О кресте странноприимцев
Правда, древнейшая находка, подтверждающая существование этой «окончательной формы» креста странноприимцев, датируется еще XII в., причем данная «мальтийская» форма креста с древнейших времен была характерна для православного церковного искусства (хотя встречалась и в других древних христианских церквях Востока – не только у православных, но и у монофизитов Армении, Эфиопии и Египта). В то же время лапчатый крест с древнейшей печати Иерусалимского госпиталя больше всего напоминает православный орденский крест Святого Великомученика и Победоносца Георгия.
Скорее всего, уже в самый ранний период существования своего Ордена странноприимцы использовали кресты всех вышеперечисленных форм, хотя, вероятно, в зависимости от вкусов и моды той или иной эпохи, отдавалось предпочтение той или иной из форм креста, пока, в конце концов, восьмиугольный крест не занял господствующее положение, в качестве типичного «мальтийского креста». Кроме того, начиная с XV в., его форму начали истолковывать с точки зрения христианской числовой символики (восемь углов креста – восьми категорий блаженных, упомянутых в Нагорной проповеди Спасителя, четыре луча креста – четыре главных добродетели христианина).
На иллюстрации, помещенной в заголовке настоящей миниатюры, изображен рыцарь (кавалер) Ордена Святого Иоанна Иерусалимского (Мальтийского Ордена) начала XVIII в., орденский форменный кафтан которого украшает традиционный восьмиугольный белый мальтийский (иоаннитский) крест.
Свидетельство о публикации №215092201833