Власть. О трёх главарях республики

   Начну с цитаты из жж о. Александра Дьяченко. Отец Александр чуть постарше меня, почти ровесники. И он как-то написал:"Хватит с меня и 60", - в связи с псаломским выражением о человеческой жизни "70 лет, аще же в силах 80 и множае их труд и болезнь".

   Когда мне сын задаёт вопросы:

 - Ты хотела бы снова маленькой/молодой стать?

 - А чтобы я снова стал маленьким стал (или, наоборот, "чтобы я уже взрослым был")?


   Я ему отвечаю:

  - Нет, не хотела бы, пусть всё своим чередом идёт.

   Недавно пошли с ним на гребную базу записываться, тренер согласился взять его до полного прохождения медкомиссии, и неожиданно быстро  очутился мой сынок на воде в байдарке.

    На дворе золотая осень, бабье лето, солнце днём и светит и греет, но ночи и вода холодные, и вода уже прозрачной стала. Яркий блеск солнца на чистой холодной воде, дети в лодках плывут за тренером из гребного канала на Днепр.

   В эту минуту так я им позавидовала! Мы с братом тоже в детстве часто плавали по Днепру в лодке, но не в байдарке, у отца была обычная по тем временам "моторка". А после, на севере, у родителей университетской подружки была "моторка", и я плавала с ними по реке в лес за грибами.

   Потом "моторки" перевелись, поскольку моторы на них прожорливые были и стало очень дорого ими пользоваться, сейчас и здесь по Днепру, и по северной Вычегде - редко кто на "моторках" плавает.

   Мы остались без лодки, когда отца перевели в Минск, и там уже наше с братом детство не на реке, а в бассейне проходило. Брат, когда попал по распределению после лётного в Сибирь, в Усть-Кут, плавал там с товарищами в отпусках на плотах по Лене, звал и меня, но я уже вышла замуж и родила.

   А прадед по маме-бабушке, по днепровскому роду, у нас плотогоном был. Хотя жил уже во время железных дорог. Но повезло человеку. И я всю жизнь хотела пусть не плотогоном быть, такого даже в самых смелых мечтах не вообразить, а хотя бы разок пройти на плоту или лодке "из варяг в греки" ту часть пути, что по Днепру, от истоков до устья.

   Вторая мечта у меня с юности была с Новгородом-Северским (родиной отца) и князем Игорем связана, хотелось проехать на лошади его путём на Донец и обратно. Я  умею и верхом ездить, и грести.

   И вот когда поплыли дети на Днепр - вдруг мне стало ясно, что уже никогда не сбудутся в земной жизни мои мечты.

   Светит солнце, блестит на воде, лёгкий ветерок покачивает лодки. Чайки вьются над водой, цапля бродит в прибрежных камышах, всплёскивает рыба. Невероятно: как они выживают, не всех истребили и не всё загадили люди...

   Половину жизни на севере, в коми, я прожила. Пропустила момент, когда из Коми АССР просто Коми республикой она стала, жила в это время, весной 1994-го года, в Пскове у отца Павла Адельгейма.

   И потом постепенно втягивалась в "жизнь республики", в университете я так далека от неё была, что не знала имени первого секретаря обкома, ставшего Главой. Узнала, когда на местное тв пришла работать: Юрий Спиридонов.

   Это в 1995-м было, а в 2005-м по настоянию мужа я уволилась из пресс-службы Госсовета Коми, и потом мы оттуда уехали.

   Получается, 10 лет по коридорам коми власти ходила, лучше всего покойного первого Главу знала, Юрия Спиридонова, у второго, Торлопова, брала интервью, знала и нынешнего арестованного Вячеслава Гайзера.

   Запомнила его по выступлению на одном из заседаний Госсовета, мне надо было описать это заседание в релизе для сми, а я в его выступлении некоторые слова не поняла. Он был министром финансов и депутатом Госсовета, и всё твердил в своём выступлении то ли про преференции какие-то, то ли про инвестиции. Эти оба слова я знаю, там ещё другое было, которое я тогда записала и посмотрела в словаре, означало оно "целевой перевод денег на строго определённые нужды". Трансфер? Нет. Речь шла о том, что если минфин переведёт сельской школе деньги крышу покрыть на счёт местной администрации, то на зарплату учителям местная власть не сможет эти деньги потратить, пусть без зарплаты сидят, а крышу кроют. Вспомнила! Субвенция.

