Безделица. притча

     По пыльной деревенской улице шёл путник.  В те далёкие времена, когда не было такого обилия транспорта, как сейчас, путники были делом обычным. Шли те, кому было куда идти, и те, кому некуда было идти, но были и те, для кого бродяжничество было смыслом их существования: постоянная смена мест, людей и обстоятельств, стала для них необходимостью. К какой из перечисленных категорий относился герой нашей истории - доподлинно не известно. Но, так как день уже клонился к вечеру,  он внимательно присматривался  к домам, пытаясь определить тот, где ему не откажут в ночлеге. Перед одним, опрятным на вид домиком, путник остановился и прислушался: из-за высокой ограды слышался женский плач. Женщина плакала и причитала так горько, что путник, не раздумывая, шагнул к калитке дома: "Возможно, кто-то попал в беду и ему нужна помощь?"
Калитка оказалась не запертой, и путник вошёл во двор, где и увидел женщину, плач которой он только что слышал. Женщина тоже увидела незнакомца, она перестала причитать, но со слезами совладать не сумела: они мелким бисером стекали по её щекам и падали на сложенные на коленях руки. Путник отметил, что женщина была уже не так молода, хотя ещё довольно привлекательна.      
«Что могло случиться у неё, - подумал он, - какое горе?  За чем она так убивается?» 
Он обратился к женщине с приветствием и участливо спросил её о причине столь горьких слёз:
-Может быть, я смогу тебе помочь в твоём горе? Расскажи мне, что с тобой произошло?
Услышав в его голосе участливые нотки, женщина, всхлипнув, отрицательно покачала головой, тем самым дала ему понять, что помочь ей путник ничем не может. Но причину своих слёз, она объяснила:
-От меня уходит мой муж, с которым мы прожили  счастливо много лет. Он решил оставить меня ради молодой вдовы. Сейчас он в доме, собирает свои вещи, чтобы навсегда покинуть меня. Но, что я буду делать одна, как жить?
 Женщина опять залилась слезами. В дверях показался мужчина - невысокий, седеющий крепыш, в руках он держал сумку плотно набитую вещами. Увидев жену, беседующую с незнакомцем, он воскликнул:
-Я смотрю, ты даром время не теряешь! Я ещё не ушёл со двора, а ты уже и замену мне приготовила!
Восклицание, которое издала женщина, было чем – то средним между стоном и криком. Успокоив её движением руки, путник объяснил мужчине причину своего появления в этом дворе. Муж женщины, выслушав его, воскликнул, сопровождая свои слова нагловатым смешком:
- Да мне что до того! Я не жадный, хочешь, забирай её даром в придачу с домом! - И, увидев нерешительность на лице путника, он, указав на женщину хозяйским жестом, добавил, - бери, бери!  Дарю! Мне она уже без надобности, а в твоём положении и старое одеяло пригодится!
   Незнакомец уже справился со своей растерянностью, лукавая усмешка тронула его губы:
-Хорошо, - сказал он, - я обдумаю твоё предложение, возможно, что я приму его.
Женщина переводила испуганный взгляд с мужа на незнакомца и никак не могла понять: шутят они или ведут настоящий торг? А незнакомец, придав своему голосу беспечность, попросил у хозяина разрешение на ночлег. На что мужчина ответил: 
-Меня это уже не касается, так как, я сию минуту, покидаю этот дом!
Но путник, протестующим жестом остановил его:
- Э-э, так не годится! Ради меня, проведи ещё одну ночь в этом доме. Что скажут соседи о твоей жене, да и о тебе тоже, когда узнают, что ты оставил её одну на  ночь с незнакомым мужчиной? Та, что ждёт тебя, станет старше только на один день, думаю, что ты этого даже не заметишь. Да и мне уже поздно искать другой дом для ночлега. Оставайся, я человек весёлый, много повидал, ты не пожалеешь о времени, потраченном на меня! 
Мужчина, обращаясь к жене, сказал:
- Ну, хорошо! Чтобы о тебе не судачили, я останусь ещё на одну ночь. Только ты не вздумай, устраивать свои бабьи штучки! Я своего решения не изменю, и завтра  мы с гостем пойдём каждый своей дорогой.  А теперь, иди, приготовь нам ужин!
   Когда ужин был закончен, женщина стала убирать посуду, а мужчины, сидя у очага, смаковали виноградное вино. Гость, как и говорил, оказался человеком весёлым: то и дело слышался смех и одобрительные возгласы хозяина дома. Путник, казалось, был неистощим: только заканчивалась одна история, как тут же  её сменяла другая.
