Любовь к троллейбусам

Когда я был маленьким, у нас были "Икарусы". Желто-черные, с гармошкой, с четырьмя входами, и четырьмя осями. Без всякой чайфовской улыбки. Строгие и элегантные. Городские. С низкой посадкой. Это были короли улиц и проспектов. Троллейбус просто отдыхал. У него не было такого красивого имени и заграничного шарма.

Еще были туристические "Икарусы" - красно-белые, похожие фиугрой и лицом на своих младших братьев, только более респектабельные, с высокой посадкой и откидными мягкими креслами. Туристические троллейбусы тоже конечно были - но только где-то далеко - в Крыму или на Кавказе, у моря. И шли они медленно-медленно, съедая драгоценные мгновения каникул.

Сейчас все с ног на голову встало.

Нету больше Икарусов.

Вместо них ездят по городу неопрятные и непонятные, не то - автобусы, не то - маршрутки. Открывают на выход первую дверь - чтобы все заплатили водителю. Только когда все выйдут, просачиваясь через узкое горлышко, отсчитывая на ходу мелочь, проталкиваясь мимо не выходящих, только тогда открывают вторую и третью. А уж если на борту буква "К" - туши свет: ты давно зашел, заплатил сорок рублей вместо двадцати восьми, и ждешь, когда же наберется достаточно пассажиров, чтобы удовлетворить жадного водителя. А ты торопишься и уже видишь подошедший троллейбус, но сорок рублей уже отданы, и ты ждешь, а в это время водитель начинает изображать из себя рыбака, подергивающего поплавок: не закрывая переднюю дверь, начинает трогаться, потом бросает газ, и автобус покачивается вперед-назад, заманивая недостающие кошельки...Египет какой-то, думаешь ты!

И тут из тумана выезжает, шурша шинами по мокрому асфальту, крайне интеллигентно гудя электромотром, белоснежный с синей полосой троллейбус. Он сделан на лучшем в мире вологодском троллейбусном заводе. В нем тебя встретит, как родного, добрый кондуктор, в нем раскроются все двери на каждой остановке, в нем ты можешь приложить карточку или запалатить законные двадцать восемь. Выходя из троллейбуса, ты поймаешь себя на желании попрощаться с кондуктором, словно побывал у него в гостях.

Может ли что-то быть лучше троллейбуса? Может. Трамвай. Но это уже совсем другая история.


Рецензии
Моя рецензия.

Здравствуйте, КОНСТАНТИН.

А хотите, ребята, я вам расскажу про синий троллейбус ОКУДЖАВЫ. Просто так, в смысле технического описания самого транспортного средства.
Вся моя молодость прошла с этим троллейбусом, он действительно был сине-песочным и других расцветок не имел. Ходили эти троллейбусы по всей МОСКВЕ практически всю мою сознательную жизнь школьного обучения, в противовес ему по Москве ходили красно-песочные автобусы и трамваи, НО про трамваи, как правильно подметил Константин, другая история. Чем же отличались эти средства передвижения на резиновых колёсах от последующих моделей, теперь уже до современных.
Отличались они двумя очень важными ОСОБЕННОСТЯМИ для пассажиров, таких, как я, и всех остальных в то время. Все эти отличия были устранены впоследствии, и не просто так из прихоти дизайнеров, а по требованиям эргономики и техники безопасности для пассажиров. Но, как говорится - «выигрываешь в одном, проигрываешь в другом».

