Между двух огней

Люди религиозные не признают слова «эволюция»,  материалисты не признают слова «дух», а я признаю оба эти понятия и потому подвергаюсь нападкам со стороны представителей обоих этих враждующих лагерей. Куда же бежать, если я человек, скорее, миролюбивый? В ком найти понимание? Где истина?

Верующие говорят – Бог есть, значит, мы не должны даже пытаться понять как устроен мир, это не наше дело, наше дело – поклоняться и верить.
Материалисты говорят – Бога нет, а потому не может быть никакого духа, есть лишь материя и мы разберем ее на запчасти. Правда, про неизбежность познания мира помалкивают. Единства в этом вопросе нет.

А я не согласна в целом ни с первыми, ни со вторыми. Вот незадача! Я-то как раз думаю, что мир познаваем, т.е. познаваемы все действующие законы, на которых стоит Вселенная.
И, в то же время, я считаю наиболее вероятным, что наш конкретный мир был сотворен или, выражаясь более современным языком, сконструирован. Но, тем не менее, дух или сознание не есть дар Творца в буквальном смысле, как принято считать у верующих, но лишь дар в косвенном смысле – сознание развилось в нас эволюционным путем в результате взаимодействия конструкции, называемой «человек» с конструкцией, именуемой «внешняя среда». Оно появилось как противопоставление себя этой самой среде.

Хотя, конечно же, для того чтобы это взаимодействие произошло, сущности должны иметь определенную внутреннюю начинку, без которой рождение духа невозможно. И эта начинка очень похожа на то, что мы привыкли называть программным комплексом, только, конечно, гораздо сложнее. Но аналогии просматриваются и это давно замечено. Но программы не возникают сами по себе, эволюционным путем – их пишут.

Почему столь простая мысль о конструировании нашего мира более мощным разумом и, соответственно, о нашем постепенном приближении к замыслу Конструктора мало у кого находит сочувствие? Ведь это же такой естественный процесс – развитие цивилизации, приумножение знаний.

Я думаю, что причины, скорее, психологические, чем мировоззренческие. Если Бог, т.е. Высокое Начальство есть, то ему надо подчиняться во всем не рассуждая – эта мысль явно присутствует у всех верующих и неявно – у атеистов.  Потому что, только отрицая существование Бога, атеисты смеют быть свободными. И они даже слышать не хотят о возможном разумном начале мира, хотя такой вывод напрашивается – мы-то сами разумны.
 
Странно, все-таки, согласитесь, что неразумная природа наделила нас разумом. И творение оказалось выше творца. Не знаю как вам, а мне такая мысль кажется нелогичной. По крайней мере, тогда мы должны нагрузить материю столь невообразимо сложными свойствами, что она однозначно переходит в разряд мистики: сколько ее ни познавай – полного знания не обретешь. Ну и чем вам не религия? Слепая вера в материю. Искусственно устраняется лишь Высший разум. Похоже, именно в нем был главный дискомфорт для атеистов. Убрали – и сами себе хозяева.

А быть себе хозяевами и при этом допускать существование Творца (или творцов), похоже, неподъемная психологическая ноша для большинства представителей человечества. Казалось бы – почему? Ведь мы все имеем разум и свободную волю. Если они в нас вложены, то, как мне кажется, наше право и даже обязанность ими руководствоваться в жизни. Ан, нет. Такая логика почему-то превышает воображение людей. Получается, что склонность к психологической зависимости, даже рабству заложена в человеке изначально? И только убирая Руководителя, человек может от этого рабства освободиться? Хотя никакой информации о том, что жизнь верующих складывается удачнее, чем жизнь неверующих, хотя бы статистически, мне встречать не приходилось.
 