А женщине, на какое-то мгновение  показалось, что ничего не изменилось: просто в их доме гость и её мужу с ним весело. Где - то, как искорка,  мелькнула  мысль, что не так просто появился в их доме этот путник. Мелькнула и тут же погасла, но на сердце у женщины стало покойнее, в её заплаканных глазах затеплилась надежда: «Может, это ангел, в образе странника, пришел её защитить?»
   Гость, окончив очередную байку, взглянул на небо и воскликнул:
- О, уже полночь!  Пора и на отдых. Женщина, -  обратился он к хозяйке, - иди постели нам постель, отдыхать будем!  Муж, уловив в голосе гостя повелительные нотки, почувствовал укол ревности, но смолчал. Когда женщина ушла выполнять приказание, путник повернулся к хозяину с загадочной улыбкой:
-Много чего я рассказал тебе за этот вечер, но кое - что оставил на закуску!
 Этот случай произошёл со мной совсем недавно и  мною, до конца, так и не был осмыслен.  Я думаю, именно тебе его  нужно услышать: мудрость здесь большая присутствует.  Слушай же! Расскажу я тебе историю об одной безделице, а ты слушай, да сам смекай,  что тут к чему применить. Коли вникнешь, да поймёшь, больших ошибок в жизни избежишь, а если мимо ушей мои слова пройдут, тогда пеняй  на себя. Большие испытания тебя ждут!
   Как – то поздней осенью, я шёл через пустырь, трудные места нужно сказать – на сотню километров ни единой живой души не встретишь. Да, гиблые места. Там сгинуть – ничего не стоит. Я торопился  до холодов выйти к жилью, как вдруг, наткнулся на умирающего человека. Судя по всему, этот бедняга  умирал от холода. Был он настолько худ и грязен, что определить его возраст было невозможно. Около него лежала пустая сума, присутствия тёплой одежды или пищи не наблюдалось. Не похоже было, что он разводил костёр, а без тепла здесь ночью не выжить. Мне показалось, что  был он на грани  жизни и смерти: только, у смерти было уже больше шансов, чем у жизни. Я, как мог, позаботился о нём: укрыл его своим плащом, развёл огонь, чтобы согреться нам и выпить  по глотку кипятка. Я не первый раз в дороге и знаю, как необходимо иметь лишний глоток воды в запасе. По моему убеждению, предо мной был обыкновенный бродяга, каких немало топчет нашу многострадальную землю, но вместе с тем это был ещё живой человек, которому нужна была моя помощь. Кипяток он выпил, а от еды отказался – был слишком слаб. Когда он стал в состоянии отвечать на мои вопросы, я не замедлил задать ему их. Первое, что я спросил, так это: кто он, и почему оказался в такой глуши? Вот история, которую он мне поведал…
    Он, сын вполне благополучных родителей и где – то до шестнадцати лет его жизнь протекала мирно и ничем не омрачалась. Однажды возле их селения остановился цыганский табор и вскоре улицы селения заполнились этим шныряющим людом.
Мой спасённый, горестно вздохнув, продолжил свой рассказ:
«Я помню, как впервые увидел ту девушку из цыганского племени – она мне показалась неземной красоты. Красавица поощряла мои ухаживания, тем и поддерживала в моём сердце надежду на взаимное чувство. Мои родители и слушать не хотели о такой родне! Тогда, чтобы быть рядом с нею, я ушёл из дома. Табор меня принял, и я  стал одним из них,- бродягой без дома и родины. Вскоре, мою красавицу  выдали замуж. Она стала принадлежать тому, кто дал за неё больше денег. А у меня их не было. Спорить было бесполезно, там свои законы и очень жестокие.  Из-за этого я ушёл из табора и пристал к таким же бесприютным бродягам, каким был сам. Такая жизнь затягивает, и я уже много лет не знаю, как живёт моя семья: живы ли мои родители? И вот, в то время, когда я решил вернуться к своим родным, - речь бродяги прервалась, слёзы выступили на глазах, - случилось это несчастье, и моим мечтам теперь не суждено сбыться».
Речь, спасенного бродяги, была отрывиста, он тяжело дышал. Я предложил ему немного отдохнуть, но он, пересиливая слабость, продолжал:
« У меня ведь богатства всего - то и было, что старое ватное одеяло, оно меня согревало ночами, носить его было не тяжело, я никогда с ним не расставался. Оно принадлежало только мне. Но неделю тому назад меня догнал такой же, как и я сам, бродяга. Судя по всему, в его суме гулял ветер, а на теле кроме рваной рубахи ничего не было. Он мне сказал, что его ограбили в дороге, и я разделил с ним то, немногое, что имел сам, а ночью нас согревало мое старое одеяло. На следующее утро, когда мы собирались продолжить наш путь, мой попутчик, как бы невзначай, достал из своей сумы нечто диковинное, так, во всяком случае, мне тогда показалось. Это был блестящий, переливающийся всеми цветами радуги, шарик, к которому была прикреплена  такая же блестящая цепочка.  Случайный попутчик стал ловко вращать эту вещицу, перед моими глазами, я словно обезумел: мне любой ценой захотелось иметь эту чудесную вещицу. Помнится, что такое  же состояние  было у меня много лет назад. Тогда, когда я впервые увидел свою красавицу. Как тогда, так и сейчас, это больше походило на безумие!  Я попросил своего нового знакомого дать мне рассмотреть  эту вещицу ближе, подержать её в руках, но он, с хитрой усмешкой, ответил:
-Ну, нет! Это дорогая вещица, особенная, за неё в нужном месте можно много денежек заработать. Она своими лучами  в холод согревает, и горькие мысли отгоняет, и защитой служит от дурного глаза. Славная безделица, славная!»
Он всё крутил её и крутил перед моими глазами. А когда нужный эффект был достигнут, мой попутчик предложил мне:
- Вижу, нравится тебе эта вещица, да кому же не понравится такая штуковина? Ты понравился мне, и я готов продать тебе эту диковинку! 
Я возразил ему, сказав, что мне нечего предложить ему взамен его вещицы:
- Как нет? - воскликнул мой попутчик, - вот хотя бы твоё одеяло! Оно старое и я, меняя такую красоту на него, сильно проигрываю! Но ты мне нравишься, поэтому бери эту вещицу и владей!
 Я отдал ему моё верное одеяло, зачем мне оно?  Ведь диковинка может согреть меня в холод, думал я. Обмен состоялся, и я мог сколько угодно любоваться на своё приобретение. Безделица меня заворожила.  Я не заметил, как исчез мой новый знакомый, и вместе с ним исчезло всё то, без чего я не мог идти дальше. Я остался без пищи, воды и мне нечем было развести огонь. Но, думал я, у меня есть то, что заменит мне мою потерю.
Когда пришла ночь, холодная и беспощадная, я коченеющими пальцами достал свой таинственный шарик, весь расписанный яркими узорами, в надежде, что вот сейчас, его лучи согреют меня. Но он, отражал только лунный свет такой же мёртвый и холодный, каким был и он сам. Впервые я заплакал от того, что так в жизни ничему не научился: я отдал своего верного, испытанного временем друга, а приобрёл – никчёмную безделицу, прельстившись её блеском.  Пусть моя история послужит тебе, путник, предупреждением: не отрывайся от своих корней, не кидайся на блестящие приманки – за ними кроме пустоты ничего нет».
      Больше он не произнёс ни слова. Мне показалось, что он уснул.  Я, согревшись у огня, тоже уснул, а когда проснулся, то обнаружил, что бродяга, найденный мною,  умер, а рядом с ним, переливаясь в утренних лучах солнца, лежит  та самая безделица. Первым моим желанием было взять её себе, но что – то остановило меня. Я нашёл подходящий овраг и похоронил этого скитальца, а безделицу положил рядом с ним».
       Закончив свой рассказ, путник сказал хозяину дома:
-Ровно через месяц, день в день я приду обратно, если твоё предложение останется в силе, то я останусь здесь, займу твоё место. Пора и мне обрести свой дом, а другой такой случай мне, вряд ли еще представится.
      На следующий день, проснувшиеся хозяева обнаружили, что путник  уже покинул их дом.
      
   Прошёл месяц. И вновь по пыльной деревенской улице идёт уставший путник.
Поравнявшись со знакомой калиткой, он постучал в неё, на стук вышел уже знакомый ему мужчина. Он не пригласил путника войти, а на заданный вопрос что - то резко ответил.
Мужчина уже собирался закрыть перед пришедшим калитку, как из дверей дома вышла уже знакомая ему женщина,  в руках у неё был небольшой свёрток. Обращаясь к путнику, она сказала:
-Простите резкий тон моего мужа. И вот, возьмите эти хлебцы, они ещё тёплые.
Взгляды путника и женщины встретились. Женщине показалось, что в глазах путника промелькнуло сожаление.
Муж женщины быстро захлопнул калитку. Вскоре, одинокая фигура путника скрылась за  поворотом.


Рецензии
Спасибо, Людмила! Поучительная притча, жаль, мужчины редко читают такие вещи. Они летят на огонь, обжигаются, опять летят. А жены льют слезы...

Тоненька   01.10.2015 19:53     Заявить о нарушении
Спасибо, Тонечка за отзыв! Писалось с надеждой, что кто-то да услышит.

Людмила Соловьянова   01.10.2015 20:11   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.