Как во мне формировался образ учителя

Учительница первая моя…
В начальной школе, когда есть основной учитель, то именно  он становится либо непререкаемым авторитетом, либо образом, который вызывает негативные ощущения…

Мы с моей двоюродной сестрой учились в одном классе. И вот однажды уже будучи взрослыми людьми, спустя много лет после окончания школы, она вдруг спросила меня:
- А ты помнишь нашу «мегеру»?
 – Какую «мегеру»? – удивилась я.
- Нашу учительницу в первом классе?
- Почему «мегеру»?

И вот тут-то и выяснилось, что одного и того же человека мы воспринимали совершенно по-разному. Для многих учеников она, наверное, казалась «мегерой», страшной, злобной и т.д., а ко мне она относилась доброжелательно, потому что я ее очень внимательно слушала, хорошо училась и, кроме того, она жалела меня, потому что знала, что моя мама растит меня одна и она понимала, что ей это делать трудно.

Помню, как во втором (или третьем) классе Антонина Яковлевна, так звали нашу учительницу, попросила меня сходить в столовую разменять пять рублей (у нее не было сдачи). На меня это событие произвело сильное впечатление – мне доверили пять рублей!  Теперь я понимаю, почему это так подействовало на меня. Моя мама мне выдавала на завтрак каждый день двадцать пять копеек. И мне казалось, что это было очень много.

Запомнилось хорошее отношение учительницы литературы и русского языка. И скорее всего потому, что я  ее предмет знала лучше других.
 
А самое запоминающееся впечатление на меня произвела – учительница по географии.

Первое ее появление. Она пришла к нам в класс повесила на доске карту. Когда прозвенел звонок, она встала около стола и ждала, когда мы успокоимся. Мы болтали как ни в чем ни бывало, не обращая на нее никакого внимания. Она стояла с немым укором и смотрела на нас. Так продолжалось минут сорок. В конце концов мы стали «шикать» друг на друга и в классе наступила тишина. Она начала урок: «Наша необъятная Родина раскинулась…» и подошла к карте… И тут прозвенел звонок. Она невозмутимо сказала: «Продолжим на следующем уроке». Мы всё поняли и последующие уроки у нас проходили нормально.

 Но самое главное в ней запомнилось уважительное отношение к нам. Всего лишь. Она с нами была один год, а потом ушла в декретный отпуск и, в школу не вернулась. Через много лет, когда мы случайно встретились с ней на улице, она сказала, что работает в библиотеке. Больше я ее не встречала. И даже не могу вспомнить ее Имени и Отчества.

В старших классах недолгое время преподавала обществоведение убеленная сединами учительница. Она с нами общалась как с равными, приводила какие-то житейские примеры и всегда, жалея нас, говорила: «Вы весь параграф в учебнике не читайте, а прочитайте только вот эти абзацы». И мы старательно отмечали в учебнике только те абзацы, которые надо было прочитать.
 
Большинство остальных учителей вызывали во мне либо нейтральное отношение (никакое), либо чувство страха до ненависти. О них писать не хочется.

В педагогическом училище почти все учителя всем своим обликом показывали, каким должен быть педагог. Исключение составляли два учителя: директор педучилища, которая вела у нас педагогику и учительница физики, которая может быть и знала свои предмет, но совершенно разучилась связно излагать. Понять, что она объясняла, было просто невозможно!

Несмотря на то, что директора все боялись, предмет свой она давала нам в четко выстроенной последовательности и достаточно глубоко. Я даже, когда поступала в институт, пользовалась этими конспектами.
 
Мне очень нравилось учиться в педучилище!

Часть 2.
Когда мне самой пришлось в первый раз давать уроки студентам на практике, я вспоминала, как проходили первые уроки у разных учителей.
Про учительницу по географии я уже написала.

Директор педучилища при первом же появлении за какую-то малейшую оплошность накричала на ученицу. Причем мне запомнилась фраза: "Я не допущу вольностей на уроке". Таким образом она нас запугала надолго и добилась идеальной дисциплины.

Учительница по литературе с первых минут стала перечислять, как нам много нужно успеть и какие произведения мы будем проходить. Условно говоря - обилие информации. Впоследствии мы эту учительницу очень уважали за ее глубокое знание своего предмета.

Учительница по психологии запомнилась тем, что она очень внимательно слушала каждого, и казалось, что она про каждого знает все и видит прямо насквозь. Создавалось впечатление, что она каждого хочет понять.

Учительница по физике ошеломила нас тем, что мы ничего не понимали, о чем она говорит. Впечатление было такое, как будто она говорит на иностранном языке. Позже я пыталась вести конспект, чтобы потом дома разобраться. Однако поняла, что это бесполезно. Поэтому физику пришлось учить исключительно по учебнику.
 


Рецензии
Знакомый эффект!
Когда одного и того же учителя, мы, по-разному, воспринимаем.
Только "Кобра" http://www.proza.ru/2013/05/29/1223
для нас всех была всегда неизменна.
Даже для тех, кого она никогда не учила) ее жало испытал.
И родители будущих учеников бегали с заявлениями,
чтобы в классе их детей не было такой "классной" руководительницы.
Спасибо, Елена!

Кузнецова Екатерина Первая   23.08.2016 10:32     Заявить о нарушении
Как это мешает детям развиваться!
Спасибо за отклик.

Елена Плюснина   23.08.2016 19:30   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.