О монархии и республике

Монархия хороша уже тем, что монарх с детства готовится к управлению государством. Он еще ребенок, но уже знает, что жизнь его ему не принадлежит, что она принадлежит Отечеству, за судьбу которого ему придется нести полную ответственность.

Напротив, в республике, кандидат в президенты прекрасно осознает, что отведенный ему срок слишком мал, чтобы действия его могли как-либо повлиять на судьбу государства. Поэтому ответственности за его судьбу он не чувствует и менять что-либо в нем не хочет. А поскольку к управлению государством он с детства не готовился, а воспитывался в рамках буржуазной системы ценностей, он рассматривает свое президентство исключительно как факт личной карьеры.

Но самое главное преимущество монархии заключается в том, что царь является сакральным центром государства. Ошибочно думать, что свойственное монархии иерархическое строение делит людей на высших и низших. Монархическое государство это единый организм, который строится по аналогии с вселенной и в котором каждый орган выполняет свои, только ему свойственные функции. Монарх в таком государстве, выполняет ту же функцию, что и во вселенной Бог. Это значит, что деятельность его должна быть, не только целесообразна, но и нравственна, и это главное условие устойчивости этого типа власти.

Монархическая власть может быть устойчива в том и только в том случае, если монарх соответствует своей сакральной миссии. Если его жизнь полностью подчинена интересам государства. Если же монарх этой миссии изменяет, если действия его направлены на личное благополучие, рушится не только жизнь монарха (как было с Борисом Годуновым, Петром III, Павлом I), но и самого государства. Так, революция 1917 года была прямым следствием политики Николая I, заботившегося не об укреплении государства, а об укреплении личной власти. Эта политика привела, как известно, сначала к трагедии Крымской войны, а затем к зарождению в России первых революционных движений. 


Рецензии