Тем не менее, получается, увы, так. Да и в жизни мы чаще всего видим в людях склонность к повиновению силе, даже неявной. Так, на всякий случай, подстраховаться. Непонимание мировых законов приводит к тому, что главным чувством становится страх, даже страх перед неведомым. Какая-то дефективная у нас конструкция, не находите? И только тогда, когда жизнь становится столь плоха, что теряет свою безусловную ценность в наших глазах, мы становимся свободными хотя бы настолько, чтобы взглянуть на всё это безобразие открытыми глазами, не зашоренными  страхом. И видим себя во всей, так сказать, красе. Конечно, те видят, кто вообще склонен к подобным размышлениям.

Таким образом, вопрос: «идеализм или материализм?», на деле есть лишь вопрос внутренней смелости, решимости давать честные ответы на поставленные вопросы, вне зависимости от принятых в обществе установок. И только тогда исчезают эти «измы»  и открывается реальная дорога познания, в том числе, и в науке.  Потому что это всё были условности, а реальность совмещает в себе оба этих понятия. И нужно иметь смелость увидеть это. Тем более, что это не есть новость, а давным-давно было известно человечеству и записано в разных древних источниках, к которым имеет смысл вернуться и переосмыслить их. Уверяю вас, картина, открывающаяся после прочтения и осмысления, поражает своей стройностью, логичностью и законченностью. Хотя, замечу, есть и некоторые шокирующие места, требующие осмысления и проверки.

Но хватит ли у человечества сил пройти эту дорогу до логического завершения? Или судьба нам так и погибнуть в темноте  из-за своей робости и покорности? 


Рецензии
Елена, году этак в 1994, я имел разговор с одним священником. Он привёл "Ваш довод". Он сказал, что тварь не может превосходить творца. И для примера привёл стол и столяра, его изготовившего. Я же ответил, что стол превосходит столяра в способности неподвижно удерживать в нужном для нас положении разные предметы, наример, книгу. Лодка лучше нас держится на плаву, телескоп дальше видит, дубинка больнее бьёт, чем наша рука и т. д. Другими словами, тварь ОБЯЗАНА в чём-то превосходить творца, иначе, зачем она нужна? Зачем нужна лодка, которая плавает хуже Вас?

Священник не нащёлся, что ответить.

А ведь прогресс зависит именно от этого. Если бы тварь не превосходила творца, а ученик - учителя, не было бы никакого прогресса, а был бы регресс. Мир бы деградировал от сложного, к примитивному, от Бога, к булыжнику.

Мри огромен. В принципе он познаваем. Но на практике, нам с Вами его не познать - времени не хватит. А потому, предлагаю оставить высокую философию и познавать простые, доступные нам вещи. Это тоже очень увлекательно.

Михаил Сидорович   08.12.2015 20:40     Заявить о нарушении
Спасибо, Михаил, за Ваши разумные слова. Вообще люблю беседовать с людьми логичными и критичными.

Но, к сожалению, я не в силах "оставить высокую философию", потому что любая попытка объяснить мир неизбежно упирается в нее. А я привыкла докапываться до сути, не люблю половинчатости. Хотя, с другой стороны, Вы правы - времени не хватит. Ну можете считать это моим личным заскоком - стремиться к недостижимому. Так уж странно я устроена. :-(

Что касается творца и творений... Утилитарные качества творений, безусловно, будут превосходить творца, если рассматривать его аналогичные качества. Но я говорю об универсальности творца - он может создать стол, но стол не может создать ни самого себя, ни, тем более, нового творца. Поэтому эволюционная цепочка на столе закончится.
То есть творец может содержать в себе образы творений и понимать пути достижения, но не наоборот.
Или, другими словами, - творец является инженерной конструкцией, предполагающей функцию творить. А в предмете творения ничего такого не заложено, т.е. его конструкция намного проще и не способна к положительной эволюции сама по себе.

Я уже где-то писала, что нисколько не возражаю против материализма, как только мне объяснят (в деталях!!) механизм производства сложных вещей из простых без посредства внешнего разума. Но пока, к сожалению, наука не может даже сказать как материя на базовом уровне устроена и почему это все вертится.
Так что на данном этапе внешний разум просто представляется более доступной пониманию гипотезой.

