Диалектическая психология четырёх жизненных миров

Четыре "Жизненные мира":  Диалектическая психология

Будимир Роговой, кандидат филологических наук

Тезисы

Мой перевод (Ольга Сокова)


   Всемирно известный покойный детский психотерапевт Беттельхейм детально описал лечебные процессы его психотерапии, которая чрезвычайно эффективна и способна полностью вылечить больных шизофренией, ранее считавшиеся неизлечимыми, без использования психотропных препаратов.
Тем не менее, основные терапевтические принципы, лежащие в основе этих лечебных процессов остаются до сих недостаточно выяснены, что признал сам Б. Беттельхейм, который писал, что теория З.Фрейда часто "не соответствует" 1/ реальному положению вещей и,в то же время,не предложил новой теории.
- "реинтерпретировать" психотерапию Б.Беттельхейма" стала по самой своей природе, эквивалентной выдвижению некоторых основ новой психологической теории, которую можно было бы счесть неортодоксальным психоанализом, поскольку она сохраняет и развивает некоторые концепции православного психоанализа, но отличается от последнего в других существенных особенностях.
Как известно, согласно З.Фрейду, всей психической деятельностью управляют два принципа: принцип удовольствия и принцип реальности. Последний считается производным от первого, приобретенного и освоенного в онтогенезе, тогда как только принцип удовольствия является изначальным и врожденным.
По словам российского психолога Федора Василюка, следует принимать во внимание не два, а четыре основных психических принципа, которые не могут происходить друг от  друга, но имеют независимые корни. Эти принципы - а именно: принципы удовольствия, реальности, ценностей и творчества (соответственно, свободы) – переживаются последовательно в онтогенезе как соответствующие «жизненные миры». Они  также остаются в актуальном сознании на более поздней стадии развития не только, как некоторые архаичные рудименты, но также в качестве новоявленных, действенных, вечно-живых  пластов. Поэтому четыре жизненные мира переживаются человеком, не только последовательно, но и одновременно.
Как пишет Ф.Василюк, " Каждый из жизненных принципов — удовольствия, реальности и ценности, — которые   принцип творчества должен в идеале синтезировать, представляют собой настолько сильные и самостоятельные тенденции и их цели в данной ситуации могут настолько расходиться, что в рамках осуществляющегося процесса переживания возникают иногда серьезные внутренние конфликты между принципами. Они часто решаются неадекватно и односторонне". 2 /
Кроме того, «хотя при этом происходит временная и частичная гармонизация сознания, в целом решение этого конфликта может иметь такие отрицательные последствия, которые являются не менее разрушительными для личности, чем сами переживаемые события. Поэтому переживания часто представляют собой долговременные цепные процессы, — на каждом последующем этапе которых приходится иметь дело не только или даже не столько с самими исходными критическими обстоятельствами, сколько с неблагоприятными последствиями предыдущих попыток совладания с ними».
Вышеуказанные утверждения Ф.Василюка могут быть использованы для реинтерпретации психотерапии Б.Беттельхейма, а также некоторых других западных психотерапевтических и психокоррекционных методов, а также  восточных медитативных практик, но они пока остаются недостаточно разработаны, и требуют дальнейшего теоретического исследования и практического тестирования.
Некогда испытанные жизненные миры, как говорит Ф.Василюк, существуют в виде структур, то есть как активная психическая тенденция. Мы также можем использовать психоаналитический термин "катексис" и говорить о тенденции обращать психическую энергию в направлениях, предписываемых  ранее испытанными жизненными мирами, что может серьезно навредить адаптации человека к новой реальности.
 С этой точки зрения психоэнергетические  ("экономические" в терминологии З.Фрейда) аспекты видеть очень важно. Мы не согласны с часто выражаемым мнением, что экономические аспекты психоанализа полностью устарели и не заслуживают большого внимания.
Психическая гиперэнергизация в критические моменты психического развития заслуживает обстоятельных научных исследований. Вспомним в этой связи пример З. Фрейда, который говорил, что либидинозные желания могут быть гиперэнергизованы сами по себе и, одновременно, в их оппозиционных частях.
Психоэнергетический подход представляется нам совершенно необходимым, чтоб  объяснить такое частое явление в психотерапии Б. Беттельхейма, как регрессия его пациентов.
Б.Беттельхейм выдвинул ряд предположений о причинах этой регрессии, но не все из этих предположений являются сильно убедительными.
Нам представляется, что основной причиной этой регрессии является сознательное и преднамеренное растормаживание энергии ид в процессе его психотерапии, с целью конструктивного использования  её силы.
