Учимся через практику

     На факультете ветеринарной медицины, еще помнят, надеюсь, проект Темпус и перестройку нашего ветеринарного образования в соответствии с европейскими требованиями. Много преподавателей побывали «в Европе», увидели интересное и полезное и сейчас стараются передать это студентам.
     Меня, как редактора газеты «Зооветеринарные ведомости» (ныне «Темпус») интересовали не только передовой опыт преподавания, но и уклад жизни «там» и какие они люди вообще, и как добились того, к чему мы так долго и безуспешно стремимся? Заранее могу сказать, что все, с кем там довелось встречаться, у кого учиться представали перед нами с самой лучшей стороны и такими нам запомнились. Я завел два дневника. Один – толстый – для полезной информацией по преподаванию аграрных дисциплин в Германии и Нидерландах, а другой – тонкий – был посвящен личным впечатлениям (для души).
     В прошлой серии маленьких рассказов «В стране Гулливера» говорилось о стажировке нашей делегации в Нидерландах. Некоторые читатели газеты «Темпус» попросили написать продолжение - о пребывании в Германии. Собственно говоря, Германии, как таковой, мы и не видели. По плану стажировка проходила только в Берлине.
     В день отъезда из Голландии – настроение у всех стажеров было нетерпеливо-приподнятое. Не то, чтобы надоело в стране Гулливера, просто хотелось перемен. Соседняя страна обещала нашим преподавателям обучение европейским премудростям в области ветеринарии.
     Утром директор учебного центра в Ункерке доктор Кушлаг читал нам интереснейшую лекцию по экономике фермерства: где взять ссуду, чтобы купить ферму? как правильно распорядиться деньгами? как планировать доходы и расходы? и т.п. Очень полезная лекция, особенно для тех, кому она адресована. Но, дело в том, что эта лекция была последней в нашем зоотехническом образовании в Нидерландах.
    Пришли преподаватели попрощаться с нами. Некоторым из них наши дали ласкательные прозвища вроде: доктор Голливуд, Санта Клаус и другие. Вот с Голливудом (настоящая фамилия – Гелсеборш)– молодым, весёлым преподавателем, любителем анекдотов - у меня была небольшая личная проблема языкового характера. Как-то на занятиях по зоогигиене он рассказывал нам на английском языке об аэрозольных генераторах (распылителях лекарств, вакцин и дез.средств). По окончании мы должны были задавать преподавателю вопросы на английском языке. Никто на этот отчаянный шаг никак не решался. Молчание затянулось до неприличия. Дай, думаю, что-нибудь спрошу у мистера Голливуда на английском, проверю себя. Я вышел к доске и нарисовал мелом схему «нашего» САГа – струйного аэрозольного генератора и спросил, есть ли у них такие, чем поверг молодого европейца в смятение, переходящее в удивление. Он никак не мог понять из моего рисунка ( а, я рисую неплохо) конструкцию нашего «летательного» аппарата и я стал постепенно ощущать себя на месте Леонардо да Винчи, который попал бы в наше время и показывал всем чертёж, изобретенного им парашюта. Радость общения с иностранцем на его родном языке стала быстро перерастать во что-то прямо противоположное. Некоторые наши юные стажеры уже на перерыве между занятиями посчитали своим долгом сделать мне замечание, по поводу «архаичности», приведенной конструкции САГа, и что это может нанести «непоправимый урон нашему имиджу в Европе». Боже, какие были эмоции! Не поняли, что я поговорить на английском хотел, их выручить, а не блеснуть конструкцией непревзойдённого украинского САГ-1.
     После «кофи-брейк» наш Голливуд, посовещавшись со своими, набросал мелом на доске нечто, напоминающее схему ядерного реактора и, сверля меня глазами, спросил в упор – перевожу дословно – «Он что, ваш аппарат, атомный?» Вот до чего дошло, с грустью подумалось мне. Пришлось дипломатично промолчать, ибо в реакторах я не тяну. Пожалел, что попытался поговорить с ним. Потом, в другой аудитории, Голливуд уже показывал указкой «ихние» чудеса распылительной техники в виде обычного себе вентилятора и, часто поглядывая на меня и иронически улыбаясь, повторял на английском слово «атомик».
     А, поговорить на английском с голландскими коллегами  мне всё-таки удалось. Перед нашим отъездом в Германию они решили устроить прощальный «барбекю» на территории старинной  фермы - музея голландского животноводства  под открытым небом. Снова с нашей стороны не было желающих сказать что-либо собравшимся на английском. А, по-русски голландцы ничего не понимали без переводчика. Они сами попросили меня сказать тост. На этот раз все поняли, о чем речь и не стали пугать меня атомными реакторами, а были довольны, смеялись и хлопали. Мелочь, а приятно.
     Но, вернёмся ко дню нашего отъезда. Мистер Кушлаг вручил всем нашим стажерам специальный сертификат об окончании обучения в Нидерландах. Затем фотографировались на память с преподавателями колледжа в Барневельде и хозяевами старинного замка «Шафелар», который приютил нас на эти 30 летних дней. Запомнилась надпись перед входом в здание сельскохозяйственного колледжа в Барневельде – «Учимся через практику». Хорошо сказано, правда?


Рецензии