Елена Конюшкова   12.12.2015 09:56   Заявить о нарушении
Спасибо, Елена. Вам осталось только объяснить, кто создал Бога. Если его создал Супербог, тогда, кто создал Супербога и т.д.

Приписывая создание мира Творцу, мы не отвечаем на вопрос, а уклоняемся от ответа. Опыт учит меня, что правильные теории обычно дают практическую пользу. А ложные теории бесплодны.

Конечно, искать истинные причины явлений природы трудно. А сказать: "Так Бог сотворил" - легко. Это лёгкий ответ на любой самый трудный вопрос. Но приближает ли нас к истине этот ответ? Даёт ли он нам знание?

В старину на вопрос, почему ветер дует? отвечали: "Бог повелел".
Теперь лди знают другой ответ: "Конвекционные движения воздуха".

Первый ответ бесплоден. Второй ответ позволяет предсказывать погоду, создавать вентиляционные системы, системы воздушного отопления и воздушного же охлаждения. Благодаря этому ответу в воздух поднялись аэростаты и дирижабли.

Первый ответ был лёгок. Второй ответ требовал умственной работы.

Мне больше нравится второй ответ.

Михаил Сидорович   12.12.2015 19:34   Заявить о нарушении
Ну, Михаил, Вы явно меня недооцениваете! :-( Вопрос, безусловно, разработан тщательно и всесторонне! Я же в предисловии к своим статьям дала ясно понять, что претендую на целую философскую систему и уж такие вопросы там предусмотрены. Вот.

Главный недостаток подобных упражнений - невозможность ни подтвердить, ни опровергнуть. А логическую красоту построить можно. Я, конечно, не приписываю все заслуги себе лично, потому как использовала, как древние источники, так и достижения науки, но воедино связывала сама. Да и додумывать что-то приходилось.

Про Абсолют слыхали? И его "вдохи"-"выдохи"? Так вот он вроде как бы бог, а сознания - нема. База данных. Очень удобная штука, скажу я Вам.
Но интересно ли Вам это?
Если да, то спросите конкретно.
Безусловно физические и всякие прочие законы имеют место быть и объясняют природу. Тут спорить не о чем. Но, если рыть вглубь...

Елена Конюшкова   12.12.2015 20:15   Заявить о нарушении
Елена, мне безусловно интересно всё, что Вы скажете. Вы очень интересный собеседник. Если есть желание - поделитесь со мной.

Но, философией я занимаюсь самочинно и бессистемно. Как и у всех самоучек, у меня много пробелов. Я больше исхожу в своих суждениях из крестьянского здравого смысла. Слово "Абсолют" я слышал. Но смысл его для меня тёмен. Если я чего не знаю, или не понимаю, мне не стыдно в этом признаться.

Михаил Сидорович   12.12.2015 20:52   Заявить о нарушении
Ну спасибо на добром слове. Да я сама мало чего знаю. Но построение гипотез мне интересно, забавляет. Так что поделиться могу лишь своими домыслами. Если они Вам интересны.

Я могу попытаться объяснить "на пальцах" смысл моих философствований, но только не за один раз. Да и время уже позднее. Так что лишь начну.

Абсолют, он не только для Вас непонятен. Он вообще такой. Но, надергав сведений о нем из разных источников, я попыталась пристроить его в систему, чтобы пользу приносил. Нечего так сидеть, без дела.

В общем известно, что он есть, является источником всего мироздания, но не является ни сознанием, ни каким-либо существом. Кроме того, мир из него выходит, расширяется, развивается, стареет, и опять же каким-то образом в него стягивается.

Вы как хотите, но переводя на современный язык, получаем, что Абсолют есть хранилище технологий воссоздания мира. Еще проще - самораспаковывающаяся база данных.
В какой-то момент Абсолют начинает излучать поле-пространство. О структуре пока умолчу, не будем отвлекаться. Ну и энергия кучкуется, образуя материю.

