В конце было...
Как вы можете заметить, на картине изображены ряд линий и полос, словно составляющих часть целого. Это первая серьёзная работа автора, носящая название «Океания» принесла ему первый успех. Современники художника по-разному трактовали картину и по-разному были неправы. Историю появления картины можно найти на страницах дневника мастера. Согласно его записям идею для картины Мануил вытащил из себя. Буквально. Однажды среди ночи художник сорвался с постели и буквально не мог найти себе место от ужасной зубной боли. Ноющая боль пронзала голову, и никакие таблетки не могли помочь. Тогда Мануил постучался в дверь своего лучшего друга Аркадия Ложкина с просьбой извлечь из десны столь мучающий писателя зуб. Не смотря на то, что Аркадий был деятелем несколько иных наук, он согласился взять на себя роль стоматолога. Когда зуб оказался на полу, Мануил обратил внимание на небольшой кусочек бумаги, на котором были изображены загадочные линии разных цветов. Просидев всю ночь, раздумывая над природой появления бумаги в его организме, Мануил решил перенести изображение на холст. «Океания» стала первой работой, которая была выставлена на выставке молодых художников. Предыдущие работы мастера не заинтересовывали никого из современников творца. Кроме того, некоторую известность первой работе принесло громкое закрытие этой выставки религиозными деятелями. Непонимание представленных на той выставке картин, послужило поводом для их трактовки в резко негативном ключе. Возможно, некоторая запрещенность и сложность работ послужила их стремительному распространению в кругах ценителей подобных вещей. «Океания» была продана одному иностранцу за крупную по тем временам сумму, что помогло Мануилу и дальше заниматься его любимым делом. Пройдём дальше.
Эту картину художник назвал «Находка». Как вы можете заметить, содержание произведения является достаточно вызывающим. Этот мужской половой орган, что изобразил Мануил, также был срисован с отрывка бумаги, найденном в его теле. Как следует из дневника художника, после продолжительных болей в плече Платов обратился к врачу. После лечения, которое не принесло никаких улучшений, Мануил был отправлен на рентген, который показал инородный предмет в плече. Похоже, что художник догадался о своём будущем произведении, скрывающемся в глубинах своего тела, т.к. перестал посещать врача и извлёк инородный предмет самостоятельно. Можно только гадать какое удивление охватило художника, различившего в окровавленном куске бумаги мужской половой орган, словно срисованный с древнегреческих статуй. Перенеся увиденное на холст, Платов опять обратился своему лучшему друг Аркадию Ложкину. Биографы Мануила Платова отмечают огромное влияние на художника со стороны Аркадия Ложкина. Для лучшего понимания причин их дружбы, необходимо иметь представление о том времени в которое посчастливилось или скорее не посчастливилось встретиться двум молодым людям. Наука и искусство, уточним, «светское» искусство в то время объединяло общее неприязненное отношение со стороны общества и провоцирующее последнее повсеместное гонение религиозными организациями. Наука представляла собой совокупность сил единичных фанатиков, готовых вопреки всему создавать новые изобретения и заниматься любимым делом. Точно такая же ситуация сложилась и в искусстве. Вопреки всему находились люди, готовые к тому, что их работы в дальнейшем будут топтать и поливать грязью.
Итак, мы немного отвлеклись от основной темы нашей экскурсии. Мануил обратился к Ложкину с вопросом об этичности опубликования подобной работы, на что Аркадий посчитал её гениальной и предложил представить картину на выставке изобретателей-самородков. Это был первый подобный прецедент после которого такие выставки, объединявшие под своей крышей и деятелей науки и деятелей искусства были не редкостью. Но почти все они заканчивались громким закрытием с участием религиозных фанатиков, которые были буквально рады факту тесного сотрудничества деятелей науки и столь ненавистных творческих деятелей, что подрывали религиозную монополию на искусство. Этот факт, по словам биографа Мануила Платова сильно угнетал художника. Мануил стал глубоко верующим человеком, ибо у него не имелось иного, не божественного объяснения посланий. Пройдёмте в следующий зал.
