Тенденция общественного развития

         Прогноз обычно строят на экстраполяции тенденции общественного развития. При этом рассматриваются разные временные интервалы, следовательно, прогнозы могут быть долгосрочными, среднесрочными и краткосрочными.
         Взяв для изучения тенденции общественного развития в новое и новейшее время, можно заметить следующее. Развитие общества связано с развитием общественного сознания, социальной мысли. Ну, а социальная мысль в новое время была оформлена в либерализме, марксизме, анархизме, национал-социализме. Между этими направлениями развития социальной мысли шла политическая борьба. Победившее учение получало шанс реализоваться на практике.
         В истории, как известно, реализовались либерализм, марксизм, национал-социализм и анархизм Н.Махно.
         Марксисты строили государственный коммунизм, а построили государственный капитализм в чистом виде на основе интернационального коллективизма. Национал-социалисты построили что-то среднее между частным буржуазным  и государственным капитализмом на основе национального коллективизма. Либералы также создали буржуазно-государственный капитализм, но на основе индивидуализма. 
         Махновцы пытались построить анархический коммунизм на коллективной основе. Для этого Н.Махно встречался с теоретиком анархизма П.Кропоткиным. Строили махновцы своё общество вокруг г.Донецка, то есть на территории Казакии. Так окрестили в 1959 году казацкие земли американцы. Ведь на этих землях располагалась когда-то Запорожская сечь. Благодаря этому стало понятно, что стихийный анархокоммунизм существовал на этой территории задолго до того, как махновцы решили придать ему официальный статус. Ясно становится и то, почему население Донецка и Луганска в 2014 году образовали отдельное от националистической Украины общество и почему российское государство против этого. Ведь это анархокапитализм.         
         Почему в основе либерализма оказался индивидуализм?      
Считается, что основой философии либерализма послужило изречение Декарта «я мыслю, значит существую». Оно подводит к изречению И.Канта «весь мир во мне». В этих изречениях нет «мы» и фрейдовского «над-я». «Над-я», следовательно, государство оказалось под «я».
         Вот основные принципы либерализма:
• обеспечение естественных прав, включая право на личную свободу;
• обеспечение гражданских прав;
• установление свободной рыночной экономики;
• обеспечение ответственности правительства, государственной власти.
         В либеральном обществе, по мнению Б.Муссолини государство было «ночным сторожем». Сегодня это трамплин для тех, кто стремится в олигархи, путь быстрого обогащения, осуществления вертикальной мобильности.
         Куда приведёт нас либерализм?
 Для этого нужно обратиться к вариантам социального индивидуализма и вспомнить, что теоретический анархизм был разветвлён на анархический индивидуализм и анархический коллективизм.
         Анархический индивидуализм – направление, ставящее во главу своих желаний полную независимость личности без всякой заботы о том, как сложится общество. Это направление подразделяется на две ветви. [1,с.206] Есть чистые индивидуалисты толка М. Штирнера.  [1,с.207] 
         Учение Штирнера представляет собою возмущение против государства и новой тирании, которая установилась бы, если бы государственному коммунизму удалось восторжествовать. Рассуждая как истый метафизик-гегельянец, Штирнер проповедовал возрождение человеческого «Я» и «Главенство» отдельной личности. [1,с.207] 
         Другая ветвь «анархистов-индивидуалистов» состоит из «мютюэлистов» - то есть последователей взаимности Прудона. Эти анархисты ищут разрешения социальной задачи в свободном, добровольном союзе тысяч мелких союзов, который ввёл бы обмен продуктами при помощи «марок труда». Марки труда обозначали бы число рабочих часов. [1,с.207]          
         Противопоставив себя анархистам-индивидуалистам, «наиболее деятельные члены федералистского интернационала – Варлен, Гильом, Де-пап, Бакунин и их друзья объявили, что они подразумевают под словом «коллективизм» коммунизм негосударственный, федералистский, или анархический». [1,с.187] 
         «Первый теоретик анархизма Уильям Годвин. Годвин, современник Великой революции 1789-1793 гг. видел собственными глазами, что происходило в Англии под прикрытием парламента: грабёж общинных земель, продажа выгодных правительственных должностей, охота на детей бедняков, которые отнимались специальными агентами, разъезжавшими для этого по Англии, и посылались на фабрики Ланкшир, где они гибли массами; и так далее. Он понял и высказал основную анархическую мысль, что люди должны, прежде всего, отделаться от своих верований в закон, власть, порядок, собственность и другие суеверия, унаследованные ими от рабского прошлого». [1,с.157].
         «Второй теоретик анархии, пришедший после Годвина, - Прудон, пережил неудавшуюся революцию 1848г. Он также видел своими глазами преступления, совершённые республиканским правительством». «Таким образом, анархическое движение зарождалось из уроков самой жизни». [1,с.166]
         «Бакунин был полнейшим коммунистом, анархическим коллективистом. Однако его коллективизм не был коллективизмом Видаля, Пеккера, ни их последователей, которые просто стремились к государственному капитализму». [1,с.194] 
         Итак, высказывания Годвина и Прудона подтверждают мысль, что государство является средством элитаризации. Попав в высший эшелон власти, автоматически становишься элитой с соответствующими привилегиями. «Из грязи в князи» как А.Меньшиков при ПетреI.
         Чтобы привилегия могла превращаться в пожизненное благо, в конце ХХ века была проведена перестройка СССР.
         В этой связи выясняется, что либералы вроде бы как борются против клептократического государства и таким путём против коррупции. Ведь когда не будет государства, не будет и государевой казны, кошелька. И эта борьба по логике ведёт к анархизму, который основан на индивидуализме и частной собственности – к либеральному анархокапитализму.
Термин «анархокапитализм» был введён Мюрреем Ротбардом в 1960-м в США.
         Вот вам и тенденция общественного развития. Реализуется ли она? Поживём – увидим. В России же пока что государь борется с коррупцией, охраняет казну. Парадокс истории. Также государство стоит против анархокапитализма, Новороссия тому пример. Следовательно, российское государство должно стоять против либерализма, чего пока не наблюдается. Нет традиционной логики в  общественном развитии, хотя в теории всё так логично.

Источник   

1. Кропоткин П.А. Анархия. Сборник.- М.: Изд-во Айрис-пресс, 2002


Рецензии