Розетка на потолке

  Не раз замечала, что там, где появляется моя дочка, мир сразу преображается, происходят удивительные вещи. Точнее, начинаешь замечать то, о чём даже и не предполагал.
    На этот раз нас с ней неожиданно пригласили на чай. Являемся в гости с купленной по случаю спелой дыней. Пока хозяйка, обаятельная семидесятилетняя женщина, собирает на стол, осматриваемся. 
    – Какой красивый у вас карниз! – восклицает дочка. Я оглядываю окна, но нигде карнизов не вижу.
    – Ой, у вас розетка на потолке! – слышу новый возглас.
    «Зачем нужна розетка на потолке?» – думаю в недоумении, задрав голову. Но никакой розетки не вижу.
   – А какая мебель здесь! Этот диван, он же сделан из цельного дерева! –
 Далее она продолжает восхищаться уже по поводу огромного зеркала в красивой резной оправе. А рядом на стене – медная керосиновая лампа, переделанная на современный лад. – Настоящие сокровища!
     Дочка работает архитектором в одной из московских фирм, занимается дизайном помещений и очень удивляется, что в нашей деревне сохранился такой дом.
     Хозяйка говорит, что дому сто лет. Большинство домов в Ичково построено в XIX и в начале XX века. В двадцатых годах, говорят, ещё оставалось две старых курных избушки с маленькими окошечками со слюдой, с печками без дымоходов.
    
    – А откуда  произошло название нашей деревни? – интересуется дочка.
    – От старожилов я не раз слышала, что название деревни произошло от фамилии первого поселенца – Дичкова, – вступаю я в разговор. – А по второй версии, когда в таёжную глухомань пришли новгородцы, они и стали именовать деревню «Дичково», потому что чудИны казались им чуднЫми, дичились их. Да и расположена  деревня в «диком» - глухом месте. Но постепенно между аборигенами – чудью заволоцкой и новыми поселенцами завязалась дружба, которая со временем, благодаря массовому обмену невестами, перешла в кровное родство.
      А местные мужики в XVIII веке ездили на заработки в Холмогоры, в Архангельск и Питер – в основном, работали там кровельщиками. Уровень их культуры повышался, и, "напитерившись", они стали стыдиться названия Дичково, в разговорах с горожанами и в письмах отбрасывали первую букву. И добились своего: в начале XVIII века деревню официально во всех документах стали именовать Ичково.  Ичкову - более 500 лет, поскольку известно, что здешних мастеровых брали строить Ново-Холмогоры - Архангельск и его крепость.
     А узнала я об этом из книги жителя Ичково Александра Абакумова "Откуда мы родом". И как-то так вышло, что разговор наш плавно перешёл и закрутился вокруг темы родительского дома, значения его в нашей жизни.
   В доме вырастало не одно поколение крестьян, преданных родной земле. Человек, имеющий дом, всегда был постоянным работником на родной земле. А тот, кто своего дома не имеет , - квартирант, наёмный работник, готовый сорваться с места, в любой день уехать куда угодно. 
   
   Дом – родовое гнездо – всегда оставался «святая святых». Сюда возвращались дети, как бы далеко потом не разлетались по земле. Дом был и остаётся малой родиной, привязывая нас невидимой пуповиной к месту рождения.   
   Дом даёт ощущение безопасности, становится защитой и опорой. ДОма, говорят, и стены помогают.
   Дом хранит родовой дух, он и хранитель семейных реликвий. И когда становится грустно, мы вспоминаем не только любовь родных, но и вещи, которые нас окружали с детства,  шаньги из русской печи, связки лука и лекарственных трав по стенам - и на душе становится тепло.
   В отчий дом возвращаются, хлебнув счастья на чужбине...

    - Мой  дядя, как и многие деревенчена, тоже ездил на заработки в Питер, работал там и стекольщиком, и мебель сам делал. И старинную мебель он в тридцатые годы привёз из Питера, - продолжила наша собеседница. 
    – А как в те времена перевозили грузы? – сразу заинтересовалась дочка.- Видимо, до Архангельска поездом, а дальше – на лошадях?      
    - Знаю только, что этот диван он сам сделал, а как привёз – не знаю, - вздохнула хозяйка.   

    По случаю дочка вспомнила фильм, где один мужик, владелец антикварного магазина, охотясь за старинной мебелью известного английского  мастера, ездит по дальним деревням. Приехав в глухую татарскую деревню, кое-как добирается туда по сугробам, знакомится с мужиками, которые ведут его в свой дом. Там в последней комнате он видит искомый комод. Даже марка фирмы цела.
    Душа у предприимчивого мужика встрепенулась, глаза загорелись. В воображении встали сцены небывалого богатства. Ведь комод стоит не менее двух миллионов. Но как говорится, жадность фраера сгубила. И он хочет купить  комод как можно дешевле. Говорит мужикам, что вещь испорчена, поскольку перекрашена белой краской. И вообще ему нужны только ножки. Наконец сторговались за восемьсот рублей. Счастливый, он бежит за машиной.
    А мужички, посовещавшись, решают помочь – упростить погрузку. Если покупателю нужны только ножки, значит, надо их отрубить. Да и комод слишком  громоздкий, не влезет в машину. Давай его распилим. Взревела бензопила, полетели опилки. И вот уже доски связаны изолентой в пучки. Нетрудно представить финал, когда мужик подогнал машину, чтобы погрузить вожделённый комод…

    История эта весьма гармонично вписалась в наш экскурс в историю дома и деревни. А карниз оказался всего лишь выступом на стыке стены и потолка,  розетка же – декоративным элементом из лепнины в центре потолка, вокруг люстры.
    Гостеприимная хозяйка наливает чай в фарфоровые чашечки с петухами, ставит на стол розетки с вареньем. Сладкая дынька разрезана на блюде из того же сервиза. Чайник, включённый в электророзетку, поставлен «вдругорядь». Петушки кукарекают и распускают хвосты.
    – Чашки, – поясняет тётя Тамара, – привёз племянник из Питера ещё в семидесятые годы. А  мебель – диван, комод, стол, венские стулья, горку для посуды из того же Питера привёз дядя, брат отца. Его портрет на стене.
     Мы смотрим на суровый профиль бородатого деда, на второй фотографии – мама тёти Тамары – бабушка Дуня в молодости. На комоде чёрно-белое фото, фотограф запечатлел её в последние годы жизни. Такой помним и мы эту добрейшую старушку, поднявшую в годы войны пятерых детей.

  А дети и внуки до сей поры навещают летом свой старинный дом, где розетки не только на столе и на стенах, но и на потолке, где стол на точёных ножках и диван из гнутого дерева, где в тридцатые годы вся гостиная была уставлена мебелью в стиле русского классицизма. Где старинное зеркало над комодом продолжает  вбирать добрую энергетику живущих здесь людей. Где хранятся в комоде фарфоровые чайники и чашки с петухами, и у каждой вещи – своя история, не менее интересная, чем уже рассказанная.


Рецензии
Сейчас много людей, для которых эти вещи только нелепо сколоченное старьё. Пока не скажешь, какая это ценность. Красота видится сквозь призму изменчивой моды. Прекрасный коллаж)

Анна Сивак   20.10.2017 17:54     Заявить о нарушении
Спасибо, Анна, за добрые слова! Иногда смотришь - и не видишь, пока кто-нибудь не обратит на красоту твоё внимание.

Галина Рудакова   29.12.2017 16:04   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.