Волшебная сила искусства

                Журналистские истории
               

   В ЦНИИ МПС, где автор этих строк в 70-е годы начинал свой путь в журналистике, работая в многотиражной газете «Железнодорожник», приехал один из членов лекторской группы ЦК КПСС, академик АН СССР, назовем его Василий Петрович Иванов. В эту группу входили известные ученые, которые выступали на предприятиях, в учреждениях и организациях по вопросам развития экономики, рассказывали об открытиях в области науки, технических новинках.
  Событие для института было незаурядным, и материал с фотографией этого ученого мы запланировали, естественно, на первую  полосу.

                Уникальный кадр

   Фотограф нашей газеты Юра был по-своему уникальным кадром. Снимал, как акын пел – что видел, то и щелкал, не вникая в особенности объекта.  Юра постоянно опаздывал на съемки и спешил покинуть их на какие-то свои подработки за счет сэкономленной казенной пленки. Заменить его на толкового фотокорра не удавалось: он был «блатным».
   И во время выступления академика Юра, как обычно, появился в конференц-зале, где проходило мероприятие, когда ученый уже заканчивал выступление. Помнится, лекция была интересной, и слушатели перестали обращать невольное внимание на то, что у докладчика не было одного глаза. Быстро пощелкав, Юра испарился.
   Снимки, которые он принес в редакцию, вызвали праведный гнев главного редактора газеты Надежды Васильевны Муриной: аудитория еще как-то получилась, а главного героя, Юра снял единственным кадром - в профиль, со стороны отсутствующего глаза.
   Наши упреки - зачем подчеркивать физический недостаток уважаемого человека, почему нет снимков со стороны здорового глаза или в анфас, Юра стойко переносил, привычно войдя в образ отстающего ученика коррекционной школы и оправдываясь тем, что его заранее не предупредили насчет особенностей лица докладчика.
   На редколлегии решили, что фото ученого, тем не менее, придется публиковать.

   
 
                А Толя забыл...
   
  В те времена фотошопа, разумеется, не было. Снимки предварительно обрабатывались в типографиях художниками-ретушерами, которые устраняли изъяны изображений. Затем фото вытравлялись на металлических пластинах - клише, которые готовились ко дню верстки. Сам  процесс травления занимал несколько дней. 
   Мы позвонили в типографию и предупредили нашего ретушера Анатолия, чтобы в данном случае он ни в коем случае ничего с фотографией ученого не делал, объяснив причины. Толя был профессиональным художником, однако картины его редко покупали, а в типографии был небольшой, но стабильный заработок.
   В день верстки мы увидели, что на первой полосе стояло фото академика, которому Толя со свойственной ему талантливостью и добросовестностью нарисовал нормальный глаз. Обрабатывая также множество фото других изданий, печатавшихся в этой типографии, о нашей просьбе он запамятовал. Изготовлять новое клише – срывать график выпуска. Это ЧП. Решили печатать номер без изменений, рассчитывая, что наша скромная газета в ЦК партии никак не сможет оказаться.

                Если медицина бессильна

  Через несколько дней в редакции раздался звонок. Поднимаю трубку.
- Это газета «Железнодорожник»?
- Да,слушаю вас.
- Беспокоит лектор ЦК КПСС, академик Иванов. Я у вас выступал не так давно, если помните.
- Да-да, конечно.
- Из вашего парткома мне прислали газету (в тот момент я подумал, что моя журналистская карьера заканчивается, толком не начавшись. Хорошо, мужик с юмором оказался – авт.) - Хочу вас поблагодарить. Куда я только не обращался со своей проблемой. Лучшие офтальмологи Америки, Польши, Германии, СССР пытались зрение восстановить.  Увы, медицина оказалась бессильна. А приехал к железнодорожникам – результат налицо. Точнее – на лице. Отдельное спасибо художнику, который нарисовал мне такой красивый глаз.
   Выслушав мои сбивчивые объяснения и извинения, ученый сказал, что хозяева хотели, наверное, ему, гостю, приятное сделать, а газету он непременно сохранит на память…


Рецензии