Эльвира Давыдовна - театралка

                Мне, всю мою сознательную жизнь, приходилось встречать разных людей. Но, поскольку взгляды на многие житейские вещи менялись чуть ли не каждый день, то хорошие люди становились плохими, разрушив  представления о них, как о личностях, а плохие становились хорошими. Многие  из этих людей оказывали влияние на формирование наших  характеров, на определение  жизненных направлений.  Мне везло на хороших людей.

                Когда я учился в пятом-шестом классах, нашим классным руководителем была молодая, стройная учительница. Корректная, по натуре, и добрая, по характеру. Одевалась она всегда строго, с изыском, но одеяния её  соответствовали требованиям школы. Преподавала она русский язык и литературу.  Никогда не кричала, хоть и класс считался бедовым. Но когда она по какой-либо причине сердилась, в голосе у неё появлялись строгие нотки. Мы уважали свою классную руководительницу. Уроки под её началом проходили всегда в тихой, спокойной обстановке.

                Зато, параллельному классу мы не завидовали. Там преподавала русский язык и литературу Эльвира Давыдовна. Ученики называли её Эльвирой-крысой. Женщина, лет тридцати с лишним, но, глядя на полноту её, мы видели в ней старуху, с ярко "кричащими" вишнёвыми губами и густо "наштукатуренными" щеками.  Экспрессивная, грубоватая,  её голос был слышен на всех этажах школы. То она кого-то отчитывала, то тащила за ухо в учительскую нерадивого ученика. И прозвище учительницы, «крыса», было нашим общепринятым определением подобных «варварш».

                В седьмом классе Эльвира стала у нас вести  литературу, и приняла  руководство над нами, шумливыми, малопонимающими «ахламонами». Эту новость мы восприняли со страхом. У прежней классной руководительницы, видимо, нервишки не выдержали и ей оставили уроки русского языка.

                Вот тут-то и раскрылась истинный талант Эльвиры. Мы никогда не слышали от других учеников, как она ведёт уроки.  И явление этой учительницы в нашем классе явилось неожиданностью. Она оставила неизгладимый след в нашей памяти и сыграла немаловажную роль во многих наших судьбах.

                Эльвире явно не хватало территории класса. Её существо нуждалось в большой сцене,  настолько артистично, интересно она преподносила школьный материал, ссылаясь на дополнительную литературу, где были изложены факты из истории. Её монологи, иначе их не назовёшь, проходили  вдохновенно, поставленным, театральным голосом.

                В ней присутствовал дух артистки, а сценой служила территория класса. Образы, созданные Эльвирой Давыдовной, оживали в наших сознаниях. Они касались  судеб простых людей в некрасовских произведениях, внимали изгнанному из светского общества Чацкому, уносились на горные вершины Кавказа, к опальному Лермонтову. А пушкинская фраза, произнесённая устами нашей, ставшей любимой, учительницы, просто завораживала нас, «неотёсанных» учеников.

                Эльвира цитировала наизусть «Евгения Онегина».  Любая актриса, любого ранга, имела полное право позавидовать нашей учительнице «белой» завистью, уважая её талант и достоинство.  Эльвира Давыдовна самозабвенно читала главы из поэмы «Евгений Онегин»,  перенося нас в период времени, когда молодой Пушкин жил в Санкт-петербурге, посещал пышные балы, был завсегдатаем в именитых домах, посещал модные салоны, увлекался красивыми дамами, писал стихи им в альбомы.

И весь этот романтический период воспринимался нами воочию, благодаря артистическим способностям Эльвиры Давыдовны.  Её мимика, жесты, динамика интонаций – всё подчинялось передаваемой теме. Ей не хватало яркого света театральных рамп, множества внимательных глаз зрителей и затаённой тишины, перед бурей оваций.

                В  классе исчезло понятие «галёрка». В творческом процессе, который назывался уроком литературы, участвовали буквально все. Даже  последние «разгильдяи» взялись за ум. Однажды  мы получили домашнее задание от Эльвиры Давыдовны написать сочинение на тему «Город будущего». Каждому из нас предстояло выразить на бумаге, каким мы представляем свой город через двадцать лет, когда состоится «Хрущёвский коммунизм». О нём говорилось в те годы повсеместно во всех газетах, передавалось по радио.

                В моём сознании зародилась навязчивая мысль. Я решил написать сочинение в стихах. Я и раньше что-то сочинял, но всё это мне казалось несерьёзным. Я, как мышь при свете, тихий и незаметный, вдруг загорелся желанием исполнить задуманное. Наивные строки, рождённые моим воображением, упрямым червячком вгрызались в сознание. Возбуждённый обилием нахлынувших чувств и мыслей, я по ночам придумывал сюжеты будущего сочинения. И пробы стихотворной формы приносили мне, начитавшемуся фантастики, удовлетворение.
               
                И вот, задание выполнено. Я исписал всю школьную тетрадь и сдал её вместе с другими сочинениями.  Эффект превзошёл ожидания. Мои неуклюжие стихи удивили весь учительский состав. Я получил высшую оценку, невзирая на ошибки. Конечно, ни о какой ритмике я не знал тогда, да и рифмы «хромали».  Эльвира Давыдовна просила подойти к ней после уроков, чтобы отдельно поговорить со мной, как с начинающим «писакой».

                Я подошёл к учительнице, в надежде на её похвалы. Она молча увела меня в учительскую и отчитала за корявость стихотворений, за  непоследовательность изложения фактов, за ошибки. При этом сказала:
«Лучше бы ты не брался за стихи, а написал нормальное сочинение, за которое получил бы нормальную, объективную оценку. И я бы не лицемерила...» Зато одноклассники стали  называть меня поэтом.  Было, конечно, лестно слышать это прозвище. Стихи я продолжаю писать, но поэтом себя не чувствую. Чего-то не хватает. Может, мысли философской, а может, полётности.

                Я узнал, что бабушка нашей классной руководительницы была одно время директором Краевого драматического театра. Видимо, она и «заразила» внучку творчеством. Сама Эльвира Давыдовна посещала народную студию драмы при ДК "Трансмаш". Там же находилась и любительская оперная студия, где я занимался, и частенько, через дверь учебного класса, я  слышал её поставленный голос и гордился, что это моя бывшая учительница по литературе.

                10.07.15г.               


Рецензии
Повезло встретить почти в начале своего пути такого учителя и такого человека. Очень хороший рассказ! И, по-моему, с полётностью сейчас всё наладилось ;-)
Спасибо, Владимир!

Ирина Черкасова   15.11.2015 16:33     Заявить о нарушении
Благодаря этой учительнице, ЛГ, в реале, стал писать стихи. Спасибо, Иронька, за отзыв!

Владимир Глушков 2   15.11.2015 18:45   Заявить о нарушении