От великого до смешного

О том, что в минуты выброса адреналина в кровь и мозг, мы можем сотворить невероятное, все вы вероятно слышали и не раз -  и время замедляется с секунд на минуты, и силы удесятеряются...  При этом зачастую, воспаленное опасностью сознание дорисовывает нам то, чего ищут глаза у нашего страха -  от того они у него В Е Л И К И!  И тогда, по закону жанра, от "великого" до смешного - один шаг.
... мы сидели на лабазе уже четвертый день.  Я - с гладкостволкой и видеокамерой, а мой командир и организатор охоты - с легким армейским карабином типа СКС, предназначенным для поражения живой силы противника воинами-кавалеристами.
В первый вечер нашей засидки в полдевятого пошел мелкий дождь, и мы в сумерках спустились с лабаза, гонимые никчемной сыростью, встав у лестницы на кромке леса перед небольшим овсяным полем.
При этом мы оказались почти вплотную друг перед другом, молча поправляя что-то в амуниции... и в этот момент я через его плечо увидел сквозь пыль дождя возникший из леса силуэт медведя - метров 50-60. Я шепнул, подняв слегка голову, в лицо командиру: "Медведь". Поскольку он еще не успел надеть карабин на плечо, ему осталось только медленно развернуться, плавно поднимая оружие к плечу.  Раздался тихий щелчок от движения курка, упершегося на поставленный перед спуском с лабаза предохранитель... И тут я увидел следующее: фигура медведя без разворота корпуса исчезла в лес  без выдержки времени... За 0,00 секунд. Прошло около 15 лет, но это экстремальное, почти нереальное  "кино" я до сих пор по своему желанию легко прокручиваю.
Прожевав в голове увиденное, мы оба выдохнули как один: "Ну и слава Богу!",  и по дороге к машине мы обусловились - никому из остальной компании-бригады об этой безрассудной попытке не рассказывать. Ведь последствия такого выстрела были бы просто-напросто плачевные. И я, чуть погодя, расскажу Вам - почему.
Последующие второй и третий день были достаточно солнечными, но ветреными и шумными - погуливали вокруг небольшие грозы,  и хоть ветер был для нас благоприятен (дул в спины на поле из леса), любители овса так и не появлялись.
На четвертый день все стихло, и мы залезли на лабаз под стрекотание кузнечиков. Около половины седьмого вечера послышалось редкое, однократное потрескивание: сначала справа, потом за спиной, потом слева... Итак дважды  - туда-сюда... Я шевелил большим пальцем, показывая командиру, что "моя все слышит, все понимает"... Ждем. И вот только около восьми вечера, справа от лабаза выходит на поле  средних размеров Потапыч и начинает осматривать-обнюхивать  предложенный ему ужин. Расстояние - около 50 метров.
Карабин плавно ложится на березовую перекладину-перилу... 1,5 секунды - выстрел! Медведь летит, описывая полукруг по полю, прямо на нас! Выстрел! Третий! Черная туша пролетает под лабазом. Все. Тишина.
Про камеру я забыл, да и все равно - снимать было невозможно: я сидел справа от командира и был прикрыт от медведя ветвями березы, кроме того, мое шевеление и щелчок камеры на сьемку угробили бы охоту - предыдущий случай с предохранителем тому подтверждение.
Разворачиваемся и смотрим с 4 метровой высоты в лес. Как же! Видимость дремучей кировской тайги - с трудом 6-7 метров, а то  и гораздо меньше. В итоге я объявляю себя "матросовым" и иду в лес на "амбразуру" - спускаюсь с лабаза и выставив вперед ружжо, углубляюсь потихоньку в чащу, напряженно вглядываясь в подлесок. И вдруг четко вижу лежащую черную голову с открытыми блестящими маленькими глазками и поднятыми ушками!
Лабаз рядом, почти за спиной, и я негромко докладываю: "Вижу! Лежит и смотрит на меня!" Сверху отдается команда: "Стреляй!".  Прицеливаюсь... Ба-бах!  - уши торчат, глаза блестят... Ба-бах - уши торчат, глаза блестят... Оцениваю результат соответствующими моменту междометиями.
