Посиделки в Терсколе

(Из цикла "Миссия Адепта")
Предыдущий рассказ см.: http://www.proza.ru/2015/09/20/191

Двенадцатого мая 1976 года в седьмом часу вечера, когда майор Локаев, усевшись за свой стол, начал набрасывать план заключительного параграфа своей диссертации, раздался телефонный звонок. Звонил заместитель начальника  факультета полковник Кутарев: – Зайди, – коротко сказал он и повесил трубку.

Борис Георгиевич Кутарев покровительствовал Локаеву с первых дней появления того на факультете. Скорее всего, это было связано с мнением преподавателей, которые, начиная со вступительных экзаменов, отмечали способности этого слушателя в области математики и его оригинальное мышление. Таких людей Борис Георгиевич сразу зачислял в кандидаты на пополнение научно-педагогического состава факультета и в дальнейшем уже не выпускал из вида. К тому же, Кутарев, несмотря на свой небольшой рост и полноту, оказался заядлым болельщиком. И по всему поэтому, Локаев, не только способный слушатель, но и хороший спортсмен, выступающий за сборные команды факультета по нескольким видам, был любимчиком внешне простоватого, но на самом деле умного и расчетливого бывшего фронтовика, а ныне одного из влиятельных функционеров академии. Сравнительно небольшая должность не мешала Кутареву влиять через свои многочисленные связи, многие из которых вели в высшие эшелоны министерства обороны, на события в стенах академии. Благодаря этим связям Локаев после выпуска остался служить на факультете, хотя этого он и не знал.

Разговор оказался довольно коротким. Даже не предложив Локаеву сесть, Кутарев огорошил своего подопечного с места в карьер: – Я не знаю, по каким причинам, что ты там натворил, но твоей личностью усиленно интересуется начальник особого отдела. Из опыта знаю – такой интерес добром не кончается, так что завтра утром с рапортом на очередной отпуск сразу в строевой отдел и оформляй отпускной, куда-нибудь подальше. Месяц переждешь, а там видно будет. Дату рапорта поставишь восьмое мая. Я подпишу.

Потратив полдня на оформление отпускных документов в строевом отделе академии, Локаев затем съездил в Отдел туризма ЛенВО, где заместитель начальника отдела, его хороший знакомый Георгий Иванович Мананков, курирующий спортивный туризм, быстренько оформил ему путевку на Турбазу Министерства обороны «Терскол», расположенную в одноименном поселке под Эльбрусом. Это место, где Локаев впервые провел отпуск в феврале прошлого года и первый раз встал на горные лыжи очаровало его, и он был рад вновь побывать там.

В памяти всплыл тот солнечный февраль: белоснежные вершины Чегета и Эльбруса, по склонам которых он скользил с восторгом и замиранием сердца от ощущения полета; ночные посиделки с гитарой на тесной кухне, в окна которой заглядывали чегетские сосны. Вспомнились новые друзья и песни, которые они пели. Видимо под влиянием очарования этого благодатного горного края и его мощной энергетики Эдуард вспомнил свои юношеские поэтические опыты и даже написал песню, одобренную старожилами Терскола. На сердце потеплело, и он тихонечко пропел:

                А над Чегетом всходит Орион,
                А над Терсколом кружится Медведица.
                И нам знаком один простой закон –
                Кто здесь бывал,
                тот с нами здесь же встретится…

Через несколько дней он уже был в Терсколе, и дни полетели "сине-белой стаей"...

                ***

Время пребывания на турбазе заканчивалось и наступило время прощального вечера.

Часть группы все же решила остатки отпуска потратить с пользой и махануть через Верхний Баксан на горячие источники. Когда староста группы Вил Любимов со своей подружкой Светой объявили об этом решении, к ним присоединилась пара из  Харькова Олег и Мария и студентки Ленинградского института Культуры Ольга и Наташа, видимо, твердо решившие продолжить знакомство с Локаевым.

Эдуард, решивший перед последним сабантуем в последний раз прогуляться по Баксанскому ущелью, пошел было в направлении Азау, но поднявшийся ветер и мокрый снег, заставили его вернуться в тепло гостиницы.

Когда промокший до нитки, стряхивающий с плеч остатки снега Эдуард появился в холле гостинцы, он лицом к лицу столкнулся  со своей группой.
 
