Мои соседи по Самаре. Лидия Яковлевна

 
  Есть в моей жизни люди-маяки,которые появлялись именно тогда,когда происходил важный поворот в судьбе.Такой была для меня эта женщина.

 В 1963 году,сразу после института,я пришла в школу учителем русского языка и литературы.Как ребёнок,делающий первые шаги,нуждается в спасительном мамином пальчике,начинающий учитель нуждается в поддержке опытного коллеги.Моей "мамой" и стала эта удивительная женщина.Ей никто не поручал шефствовать надо мной,возиться с неумехой.Но почему-то она в течение первого полугодия ежедневно шла вместе со мной в читальный зал и помогала мне составлять конспекты уроков на завтра.По возможности,бывала у меня на уроках,кропотливо анализировала их,отмечала успехи и недостатки.
 
  Помню,в конце первой четверти,сижу я в учительской,заливаюсь горючими слезами - в моём 5 классе оказалось 12 "двоек"по русскому языку.Пришла Лидия Яковлевна,узнала,в чём дело,и серьёзно сказала:
 - Никогда не плачьте прилюдно.Это раз.Второе.Относитесь к работе как к работе,а не как к личной трагедии.Неудачи в нашем деле бывают даже у опытных людей, потому что ещё до вас кто-то работал с классом и мог допустить брак.Тем более в ваш класс собрали всех второгодников,ведь именно они и не успевают.С себя,конечно не надо снимать ответственность,но и рыдать,как по покойнику,не стоит.У вас впереди целая жизнь.Будете рыдать над каждой "двойкой"-надолго вас не хватит.
 
  Лидия Яковлевна выпускала школьную стенгазету "Учитель"и сразу привлекла меня к сотрудничеству.В дальнейшем мы дружили на почве страсти к книгам.Меня поражала эрудиция моей наставницы и жадный интерес ко всему новому в области литературы и искусства.

  Будучи уже совсем старенькой и немощной,Она не порывала со школой.Она стала приносить нам нужные для работы книги.Обойдёт все книжные магазины и принесёт то,что обязательно заинтересует коллег.Вижу,как сейчас,идёт она по школьному коридору,прихрамывая,опираясь на палочку,и тащит тяжёлую сумку с книгами.Улыбается,глаза сияют:детям своим великовозрастным(нам то есть)пищу несёт.А мы,учителя.навстречу и спрашиваем:
  --А мне принесли?Нашли ту книгу?-Порой неловко станет: больная старуха такой труд на себя берёт.Как-то я сказала ей:
  -Лидия Яковлевна,не пора ли себя поберечь?-А она:
  -Для чего беречь?Чтобы сидеть у подъезда и слушать сплетни? А сейчас я чувствую себя нужной,приношу пользу.Это для меня радость.

  В день её рождения мы собирались в маленькой квартирке Лидии Яковлевны,где со стен,со старинных фотографий,на нас смотрели родители хозяйки и её погибший на войне супруг.Фотографий детей Лидии Яковлевны не было: не успели они с мужем родить их - война помешала.А замуж она так больше не вышла-очень любила погибшего.

  Я жила недалеко от Лидии Яковлевны и приходила в день рождения пораньше,чтобы приготовить угощение.Тогдашние разговоры с ней наедине врезались мне в память.Однажды я сказала Лидии Яковлевне,что я в неоплатном долгу перед ней за то,как она опекала меня в первый мой учительский год.
 -Элечка,- тихонько произнесла она,- если вы чувствуете себя обязанной за доброе дело,отдайте этот долг другому человеку,которому понадобится ваша помощь.А я только отдала вам свой долг перед людьми,которые бескорыстно помогали мне в тяжёлых испытаниях.

  В день семидесятипятилетия она мне сказала:
  -Я благодарю судьбу за каждый прожитый день.Ведь я уже  живу сверх плана.
  -Как это? - удивилась я.
  -Какова средняя продолжительность жизни женщин в России? 65 лет? Значит за что-то судьба мне отпустила целых 10 лет сверх нормы!И каждое утро,открывая глаза,я радуюсь солнцу,дождю,ветру,снегу - жизни...      


Рецензии