Редакционная почта

      СКАЗКА   о  батыре  Боран

    (по мотивам  казахской  народной  сказки)

 
     Юрта,  горит очаг,  ночь,   джигит
     Каскарау  опечаленный  сидит возле огня.
Рассказчик:

Боран – батыра люди  знают
В ауле стар и мал  твердит:
“С любым врагом не побоится
Боран  свой  меч  в бою  скрестить”.               

Друг  Каскарау  любил  Борана,
В ауле с детства с ним   росли,
Но вот поссорившись однажды,
Простить друг друга не  смогли.

Подходят  к  Каскарау  друзья,  пытаются его успокоить.
Каскарау:

“Как не печалиться, не плакать
Была невеста у меня,
Из рода знатного Ногая
Разлука в дом ко мне пришла”.

Один   из джигитов:
“Смотри, как друг наш опечален
За море  ехать   нелегко”...
Второй:
“Боран – батыр ему поможет
Мы  сядем  вместе  с ним в седло”.

Один из   джигитов  обращается  к Каскарау:

“Иди к Борану,  поклонись,
О помощи его проси,
Один  Боран - батыр  лишь знает,
Как  нам невесту привезти”.

Джигиты идут к  Борану.  Выходит  Боран батыр, здоровается с друзьями.

Каскарау:

“Прости,  мой друг,  ты  воин славный,
К тебе за помощью пришел,
Меня с любимой разлучили
Не обрету теперь покой”.

Боран – бытар  обращается к друзьям.

“Эй,  войны,  кто со мной поедет,
Не испугается в пути,
Чудовищ и больших медведей
Мечом  своих  готов  сразить?” 
               
Воины  одобрительно  кивают  головой, подчеркивая, что  готовы в бой.

Рассказчик:

Жигиты в путь  засобирались
По  камышам   брели  пешком,
Потом  на  лошади садились,
И промокали под дождем.

Однажды  выскочил навстречу
Медведь огромный,  страшно злой,
Он  закричал  и  все жигиты
Свалились  с  лошадей  гурьбой.

Один  Боран  в седле остался
И  на  медведя    поскакал,
Медведь батыра  испугался
И  в  лес обратно убежал.

На  завтра вновь медведь вернулся
И молвил  он  батыру  вслед

Медведь:

“Уж если хочешь  ты сразиться
Слезай с коня,  готовь свой мечь !”.

Каскарау:

Боран – Батыр, мы  знаем твердо,
Что ты бесстрашен и  силен,
Позволь с медведем  мне  схватиться
Пусть мною будет он сражен!”


Боран – батыр:

“Нет, Каскарау, меня зовет он,
А значит  мне  бороться  с ним,
Ну, милый Мишка, не хотел я
Меня ты очень  разозлил!”

Идет бой, медведь падает мертвый.  Джигиты
  едут  дальше.
               
Рассказчик:

Джигиты едут по долине
Чудовище  встречает их,
Решил  Боран – батыр  без боя
Чудовище  перехитрить.

Боран- батыр:

 “Ты повтори за мной, чудило,
Что я  проделаю сейчас.
Я салом   смажу свое тело
И помогу тебе  тот  час”.

            Боран раздевается по пояс и на тело мажет сало, чудовище тоже, Боран заканчивает первый и помогает   чудовищу,  очень обильно смазав его салом.

Боран – батыр:

«Давай  погреемся,  дружок,
Огромный  я  огонь разжег.
Готов ли ты сейчас, родной,
Помериться со мною силой
Перешагнуть  огонь большой ?

       Боран  прыгает  через  огонь, волосатое  чудовище  повторило и загорелось.  Слышен  крик, вой.   Воины смеются.
Один из воинов обращается к Борану:

  «Чудовище - то  загорелось
  И ты  сумел   перехитрить,
  Но только знаю, чудо это
  Обман  Борану  не  простит.  (смеется)

Джигиты едут дальше, вдруг  видят,  как собирается  несколько чудовищ.

Боран:
“Я не боюсь, сразиться с ними
Врагов   я  встречу  сам один,
Смогу  с  чудовищем   я биться,
Чтобы  своих   друзей  спасти”.

Друзья  отъезжают,  наблюдают,  волнуются  и  ждут  Борана. Он  возвращается   раненный,  весь  в  крови:               

“ Ничто, друзья,  не угрожает
Я  Землю смог освободить,
Враги  теперь  пусть  твердо знают
Народ  нельзя  мой  победить!

    Друзья  садятся на лошадей и едут дальше.    Приезжают в аул рода Ногай.  Подходят к юрте, их встречают старики, приветствуют.
Они объясняют цель приезда. Испугавшись Боран бытыра, род Ногая возвращают невесту.

Боран – батыр, обращясь к молодым:

  Желаю я успехов, счастья,
  Вас никто  не разлучит,
  Врагов  с друзьями смело  встретим
  Любую силу победим!

      Боран батыр  и джигиты воинственно  поднимают мечи.  Друзья возвращаются в свой  аул.  Начинается свадьба Каскару.


                Умыт Сагитова.


Рецензии