Свадьба и свадебные песни

   Семейно-обрядовых произведений песенного творчества у украинцев исследуемого региона, по сравнению с произведениями календарно-обрядовой поэзии, сохранилось значительно меньше. Это объясняется трансформацией всех обычаев и обрядов, связанных со свадьбой, рождением ребенка и похоронами. За последние 50-60 лет старинные обычаи и обряды частью забылись, частью были вытеснены так называемыми «новыми»обрядами: торжественная регистрация брака, новорожденного, похороны с речами и др..
    Записано несколько свадебных песен, свадебный поклон, песня, исполнявшаяся когда-то на крестинах, похоронный плач, несколько колыбельных песен.

А) СВАДЬБА И СВАДЕБНЫЕ ПЕСНИ

   Важным событием в жизни человека и  его родственников, всего села была и остается свадьба, поскольку она затрагивает многих людей. Именно на свадьбах  в старину исполнялись наиболее популярные, а, бывало, что и довольно редкие народные песни любой тематики.
    В селе Дану подготовка к свадьбе еще в недавнее время начиналась так. Юноша, имевший намерение жениться, обращался к своим родственникам, которые, по его мнению, могли бы справиться с таким важным поручением,( а для этого нужно было обладать красноречием, смелостью и авторитетом) и просил их засватать за него понравившуюся ему девушку.
   Исход переговоров во время сватовства зависел  не только от установившихся взаимоотношений между молодыми людьми, но и от их положения в селе, а также от дипломатических способностей сватающих. Если переговоры проходили успешно, то договаривались о дате помолвки, когда будут «пить слово». «Слово пили» старики: отец, мать и другие ближайшие родственники с обеих сторон. Это событие происходило в доме родителей невесты. В это время договаривались о дне свадьбы и о том, кто что даст молодым для обзаведения хозяйством.
    Готовились к свадьбе отдельно у жениха и у невесты. Каждый из них использовал  помощь своих родственников, которые готовили к свадьбе традиционные блюда. Особое внимание уделялось выпечке калачей, по одному с той и другой стороны. Калачи украшались красными нитками, базиликом, разнообразными цветами.
    В день свадьбы жених посылал группу юношей ( они назывались «дружбы») и девушек («дружек») за невестой. Дружбы и дружки приводили невесту к дому жениха. Двое юношей, друзей жениха, держали на пороге дома в поднятых руках украшенный калач. Под ним трижды проходили дружбы и трижды – дружки. Затем калач  ломали, и участники этого действа брали по кусочку кому сколько попадется – хотя бы кусочек калача, или отрезок нитки, или цветок. Красная нитка такого рода считалась целебной.
    После этого приглашали к столу молодых. Жених находился во главе стола вместе с нанашками (посаженными отцом и матерью).Подходила в кругу дружек и дружб невеста и переступала через стол на место рядом с женихом.
    На столе в миске с пшеницей находились спрятанные обручальные кольца. Жених и невеста погружали правые руки в пшеницу. Кто первым находил кольцо, тот считался более «гарным», то есть трудолюбивым.
    После обильного угощения под звуки обрядовой мелодии «выводили молоду».Невеста и жених выходили из-за стола, а с ними выходили, держась за руки, присутствующие. Начинались танцы.
    Через некоторое время происходило венчание в церкви .После венчания или регистрации гражданского брака, когда процессия возвращалась к дому жениха, дети переливали дорогу перед идущими по селу молодыми водой из колодца, а те благодарили их, одаривая их деньгами .
    Посылали музыкантов за родственниками невесты. Те приходили под звуки марша. Затем все угощались, танцевали.
После этого дружки и дружбы одаривали молодых – «витали».Они подходили к столу, за которым сидели нанашки и молодожены, обмениваясь рукопожатиями с ними, высказывали пожелания добра, счастья и благополучия, подносили деньги, выпивали стопку вина. В этот момент звучали соответствующие обрядовые мелодии , как правило, духового оркестра.
    После «витания» молодежи веселье продолжалось. Дети и неженатые юноши и девушки расходились по домам, оставались женатые. Они «витали» уже под утро.
Многие из элементов традиционной свадьбы сохранились в селе Дану до настоящего
 времени.
       Волнующим моментом свадьбы является процедура «розвивання молодої».Нанашка (посаженная мать) усаживает невесту на подушку на стул или табурет, снимает с нее фату, цветы и перевязывает ей голову женским головным платком. При этом нанашка ( или та женщина, которая знает слова ) поет свадебную обрядовую песню «Та як уночи сонца ніхто не бачиу» (Опубликована в книге «В земле наши корни», стр.стр.214-217).
Ее напев подхватывает оркестр. Затем исполняется молдавская  обрядовая свадебная песня «Pl;ngi copil; ;i suspin;» («В земле наши корни», стр.369).
    С этого момента невеста считается замужней.
    В продолжение оркестр до утра продолжает играть танцевальные мелодии, и на этом свадьба заканчивается.