– Во! Объявился, наконец! – проворчал староста Вил Любимов,  – где тебя черти носят? Мы тебя по всей базе обыскались.

Оказалось, что днем Вил встретил своих старых знакомых – семейную пару из Москвы, Сергея и Милу Яковлевых, с которыми он уже не  раз ходил в горы.

Срок путевки у Яковлевых тоже заканчивался, но расставаться с горами им не хотелось. Вокруг этой пары тоже уже сгруппировался коллектив желающих, как и компания Любимова, сходить на горячие источники Джылы-су. После короткого разговора, Сергей и Вил решили объединиться, и вот сейчас все направлялись в методический кабинет для встречи и знакомства.

Как и следовало ожидать, вечер знакомств не ограничился взаимным представлением и уточнением маршрута. Из методического кабинета турбазы группа переместилась на пятый этаж в четырехместный номер, в котором разместись двое москвичей – военные летчики Паша и Гена и веселый грузин, врач из Тбилиси Надар. Общими усилиями был быстро накрыт стол, главным украшением которого стало блюдо «Конь с яйцами», сооруженное из вареных яиц и конской тушенки, вошедших в сухой паек, выданного на день отъезда Весьма кстати пришлись несколько бутылок вина, оставшихся после недавней пирушки в кафе Ай, да и фляжка со спиртом, извлеченная Пашей и Геной из каких-то неприкосновенных запасов, тоже поспособствовала созданию теплой дружеской атмосферы и сплочению коллектива.

Незаметно разговор свернул на религиозные темы. Хотя, казалось бы, ничто не предвещало такого поворота, но, оказалось, что многих интересуют вопросы, не освещаемые современной наукой и прессой.

Все началось с бурного обсуждения политики Советского Союза на международной арене. Сошлись на том, что авторитету страны, очень мешает дряхлость и немощность Брежнева.

– Ничего, скоро все изменится и наш Леонид Ильич помолодеет лет на десять, – вдруг жизнерадостно заявил Надар. – У меня друг Виктор Давиташвили недавно женился, а жену свою, ее Джуной зовут, привез в Тбилиси с Кубани, из ассирийского села. Так вот, Джуночка оказалась мощнейшим экстрасенсом. Сам Виктор – референт первого человека в Грузии  Шеварднадзе, и Джуна начала лечить всю нашу Тбилисскую элиту. Люди на глазах поправляются и молодеют после ее сеансов! В Тбилиси только о ней и говорят. Недавно к ней из Москвы даже Байбаков, председатель Гос плана, приезжал. Виктор говорит, что теперь Джуну заберут в Москву. Значит, будет омолаживать Брежнева…

– Вот же дает бог некоторым такой дар, – мечтательно вздохнула Света, – наверное это такое счастье чувствовать в себе божественную силу и помогать людям.

– Еще неизвестно от бога эта сила или от дьявола, – довольно резко возразила Мила Яковлева. – Восточные мудрецы не советуют вмешиваться в чужую карму, по сути, в божий помысел. Вот оздоровит та же Джуна, или Ванга, какого-нибудь правителя, а тот возьмет да и развяжет новую войну. Да и наша церковь очень отрицательно относится ко всем этим целителям, ясновидцам. Вспомните Евангелие от Матфея: – «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри – волки хищные…».

– Вот только не надо нам свою библию цитировать, – взвился муж Милы Сергей, видимо продолжая давний философский семейный спор, – как-то так получается, что в Ветхом завете, что в Новом, пишут и проповедуют одно, а на деле творят совсем другое. Сам Моисей принес евреям заповедь бога «Не убивай», и сам же тут же казнил три тысячи человек, преклонявшихся золотому тельцу. Кстати, своего брата первосвященника Аарона, который и отлил этого тельца, он почему-то не тронул. А Иисус Навин вообще вырезал весь ханаанский народ, чтобы завладеть их землей. Да и христиане папские не лучше – сколько крови пролили во время крестовых походов и инквизиции…

– А я думаю, – вступил в разговор Олег, – те, кто верят в бога, должны верить и в то, что все делается по его воле. Как там мусульмане говорят?: – «На все воля Аллаха!». Так что и целители, и врачи, и экстрасенсы – все они существуют согласно помыслу божьему.