В этом зале находится основная гордость нашего музея: 48 картин Мануил Платова. Да, Мануил продолжал находить в себе листки бумаги, абстрактные изображения которые в дальнейшем переносил на холсты. По фотографиям, сделанным самим мастером и взятым из его личного архива, мы можем наглядно рассмотреть обильное количество шрамов, покрывавших его тело. Исходя из дневников мастера, художник никогда точно не знал сколько шрамов находилось на его теле. И иногда создавалось впечатление, что некоторые шрамы появлялись без его участия. Он сделал их сам, буквально, с болью и кровью вынимая из себя будущий шедевр. Это, по истине, пример настоящего творца. Мануил считал, что именно таким и никаким другим образом должно создаваться настоящее искусство. Кроме того, в своих дневниках мастер указывал на необходимость создания произведений вопреки всему. Вопреки всеобщему непризнанию и не пониманию его абстрактных работ. В большинстве своем состоящих из линий, причудливых геометрических фигур и непонятных и бессвязных фраз. Лишь одобрение со стороны нескольких ценителей искусства и близких друзей помогало ему не бросить кисть и закончить со своим нелёгким ремеслом.
Мануил Платов считал себя больным некой разновидностью прогерии. Преждевременным старением. В возрасте двадцати шести лет среди волос на его голове проглядывала седина. Порой слишком резко появлялись морщины на лице, развились болезни не свойственные его возрасту. По воспоминаниям Аркадия Ложкина, художника мучили кошмары, где он видел себя сорокалетним непризнанным художником ежечасно ожидающим расправы за его деятельность. Это было не случайно. В то время, влияние религиозных организаций распространялось почти на все сферы общества. И деятели не прошедшие цензуры служителей церкви подвергались бесчисленным нападкам со стороны общества, ориентиры которого были столь часто изменяемые церковные постулаты. Мануил пытался донести до людей, обвиняющих его во многочисленных грехах, что сам он является глубоко верующим человеком, но его работы, не умеющие врать говорили абсолютно обратное. Когда на свет появилась картина под названием «Попугай», изображавшая животное, отдалённо напоминавшее попугая, большинство посчитало её отличной карикатурой на церковь постоянно повторявшей все свои ошибки прошлого. После неё Мануил стал главным врагом церкви.
Шли годы, Мануил Платов писал свои картины, Аркадий Ложкин создавал свои изобретения. Их сотрудничество становилось всё теснее. Однажды ночью художник обнаружил столь привычную боль в области живота. Приняв обезболивающее и схватив скальпель в ожидании нового шедевра, мастер начал кромсать свою плоть. Сложно передать удивление художника на этот раз обнаружившее среди своей высохшей крови отрывок газетной колонки. Но главной загадкой было то, что эта газета должна была выйти только через десять лет.
Мануил стал затворником. Он не появлялся на людях, не выставлял свои новые картины и сократил свой круг общения до одного человека – Аркадия. Все говорили, что художник утратил свой талант, либо испугался угроз со стороны религиозных активистов. Это было не так. Пройдёмте в следующий зал.
Спустя два года молчания Мануил представил свою главную картину: «В конце было…». Как вы видите она представляет собой огромный холст три на пять метров. В ту ночь, когда художник обнаружил в себе газетную вырезку из будущего, к нему пришло осознание. Осознание того, что всё, что он делал до этого момента взаимосвязано. Это не просто обрывки его фантазий или странное послание свыше - это всё части одной большой картины. На протяжении двух лет Мануил по кусочкам восстанавливал и дорисовывал цельный образ этой картины. Законченная работа потрясла всех его знакомых. На законченной части картины было изображено будущее. Будущее, в котором вся власть была пропитана религиозным фанатизмом и тотальным контролем. Отдалённо, как вы можете заметить, картина напоминает работы Босха, которые дополнены газетными вырезками из будущего описывающими происходящее. В будущем деятели науки и искусства создали организацию, что объединила усилия в борьбе против идеалов, навязываемых церковью. Это была некая группа людей, объединённых одной целью: проведение «научно-художественных» акций способствующих отмене цензуры ограничивающей развитие человека и личности. Как вы можете заметить из сюжетов, запечатлённых на картине, их главной акцией было создание аппарата, с помощью которого одного из участников сообщества можно бы было закинуть в прошлое, где он смог бы показать неправильность и последствия политики проводимой государством. Целью было показать людям будущее, которое их ожидает, если религиозное влияние на власть продолжит усиливаться. Однако закинуть одного участника сообщества будущее было бы не достаточно. Поэтому Платов предложил провести своеобразную художественную акцию. На протяжении нескольких месяцев художник создавал картину, способную поразить каждого человека прошлого и вразумить его. Дать понять что его ждёт при таком образе мыслей. В качестве усиления эффекта картина была дополнена рядом новостей, описывающих положение вещей в будущем. Было принято решение, что в прошлое будет отправлен Мануил Платов. Но как вы понимаете, произошла ошибка.