Сверху отдается новая команда - ждать и не шевелится! Спустившийся командир вглядывается в лес по моему наведенному пальцу и убеждается в наличии медведя, видит голову, уши, глаза... Берет его голову на прицел - расстояние около 7-8 метров - Хлесть! Уши торчат, глаза блестят... Хлесть еще раз!  Уши торчат, глаза блестят... Тут раздосадованный командир выпрямляется и, оценивая результат соответствующими моменту междометиями, подходит к нашей бедной "мишени". Сзади иже с ним - "наводчик-матросов".
... из одного комля выросли буквой V две 15-сантиметровые березки, игра коих черной курчавой корою и серыми полосками воссоздала в головах двух зрелых, с немалым стажем охотников, одну и ту же картину... Попинав комель, снимая на него 3-х часовое напряжение с отдачей при этом должными ситуации словами, мы вновь дали друг другу вечную клятву: ничего не рассказывать о чудесах воспаленного подсознания остальным товарищам по охоте.
Теперь о несмешном. Разойдясь в стороны, мы через 5 минут нашли взятого медведя на кромке леса - справа от лабаза в 20 метрах. Командир ушел за своим уазиком и товарищами,  а я решил осмотреть диспозицию - нашел следы выхода медведя на поле и медленно пройдя по ним, нашел место, где он был поражен первым выстрелом - 2 капельки крови на травинках... дальше следы понеслись широким аллюром на лабаз.
Я стал измерять его продвижение своими шагами. Поскольку ростом Бог и родители не обидели, то чуть расширенный шаг у меня спокойно укладывается в метр. Итого 50-55 метров небольшим эллипсом до лабаза. Поскольку все произошедшее было намертво сфотографировано в памяти, то я легко скажу вам время этого забега - этому меня научил отец: произношение слов "двадцать один, двадцать два, двадцать три" четко укладывается в 3 секунды. Итак скорость серьезно-смертельно раненного медведя живым весом около 150 кГ составила примерно 60 км/час. Прав я в своих расчетах или нет - судить вам, мои читатели.
Почему смертельно раненного? Освежевав на базе при свете ламп привезенную добычу, мы установили, что командир как всегда стрелял по месту - сердце зверя было раскроено пулей почти пополам, после чего она ушла в печень (?), оставив от нее лишь лохмотья... С такими поражениями от скорострельного карабина Симонова (СКС) средних размеров зверь легко добежал до лабаза и, не найдя стрелка, через 2-3 секунды пал.
В 90-х лихих годах для оружейного рынка России государством был снят запрет на продажу населению этого устаревшего армейского стрелкового оружия, причем по достаточно дешевой цене. Однако, как Вы сами понимаете, оно было разработано отнюдь не для охоты на крупного зверя. После такого наглядного примера у меня сложилось однозначное мнение об его останавливающей и поражающей способности при стрельбе по лосю, медведю, кабану: оно весьма сомнительно для такой охоты, и при неудачном стечении обстоятельств будет оставлять подранков в большем количестве, чем конкретные охотничьи карабины.
... и что делать стрелку-"кавалеристу", даже смертельно ранившему кабана или медведя пулей-иглой с расстояния 60-70 метров (если конечно он не с лабаза стрелял)? Правильно - развивать скорость 60 км в час...
Доброй всем охоты!


Рецензии
Арик, привет! Прочитал. Представляю, как ты напугал своим документальным повествованием некоторых охотников. Я до сих пор помню острый, как бритва, клык кабана, что ты мне дал однажды потрогать. И ещё я с детства помню случай, как один охотник случайно убил другого. Поговаривали, не случайно. Но завзятых охотников ничем не испугаешь. Как ты однажды сказал:"Охотника поймёт лишь тот, Кто с ним пройдёт неоднократно Надежды полный, путь - туда, И огорчений - путь обратный" - видишь, на всю жизнь запомнил!

Леонид Лоцев   01.03.2018 11:54     Заявить о нарушении