Индия колыбель цивилизаций

Рассмотрим, так называемые,  «послепотопные» культуры.

Мергарская культура -  7000 - 3200 гг.  до н. э (9000 -5200 лет назад).

Мергарх или Мергар, Mehrgarh — один из наиболее важных археологических памятников Пакистана эпохи неолита. Находится на равнине Качи (en:Kacchi Plain) в пакистанском Белуджистане. Это одно из первых мест в Южной Азии, где засвидетельствовано существование сельского хозяйства: культивация пшеницы и ячменя и разведение скота — крупного рогатого, овец и коз.

Мергарх обнаружила в 1974 году группа французских археологов во главе с Жаном-Франсуа Жаррижем. Раскопки проводились непрерывно в период 1974—1986 годов. Наиболее ранним поселением в Мергархе была небольшая деревня, датируемая около 7000 — 5500 годами до нашей эры.

Мергархская культура в настоящее время рассматривается как предок хараппской цивилизации. «Открытия в Мергархе перевернули все представления о цивилизации долины Инда» — пишет Ахмад Хасан Дани, профессор археологии университета Каид-и-Азам в Исламабаде — «теперь мы восстановили всю последовательность, начиная с возникновения первых поселений».

Ранние жители Мергарха жили в домах из кирпича-сырца, хранили зерно в зернохранилищах, делали инструменты из медной руды, а также покрывали плетёные корзины битумом. Они культивировали  ячмень,  пшеницу-однозернянку  и  полбу,  ююбу  и финик, разводили овец, коз и крупный рогатый скот. В поздний период (5500 — 2600 годы до н. э.) развиваются ремёсла, в том числе дробление кремня, дубление, производство бус и металлообработка. Мергарх был населён непрерывно до 2600 года до нашей эры.

Индия была заселена довольно давно. Уже в VI тыс. до н.э. на её территории появляются самые ранние поселения земледельцев. Выделяется особая раннеземледельческая культура, которую по эталонному памятнику называют Мергарской. Поседения мергарцев расположены на западной окраине долины Инда в невысоких горных районах. Климат здесь более умеренный, небольшие речки служили источником воды для хозяйственных и бытовых нужд. Здесь же легко было найти укрытие от врагов. Первые поселения были небольшими. Их характерными особенностями являлись строения из сырцового кирпича, развитая кремневая индустрия с геометрическими микролитами, наличие каменных шлифовальных тесел и топоров, украшений в виде бус из кости, камня и раковин.

В этой оседлой раннеземледельческой Мергарской культуре налицо чёткие признаки стремления к благоустроенному образу жизни. Поселения строились из прямоугольного сырцового кирпича. Здесь и жилые помещения, подсобные строения и целые комплексы, как, например, зернохранилище, состоящее из отсеков-закромов. Все строения имели плоские перекрытия. Об уровне благосостояния свидетельствуют и появившиеся украшения. Мергарцам принадлежали ожерелья, которые представляют замысловатую комбинацию бус из кости, раковин, различных полудрагоценных камней, в том числе сердолика, бирюзы и лазурита. Эту бижутерию дополняли браслеты, которые отныне становятся специфическим женским украшением, сохранившим свое значение до наших дней.

Мергарцы уже занимались элементарным земледелием и приручали скот. Состав возделываемых злаков довольно разнообразен: ячмень, пшеница, рожь. Засушливый климат района Мергара, где осадки ливневого характера выпадали лишь в августе-сентябре, позволял использовать для земледелия влажные заболоченные почвы, - т.н. лиманное орошение. Относительно развитое земледелие сочеталось с охотой, игравшей большую роль. В рационе питания мергагцев постепенно прочное место стали занимать мясные продукты (мясо дикой овцы, козы, кабана). Вначале пищу готовили и хранили в каменной посуде. И лишь в V-IV тыс. до н.э. стала появляться глиняная посуда, которую делали с помощью гончарного круга или "Поворотной подставки". Она покрывалась росписью, нанесенной чёрной краской по красному фону и несложными геометрическими мотивами. Постепенно гончарное дело утвердилось как самостоятельное занятие, Наладилось массовое производство нарядной расписной керамики, которую украшали фризы, изображающие процессии следующих друг за другом животных, в основном быков и антилоп с ветвистыми рогами, а также птиц.

С наступлением века металлов земледельцы горных районов получили возможность осваивать более обширные площади земель в равнинных районах. Оседлые общины мергарцев продвинулись в Южный Белуджистан и долину Инда, осваивая всё новые и новые территории. Именно с заселением долины Инда закончилось экстенсивное освоение постоянно растущим населением новых территорий. Именно в этот период появляется высокохудожественная по масштабам данной эпохи расписная керамика. Появилась посуда с многоцветной росписью. Она иногда выполнялась в три цвета белым, красным и чёрным. Пестрый геометрический узор необычайно тонок и изящен. Столь же разнообразны и мотивы орнаментации. Наряду с изображением животных широко распространяются изображения рыб и листьев пипала. Впоследствии это станет одним из популярных мотивов росписи индийской керамики. Так уже в эпоху Мергарской раннеземледельческой культуры сформировались эталоны и моды, ставшие для индостанского региона традиционными на долгие годы.

Массовый характер приняло и изготовление терракотовой скульптуры. Появляются глиняные фигурки сидящих и стоящих женщин с пышной прической и круглыми глазами, напоминающими мотоциклетные очки.