Аппарат не был устроен таким образом, чтобы взять и переместить какой-либо объект о времени. Изобретение Аркадия Ложкина могло лишь заменить объект из прошлого на объект из настоящего. Тогда Плато разделил свою картину на несколько частей и «вшил» свою работу в себя. То есть однажды должен был появиться Мануил Платов из будущего, а будущем появится тот же человек, но из прошлого. Но, повторюсь, произошла ошибка. Платов не смог переместиться целиком во время, которое задумывалось изначально. Тело Платова вместе с картиной, как бы разбросало во времени. Именно поэтому картину художник обнаруживал лишь маленькими частями, а память возвращалась к нему в виде кошмарных снов.
Художник опасался, что картина вернется к нему целиком лишь ко времени, когда наступит тот тотальный контроль описанный на многочисленных посланиях его теле. Поэтому он разместил фото картины в сети незаконченной. Мало кто верил его манифесту «О будущем», размещённому вместе с картиной. Периодически, когда он находил в себе новые куски картины, Мануил дополнял свою работу и вновь опубликовывал, трактую сюжеты, изображённые на ней. Опасность, что картину могут уничтожить удерживала от представления шедевра на какой-либо выставке. Однако, это произошло. Одним зимним утром, в квартиру Мануила ворвались люди, представившиеся сотрудниками органов и стали проводить обыск. Несмотря на то, что картина была хорошо спрятана, ворвавшимся не составило труда найти её, а в дальнейшем уничтожить.
Казалось бы, на этом истории должен прийти закономерный конец. Однако о целеустремленности Платова до сих пор слагают легенда. И, кроме того, художнику пришлось через слишком много пройти, чтобы просто взять и опустить руки. Мануил и Аркадий решили следовать сюжетам уничтоженной картины. По их мнению, проблема заключалась в том, что если бы тело Мануила, содержащее себя весь оригинал картины было бы перенесено целиком. И если бы это случилось несколькими годами ранее все бы пошло иначе.
Вместе они создали закрытое сообщество, в которое входили ученые, художники, писатели и другие деятели различных сфер. Все эти люди разделяли идеи Платова и активно боролись с усилением цензуры. Одной из таких акций, например, являлась покупка нескольких десятков попугаев, обучению их цитатам из различных священных книг и запуск этих говорящих птиц на собрания церковных предводителей. Один из попугаев после такой акции пострадал. Это был огромный какаду. Аркадий решил оставить его у себя после случившегося и назвал его Флавий. После акции попугай больше не мог летать и его, так и не удалось обучить каким-либо фразам. По прошествии нескольких лет, контроль со стороны различных конфессий только усиливался.
Мануил решил написать новую картину на которой будет изображены происходящие события, а Аркадий должен был создать аппарат, способствующий перемещению Мануила вместе с картиной во времени. Основной трудностью являлась добыча материалов для установки, которая забросила бы художника в прошлое. Над изобретением работали все ученые, разделяющие идеи Платова и угнетённые за последние несколько лет. Разместить аппарат решили в заброшенном торговом комплексе, ибо его размеры требовали того.
И вот, работа над картиной и над изобретением была закончена. С помощью врачей-хирургов, входящих в сообщество, картина была «вшита», если можно так выразиться, в тело Платова. Настал тот день, когда, наконец, свершится то, к чему столько лет шли десятки учёных, художников, музыкантов, режиссёров. Платов разместился в свинцовой капсуле и приготовился обменяться телами с собой прошлым. Все взоры присутствующих были обращены к художнику, на месте которого должно было быть появиться более молодое тело. Попугай расхаживающий по столу покачивал головой в такт неслышимой музыке. После включения аппарата стены здания задрожали, а восхищенные возгласы усилили общий шум. Возможно, это и напугало попугая. Вижу по вашим удивленным лицам. Хотите спросить: причем здесь попугай? Из-за гула, что поднялся в торговом комплексе, птица поднялась в воздух. Она полетела. Она полетела прямиком в систему охлаждения. Произошла вспышка и, помещение за несколько минут было полностью заполнено дымом.
После этого случая никто больше не видел Мануила Платова. Никто не видел его тела. Никто не знал, что с ним случилось. О судьбе Мануила Платова мы можем только догадываться.
Что было дальше, вы можете прочитать в учебниках истории, посвящённых двадцать первому веку. А на этом наша экскурсия, посвященная выдающемуся художнику Мануилу Платову, подходит к концу. Надеюсь, вам было интересно и, вы посетите наш замечательный музей ещё раз. Спасибо за внимание!
Свидетельство о публикации №215092101648