– Да? – скептически протянула Мила, – а как же зло? Зло тоже существует по воле бога?

– А какое зло? – вопросом на вопрос парировал Олег. – То, что вы называете злом для одних – является, зачастую, благом для других. Например, восстание рабов. Для самих рабов это освобождение от невыносимого ига, а для патрициев это несомненное зло, несущее разные неприятности, вплоть до угрозы смерти. Или вот – только что Сергей приводил пример с Иисусом Навином. Для евреев завоевание Ханаана это обретение обетованной земли – благо, угодное их богу, а для ханаанцев это, наверняка, дьявольское нашествие.

– Значит, по-вашему, зла нет? – вкрадчиво спросила будущий работник культуры Ольга, и Эдуард, внутренне усмехнувшись, понял, что эта поклонница Михаила Булгакова сейчас развернет разговор к известному диалогу Воланда с несчастным поэтом Иваном Бездомным. И действительно следующий вопрос прелестной Олечки в точности повторил текст из «Мастера и Маргариты»: – А дьявола тоже нет?

Но Олег оказался тоже читающим человеком: – Ага, вы мне еще Воланда процитируйте: – «…что же это у вас, чего не хватишься, ничего нет!», – раздраженно бросил он, – кстати, какого дьявола вы имеете в виду – ирано-персидского, олицетворяющего все мировое зло – антипода добра и Бога, или иудейско-христианского – сатану, сына божьего? Как там, в книге Иова? – «Был день, когда пришли сыны Божьи предстать перед Господом; между ними пришел и сатана…». Да и сам ваш Воланд – кто он такой? Сам-то он говорит, что он сатана, но заметьте – хороших людей он не трогает. По сути, он является карающим мечом высших сил, наказывающих людей, преступивших божьи законы и творящих зло ради корысти и низменных страстей. Так что прав, получается, Гете говоря устами Мефистофеля: – «Я часть той силы, что должна творить добро, всему, желая зла…». А, вообще-то, вся концепция дьявольщины, как мы себе сейчас ее представляем, была подробно разработана в средние века на основе иудейско-христианской религии, и особенную роль конечно, сыграло Откровение Иоанна Богослова – Апокалипсис.

– Олег, вот ты как-то все время объединяешь две разных по сути религии, – неожиданно развернул спор в другую плоскость Любимов, – еврейскую и христианскую.

– Почему же разные? – Олег недоуменно пожал плечами, – сам Христос был евреем и все его апостолы тоже. И все христианское учение основано на Ветхом завете. Что говорит Иисус в Нагорной проповеди? – «Не думайте, что я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить».

– Сказать-то он сказал, – хмыкнул Вил, – да только, согласись – у него получилась совершенно другая философия. Я уж не говорю о любви, терпимости и неприятия богатства  – это всем известно. А вот в двадцатые годы нашего века некий Отто Вейннингер, поэт и философ, кстати, тоже еврей, наделал много шума своей книгой «Пол и характер. Принципиальное исследование». И, в частности, в ней он заявил, что Бог евреев это «человек, который создал мир», а не «Бог, который живет в моей душе». Поэтому, как он говорил, иудейская религия не является учением о смысле и цели в жизни, а есть лишь традиция с трусливой благодарностью могучему покровителю – Богу, у которого иудеи просят благ именно в этой жизни на земле. В Ветхом завете отсутствует вера в бессмертие. Вспомни Екклесиаста: – «Кто находится между живыми, тому есть еще надежда, так как и псу живому лучше, чем мертвому льву». А про бессмертие души – это уже фарисеи под влиянием персов и греков дополнили Тору устными толкованиями, а Иисус и, кстати, ислам, развили эту мысль и учат, что земная жизнь дается лишь для познания и совершенствования, а настоящая жизнь начинается после смерти. А ведь все это в корне меняет картину мира. Или ты просто горстка праха, на какое-то мгновение получившая сознание, или ты частичка Бога, живущая вечно, имеющая шанс попасть на небеса.

– Что-то мы в этих небесах ни праведников, ни ангелов не встречали, – засмеялся летчик Гена, – правда, Паша? А уж пробороздили мы эти самые небеса вдоль и поперек. Да и наши космонавты, а мы со многими знакомы, ничего божественного и в космосе не обнаружили.

