Из дневника 20 сентября 2015, вс

Прочитал два сборника стихов еврейских поэтов. Хоть на столе и лежит стопка еще других сборников еврейской лирики, которые собирался прочесть в ближайшие недели, но пока что к этому я охладел. Все-таки во мне крепко укоренилось представление о том, что стихи должны быть организованы по принципам силлаботоники. Иное я за стихи признать готов, но тексты эти мне не симпатичны. Это первая причина, по которым книжки эти вызвали у меня чувство отторжения. Второе: нет внутреннего резонанса. Эти постоянные признания в любви к Иерусалиму и вариации на тему тяжелой истории почему-то не воспринимаются мной как лирика. Я понимаю и разделяю эти излияния на рассудочном уровне, а вот на эмоциональном этаже с этими текстами сцепления не происходит. Может быть, что-то огромное теряется при переводе. А может, все дело в том, что я на слишком малую долю причастен к этому народу генетически.

===

Интересно: за несколько дней сразу три человека дали ссылки на ролики разных проповедников на ютубе и спросили мнения.

===

Птицы поют. Можно ли их пение назвать творчеством и если да, то чем оно отличается от творчества людей? Бог дал каждому виду птиц свой арсенал звуков и мотивов/последовательностей/мелодий, а также на уровне инстинкта заложил ситуации, в которых проигрывается та или иная последовательность звуков. А птица в рамках этих условий поет. Свободна ли она в своем творчестве? И да, и (скорее) нет.

===

Из переписки по поводу обсуждения одного стихотворения:

У Гаспарова есть статья с анализом одного стихотворения Фета. И он там показывает динамику фокусировки. Не помню, как было у Фета, но придумаю навскидку: в первой строфе пишешь про камушек на берегу, во второй - о волне возле берега, в третьей - о всем обозримом море, в четвертой - о небе над морем. Это я условно привел пример, чтобы показать идею - внести в текст такую геометрию. В твоем стихотворении есть несколько "небесно-морских" элементов (закат, прибой, заря, океан, ветер), но они вообще никак не организованы и разбросаны, можно попытаться выстроить систему образов, привнеся в нее цельность. Это здорово скрепит текст на композиционном уровне.
...
На днях где-то услышал: штамп, сказанный вовремя, перестает быть банальностью. Так что совсем уж штампы вырезать тоже не надо. Тут пресловутое чувство меры и вкуса должно срабатывать. В творчестве всегда ловим баланс между привычным (известным/избитым) и новым (оригинальным). У Лотмана об этом есть. Новое не должно переступать определенной удельной доли.
...
Читатель обычно не выделяет структурных элементов. Чем меньше швов и стыков, чем меньше читатель чувствует, что его "ведут" по структуре, тем лучше. Читатель должен вообще не замечать закулисных манипуляций поэта или композитора. Стихотворение должно выглядеть цельно.

===

Мф.25:31-46. Помощь ученикам приравнивается помощи Иисусу. Христос и Его народ - одно целое. Мы можем оказывать добро Ему, оказывая его любящим Его. Это добро включает в себя три вещи - финансовая помощь нуждающимся, гостеприимство и общительность.

Мф.26:10. Есть много видов служения Богу, которые связаны со служением людям (проповедь, душепопечение, материальная помощь…). Есть те, что не связаны - личное поклонение Богу. Для плотского ума это самый непонятный вид служения, п.ч. все другие виды можно как-то объяснить в рамках атеистического мировоззрения (гуманизм, филантропия и т.п.), а этот нет.

От.17:16. Сравнить с любовью Амнона к Фамари. Неправильные отношения после удовлетворения страсти быстро привели к ненависти. Так здесь: неугодный Богу союз кончается ненавистью его членов по отношению друг к другу. Политические лидеры уничтожают лжецерковь. В первой половине седьмины лжецерковь сидит на звере, во второй половине седьмины зверь уничтожает лжецерковь, п.ч. теперь он планирует стать единоличным объектом поклонения, и старая религиозная система ему мешает.

От.17:17. Почему Божья воля в том, чтобы цари отдали на время свою власть антихристу? Это завершение схемы попытки подражания сатаны Богу: как Иисус Христос будет полной Владыкой над жизнями христиан, так антихрист на короткое время станет полной владыкой над жизнями тех, кто себя ему посвятили. При этом будет обнаружено его недостоинство.

От.18:6. “вдвое воздайте ей” - почему вдвое? “так, как и она воздала вам” Дальше соотношение наказания 1:1 (когда о роскоши), а здесь 1:2. П.ч. о наказании за верующих, а кто касается верующих, касается зеницы ока Бога.


Рецензии