Гость-из-Космоса

Гость-из-космоса двигался в черноте пульсирующими рывками, перемалывая застывшие поля вечного холода и мрака, так что даже сам свет не поспевал за ним.

В одном из рукавов материи, чуть в стороне от своего пути, Гость наткнулся на дрожащий сгусток, живой энергетический вихрь. Он остановился и различил спектры звезд. Одна из них, красная, безмерно распухшая, крутилась и горела пламенем, планеты водили хоровод вокруг нее. Недолго думая, Гость приблизился к одной из них, где пульсировала искорка жизни. Его органы чувств управляли самой энергией.  Быстрым движением, сомкнувшись, Гость начал спуск в горящую мглу твердого шара материи, опаленного гигантским солнцем.

Его встречали. Пространство вокруг заполнилось безумными сполохами голографических импульсов. Но тот, другой, не испытывал никакой враждебности. Мгновением позже импульсы образовали цельную картину, совершенно ясную для разума Гостя.
- Привет тебе, гость, - дружелюбно сказал Хозяин.
- Кто ты?
Самый обычный вопрос для любого, умеющего мыслить.
- Я последний, - ответил Хозяин.
- Последний из кого?
- Смотри.

И все вокруг затрепетало от потока энергии, усиленного разумом неведомого Хозяина. Гость поторопился привести свое мышление в один ритм с образами, что ему передавались. Он увидел синий цвет, и красный, цвет войны, и увидел сферу, безупречно живую и населенную невиданными существами. Те, кто жил здесь в незапамятные времена, были бесконечно чужды Гостю-из-космоса. Они правили материей, но пытались и покорить энергию, они умирали после единственной жизни и убивали других, запускали смертоносные сгустки ядерного опустошения, и все это в череде картин увидел Гость.

Приняв это, он вдруг почувствовал четкое сознание рассказчика, Хозяина. Оно было спокойным, но в коричневых тонах. Хозяин горевал о трагедии культуры, исчезнувшей с лица Вселенной.
- Но кто же ты? – снова спросил Гость, просительно вглядываясь в нить разума, висящую в Нигде. - Ты – один из них, - сказал он утвердительно, почти не ища подтверждения, и сам испугался своей догадки.
- Ты прав, - ответил Хозяин без малейшего беспокойства, - Я последний из них. Когда-то очень давно я должен был умереть глубоко под землей, но лишь мое тело умерло, а разум остался жив. Многие годы я пытался выбраться на поверхность струйкой газа, слабым ростком мысли, и когда сумел пробиться, увидел оболочку мира сожженной дотла дыханием звезды. Я ждал долго, и много раз прилетали диковинные создания. Одни из них моего братства, повелители и рабы материи, другие подобны тебе. Были и такие, чье само существование заставляет колебаться ткань вселенной. Но никто из них не задержался надолго над мертвой корой.
Наступила пауза и сознание Хозяина тронуло Гостя.
- Я помню ее цветущей, но первозданной – нет.
- Но сколько же ты ждешь? – спросил Гость, купаясь в гамма-лучах. – И зачем все это?

Мелькнули цвета и погасли.
- Миллионы лет, - просто сказал Хозяин. – Зачем? А что бы сделал ты, космический летун?
- Я двигаюсь в бесконечности и бросаю вызов галактикам, - произнес Гость-из-космоса.
- Пришелец, судьбы планет не волнуют тебя?
- Я не знаю такого слова - судьба. Планеты тверды как камни, звезды остры как иглы. Я поглощаю атомы в их недрах и вихрем калейдоскопа сворачиваю плазму, я видел, как и ты, множество сознаний живых и не совсем уже мертвых.
- Понимаю, - задумчиво ответил Хозяин.
Изогнулась ткань пространства и Гость увидел белое и желтое. Он увидел близко, очень близко тлеющие камни и жалкие остовы того, что могло быть творением примитивного разума.
- Смотри.

Гость смотрел дальше. Его разум видел средоточие чуждой ему материальной жизни. Видел напряжение в самых недрах могущественного светила. Солнце, давшее свет своим детям, устало, его скрытая угроза вырвалась из недр – и оно принесло смерть. И подарило ее планетному кругу.

Гость смотрел на сотни белых веретен, что были выпущены в пространство, когда первые потоки плазмы опалили камни этого мира.
- Мы сами это сделали, - произнес чужой голос, - Мы играли с солнцем, а оно не простило. Сначала пожрало первую планету, и дальше вторую…
- Я знаю, - сказал Гость, - разумы в туманностях, длиной в световые годы, и парусники, в порыве смелости пущенные через тысячелетние бездны. Видел я тех, кто в бесконечной азартной игре сталкивает квазары и создает черные дыры. Едва скрылся я из черной клетки, построенной для меня теми, чей смысл жизни – прекращать любую жизнь. Видел я зеленые, синие и остывшие титановые звезды, пробовал на вкус нейтронные карлики, узнал кое-что важное и много бесполезного. Я прибыл слишком поздно.
- Ничто не происходит слишком поздно.

Они оба посмотрели на звезды, хотя не видели форм друг друга. И каждый представлял звезды по-своему. Хозяин пытался объять необъятное, запомнить все сразу. Гость же смотрел, словно на великую страну, лежащую перед ним. Туда еще предстоит вернуться, обойти невидимые дороги и проскользнуть до самых границ, которых нет.
- Я чувствую в тебе противоречие энергий, - сказал Гость. – То, что называется жалость. Я теперь понимаю. Но мне никого не жаль.
- Пусть тебе будет жаль Вселенную, - возразил Хозяин, и видение белых рассыпающихся игл воспрянуло из небытия. – Познай жалость, ибо белые корабли вырвались и пронзили космос.

И тогда он с невиданной точностью увидел их – и содрогнулся, впервые за бессчетные века своей эфирной жизни. Хозяин только вздохнул в ответ:
- Вот так, чужой друг. Прикоснулся ты к расе неостановимой на горе свое. Я мертвое существо, и вся работа моя – перебирать ушедшее. Вспоминать. Я вылез из трещины в радиоактивном потоке и видел повсюду только смерть, смерть, и я просил духов пустить меня, но они отказали мне. Земля держит меня. Лети и наблюдай, странник.

Гость стал тонким сгустком. Линия разума, которую он ощущал, поблекла и ушла из поля его мысленного зрения.  Он взлетел и понесся через бездну, и думал, думал о белых иглах, что разлетелись во все стороны, покинув обреченный дом на вечные века. То была раса воистину неостановимая. И Гость-из-космоса знал, что никогда больше не быть ему спокойным в этой вселенной.

(2014)


Рецензии