На первых этапах создаются, помимо собственно материи, ограниченное количество особей, строго по плану, хранящемуся в этом Абсолюте, которые постепенно приобретают сознание. Про сознание у меня отдельная статья есть "Сознание". Рекомендую, чтобы не повторять.

Все, на сегодня хватит. Можете пока обдумать это, спросить чего, если желаете. А я потом продолжу, если интерес не пропадет.
Доброй ночи.

Елена Конюшкова   12.12.2015 21:39   Заявить о нарушении
Хотя Вы молчите, наверное, надо продолжить повествование, коль начала.
Но Вы же понимаете, что здесь можно изложить лишь пунктирную схему. В статьях есть более детально.
Вопрос - что же такое этот Абсолют? - может иметь, по крайней мере, два ответа. Первый - вечная тайна. В основном, склоняются к этому. Мне этот ответ не очень нравится, т.к. никакой информации. Потому предлагаю, как альтернативу, другой.

И философские, и научные концепции склоняются к мысли, что мир цикличен. Рождение, расширение, сжатие, смерть или прекращение бытия мироздания. Если все так, то, можно предподожить, что разумные существа, непрестанно постигая мир и свою природу, все же приходят к пониманию этих вещей в конце концов.
И, в то же время, жизнь в целом почему-то становится невозможной или нежеланной. Некий предел развития. Тогда они сохраняют свои сведения о мире (технологии воссоздания мира) в некоем отдельном пространстве, а текущее пространство сворачивается в ничто. Вот Вам и Абсолют с его выдохами-вдохами. В этом пространстве продолжают работать некие алгоритмы, которые в некий момент включают новое разворачивание мира. И так вечно. Подчеркиваю - то, что есть в пространстве Абсолюта - это не мир. Это лишь технологии, типа как записанная программа в компьютере.
Главный вопрос - как эти технологии могли появиться в первый раз? Никак. Получается, что первого раза не было. Возможно, что время циклично. Хотя я сама не понимаю как это может быть устроено.

Зато все другие вопросы легко находят решение при таком подходе. Зачем тут еще боги? - можете спросить Вы. Ну, наверное, потому, что в автоматическом режиме все же трудно полноценно творить и учитывать все разнообразие нестандартных ситуаций.
Конечно, в таком изложении все это выглядит неубедительно. Ну так в таком формате невозможно раскрыть тему. Можете спросить что-то.

Елена Конюшкова   15.12.2015 10:32   Заявить о нарушении
Спасибо, Елена. Я сам, независимо от Вас, пришёл к выводу, что существует некий банк информации, который знает не только прошлое, но и будущее. И человек при некоторых обстоятельствах может связаться с этим банком и получить оттуда интересующие его сведения.

Таков механизм предчувствия, ясновиденья, писательского вдохновения, гадания. Многие анатюристы рискуют и выигрывают, тоже потому, что чувствуют, что получится. Это "чувство" есть результат связи с "Банком".

Возможно, это и есть абсолют?

Михаил Сидорович   15.12.2015 13:36   Заявить о нарушении
Наверное, в каком-то смысле, да. Но, как я думаю, следует все же разделять этот самый Абсолют в его активной фазе (мир есть, как сейчас) и в пассивной (мира нет). Ну, если все же, стараться соответствовать этим древним знаниям.

Так вот когда Абсолют раскрывается в мир, то он как бы теряет свою целостность и выворачивает себя наизнанку в формируемое пространство. Остается ли он при этом как отдельный объект или постепенно растворяется - вопрос открытый. Так вот то, что Вы говорите - это, скорее, вот это порожденное пространство.

А вот, что касается будущего... тут некий парадокс пока наблюдается... Наверное, он как-то разрешим. Но это известное будущее противоречит свободе воли, которая, несомненно, имеет место быть. Безусловно, ограниченная кучей всяких преград, но все же ведь присутствует? Возможно, будущее известно лишь в вероятностном смысле. И вся эта телега все-таки куда-то едет, а не кружится на карусели?

Елена Конюшкова   15.12.2015 17:47   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.