успокаивает -
   звезды, заря,солнце, луна, ветер,море,река, лес,дерево,цветок, ребе-
   нок,лошадь,собака, встреча со скалой, улыбка незнакомой девушки
   (юноши), комната где ты можешь быть один, встреча с матерью-отцом -
   бабушкой-дедушкой, хорошая книга-картина-скульптура, музыка,встреча
   со знакомой девушкой (юношей), кинофильм, рюмка вина-водки, сигаре-
   та, наркотик, пожар-землятрясение, что-то мертвое - разрушенное-
   убитое, твоя жертва?

  Что могут дать тебе два вышеуказанных списка? Вначале ты внимательно
посмотри первый список, "примерь" его к себе. Затем еще более сосредо-
точенно вчувствуйся во второй список.  А потом возьми комплекс понятий
в п.25 второго списка и попытайся по подсказке ассоциативности поставить
отдельные понятия рядом с тем или иным пунктом первого списка. Если что
-то из п.25 не вызывает у тебя улыбку и не успокаивает, то просто за-
будь про это. А далее посмотри, что получилось, разделив первый список
приблизительно пополам. Если у тебя обе половины имеют приблизительно
одинаковый "вес" ( приблизительно одинаковое количество пунктов смысла
жизни, имеющих приставки из п.25 второго списка), то,значит, ты - поли-
центричная личность, и у тебя впереди или большие успехи в нашей рыноч-
ной экономике или поход к психиатру. Если у тебя более "тяжелая" нижняя
половина, то можешь ко мне пока не обращаться.Если же у тебя более "тя-
желая" верхняя половина и, притом, пары  "вопрос-понятие из п.25"  раз-
бросаны по всей этой половине, то нам, наверное, стоит кое-что еще
уточнить.
 Если ты сильно не доволен своей судьбой...Уведи себя от вредных полей,
нежелательных воздействий - уедь-уйди к морю, реке, озеру, лес с родни-
ком-ручейком или в горную базу отдыха. Можно - и на дачу, в том числе в
благополучную семью друга, но так, чтобы ты мог более или менее свобод-
но распоряжаться своим временем. Напиши шкалу своих ценностей-склоннос-
тей. Сравни со шкалой первого списка. Если их направления не совпадают,
то, значит, твое недовольство своей судьбой не касается фундаментальных
проблем Мироздания. И все у тебя будет "O`Key!".  Прими что-нибудь  ус-
покоительное. Отдохни. Трезво проанализируй свои  технологические прос-
четы,взвесь свои материальные, дружеские и временные ресурсы и "Вперед
с песней!". Если направления вышеупомянутых шкал  совпадают, то сделай
следующий важный шаг, требующий относительно больших душевных и времен-
затрат.  Соверши путешествие в Прошлое своей жизни, начиная с сегодняш-
него дня - выпиши более или менее важные события своей жизни (с твоей
точки зрения, но с такой поправкой - ты должен вспомнить события, кото-
рые тогда, в прошлом были важными для тебя). Может быть, среди них есть
такие, которые кардинально меняли плавное течение твоей судьбы. Возьми
их на заметку. Далее построй график: по оси абсцисс - моменты времени
тех или иных событий твоей жизни, а по оси ординат - значения важности
этих событий по шкале твоих ценностей-склонностей, упомянутой в начале
данного абзаца. Причем, построй  две  кривые-гистограммы - одну  через
кардинальные точки твоей судьбы, а вторую - через все точки  без деле-
ния на каринальные-некардинальные. Если вторая совпадает приблизитель-
но с первой и, притом, поднимается  вверх к  сегодняшнему моменту,  то
совсем "Всё O`Key!". И не очень-то беспокойся по поводу некоторого не-
довольства собой: оно должно присутствовать  у творческого, порядочно-
го человека. Если же вышеупомянутые кривые не совпадают друг с другом,
и если они (и в особенности вторая) снижаются к сегодняшнему моменту,
то тебе предстоит серьезная работа над собой. И предпочтительно прово-
дить ее под руководством  какого-нибудь  Учителя, но такого, который
не от людей тебя будет уводить, а к ним тебя поведет, к насыщению  со-
зидательным потенциалом добра. А для начала подумай, ради чего ты мог
бы отдать свою жизнь, кого бы ты мог заслонить своей грудью. Посмотри
вокруг, кто, какие коллективы живут близко к этому. Подумай о возмож-
ности для себя и путях вхождения в подобный коллектив: трудно вытащить
себя за волосы из воды - трудно  самому переделать самого себя; проще
войти в какие-то  обстоятельства или "организовать" их вокруг себя,
«нырнуть в них», а уж эти обстоятельства сами изменят тебя.  И помни замечательные слова Марка Аврелия:
     "Если бы ты хотел этого, ты не можешь отделить твою жизнь от
      человечества. Ты живешь в нем, им и для него. Мы все сотво-
      рены для  взаимодействия, как ноги, руки, глаза".
  Предыдущие  советы-обсуждения может прочитать и задуматься над ними
и  вполне взрослый человек.  Что-то ему покажется наивным. Но что-то,
надеюсь, ему и  пригодится: каждый из  нас может  другого чему-нибудь
научить!


Рецензии