Я думаю, что и Окуджава также ощущал эти особенности. Но его ностальгия по троллейбусу - нечто в другом, в возвышенном, ПОЭТИЧЕСКОМ, хотя строчка «сажусь на ходу» сегодня многим не понятна, боюсь, и вам ТОЖЕ.
А ведь это написано совершенно в БУКВАЛЬНОМ смысле и действии, и не какая не аллегория, именно так - НА ХОДУ садилась МОЛОДЁЖЬ того времени. Причина простая, совершенно похожая и противоположная современной.
Транспорт ходил редко и всегда был переполнен. Вход был только с задней двери, где кондуктор, отправление не было связано с закрытием дверей, и автобусы и троллейбусы трогались, если половина желающих так и не села. Вот в этот момент, во время начала движения и садилась молодёжь, она уже на ходу цеплялась за открытые створки дверей и метров 50-100 висела на подножке, пока не пробиралась в салон. Причина висеть и ехать в таком положении была ещё и в другом, кроме желания ехать.
Таким образом можно было проехать бесплатно одну, а то и две остановки. Это только в конце ПЯТИДЕСЯТЫХ цена проезда стала фиксированная (5 коп. – автобус, 4 коп. – троллейбус и 3 коп. – трамвай). До этого транспорт, кроме метро, где всегда было 5 коп., зависел от количества остановок.

Так что же там было, а верней, не было в этих «синих и красных» в отличие от ИКАРУСОВ, которые появились в конце ШЕСТИДЕСЯТЫХ. Что отсутствовало, и что есть сейчас у всех автобусов и троллейбусов городского транспорта, кроме маршруток.

Там были узкие двери-гармошки в размер одного пассажира, три ступеньки до ровного пола, без всяких заниженных накопительных площадок, длинное сидение на пять человек в конце, а у автобуса и спереди спиной к водителю такое же.
И ещё самое отличительное и очень приятное в жару, ОКНА, как у синих, так и красных, ПОДНИМАЛИСЬ снизу вверх, и ты мог сидя ехать, как в легковом автомобиле с открытым окном, положив или выставив руку на улицу. Естественно, такая роскошь не могла ДОЛГО существовать по тысячам причин, назову две - поднятые стёкла срывались с защёлок и падали на ваши руки, а если не они, то другие машины, коих стало много, ломали руки тем, у кого в голове ОПИЛКИ.

Но вот я, всю молодость проездил и остался с руками - ПОВЕЗЛО.
С уважением, ЭДУАРД.

PS – Кстати, поворотный круг и гармошка впервые появился на нашем троллейбусе, который ходил только по улице ГОРЬКОГО, под номером 12, и был по форме почти как синий, с окнами убийцами, но раскраска у него была схожая с автобусной - ВИШНЁВАЯ, как бы вызов того свободного ХРУЩЁВСКОГО времени даже в этом.

Эдуард Ратников   22.03.2016 11:45     Заявить о нарушении
Эдуард, благодарю за такой превосходный отзыв, в буквальном смысле.

Константин Дудник   23.03.2016 00:38   Заявить о нарушении
Мой ответ КОНСТАНТИНУ.

Спасибо за столь высокую оценку, но я столь же благодарен ВАМ, Костя, за ту возможность взять и описать свои воспоминания о тех немаловажных моментах МОЛОДОСТИ. Я уже пытался описывать некие банальные, обиходные, жизненные ситуации того прошлого времени, которые отсутствуют сегодня. Но для такого описания требуется ТОЛЧОК, который я и получил от ВАС, Костя, и от ЮЛИ, которая первой откликнулась на эту троллейбусно – автобусную тему у ВАС.
Одним словом, если вам интересна такая бытовая тема, то вы можете прочесть моё воспоминание о том, как вся страна мылась не в ванных, а в банях. В то время я также писал и о другом, но вот подвернулась баня, и мне пришлось описать этот процесс между делом.
http://www.proza.ru/2013/01/31/705
Перечёл своё написанное про баню и даже кое-что поправил, опять же благодаря ВАМ, Костя.
С уважением, ЭДУАРД.