– Вот именно! Да и вообще, есть ли бог, или его нет – какая разница? – вновь задиристо заговорил темпераментный Сергей. – Все равно его влияния на земную жизнь никто никогда не замечал. Иначе – все подлецы и негодяи карались бы, а праведники жили бы счастливо. А в жизни все зачастую происходит с точностью наоборот.

Локаев до сей поры не вмешивался в спор, но мысли своих будущих товарищей по походу в отношении неведомого его интересовали, и он решил подлить масла в огонь дискуссии: – Раз уж мы начали разговор о добре и зле, то вопрос о Боге является ключевым. Если предположить, что Бога и сверхъестественных сил нет, то тогда все зло исходит только от самого человека, от его эгоизма и его же животного начала. Если же какие-то непостижимые для человеческого разума сверхъестественные силы и первоисточник всего сущего, который мы называем Богом, существуют, то можно предположить – в этих божественных сущностях существует какая-то иерархия. В религиях силы разных уровней называют богами, духами, архангелами, ангелами, демонами… Такие силы могут действовать, как на пользу человечества, так и во вред ему. Ведь в природе немало примеров разного рода паразитизма. И, может быть, те силы, которые стремятся причинить человеку боль, с целью получения от него какой-то эмоциональной энергии, мы и называем мировым злом, или сатаной. А в материальном мире среди людей примером такого зла являются различного рода паразиты-эксплуататоры: цари, банкиры, ростовщики, бандиты, воры.

– Хотелось бы, дружище Эдуард, уточнить по поводу мирового зла-сатаны, – снова в дискуссию вступил Вил. – Как утверждают христианские церковники, сатана это враг человечества. Но почему же тогда сатана – один из ангелов, или даже сыновей божьих, если верить библии, ополчился на создание самого господа? Перед самым отъездом в Терскол, мне довелось присутствовать на встрече с молодыми писателями. Там я познакомился с одним таким, подающим надежды – неким Михаилом Веллером. Он сейчас редактором заводской газеты работает, кажется на фабрике «Скороход», но будьте уверены, скоро мы о нем услышим как о писателе. Очень оригинально мыслит товарищ. Так вот, он утверждает, что одними из главных сил движущих  человеком являются самоутверждение и стремление получить как можно больше ощущений. И вот, чтобы получать эти ощущения, человек развил бурную деятельность, и апофеозом деяний человечества будет не только самоуничтожение, но и разрушение всего мира, всей вселенной.*

* Философия М. Веллера изложена в его книге «Все о жизни».

Ведь примеров совершения подобных безумных поступков людей можно привести сколько угодно. Вот америкосы – создали атомную бомбу, и не нашли ничего лучшего, как испытать ее на людях, уничтожив сотни тысяч ни в чем не повинных людей, в том числе и детей. Наши в ответ создали такую термоядерную страшилку, что при испытании ее на Новой Земле, весь мир содрогнулся**.

** 30 октября 1961 года на Новой земле был испытан термоядерный заряд мощностью около 50 Мегатонн.

На Западе даже «утку» запустили, что русские едва не запустилинеуправляемую глобальную реакцию и чуть не угробили всю планету.
 
– Вил! – не утерпел Олег, – Вот ты ссылаешься на какого-то питерского журналиста Веллера, а ведь эту мысль о гибели вселенной в результате деятельности мыслящей субстанции, давно уже обосновал в своей книге “Космология Духа” наш московский философ Эвальд Ильенков. Год назад я был на его семинаре на психфаке МГУ, и он зачитывал основные положения  этой, пока еще не опубликованной, работы. Но Ильенков утверждает, что человечество не просто случайно уничтожит Вселенную, а сознательно пожертвует собой, чтобы избежать ее теплового угасания, а значит и жизни. А взорвав этот мир, люди положат начало нового цикла жизни и новых мыслящих существ.

– Если вы спорите о приоритете мысли о гибели старого и рождения нового, – вклинилась в спор знаток литературы Наташа, – то еще поэт Валерий Брюсов в своем знаменитом стихотворении “Мир электрона” об этом написал:

                Их мудрецы, свой мир бескрайный
                Поставив центром бытия,
                Спешат проникнуть в искры тайны
                И умствуют, как ныне я;

                А в миг, когда из разрушенья
                Творятся токи новых сил,
                Кричат, в мечтах самовнушенья,
                Что бог свой светоч загасил!

