Биография Гитлера, краткое предисловие

Вторая Мировая Война была величайшим событием ХХ века. Она  унесла десятки миллионов жизней, смела одни государства и вознесла другие, превратила в руины Европу - короче говоря, буквально перевернула мир.

Ее последствия чувствуются и сейчас, почти 70 лет после того, как буря отбушевала.

Если брать книги, написанные мной для издательства ЭКСМО в жанре исторических биографий, то "Гитлер" - проект номер семь.

Работать с ним оказалось труднее, чем даже с "Черчиллем" или c "Наполеоном".

Дело в том, что с предметом как бы знаком всякий - хотя бы на уровне "17 мгновений весны" - и этот всякий ищет в тексте то, что ему известно/интересно/знакомо.

A поскольку он там этого не находит, то совершенно закономерно начинает возмущаться.

И тогда на автора градом сыпятся самые разные "предложения", и иногда - от очень умных людей. Иногда - от не очень умных. А случаются и вовсе экзотические вещи, вроде идеи пересчета яичек в мошонке Адольфа Гитлера - находят, как правило, не больше одного - сообщений о его гомосексуализме, ну и о прочем в том же духе.

Однако на самом деле у автора действительно имеется на руках проблема: он должен исхитриться уложить всю европейскую историю первой половины ХХ века в один том, обьемом, допустим, в 100 тысяч слов.

Как это сделать ?

Очевидных опасностей, которых следует избегать, имеется две:

1. 10000001-й пересказ общеизвестного.

2. Провал в бездонные глубины бесконечного количество деталей, связанных с войной, экономикой, политикой, и прочим.

В общем, прежде чем браться за работу, надо как-то определить и ограничить поле будущей деятельности. Так вот, в этой книге сделана попытка изобразить "... портрет Гитлера на фоне его времени ...".

А фон времени - на взгляд автора - следует выискивать в литературе.

Поэтому тут нет практически ничего о фельдмаршале Паулюсе - но есть кое-что о Чапеке, Фейхтвангере, Марке Алданове, Томасе Манне - и даже, как это ни странно, об А.С.Пушкине.

Ну, это отдельная история - но вот Томас Манн совершенно буквально живет в книге как своего рода "теневой персонаж".

Автор уверен, что на "Гитлера" посыпятся шишки со всех возможных сторон.

Напримeр, за недостаточную глубину/ширину/длину/высоту охвата. За беглый пробег "... мимо Сталинграда ...". За излишнее внимание к структуре "Лже-Нерона" Лиона Фейхтвангера.

Тем не менее - в книге была сделана попытка посмотреть на вещи свежим взглядом и с неожиданной стороны.

Ну, а суждение о том, что получилось в итоге - пусть останется на суд читателя.

**


Рецензии