   Гайзер с таким безстрастным видом проговаривал эти слова, невозможно было понять, не вникнув, что речь идёт о том, как зажимают в тиски людей на местах. Именно это я и запомнила: его профессиональную безстрастность. Счётная машина какая-то - подумалось мне. Ну и всё. Когда он стал Главой, нас уже в Коми не было, но у родителей и дочери бывали мы там в гостях.

   В 2001-м я ещё ходила на выборы, голосовала за Спиридонова на третий срок Главой. Закулисную жизнь власти к тому времени я уже знала, но Спиридонов мне нравился тем, что построил Стефановский собор, открыл фонд "Покаяние", и хоть не чужд был схемам и оффшорам, к концу своего правления ставши эдаким "мулом", помесью русского барина и советского сантехника (вёл себя как барин, а матерился как сантехник), но Торлопов был гораздо хуже!

   Спиридонов хоть характер имел, отстаивал перед Москвой интересы своего региона и что-то реально делал для людей. Да, так, как он это сам понимал. Да, и себя не забывая. Но он был живой человек, не счётная машина. И прозвище у него было "Папа". Выборы Торлопову он проиграл, то ли в самом деле, то ли нарисовали - кто знает!

   И, действительно, стало гораздо хуже, ОТКРЫТО нарисовалось в "коридорах власти" какое-то мутное жульё в виде всесильных "замов Главы".

   Противодействовать этому не мог ни Спиридонов, прошедший спустя два года депутатом от Коми в Госдуму, ни тогдашний Председатель Госсовета Коми Иван Кулаков, характером Спиридонову уступавший, хотя тоже сильный человек, родом из раскулаченных воронежских крестьян.

   В пресс-службе Госсовета моя предшественница возглавила "отдел писем", и помимо своих непосредственных обязанностей я наблюдала и её работу и видела, что и Кулаков, и Спиридонов - чем могли, помогали людям.

   Сказывалась партийная закваска, они ещё помнили старые времена, когда депутатами Верховного Совета республики были выбранные на местах, в своих "трудовых коллективах", простые люди, а не денежные мешки.

   Денежные мешки тоже плачут. Был в моей госсоветовской жизни такой случай. Возвращалась с сельского прихода, куда в то время ездила, на рейсовом автобусе и разговорилась со знакомой, почему такая грустная после службы, что случилось. Оказалось, грустит она потому, что у неё нет денег на симфонический оркестр, она композитор.

   И тут меня осенило. Я прошерстила депутатские досье, оказалось, больше всего ей местный лукойловский богач подходит, не чужд прекрасного и играет на рояле. Когда он приехал на очередную сесию, я подвела к нему свою знакомую - и всё у них получилось! Дал он ей на исполнение её музыки денег, прилетел большой симфонический оркестр, и состоялся прекрасный концерт. 

   Это был счастливый случай, вообще-то все нефтегазолесоденежноносные магнаты плотно обложены были прилипалами, не пробиться, помню, как мыкались мы, собирая от общества православных педагогов на паломничество неимущим детям деньги по приёмным разных лукойлов.

   Надёжнее было сразу у Кулакова или Спиридонова попросить. Или у Катунина, градоначальника сыктывкарского, он нам выделил помещение в городской детской библиотеке "безвозмездно, то есть даром".

   Но все эти "старые кадры" плотно подпирали снизу молодые и моложавые люди с безстрастными или, наоборот, уж очень говорящими лицами, желающие могут полюбоваться. И на Зарубина, и на Чернова с Ордой. Я думаю, старой партийной закалки начальство было перед ними безсильно. Тарас Бульба мог сказать Андрию:

 - Я тебя породил, я тебя и убью.

  А у бывших партийных бонз на это не хватало духу, воли и желания. А может, просто совесть им говорила, что и у самих рыльце в пушку. С тем и ушли, и уступили место.

   И вот теперешний скандал, ОПГ, "главарь республики" и прочие неожиданности.

   Мама рассказала, а то я ни сном ни духом, телевизор давно не смотрю. Первая реакция у меня была стыд. Родители ни в чём не замараны, отец хоть и был в советское время "красным директором","Комимелиорацию" возглавлял, но партийных бонз никогда не жаловал и часто с ними ругался. Я даже сердилась на него, когда там жила: все воруют и живут припеваючи, ну хоть бы немножко и нам досталось, что толку честным быть и в дырявых башмаках ходить.