Эдуард Ратников   23.03.2016 15:03   Заявить о нарушении
Из раннего Алексея Иванова. "Победитель хвостика". Небольшая сцена с участием троллейбуса:
"...Не проходит и десяти секунд, как из-за бугра выныривает пучок света, и вслед за ним на вершину холма выкатывает злополучный троллейбус. Танька пулей вылетает ему навстречу и заносит камень над головой. Троллейбус, взвизгнув, тормозит, глядя на Таньку фарами.
— Чего надо? — грозно спрашивает Танька. — Че­го ездишь? Чего вынюхиваешь?
Троллейбус, взвыв двигателем, неожиданно кида­ется назад, и Танька молниеносно швыряет булыж­ник. Трещины звездой брызгают но правой полови­не лобового стекла, и троллейбус останавливается, с грохотом роняя на землю свои рога-усы. Немного постояв, Танька медленно подходит к нему, трогает трещину пальцами и спрашивает:
— Больно?..
Усы на земле дергаются.
— Прости... — просит Танька и гладит троллей­бус по морде. — Ну, я не хотела... Ты прятался, пря­тался... Боялся?
Троллейбус, кивая, покачивается на рессорах.
— Это Тимофей тебя напугал? Обещал усы обо­рвать и в парк сообщить? Так он ругался, ты не обращай внимания... Ему, наверное, уже миллион лет... Ты гуляй, где хочешь, только договорись с на­шими... А то в прошлом году один «жигуленок» украл все запахи с Бабкиного луга... Ну, не плачь, не плачь...— Троллейбус водит дождевиком по разбитому стеклу. — Не обижайся, ладно?.. Ладно? И не прячься больше, договорились?
Танька отступает, давая троллейбусу дорогу..."

Константин Дудник   21.10.2017 23:00   Заявить о нарушении
Мой ответ КОНСТАНТИНУ.

Костя, вы прислали замечательный рассказ.
В последнее время я только об этом и размышляю.
Причём, я обратил внимание, что не только я, а МНОГИЕ стали задумываться над этой проблемой.

Костя, я прожил жизнь и практически постоянно не был доволен ВЛАСТЬЮ, вернее, у меня всегда были к ней претензии, но я мало, что замечал за собой, как бы при этом олицетворяя в себе весь НАРОД.
И вот только в последние годы я вдруг обнаружил, что помимо власти, она конечно ХОРОША, слов нет, но и сам народ под стать ВЛАСТИ, может и включая меня.

Почему я так ЛОШАЛСЯ почти всю жизнь.
Ответ простой, я как и все прожил в такое интересное время, когда НАРОД был, и я был, и я даже что-то отмораживал сам по себе неординарное, ну хотя бы случайно взял и специально познакомился с диктором «ГОЛОСА АМЕРИКИ». Пригласил её к себе домой, чтобы поболтать о нашей реальной жизни, и на личном примере рассказать кто есть МЫ.
А вот народ хотя бы в лице моих знакомых вообще НИЧЕГО даже такого не делал, просто все РАБОТАЛИ, как и я, между прочим, промеж таких знакомств.
Да, народ болтал на кухнях, да, он считал, что он всё знает.
Он даже считал себя ГЕГЕМОНОМ и главным в этой стране.
Так ему вдалбливали с пелёнок.
И я где-то так же, так считал.

Я не очень замечал, что практически я один вот так изгаляюсь, я думал, наверное, и другие что-то отчебучивают.
Ну, например, выходят на площадь в знак протеста ввода наших войск в ЧЕХОСЛОВАКИЮ.
Это я так, для примера, на самом деле я, конечно, об этом и не слышал, но предполагал, судя по себе, что человека четыре найдутся.

ТАК вот, действия властей ВСЕ хоть как-то, но наблюдали, и поэтому не было СЛОЖНОСТИ либо их принимать, либо не преемлить но и не ПОНОСИТЬ.
А вот действий народа кроме собственного ЧУДАЧЕСТВА, практически НЕ БЫЛО, и ни в чём.
То, что на предприятиях прошли митинги ОСУЖДЕНИЯ, это настолько смешно, что даже любой с этого митинга понимал, насколько это СМЕШНО. И те кто не были. И те что смотрели или читали всё это, для всех полный СМЕХ.
В стране не было ни одного человека, включая и само правительство, чтобы кто-то в серьёз верил в то, что реально происходило в стране.

