Глава IV. автомобиль

Большинство студентов были  «помешаны» на автомобилях. Любовь к автомобилю многим привили в МАДИ. В то время основу автотранспорта составляли автобусы, грузовые автомобили  и троллейбусы,  легковых автомобилей особенно личных было очень мало. Автомобиль и управление им была мечта каждого мадийца  и уже на первом  курсе предоставлялась возможность сдать теоретическую и  практическую части на права вождения  автомобилем  и  мотоциклом. В отношении мадийцев в ГАИ не было послабления. Особенно строго принимали вождение и правила.  В институте был десяток мотоциклов и несколько грузовиков, которыми можно было пользоваться  после получения прав на специальных занятиях. Я сдал на права вождения мотоцикла и автомобиля. Это была моя большая гордость. Помнится курьезный случай сдачи прав на  вождение мотоциклом. Процесс сдачи осуществлялся  групповым способом, - группу человек по двадцать собирали  в определенном месте на    набережной реки Яузы.  Там была ровная площадка сверху, где надо было сделать  «восьмерку» (элемент  вождения) и наклонная дорога вдоль Яузы в виде  полу тупиковой  площадки с узким проездом транспорта снизу у самого берега реки. Ученик должен был съехать по наклонной  вниз,  притормозить, развернуться на  сто восемьдесят  градусов и подняться вверх вдоль набережной. Сотрудник ГАИ, окруженный  группой сдающих стоял наверху и фиксировал правильность выполнения  маневров сдающего вождение ученика. Ту же процедуру предстояло сделать и мне. Я сел на мотоцикл, включил газ  и начал двигаться  вниз и вдруг увидел, что снизу  к проезду едет тяжеловесный  грузовик. Решил, что надо развернуться быстрее, чтобы  успеть проехать перед ним и почти не снизил скорость на  повороте. Получилось настоящее цирковое представление. Я, как в цирке, вылетел на боковую стену береговой бетонной  ограды, съехал с нее и поехал вверх. Ребята стояли около сотрудник ГАИ и наблюдали  эту картину, мне рассказывали, что их охватил страх, что я вылечу в реку  или  грохнусь перед грузовиком. Но все обошлось. Мне повезло,-  недостаточно рослый гаишник  был заслонен в этот миг  ребятами и не видел  этого происшествия. Иначе, мне бы не удалось сдать эту езду. Надо сказать, что езда на мотоцикле была большим удовольствием. В дальнейшем  мне удавалось участвовать в автопробегах на  мотоцикле к Лужникам  и обратно. Машин на дорогах было  в то время мало и мы могли быстро ездить на своих ИЖах (мотоциклах Ижевского завода) с огромной скоростью.

Из всей нашей группы только  один студент высокого роста, всегда лохматый, нагловатый  Баитов имел автомобиль Мерседес, собранный им  из  частей подобранных на свалке. Ему все завидовали. На машине он ездил  со своим подручным нашим студентом  Кузьминым хрупкого, хилого телосложения. Часто на дворе института можно было  наблюдать такую картину. Баитов выходил из здания, за ним Кузьмин, они подходили к  Мерседесу, их окружали студенты. Баитов садился за руль, давал Кузьмину  специальную рукоятку, командовал – «Реголетка заводи» и  хилый Кузьмин крутил изо всех сил рукояткой. Баитов иногда предлагал, кому - либо из нас прокатиться. Я как – то сел на заднее сиденье автомобиля  и проехал с ним, сидение  было страшно неудобным, под сидением  находились какие-то инструменты, которые впивались в сидящего. Рассказывали, что как-то на площади Маяковского у Мерседеса Баитова отлетело колесо,  которое пролетело вниз по кольцу на большое расстояние. Но Баитову владельцу автомашины многие из ребят очень завидовали.

МАДИ имел большие связи в ГАИ, которые  привлекали студентов для   дежурства на улицах, непосредственно в ГАИ, а также на проверках  со стояния автотранспорта в крупных Московских автопарках. Мне приходилось участвовать во всех этих  мероприятиях.  Обычно сотрудники ГАИ давали нам свою «палку» и позволяли останавливать с помощью нее машины. В эти минуты я испытывал чувство превосходства  над водителем. Однажды  имел место такой случай. Я дежурил в одном из районных  ГАИ в центре Москвы, к которому подъехал на своем автомобиле невысокого роста человек с  армянской фамилией для очередного прохождения контроля технического состояния  автомобиля и получения документа. Сотрудник  ГАИ дал мне его права и  намекнул, что эту машину надо проверить с особой тщательностью. Я подошел  к машине и особенно требовательно  осуществлял техосмотр, а армянин ничего не говорил,  только улыбался. Когда я закончил эту  процедуру и подошел  к  сотруднику  после оформления документов и ухода клиента, он ехидно улыбаясь заявил мне, что этот клиент был  никто иной как примадонна Большого театра Павел Лисициан.  Оказалось, он с моей помощью решил над ним позабавиться. Кстати, с такими забавами мне приходилось  сталкиваться часто.
 
Как-то мы  пришли на техосмотр в  огромный грузовой  автопарк, машин на двести. В этот день не одна из машин не отправилась на работу, ждали инспектора ГАИ. В девять утра мы с инспектором должны были войти в парк, он нарочно задержался до десяти часов – «пусть помучаются».   Как только  он вошел по радио объявили, «инспектор на линии», водители все подошли к машинам. К инспектору  подошел начальник  автобазы, приглашая его в парк. Тот поморщился  и говорит, я не завтракал. Ему организовали завтрак. Еще через час он вышел на линию. Процедура техосмотра проходила следующим образом, инспектор шел вдоль длинного ряда машин, с ним я руководство парка. Пройдя несколько метров, он останавливался и показывал пальцем на машину,- руководители парка знали этот знак и давали команду водителю снять номер с машины. Так продолжалось полчаса. Было  снято номеров пятнадцать, которые  нес идущий с нами работник автопарка. Далее начиналась торговля,  просили  инспектора отдать тот или  иной  номер, несколько номеров он отдал, остальные забрал с собой. Часа в два  (с задержкой на четыре часа) была дана команда водителям – разрешение разъезжаться, инспектор чувствовал себя хозяином  и явно издевался над руководством автобазы. А они ничего не могли сделать. Таковы были «порядки».


Рецензии