– Да это неважно кто первым обнародовал эту мысль, – продолжил гнуть свою линию Вил, – важно, что люди могут вмешаться в ход событий, определенный высшими силами. А если предположить, что какая-то часть этих высших сил, называемых нами сатаной, видя угрозу всему миру со стороны человечества, решила просто-напросто ликвидировать эту опасность и стереть людей с лица земли, тем самым, исправив ошибку Бога?

– Вполне может быть! – поддержала Любимова Мила, – а Бог, создавший людей, нас защищает, и только поэтому мы еще существуем…

– А защищает он нас потому, что знает, что человечество перерастет этот свой младенческий возраст с его инфантильностью и жестокостью и достигнет такого развития, когда сможет стать истинным помощником по поддержанию порядка во вселенной! – внес свою лепту в спор Локаев.

– Может быть богов, или эдаких сверхъестественных существ, вообще нет, – не желая отступать с материальных позиций, возразил Сергей. – Просто на землю когда-то прилетели представители высокоразвитых цивилизаций и создали, используя генные технологии, из обезьяны человека. Потом они улетели, а мы остались с обрывками их знаний и со своей звериной сущностью.

– Кто же тогда создал этих пришельцев и наших предков обезьян? – засмеялся  Надар. – Давайте-ка выпьем, у меня родился тост!

Он достал из своей прикроватной тумбочки бутылку коньяка и разлил янтарную жидкость по стаканам: – Выпьем за наших предков, за тех от кого мы произошли, за гаврил – прародителей русских, за абрамгутангов – предков евреев, ну и, конечно, за шимпанидзе – прародителей нас грузин!

Дружный хохот и звон стаканов заполнили тесную комнату и, видимо не уместившись в ней, выплеснулись в просторы гостиничных коридоров.

Последствия этого разгула эмоций сказались почти немедленно. Через несколько минут дверь без стука распахнулась, и в номер ввалилась целая команда непрошеных  гостей, возглавляемая мужчиной средних лет, облаченного в горнолыжную куртку и шапочку с надписью – СССР. За ним маячили уже знакомые Локаеву лица. Первым стоял и смущенно улыбался, как бы извиняясь за неуместный визит, старший инструктор базы Мусса Махов. У самых дверей остановился, не входя в комнату, Владимир Львович Белиловский, работающий постоянно на базе всего второй год, но уже заслуживший популярность у туристов, как за счет своего интеллекта, так и за профессионализм. За ним маячил хороший приятель Эдуарда заведующий  спортзалом Владимир Куковеров, на руке которого краснела повязка дежурного по турбазе.

– Я начальник базы подполковник Самодуров, – подходя к столу, представился обладатель фирменных куртки и шапочки, – вы грубо нарушаете установленный распорядок дня. Отбой на базе, вы это прекрасно знаете, в 23.00, а сейчас уже почти двенадцать. А вы шумите и мешаете людям отдыхать. К тому же вы распиваете спиртные напитки, что на вверенной мне территории строжайше запрещено… Куковеров – соберите у всех присутствующих туристские карточки. Завтра же все будут отчислены, и по месту службы каждого, будут направлены письма о недостойном поведении. Ну, а спиртное я забираю- он протянул руку к бутылке коньяка, в которой еще оставалось чуть меньше половины.
 
– Да ты кто такой, чтобы забирать мой коньяк! – взревел обиженный до глубины души бесцеремонностью представителя власти, нарушившего святой обряд застолья, Надар, и схватил бутылку со стола. Его эмоции полыхнули багровой яростью. Запахло дракой. Дело приобретало опасный поворот, и Локаев обрушил на присутствующих гасящий сознание и память энергетический посыл. Все, как по детской команде «замри», застыли, а мысли Эдуарда заметались в поисках выхода из сложившейся ситуации. И, вдруг, как спасение, в наступившей тишине он услышал доносящийся с шестого этажа звон гитары и задорный женский вопрошающий голос:

                Где ж тренироваться, милый мой дедочек,
                Где ж тренироваться, сизый голубочек?

Не менее дюжины, видимо уже хорошо спетых глоток, рявкнули в ответ:
 
                В турпоходе, бабка, в турпоходе, Любка,
                В турпоходе милая, сизая голубка!

