Размышления о творчестве эпохи эгоизма

Бывает, что в процессе уже почти бесцельного интернет-серфинга встречаешь нечто, чем хочется поделиться со многими. Вот как-то на просторах Интернета встретилась мне одна мысль. Искренне жаль, что не могу вновь найти ее, как ни ищу, чтобы процитировать в точности и с упоминанием имени автора. Возможно, я встретила ее в каком-то интересном блоге, а теперь ищи-свищи... Дорогой автор, я благодарю Вас за столь злободневное замечание и прошу у Вас прощения за то, что привожу Ваши мысли без спроса и в вольном пересказе:

«Когда-то люди написали одну-единственную Книгу — о том, как жил Господь.
Потом... человеческая душа мельчала, прилеплялась все более к земному, и чтобы не потерять ориентир, люди стали писать и читать книги о том, как жили святые — те, кто был все еще близок к Нему. Потом, позже, — как жили известные и благородные люди: цари, князья и прочая знать, чтобы хоть на кого-то ориентироваться старшего, высшего. И как тяжелели души, как все больше склонялись люди к земному, так мельчали и герои книг. Шло время — и вот уже стало интереснее читать об артистах, богатых и знаменитых, политиках и руководителях. О них, соответственно, и писали, спрос рождает предложение. Еще ближе к нашим дням стали писать и показывать фильмы все больше о том, как живут простые люди, "такие же, как мы" и даже… воры, бандиты и мошенники — настала эпоха книжных и телевизионных сериалов "о жизни"... А вот теперь все больше пишется о том, "как живу на земле Я"».

Вот такая эпоха эгоизма. Замкнутость на себе. Художник рисует себя, автор — пишет, актер — играет. Однажды педагог художественного факультета при мне обратил внимание группы, рисующей натурщицу, на то, что к ее телу каждый пририсовал… свою собственную голову. Студенты смотрели и удивлялись — и правда.

Проходя мимо витрин, нет-нет да и взглянешь на свое отражение. И даже ставя свечу перед иконой — на свое отражение в защищающем ее стекле. Много-много дублей, пока не выйдет приличное «селфи». Уходят мегаджоули энергии, меганьютоны сил на поддержание этого «Я» в товарном виде, что действительно весьма непросто в условиях острой конкуренции.

Случается, конечно, что кто-то прочтет, услышит, посмотрит — и воскликнет в эйфории от потрясающего понимания: «Да это же я! Это обо мне! Вот у Достоевского, Пушкина, Шекспира… ничего обо мне не было, а этот неизвестный писатель так меня понимает!»

И это клише «А вот раньше-то были (книги, фильмы, музыка — подчеркните нужное)!» старо как мир. Можно, конечно, грустить и вздыхать о временах чести, благородства, святой самоотверженности, первозданной чистоты и критиковать современных авторов, боготворя прошлое. А может быть, все не совсем плохо с современным творчеством? Можно попробовать допустить, что искусный писатель, еще недавно видевший себя великим творцом, но все-таки вырвавшийся из этих оков под названием «Я» и обративший свой разум к вечному «Ты», очень хочет, но просто не может достучаться до меня иначе, как через это самое мое любимое «Я». И его душа, которая по природе своей — Божия, однажды прикоснувшись к Настоящему, жаждет рассказать о том всем, чтобы разделили с ней эту радость... Или береглись от опасности погибели. Он теперь в сотворчестве, он теперь ведом и уже лишь «кисточка в Божиих руках» (название песни Светланы Копыловой. — Авт.).

Каждое «Я» кричит о себе так громко, что быть услышанным озаренному со-Творцу можно только… рассказав какому-то «Я» — о нем же. Несомненно, зацепит! А дальше уже работает свободная воля каждого человека. Он может удивиться тому, что так хорошо его, такого уникального, понимает совершенно посторонний писатель или даже мыслитель — вот, например, живший давным-давно епископ, святитель Феофан Затворник. И — остановиться, замереть в собственной значимости, поглядывая украдкой на себя в каждое попадающееся по пути зеркало. А может — произнести всем сердцем: «Избавь меня от рабства эгоизма!» — и открыть то, что за границами «Я», оказывается, столько всего ценного!

Да, настоящее, тихое, прочное и в самом деле насыщающее поначалу кажется пресным. Что чтение, что музыка, что — да, да! — детские мультфильмы. Ребенка с плохим аппетитом, однако, падкого на конфеты, приходится порой уговаривать себя послушать и почитать, вслушаться и вчитаться, услышать пробудившуюся душу со-Творца: ну попробуй ложечку, я тебе обещаю — если не понравится, не будем кушать! Пробует. Нравится. Казавшаяся поначалу пресной искренность мало того что сама удивительна на вкус, так еще и возвращает вкус к совершенным в своей простоте вещам, например тишине, труду, общению с родственниками и неспешным прогулкам перед сном. Подумалось, что это было бы неплохим настроением на грядущий пост: простая, «неутучняющая» пища недельки через три становится удивительно вкусной и сытной, и откуда-то берется уйма энергии! А о чем новое произведение — о себе любимом или же о ближнем, для ближнего и ради Бога — каждый со-Творец уж наверняка знает…

Было опубликовано здесь: http://obitel-minsk.by/_oid100107409.html 23.02.2015


Рецензии