    “ТА ЯК УНОЧИ СОНЦА НІХТО НЕ БАЧИУ”
    Обращает на себя внимание свадебная песня “Та як уночи сонца ніхто не бачиу”, записанная мною в 1970 году у Веры Григорьевны Цысарь.В этом произведении описывается сама процедура свадьбы. В начале высказывается сожаление о том, что Маруся больше не увидит в хате хлопца:
“Та як уночи сонца ніхто не бачиу
Так уже й Маруся молода-молоденька
У хаті й хлопца не побаче...”
    Дело в том, что в старину на посиделки, в гости к незамужним мог заходить вечерами не только один избранній девушкой юноша, но и любой желающий посидеть, поговорить, провести время, и это не считалось зазорным, аморальным.Молодежь часто собиралась у девчат на вечерницы или просто так.Естественно, когда девушка выходит замуж, то это уже не повторится.
     В следующих строках описывается, как  в воскресенье утром подружки одевают невесту, надевают ей на голову веночек, как она плачет, угощает и благодарит их.Потом за Марусей приезжают и на пороге играет музыка. Отец с матерью ведут невесту в другую комнату отдавать ее жениху:
Ми даємо тобі, зятю, свою дочку.
Ми ії возрастали тай шанували
Від води і від вогню.
А ти як будеш шанувати,
Та так і будеш мати.
     Далее описывается процедура снятия венка и следуют напутственные слова нанашки:
- тата й маму уважати,
- хадзяїна свого почитати,
- до хадзяйства са брати,
- у чужі хаті привикати,
- нанашкіу за нанашкіу мати
і нанашкіу са не цурати...

“ГОРІЛА СОСНА, ПАЛАЛА”

    Сожаление о закончившемся девичестве высказывается в свадебной песне “Горіла сосна, палала”, записанной у М.В.Усатенко в с. Стурзовка.(“Співає Стурзовка” , стр.стр.55-56):

Горіла сосна, палала,
Під ней дівчина стояла.
Під ней дівчина стояла,
Русую косу чесала.
-Ой коси ви мої,
Довго служили ви мені,
Більше служить не будете,
Під білий велинь підете,
Під білий велинь, під вінок,
Більш не підеш ти у танок.
Під білий велинь с хусткою,
Більш не підеш ти за дружку.
    В варианте этой песни, записанной А.Б.Маковеем в селе Рамазань района Рышкань у Л.П.Олейник окончание такое:

Під білий велинь з квіткою,
Більше не буду дівкою.
Згоріла сосна – чорний пень,
Грала музика цілий день.
     Пылающая сосна в данном случае – образ –символ. Сосна и ее зелень – это девичество.А огонь – это свадьба, прощание с девичеством, пожар, в котором должны сгореть  все воспоминания о беззаботном прошлом.

ПЕСНЯ ДРУЖЕК

   У жительницы города Глодень М.С.Борщевской в 1994 году я записал песню, которая, по свидетельству исполнительницы, специально предназначалась для того, чтобы ее пели дружки, и она адресовалась невесте:

-Куда, доню, собираєшся
Шо так біло умиваєшся?
-Піду, ненько, між чужі люди,
Ой там мені тай горенько буде.
Ой там гора кременистая,
Там свекруха норовистая.
Вона ж мені правдоньки не скаже,
Вона ж мені норови покаже.
Хліба вріже – скоса гляне –
В мене серденько завьяне!