Я вам клянусь, я прожил первую половину жизни и буквально все всё знали и понимали совершенно не так как оно, как бы было на самом деле.
Любой читающий газету, смотрящий телевизор, он просто не сомневался, что всё если и есть, то только в противоположном СМЫСЛЕ.
Это знали все, от мала до велика, это была СТОПРОЦЕНТНАЯ норма.
Все знали, если сказали - ПЛОХО, то это значит сказали - ХОРОШО.
Если СОЛЖЕНИЦЫН враг и врёт, и его надо выслать, то это значит, говорит ПРАВДУ, и за это его надо выслать.
Это даже не обсуждалось, это было ясно и понятно буквально ВСЕМ.

О каких пионерах или комсомольцах речь. К восьмидесятым годам в стране НЕ БЫЛО ни одного человека, кто бы всерьез думал, что это какая-то передовая часть молодёжи для страны, буквально все эти структуры только исключительно для КАРЬЕРЫ.
По радио, по телевидению, в газетах ТРЕЩАЛИ об этом с утра до ночи, но ни одного человека не было, который хоть в десятом приближении ТАК ДУМАЛ сам.

И вот произошёл УЖАС, который мы, ЛИБЕРАЛЫ, сами устроили.
Мы создали ситуацию ПРАВДЫ. Мы вырастили поколение, которое всё принимает за чистую монету.

Но вот на данный момент сложилась такая ситуация, этим НОВЫМ людям ВЫВАЛИЛИ миллиарды тонн ЛЖИ на их молодые головы.
Причем, любой ЛЖИ - красивой, страшной, даже правдивой, но всё равно лживой.
Эта новая молодёжь ХАВАЕТ, как ХАВАЛО неискушенное общество после революции 1917 года. Они ХАВАЛИ ложь, принимая за правду, аж до этих ХРУЩЁВСКИХ шестидесятых.
И только тут у них появилось прозрение, и они УВИДЕЛИ правду и поняли, что самый простой способ просто всё воспринимать и делать НАОБОРОТ.
С этим «НАОБОРОТ» мы дожили до 1991 года.

Начиная с этого АВГУСТОВСКОГО момента все поняли, что теперь не надо переворачивать все НАОБОРОТ, что теперь всё нужно говорить так, как оно есть.
С этого момента прошло 26 лет, выросло новое поколение, это поколение говорит и понимает только в прямом смысле, они не знают, что можно говорить одно, а делать другое.
И вот вдруг на них ВЫЛИЛИ огромный ушат различной информации из тех моих ВРЕМЁН – это КИНО, песни, ВОСПОМИНАНИЯ старых….. и многое другое РАФИНИРОВАННОЕ.
Причём, им не разъяснили, что это та информация, где исключительно ВСЁ НАОБОРОТ.
Если там показывают, что живут ХОРОШО, то это просто не показывают так, как оно БЫЛО, то есть, ПЛОХО.
Если у всех что-то есть в холодильнике, то это не значит, что это можно брать и ЕСТЬ, когда захочешь и сколько хочешь.

Всё, ДОСТАТОЧНО, КОНСТАНТИН, вопрос ясен.
Два слова, что ещё стало ясно.
Оказывается, многие, которые молчали, вдруг стали говорить.
Так вот, лучше бы они продолжали молчать, и пусть бы говорили те, которые и раньше не МОЛЧАЛИ.
Теперь действительно всё, а девочка исконно НАША, сначала делает, а потом ДУМАЕТ. И жалостливая такая, как ВСЕ наши люди, особенно когда ЗАРЕЖУТ.

С уважением, ЭДУАРД.

Эдуард Ратников   26.10.2017 12:45   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.