   Сама, правда, тоже не могла взятки брать, не получалось, хотя предлагали. Но срабатывал какой-то ген, становилось совестно.

   Сама, каюсь, давала - за детей врачам с учителями. В этой сфере зыбко всё, когда вполне легально это "платными услугами" называется, когда нелегально надо заплатить или "подарок" вручить.

   Между тв и Госсоветом я вернулась к преподаванию, и чтобы ноги на учительской зарплате не протянуть, подрабатывала дома репетиторством, потом смотрю - а чего на работу ходить, хватит на жизнь репетиторских денег, благо, налогов с этого заработка тогда не драл никто. Так что на своей шкуре прочувствовала, как учителям их хлеб достаётся.

   Не жалко Гайзера: от сумы и от тюрьмы никто не зарекайся, можно посидеть и подумать о своей жизни. Но вот судьи-то кто? Безпрепятственно гуляют на свободе покрупнее Гайзера деятели, и возникает подозрение, что просто мирно не поделили в очередной раз, начался передел, новая поросль подросла.

   Нет, сто раз прав мой папа, лучше ходить в дырявых башмаках, чем ввязываться в их игры. Тем более женщине. Хотя когда дети голодные - не срабатывают такие аргументы. И приходится с волками жить - по волчьи выть. А потом стыдно за себя.

   И прав отец Александр: мне бы тоже 60 хватило.

   А потом поплыть на лёгкой лодочке по сверкающей на солнце большой реке вниз по течению до самого устья, до моря-океана, по берегам которого пасутся все изничтоженные людьми лошади и другие Божии твари.

   И где нет никаких глав и президентов. Только "правоверные цари и царицы, да благоверные князи и княгини". У меня в молитвослове так написано в утреннем правиле, там, где молитвы об усопших: "Помяни, Господи, от жития сего отшедших правоверных царей и цариц, благоверных князей и княгинь и в вечных Твоих селениях со святыми упокой".

   Работая в Госсовете и наблюдая за жизнью "народных избранников", я поняла простую истину: нынешняя система власти переварит практически любого. Вот живёт себе человек, инициативный, неравнодушный, пытающийся озвучивать и решать проблемы своих сограждан, и проблемы эти у него с согражданами общие. И становится он их депутатом во власти.

   Кто-то и до выборов был обеспеченным человеком, для кого-то статус депутата открывает двери в новую жизнь. Зарплата депутатская и не снилась простым гражданам, плюс прочие блага: машина с шофёром, спецполиклиника, оплата командировок и отпусков с оплатой самолётов "для несовершеннолетних членов семьи", и прочая, и прочая.

   И как-то быстро уходят на задний план проблемы каких-то там граждан, если у самого депутата все личные проблемы враз решены. Причём и на чиновников, работников аппарата, все эти блага распространяются.

   Я мелкой сошкой  и недолго там побыла, вместе с тв - пять лет всего, и успокаивала свою совесть тем, что преподаванием заслужила эту передышку, чтобы подкормиться-приодеться, а то ведь и правда, приходилось в дырявых башмаках и старом поношенном пальто по урокам бегать.

   Уж это мы все хорошо умеем: свою совесть успокаивать. Уверена, что сейчас арестанты все поголовно думают: - А меня-то за что, все так живут!

   Если хоть один искренно покается - буду удивлена.


Рецензии
Ну, Наталья! Ну, молодец!

Начала с катания на лодках по Днепру, а закончила вселенской разборкой.

Вот бы прочитал этот "мул" про себя, который есть помесью русского барина и советского сантехника (вёл себя как барин, а матерился как сантехник), сразу бы материться разучился.

С удовольствием записала вас в избранные, буду читать-навещать.

Нэлли Лабецкая   27.09.2015 22:46     Заявить о нарушении
http://www.proza.ru/2014/10/05/890
http://www.proza.ru/2014/10/08/1542
Милости прошу! Про первого главу, Спиридонова, я ещё вот тут год назад писала.

Вообще-то я его ежедневно поминаю, записала в помянник, когда умер он, так что это я так, для красного словца про "царей и князей", наверное, и они не сахарные были, и не все и не всегда в восторге были от них подданые.

Власть - тяжёлое бремя, очень тяжёлое...

Наталья Чернавская   27.09.2015 23:37   Заявить о нарушении
Да, Наталья, вы правы: власть настолько тяжёлое бремя, что нет сил сбросить с себя это бремя.

Нэлли Лабецкая   28.09.2015 07:56   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.