Эту шутливую песню, с многочисленными вариациями Эдуард хорошо знал и с облегчением вздохнул. Петь ее можно было до бесконечности…

Стерев только что произошедшее из памяти всех присутствующих, он вывел команду Самодурова в коридор и, дав установку отреагировать на песню, в которой дело дошло до момента, когда дед советовал бабке заработать деньги на путевку «на панели», вернул поборников режима в действительность. Проследив, как они сходу заглотали наживку и вслед за своим предводителем резво направились к лестничной клетке, он, не желая повтора скандальной сцены уже с другими персонажами, немедленно погрузил в сон разудалый хор на шестом этаже.

– Что ж, – весело подумал он, – народ немного поспит, а товарищу Самодурову придется сегодня остаться без добычи, ведь найти замолчавших певцов и предъявить им претензии «зондер команда», при всем желании ее начальника, не сможет.

Когда Эдуард вернулся в номер, коньяк был уже допит, и лишь в его стакане плескался честно ему оставленный глоток солнечного напитка. Однако, несмотря на окончательно иссякшие запасы спиртного, спор не затухал. Сергей продолжал гнуть свою линию об инопланетянах, как прообразов богов для землян.

– Да они на нас вообще внимания не обращают, скорее всего, даже не замечают. Вот мы – разве мы знаем, что какая жизнь кипит у нас под ногами? А там и муравьи, букашки, жучки разные. Причем  у них там свои законы, иерархия, строжайшая дисциплина – это я про муравьев и пчел. А мы даже не пытаемся понять и вникнуть в эту жизнь. Многие из вас перешагнут через муравьиную тропу? Скорее всего, наступите и даже не подумаете, сколько жизней вы только что загубили.  Вот так и эти высшие существа, если хотите – боги, живут своими интересами, и им дела нет до нас смертных.

– Конечно, со многим из сказанного можно согласиться, – в раздумье произнес Вил, – но, может быть, мы не обращаем внимания  на братьев наших меньших в силу своей недоразвитости. Просто нам, занятыми своими, как мы считаем, важнейшими делами, просто недосуг заниматься жизнью каких-то букашек, хотя от таких крохотных созданий зачастую может зависеть и жизнь людей. Взять, хотя бы, нашествия саранчи или термитов, я уж не говорю об эпидемиях, вызванных совсем уж невидимыми микробами и бактериями. Только наши лучшие умы – ученые, философы или поэты эту жизнь замечают, думают о ней и даже изучают. И если продолжить эту логическую цепочку, то можно предположить, что достаточно развитые цивилизации, именно в силу своего интеллекта, должны знать неизмеримо больше, чем люди и интересоваться  всем, что их окружает, в том числе и такой «мелочью» как мы… 

В это время в дверь номера вежливо постучали, и на пороге возник Владимир Львович Белиловский.

– Я, конечно, извиняюсь, что прерываю ваш симпозиум, но вынужден настаивать на его закрытии. Порядок есть порядок. Завтра будет целый день и вечер в вашем распоряжении, чтобы  обсудить все насущные вопросы, так как в связи с лавиноопасной обстановкой выход с базы будет закрыт. И пусть среди вас есть люди обладающие даром внушения, – Львович зыркнул хитрым взглядом в сторону Локаева, – уверяю вас, что подполковник Самодуров не тот человек, которого можно долго водить за нос. Он сейчас проверяет верхние этажи, а, спускаясь, если услышит ваши споры, обязательно вспомнит о прошлом визите в ваш номер. Я думаю, что новый скандал никому не нужен.

Хотя никто из присутствующих, кроме Локаева, не помнил скандала, и недавние события остались только на уровне подсознания, как смутные ощущения какой-то неловкости, но спокойный и убедительный тон Белиловского подействовал, и народ решил расходиться.

Продолжение: http://www.proza.ru/2015/02/18/324


Рецензии
Обладай таким даром какой-нибудь Бэтмен, он уже давно раза три спас бы человечество. А тут такой дар расходуется на подполковника Самодурова. Вот так у нас всегда - все таланты уходят на борьбу с начальством. На великие свершения почти ничего не остаётся.

Михаил Сидорович   25.12.2017 20:33     Заявить о нарушении
Кое-что герой всё же сможет сделать...
С благодарностью,

Вадим Данилевский   26.12.2017 03:57   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.