Эти артистически исполненные так называемые зхобские богини свидетельствуют о том, что изделия мергарских мастеров прочно входили в культуру и быт своей эпохи.

Итак, в эпоху Мергарской раннеземледельческой культуры человек нашел эффективный способ получения продуктов питания, оптимальный для данного региона развитие земледелия, охотничьего промысла и зарождающегося скотоводства. Это создавало все необходимые условия для развития благосостояния, связанного с новым образом жизни. Он привёл к формированию особого стиля материального бытования, который ярко воплотился в массовом развитии прикладного искусства и индустрии изготовления личных украшений. Был накоплен значительный культурный и интеллектуальный потенциал, сформировался ряд культурных особенностей специфических для региона в целом. Таким образом, были созданы условия для перехода на качественно новую ступень, что и проявилось в формировании к середине III тыс. до н.э. нового культурно-исторического комплекса, получившего название Индской (Хараппской) цивилизации.

Индская или Хараппская цивилизация — одна из трёх наиболее древних цивилизаций человечества, наряду с древнеегипетской и шумерской. Из всех трёх она занимала наибольшую площадь, Хараппская цивилизация развивалась в долине реки Инд в 3300-1300 до н. э. Наиболее значительные центры —Хараппа, Лотхал и Мохенджо-Даро. Население в годы расцвета составляло около 5 миллионов человек. В шумерских текстах Хараппская цивилизация предположительно носила название «Мелухха». Мелухха — важный торговый партнёр Шумера, которого часть археологов отождествляет с Индской цивилизацией
Первые данные о существовании доарийской цивилизации в западной Индии опубликовал в XIX в. Александр Каннингем. Окончательно существование Индской цивилизации было установлено в 1921—1922 гг. экспедицией во главе с Джоном Маршалом.

У хараппцев были развиты монументальное строительство, металлургия бронзы, мелкая скульптура. В зачатке находились частнособственнические отношения, а в основе сельского хозяйства лежало ирригационное земледелие. В Мохенджо-Даро были обнаружены едва ли не первые известные археологам общественные туалеты, а также система городской канализации.

Плодородная почва, высокое увлажнение, ботаническое богатство Индского центра способствовали раннему развитию земледелия, которое было основой хозяйства и дополнялось охотой и рыболовством, а на побережье — морским промыслом.

Поселения хараппской культуры состояли из цитадели и нижнего города, отличались тщательной планировкой, наличием канализационной структуры и фортификацией. Жилые дома предположительно были двухэтажными общей площадью до 355 кв. м. Орудия труда изготавливались преимущественно из меди и бронзы.

Из-за крайне высокой роли ирригационной системы в жизни общины, требовался хорошо организованный институт власти. Возможно, что институт наследственной власти возник из культа предков, а жречество выполняло роль посредника между обожествляемой верхушкой политической иерархии и остальными слоями общества.

Важная роль отводилась внешней торговле: у хараппской цивилизации было сообщение с Месопотамией, Средней Азией, прямые торговые контакты доходили до Шумера и Аравии.

Протоиндийская письменность до сих пор не дешифрована. Задача усложняется отсутствием сведений о языке и аутентичных текстов, а также краткостью обнаруженных надписей. Согласно гипотезе Ю. Кнорозова, протоиндийцы писали справа налево. Используемые иероглифические знаки, вероятно, были заимствованы из пиктографии или изобретены по её образцам. Наибольшей популярностью пользуется дравидская гипотеза (ее поддерживают Аско Парпола, Иравадхам Махадэван, Юрий Кнорозов). Следующей по популярности, со ссылкой на мифоисторические данные «Махабхараты» и «Ригведы», является индоарийская гипотеза (в частности, развиваемая греческим ученым Н. Казанасом), предполагающая, таким образом, что арии уже жили в Индии к 34 веку до н. э. Неоднократно отмечались значительные аналогии между материальной культурой Хараппской цивилизации и артефактами, описанными в поздневедийской литературе Брахман и Араньяк (в частности, в «Шатапатха-брахмане»). Учёные стремятся пролить свет на предысторию протоиндийской письменности, найти графические аналогии иероглифическим знакам и установить, является ли письменность местной или заимствованной из других регионов. Существует полемическая точка зрения о том, что найденные таблички представляют собой рисунки или пиктограммы, а подлинной письменности в долине Инда не развилось. Последнюю точку зрения поддерживает Майкл Витцель.
Закат индской цивилизации приходится на XVIII—XVII века до н. э. В это время основная масса дравидского населения сдвигается на юго-восток (на территории Пакистана остаются только предки народа брауи) и утрачивает былой уровень развития. Вероятно, это было вызвано ухудшением природных условий. Последний удар по носителям цивилизации нанесло, вероятно, вторжение ариев. Проариями были представители Я;мной культу;ры (точнее — Древнея;мная культу;рно-истори;ческая о;бщность) —археологическая культура эпохи позднего медного века — раннего бронзового века (3600—2300 до н. э.). Занимала территорию от Южного Приуралья на востоке до Днестра на западе, от Предкавказья на юге до Среднего Поволжья на севере. Она дала начало Андро;новской культу;ре — общее название группы близких археологических культур бронзового века, охватывавших в XVII—IX веках до н. э. Казахстан, Западную Сибирь, западную часть Средней Азии, Южный Урал. Это и есть те арии, которые пришли в индию,

Область распространения цивилизации хорошо коррелирует с распространением Y-гаплогруппы L, а также с ареалом наивысшего разнообразия Y-гаплогруппы R1a1a (M17),


Рецензии