СОПРОВОЖДАЯ ПРИДАНОЕ

   Сохранилась и песня, предназначенная для исполнения во время, когда везут невесту к жениху с приданым (“зестрами”).

Вийди, свату, подивись
Шо ми тобі привезли:
Не корову, не теля,
Но невістку-крутеля,
Не корову, не теля,
Но невістку-крутеля.
Вийди,Грицю, на дорогу,
Казав батько – даст корову.
-А якую?
-Круторогу.
-Їди, Грицю, на дорогу.
-А якую?
-Круторогу.
-Їди, Грицю, на дорогу...
   ( Записано у Н.Т.Терендяк в селе Лимбений Ной в 1996 году).

Интересную песню мне удалось записать в селе Стурзовка у М.И.Молошаг в 1994 году –“Да повій, вітре, з яру” (“Співає Стурзовка”, стр.стр.88-89).

Да повій,вітре з яру
На пшеничку яру,
Да повій по долині
По червоній калині.
Там дівчина стояла,
Цвіт-калину ламала.
Цвіт-калину ламала,
До личенька прикладала.
До личенька прикладала,
Тай матінки са питала:
-Ой матінко ж ти моя,
Чи буду ж я такая?
Чи буду ж я такая,
Як калиночка цая?
-Ой будеш ,дочко, будеш,
Як коло мене будеш,
А як підеш від мене,
А як підкш від мене –
Спаде красочка з тебе.
Спаде з калини роса,
З біленького личка краса.
Бо в чужої матінки
Заснідання – в полудні.
Заснідання йа в полудні,
А вечеря йа в півночи.
А вечеря йа в півночі –
Проплакала чорні очи.
Проплакала-протужила –
Нема того , шо любила...

    Эта песня воспринимается нами как обычная песня бытового характера. Между тем в сборнике «Українські народні народні пісні», Київ, “Арфа”,1997, вариант этого произведения под заголовком “Ой є в лузі калина” представлен как свадебная песня (стр.стр.19-20).
    Размышления о современной свадьбе содержится в песне “У неділю рано” (“В земле наши корни”,   стр.стр.218-219), записанной автором у П.М.,Л.П. и Т.П. Мотря в селе Дану в 1995 году.

У неділю рано та музика грала,
Молоденька мати доньку віддавала (Каждая вторая строчка повторяется).

-Посіяла жито, жито над водою,
Чи не буде жаль, матинко, за мною?

Жаль ми буде, жаль ми, аж серднько в”яне.
А хто ж менек, доню, на старість догляне?

А я залишаю на старшого брата,
Буде вам, матусю, веселая хата.

А я залишаю на меншу сестричку,
Буде вам носити до хати водичку.

Мамо ж моя, мамо, я ваша дитина,
Мені са належить подушка й перина.

Подушка й перина, корова з телятком,
Шоб я не ходила по селі з горнятком.

Тато ти, иій тато, я ваша дитина,
Мені са належить  легкова й машина.

Легкова й машина, мальована хата,
Шоб я пам”ятала, шо я мала тата.

Бабка ж моя бабка, я ваша онучка,
Мені са належить золорта обручка.

Золота обручка, норковая шапка,
Шоб я пам”ятала, шо я мала бабку.

Діду ти,мій діду, я ваша онучка,
Мені са належить уся ваша получка.

Уся ваша получка, цігейкова шуба,
Шоб я пам”ятала тебе, діду любий...

У нрано там музика грала,
Молоденька мати дочку віддавала.

-Ти думаєш, мамко, шо я тут паную?
А я йду з роботи – рученьок не чую.

Ти думаєш, мамко, шо я тут не плачу?
А я йду з роботи – стежечки не бачу...

У неділю рано там музика грала,
Молоденька мати доньку віддавала...

    За последние десятилетия свадьбы потеряли национальный колорит, “осовременились”.Они теперь обычно проводятся в одном месте (ресторан, столовая, “Дом семейных торжеств”) без выполнения  ритуальных действий, в них сохранилось очень мало старинных деталей. Поэтому и мало сохранилось свадебных песен.


Рецензии