Мы считаем, что такие освобождение подавленной энергии ид совершенно необходимо для выздоровления  больных Б.Беттельхейма, которые, как можно предположить, стали жертвами неблагоприятных последствий противоборства принципов удовольствия и реальности, первоначально в виде избыточного подавления первого.
Реактивация подавляемой энергии  ид приводит к регрессии, но это также приводит к последующему выздоровлению.
Таким образом, согласно Б. Беттельхейму, контролируемая регрессия, в основном, полезна, не вредна, и против неё, как правило, не нужно бороться, а поощрять. 3 /
Поскольку регрессивные проявления часто происходят вообще за рамками психотерапии или шизофрении, все эти соображения могут представить более широкий интерес, чем только для реинтерпретации психотерапии Б. Беттельхейма.
И теперь мы должны кратко упомянуть несколько других важных проблем, с которыми предлагаемая новая психологическая теория должна иметь дело.
Сначала о принципе удовольствия.
Бруно Беттельхейм доказал, что широкое и всестороннее удовольствие в его психотерапии, которое, вероятно, является фактором, вызывающим массивную и продолжительную регрессию составляет, в конечном результате, очень важный вклад в полное восстановление пациентов.
Может ли быть это открытие распространено, например, на сексуальную гратификацию, или здесь необходимо большее ограничение?
Б.Беттельхейм был, вероятно, совершенно прав, что способность его пациентов к активности от собственного имени  является основной целью терапии и признаком решающего улучшения. Свобода пациентов поддерживается в терапии Б.Беттельхейма с самого начала и с большой настойчивостью.
  Но есть также терапия Веры Лосевой с очень авторитарным стилем терапевта, который также приводит к такому  результату и, кроме того, кажется, предотвращает регрессивные проявления пациентов.
Могут ли эти полученные данные быть также распространены на  социальную практику? (См. знаменитые опыты А. Макаренко, который был очень авторитетным, но тоже помог членам его коммуны обрести больше свободы).
Б.Беттельхейм показал, насколько важно работать с принципами свободы и ценностей для достижения терапевтических результатов в жизненных мирах удовольствия и реальности.
Человек может «привести в действие ид против супер-эго" для того, чтобы реорганизовать мир ценностей в сторону "высокой степени внимания к себе и, вместе с этим, истинному  вниманию к другим" 4 /
Это ценный опыт для современности, когда старые нормы и источники ценностей  находятся под сомнением, и даже существование независимого мира ценностей отрицается многими в теории и (варварской) практике.
И, наконец, больше о принципе свободы.
Обильный источник свободы может быть найден во внутреннем психическом центре личности нетронутого любыми, даже самыми неблагоприятными обстоятельствами («Самое само», термин русского философа Алексея Лосева).
Если интерпретировать эти явления как принадлежащие к жизненному миру свободы, они могут стать объектом научного исследования, с возможностью значительных теоретических и практических результатов.
И наконец, каковы возможные области применения предлагаемой новой психологической теории?
Это не только психотерапия Бруно Беттельхейма или других клинических и амбулаторных терапий.
Мы уже сделали ряд экстраполяций в так называемую "нормальную" психологию (каждый читатель З.Фрейда понял бы, что это "норма" весьма условна и границу между ней и психической патологией может легко преодолеть психоанализ, будь он  даже неортодоксальным).
Психология «четырёх миров», возможно, позволит сделать нетривиальные умозаключения в области индивидуальной и социальной психологии, включая  проблемы агрессии и мазохизма (в широком смысле этого слова), преступности, наркомании, сексуальности и так далее.
Поскольку наша теория, развилась  на основе психотерапии, она требует, прежде всего, провести широкие психотерапевтические опыты, чтобы доказать или опровергнуть наши, далеко идущие, утверждения.
Мы приглашаем всех заинтересованных психологов, особенно тех, кто может  пожелать  скомбинировать современное возрождение принципа удовольствия и высокой духовности восточной медитации, чтобы принять участие в этих психотерапевтических экспериментах.
Примечания и литература
1 / B.Bettelheim- “The Informed Heart”, L.: Penguin, 1991, p.32
2 / Ф.Василюк - "Психология переживания" М., 1984, с.154 Существует также английский перевод: “The psychology of Experiences”, M.: Publishers, 1988. (Этот английский перевод был недоступен для нас).
3/ V., e.g., about “the regression we try to help our children engage in when the timing is right” (B/Bettelheim- “The Empty Fortress. Infantile Autism and the Birth of the Self”, N.Y.: The Free Press; L.: Collier-Macmillan Ltd, 1967, p. 294)
4/ B. Bettelheim- “Surviving and other essays”, Alfred A. Knopf, 1979, p.177.


 около 1995-2000гг.


Рецензии